Найти в Дзене
Записки Щербакова

Про учителей и призвание. Ну и мотивацию, конечно.

Я вырос в школе, практически – в учительской. В все потому, что моя мама – учитель, отдавшая своей работе более 50 лет своей жизни. В те годы, большая часть учителей - были люди, искренне влюбленные в свою профессию. И никогда в школе не было больших денег. В советские времена ЗП начинающего учителя была 120 руб., учитель со стажем и опытом зарабатывал 180 руб. Для увеличения дохода в ход шли совмещения предметов, дополнительные классные руководства. Переработки были большие. Я помню, что мы приходили к 8 уходили ближе к 18. А дома – вторая смена – бесконечная проверка тетрадей. Мама всегда говорила: «я иду на работу, как на праздник, школа – мое Призвание». Можно сказать, что сейчас произошла десакрализация труда учителя. Раньше – была миссия. Учитель нес свет знания, растил и воспитывал новых граждан. Чувствовал глубокую ответственность, не только за образование, но и морально-идеологическое воспитание своих учеников. Что сейчас? Школа – это учреждение, оказывающее образовательную ус

Я вырос в школе, практически – в учительской. В все потому, что моя мама – учитель, отдавшая своей работе более 50 лет своей жизни.

В те годы, большая часть учителей - были люди, искренне влюбленные в свою профессию. И никогда в школе не было больших денег. В советские времена ЗП начинающего учителя была 120 руб., учитель со стажем и опытом зарабатывал 180 руб. Для увеличения дохода в ход шли совмещения предметов, дополнительные классные руководства. Переработки были большие. Я помню, что мы приходили к 8 уходили ближе к 18. А дома – вторая смена – бесконечная проверка тетрадей.

Мама всегда говорила: «я иду на работу, как на праздник, школа – мое Призвание».

Можно сказать, что сейчас произошла десакрализация труда учителя. Раньше – была миссия. Учитель нес свет знания, растил и воспитывал новых граждан. Чувствовал глубокую ответственность, не только за образование, но и морально-идеологическое воспитание своих учеников.

Что сейчас? Школа – это учреждение, оказывающее образовательную услугу. Роль учителя в основной массе низведена до лица данную услугу производящую. Можно сказать из профессии исчезла миссия, возможность высшей творческой самореализации и соответствующее ей мироощущение.

Лишая людей бытийной, идеологической составляющей труда, система снижает поток молодых специалистов, приходящих в профессию по призванию.

Я предполагаю, что такая прагматизация приведет в ближайшей перспективе к возникновению дефицита педагогических кадров. Просто, потому что оказание образовательной услуги – само по себе недостаточно чтобы быть призванием и высшим смыслом жизни. Тем более, за учительскую зарплату.

В свое время была очень распространена управленческая притча-метафора по трех каменщиков.

Однажды прохожий спросил у трёх рабочих, занятых одной и той же работой, что они делают.
Первый, не отрываясь от своих камней, пробурчал: «Таскаю эти тяжёлые булыжники».
Второй ответил более уверенно: «Возвожу стену».
Третий же выпрямился, его глаза загорелись, и он с воодушевлением заявил: «Я строю величественный собор, который будет радовать и вдохновлять людей многие столетия!».

Мотивацию при выполнении любой тяжелой и однообразной работы можно повысить, если наполнить ее высшим смыслом и миссией. В советское время у нас об этом хорошо знали. И не то у нас.

Еще в 1959 году Фределик Герцберг придумал свою теорию (в настоящий момент – классическую) в соответствие с которой он разделил все факторы труда на две группы – гигиенические и мотивационные:

  • Гигиенические факторы. Создают базовую атмосферу. К ним относятся зарплата, условия и безопасность организации труда, межличностные отношения, политика компании в области управления. Их дефицит вызывает неудовлетворенность, однако их достаток не приводит к удовлетворенности, а лишь формирует нейтральную, не-негативную среду, которая сама по себе не стимулирует к активным действиям.
  • Мотивационные факторы (связанные с содержанием работы) работают иначе. Их отсутствие может восприниматься спокойно, но их наличие напрямую порождает удовлетворенность и служит мощным стимулом для повышения эффективности. К ним относятся: качество цели и возможность ее достижения, общественное признание, смысловое наполнение работы, возможность профессионального и карьерного роста.

Обращаю внимание - заработная плата относится к гигиеническим факторам. Таким образом, она не является мотиватором в прямом смысле, а лишь предотвращает недовольство, оказывая мотивирующее воздействие лишь в определенных границах.

В настоящий момент модным деловым трендом является акцент на численные методы оценки результатов- системы ключевых показателей. Итогом сложных расчётов, как правило, является премиальный коэффициент. (То есть проблема мотивации сводится к размеру итога заработной платы.). Толи не читали идеологи этих подходов Герцберга в институте, то ли забыли.