Найти в Дзене
А101 Лёрнити

Родительское собрание – эволюция неизбежна

Родительское собрание – анахронизм или необходимость? И то, и другое, и есть нюансы… Разобрались с противоречиями и порой болезненной для родителей и педагогов темой родительских собраний вместе с Дарьей Буюн, методистом направления «Учителя и школы» образовательного бюро «А101 Лёрнити» и руководителем направления Андреем Ноздреватых. В процессе разговора поняли, что формат родительского собрания в виде классической встречи за партами явно устарел. Даша. По моему мнению, родительское собрание – это точка сборки. Особенно если мы говорим о больших собраниях, куда приходят вообще все родители, а школьная администрация рассказывает об общих изменениях и основных событиях. Но у каждого собрания могут быть разные формы, и у каждой формы существует своя цель. Андрей. Потребность собираться в одном месте видится оправданной, когда можно что-то обсуждать. Думаю, что если не нужно получать автограф родителя на документе, проинформировать можно презентацией в почте или постом в официальном соо
Оглавление

Родительское собрание – анахронизм или необходимость? И то, и другое, и есть нюансы…

Разобрались с противоречиями и порой болезненной для родителей и педагогов темой родительских собраний вместе с Дарьей Буюн, методистом направления «Учителя и школы» образовательного бюро «А101 Лёрнити» и руководителем направления Андреем Ноздреватых.

В процессе разговора поняли, что формат родительского собрания в виде классической встречи за партами явно устарел.

Родительское собрание – зачем оно?

Даша. По моему мнению, родительское собрание – это точка сборки. Особенно если мы говорим о больших собраниях, куда приходят вообще все родители, а школьная администрация рассказывает об общих изменениях и основных событиях.

Но у каждого собрания могут быть разные формы, и у каждой формы существует своя цель.

Дарья Буюн, методист направления «Учителя и школы» образовательного бюро «А101 Лёрнити»
Дарья Буюн, методист направления «Учителя и школы» образовательного бюро «А101 Лёрнити»

Андрей. Потребность собираться в одном месте видится оправданной, когда можно что-то обсуждать. Думаю, что если не нужно получать автограф родителя на документе, проинформировать можно презентацией в почте или постом в официальном сообществе школы.

Но если мы представим школу в 3000 детей, то технической возможности обсудить все вопросы в классическом варианте всё равно не представится. Выход — превратить такое собрание в конференцию, когда в большом пространстве организованы «станции», на каждой присутствует педагог, родитель заранее записывается со своим вопросом, а перемещение по станциям напоминает продуманное хорошо организованное движение транспорта по расписанию.

Родителю, очевидно, интересен именно его ребёнок – в каких условиях он получает образование, каковы особенности образовательного процесса, причём не как это устроено в целом, а каково в этом процессе его ребёнку.

Минус привычного собрания ещё и в том, что всегда есть родители, у которых чуть больше болит, и общая беседа на родительском собрании может утянуться в сторону определённых вопросов, которые другим родителям не актуальны.

Андрей Ноздреватых, руководитель направления «Учителя и школы» образовательного бюро «А101 Лёрнити»
Андрей Ноздреватых, руководитель направления «Учителя и школы» образовательного бюро «А101 Лёрнити»

Спросить родителя

Даша. Сегодня родительское собрание может быть посвящено совместному решению проблемы и поиску ответа.

И в этом случае было бы отлично заранее спросить у родителей про их боли и со своей стороны тоже обозначить пункты обсуждения. Тогда у всех в голове будет чёткий план, и все будут понимать, что будет происходить.

Возможно, правильнее заранее обозначить, что на родительском собрании мы не затрагиваем индивидуальные кейсы, но можем поговорить один на один. Но хочу заметить, что родительское собрание все-таки эволюционирует, и нынешние педагоги давно ушли от обсуждений при всех, кто в классе самый успешный, а кто нет.

Андрей. Я всё это примеряю на наши большие школы с классами по 35 человек и нагрузку учителя в 30 часов. На него ляжет отдельная большая задача «подергать» родителей, чтобы сформировать повестку, а родительские вопросы, в свою очередь, потребуют пробежаться по школе и собрать информацию из разных источников.

Даша. И соглашусь, и возражу. Собрания проводятся два раза в год, и как будто педагог может заложить себе время на подготовку и при этом разделить ответственность за подготовку к собранию. В этой коммуникации важны обе стороны – как педагог, так и родитель.

Сейчас во многих школах есть тьюторская служба. И если говорить про индивидуальные встречи с родителями, то их часто ведут тьюторы, и в этом случае нагрузка на классного руководителя чуть меньше, нежели бы он делал всё сам от начала до конца.

Андрей. Тьюторство – относительно новое для нас явление. В государственных школах тьюторами называют людей, которые индивидуально сопровождают ребят с особыми образовательными потребностями, а индивидуальная образовательная траектория с тьютором – пока большая редкость.

-4

Перебираем форматы

– Я так понимаю, что родительское собрание уже меняет свои формы и со временем уйдёт от вида, когда родители сидят за партой, а учитель вещает перед ними, словно они ученики…

Андрей. Я бы задался ещё одним вопросом, на который очень часто у школ не хватает энергии. Это образование родителей.

Когда родитель задумывается, что такое хорошее образование для ребёнка, зачастую он опирается на собственный предыдущий опыт, который невозможно наложить на нынешние реалии.

Родительское собрание, в том числе, нужно для синхронизации воспитательной функции школы и родителя. И пока существует архаичный формат, когда я что-то говорю у доски, было бы неплохо рассказывать о современных рабочих подходах в образовании, которые школа у себя уже внедрила.

Я преподавал в вузе, и мне, например, пришлось объяснять студентке, что коммуникативная методика лучше, чем заучивание списков слов, а именно это она считала эффективной стратегией обучения. Точно так же нужно объяснять и родителям, почему сегодня мы с детьми делаем по-другому, что изменилось.

Поэтому пока мы собираемся в привычном формате, должна быть какая-то добавленная ценность и для родителей, и для школы. Эти образовательные компоненты я бы обязательно включал в часть родительского собрания.

-5

Даша. Абсолютно согласна. Причём это может быть образование по запросу. Если в классе, например, расцветает буллинг, зовём эксперта и все вместе говорим, почему так вышло и какими способами это можно лечить.

Иногда сам классный руководитель затрудняется в своих дальнейших действиях, а приглашённый специалист имеет непредвзятое видение и распишет план действий.

Можно обсуждать не только скоропомощные проблемы, а затронуть вопросы ненасильственного общения, эмоционального интеллекта, как научить ребёнка справляться с эмоциями, как, в конце концов, прожить первую любовь.

Ребёнок проводит много времени в школе, но часто у него нет возможности общаться на важные ему темы в течение дня. С другой стороны, родитель несёт ответственность за своего ребёнка и воспитывает его, но ему не всегда хватает времени, инструментов и знаний. А педагог находится в образовательной среде, он понимает, каких специалистов он может позвать для решений той или иной задачи.

Таким образом, всё это образование можно уместить в полтора часа, так, чтобы родители ушли вдохновлённые и с новыми знаниями, которые помогут им коммуницировать со своим ребёнком.

-6

Также я знакома с фомой собрания, когда родитель пишет своему ребёнку письмо поддержки. Особенно это эффективно в период экзаменов, определения дальнейшего пути. Это может быть и общая карта поддержки, созданная на родительском собрании здесь и сейчас, – на следующий день дети приходят в школу и получают его приятный итог.

Даже в большом классе можно организовать общее родительское взаимодействие, главное – желание и чёткий фокус на цели, и тогда собрание вырастет из скучного сборища в полезную и интересную для всех встречу.

Андрей. Даже суперосознанному родителю не хватает ресурсов и времени замедлиться и сфокусироваться на важном, а здесь он может найти точку опоры и возможность посмотреть не обязательно на сложности, но на этапы взросления ребёнка. И таких встреч точно должно быть больше, чем две в году, чтобы новые форматы хорошо заработали.

Помимо психологического образования, необходимо говорить о методах обучения, например, почему мы именно так преподаём математику и не задаём на три часа домашней работы. У родителей часто присутствует страх упустить что-либо в обучении ребёнка, а мы таким образом делаем прозрачным наши подходы, снимаем родительскую тревожность и предотвращаем активные действия по «неупущению».

-7

Из конфликта в конструктив

– Какие темы вызывают наибольшее напряжение на родительских собраниях?

Даша. Наибольшее волнение вызывает, как правило, тема экзаменов, оценки или конфликт класса с другими учителями.

Часто бывает, что классный руководитель отвечает за действия другого учителя, но при этом боится позвать его на встречу, потому что может случиться противостояние 30 против одного.

Темы выпускных тоже очень чувствительны, поскольку у родителей зачастую есть собственное представление, как должен выглядеть выпускной их детей. Здесь же случаются и большие расхождения по финансовым возможностям. Я присутствовала на таких собраниях, и это не очень приятный опыт.

Андрей. При отсутствии общего конфликта с предметниками у отдельных родителей может быть своё видение преподавания предмета, такие конфликты тоже бывали.

Снизить градус

– Что бы вы могли посоветовать, чтобы снизить градус напряжения на собрании?

Андрей. Попробовать выйти на конструктив. Само собой, не всегда есть средства, которыми можно решить проблему прямо сейчас, но мы должны предложить варианты, которые помогут разобраться, и быть аккуратным в плане отложенных обещаний и решений.

Фраза «Я вас услышал(а)» – вообще нерабочая схема. Без дальнейших шагов, разумеется.

-8

Даша. Я думаю, что в самом начале собрания сразу можно ввести правила, как мы взаимодействуем на нём: уважительно относимся другу к другу, даём высказаться и принимаем во внимание все мнения, даже если у нас другая точка зрения. Такие правила могут быть выработаны совместно с родителями ещё на первом знакомстве, а затем быть основой всех следующих коммуникаций.

Андрей. Идеально, когда во всей школе есть правила, выработанные совместно коллективом, и к ним можно апеллировать. Когда в одном классе одни правила, в другом иные, мы обнажаем классного руководителя и делаем его уязвимым. Насколько может быть устойчивой конструкция, когда нет общешкольных правил, а есть ряд разных в разных классах?

Даша. Но это же правила группы, и они работают для неё здесь и сейчас, ровно так же, как работают другие для соседней. У каждого предметника могут быть на уроке разные правила.

Андрей. Бывает так, что люди ничего не говорят на собрании, а потом выходят и пишут в Департамент (образования). Почему я пытаюсь всё время приподняться на уровень школы. Правила небольшой группы преподавателя никаким образом не защищают.

-9

– Можем ли мы привлекать «арбитров», третьих лиц для решения конфликта, который вскрылся на собрании?

Андрей. Сейчас про это мало пишут, но по идее во многих школах есть служба медиации, куда обращаются родители или ученики в случае конфликта, и специалист помогает двум сторонам договориться. Здесь внимательно разбирают, что чувствует одна сторона и что другая, есть ли ущерб, что нужно сделать, чтобы его возместить.

Родительское собрание для чего нужно? Для того чтобы все участники образовательного процесса могли принимать в нём посильное синергичное участие.

В некоторых школах появилась практика, когда на собрание приглашают старших детей. Это возвращает субъектность ребёнку в отличие от ситуации, когда мама идёт разговаривать про меня без меня, и я не могу ничего сказать. Если в школе создаётся безопасная для всех среда, брать ребёнка на родительское собрание может быть крайне продуктивной идеей, а формат конференции – лучшим вариантом.

Даша. Кстати, если говорить про кипящих родителей, то отдельные родительские чаты без классных руководителей, чаты по интересам – возможно, как раз то место, где родители выливают свой пар и обсуждают, какой плохой или хороший классный руководитель. И можно попробовать написать там, что у них накипело и не кидаться стульями на собрании.

Андрей. Родительские чаты – благословение или проклятие… Когда там начинает преобладать деструктивная динамика, для нее должна быть точка выхода. А то поговорили-поговорили и ничего с этим не сделали. И если там что-то «подкипает», в большинстве ситуаций оно взрывается не там. Далеко не каждый родительский чат имеет адекватных модераторов.

То есть моя гипотеза, что это всё может работать противоположным образом.

-10

Даша. Может быть, да, а может быть, и нет. Есть родительские комитеты и родительские советы, куда, как правило, родители входят добровольно. Думаю, что внутри такого чата могут существовать группы родителей, которые могут разрешать горячие ситуации.

Так или иначе родительские чаты есть и будут всё равно. Опять же этот чат кто-то завёл, возможно, кто-то из родительского комитета, и они предлагают правила коммуникации внутри него.

Я говорю о том, что есть регуляция и саморегуляция, и нет единого рецепта, что хорошо делать, а что плохо. Всё зависит от каждого конкретного случая.

Андрей. Встречи нужны, чтобы регулировать, обновлять понимание. Когда мы не получаем регулярную обратную связь от родителей, мы не можем управлять процессом, и самое плохое в этом «бурлении под крышкой», что всё это влияет на детей.

Родительское собрание – отменить нельзя оставить

– Блиц! Давайте резюмируем. Родительское собрание – анахронизм или необходимость? Почему при любом варианте ответа?

Даша. Родительское собрание НЕ анахронизм, если оно проходит не в форме «говорящая голова», а в форме диалога с родителями. Такое родительское собрание имеет форму и выполняет просветительскую функцию, а не только информативную.

Андрей. Плюсую к Даше. Считаю, что родительское собрание – это необходимость. Изменений происходит очень много, и нам нужно потратить некоторое количество времени, чтобы отрегулироваться, отработать возражения, получить обратную связь, узнать, что родители думают и как с этим жить.

Postscriptum

Вы родитель? Значит, вы полноправная сторона диалога на родительском собрании, и у вас есть как ответственность за все высказывания, так и право принимать участие в общих решениях. Расскажите, как проходят собрания в классе вашего ребёнка.

Может быть, вы родитель, который живёт за границей? Поделитесь, есть ли в школе вашего ребёнка родительские собрания и в каком формате взаимодействуют родители и педагоги?

Вы учитель? Как вы проводите собрания и чем они являются для вас?

Беседовала Лидия Ни