- И мне дурно становится от этой ситуации. Поэтому я тоже выскажусь. Раскрою, так сказать, профессиональные секреты.
- В самом буквальном смысле педагогов в учебных заведениях учат не трогать детей ни при каких обстоятельствах.
- Обнимать ребенка в порыве чувств? Толкать его в спину, чтобы поторопился? Тянуть за руку вон из класса? Нет. Педагогу такое в голову не придет.
Мы обычно не комментируем политические события и инициативы чиновников, но на этой неделе прошла такая странная новость, вызвавшая такую странную реакцию общества, что мы просто не можем остаться в стороне.
«Учителя в Свердловской области не должны трогать школьников ни при каких обстоятельствах, даже если они нарушают порядок» - заявила уполномоченный по правам ребенка в регионе Татьяна Титова, чем просто взорвала интернет.
Вот уже несколько дней бурлят обсуждения в различных пабликах, граждане высказывают свое ценное мнение. Еще хуже: к дискуссии присоединяются якобы эксперты. (Тут должны были быть скриншоты, но я передумала. Кому интересно - могут сами зайти на любой форум и почитать мнения).
И мне дурно становится от этой ситуации. Поэтому я тоже выскажусь. Раскрою, так сказать, профессиональные секреты.
У педагогов есть кодекс профессиональной этики. Наверное, как и во многих профессиях. Это такой неофициальный свод принципов и правил, которые определяют профессиональное поведение педагога. В том числе и в части взаимоотношений с воспитанниками, коллегами, родителями и обществом.
Акцентирую внимание: официального документа на этот счет нет, но в трудовом кодексе, например, есть отдельный пункт об увольнении работника, выполняющего воспитательные функции, за совершение им аморального проступка ( ст.81), а есть так же ст.336 о применении методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника.
И у всех выпускников профильных учебных заведений, что называется на подкорке вбито, что детей трогать нельзя. И я сейчас не про физическое насилие.
В самом буквальном смысле педагогов в учебных заведениях учат не трогать детей ни при каких обстоятельствах.
Мы не должны гладить детей по голове, брать их за руку, класть руку на плечо, обнимать и т.д. Это знают абсолютно все профессиональные педагоги (поэтому комментаторов новости я называю мнимыми экспертами. Если у человека есть педагогическое образование – он не может этого не знать).
Да, нарушаем. Бывают случаи, когда соблюдение этического кодекса неуместно: вот малыш бежит меня обнимать, мне что, уворачиваться? Нет, конечно. Я обниму его в ответ. Не продолжительно и не крепко, а лучше – чисто символически. Вот ребенок протягивает руку – конечно, я ее пожму. Без фанатизма. Но я сама никогда не стану инициатором физического контакта.
Я понимаю, что другая специфика работы у воспитателя в яслях или, например, у спортивного тренера, но я уверена, что там тоже есть рамки. Я вожу своего ребенка в бассейн и вижу, как тренер все прекрасно объясняет словами и личным примером, обходясь без физического контакта.
Обнимать ребенка в порыве чувств? Толкать его в спину, чтобы поторопился? Тянуть за руку вон из класса? Нет. Педагогу такое в голову не придет.
Педагог на то и педагог, что умеет взаимодействовать «бесконтактно». Наше орудие труда – слово. И если вы вспомните ваших учителей, хороших, профессиональных, вы наверняка вспомните, что у них было 100 способов добиться своего без ненужного физического контакта с учениками. Многие в комментариях вспоминают своих учителей, которые били их указкой по рукам и по спине. У меня тоже такие были. И знаете, что я вспоминаю? Указкой колотили по доске, по парте, по спинке стула. Не по ученикам. Я не оправдываю таких методов, лично для меня мелькающая перед глазами указка и раздающийся грохот были страшны до жути, но наши руки и спины были целы (в отличие от психики). А как делали, если хотели выгнать ученика с урока? Останавливали урок, выкидывали вещи. Никто и никогда не брал учеников за шиворот, не прописывал хук слева, не давал пинка. Это недопустимо.
Поэтому мне непонятна как сама суть новости, так и реакция на нее. В чем состоит новость? В том, что педагогам напомнили про этический кодекс? Профессиональному педагогу нет необходимости это напоминать, у него со времен студенческой практики рефлекс. Это примерно то же самое, как если бы появилась новости типа «Новый министр запретил врачам орать на пациентов!» или «Водителям автобусов теперь запрещено давить пешеходов!» или «Кассирам «Пятерочки» нельзя забирать сдачу себе!». Шок, сенсация, скандал.
_________________________
Читайте статьи о буднях педагогов-психологов: