Найти в Дзене

Когнитивная реабилитация после инсульта

Когнитивное восстановление после инсульта — это сложный, но крайне необходимый процесс, который требует терпения, системного подхода и поддержки близких. Но прежде чем перейти к этому этапу, поговорим немного о когнитивных функциях. Когнитивные функции — это высшие функции мозга, которые позволяют нам взаимодействовать с миром: Инсульт повреждает участки мозга, отвечающие за эти функции. Задача реабилитации — восстановить поврежденные связи и «научить» другие зоны мозга брать на себя утраченные функции (нейропластичность). Реабилитация всегда должна быть индивидуальной, основанной на оценке нейропсихолога и психиатра. Компьютерные программы: Специализированные программы (например, CogniFit, BrainHQ) предлагают упражнения на устойчивость и переключение внимания. Бумажные задания (например): Мнемотехники: Использование ассоциаций, визуализации, метод «мест» (локаций) для запоминания списков. Внешние помощники: Упражнения: Это одно из самых сложных направлений, так как часто страдает и ре
Оглавление

Когнитивное восстановление после инсульта — это сложный, но крайне необходимый процесс, который требует терпения, системного подхода и поддержки близких. Но прежде чем перейти к этому этапу, поговорим немного о когнитивных функциях.

Что такое когнитивные функции и почему они страдают?

Когнитивные функции — это высшие функции мозга, которые позволяют нам взаимодействовать с миром:

  • Внимание (концентрация, устойчиво, переключение)
  • Память (кратковременная, долговременная)
  • Речь (понимание, говорение, чтение, письмо)
  • Восприятие (зрительное, слуховое, пространственное)
  • Исполнительные функции (планирование, решение задач, контроль импульсов, многозадачность)
  • Скорость обработки информации

Инсульт повреждает участки мозга, отвечающие за эти функции. Задача реабилитации — восстановить поврежденные связи и «научить» другие зоны мозга брать на себя утраченные функции (нейропластичность).

Ключевые направления когнитивной реабилитации

Реабилитация всегда должна быть индивидуальной, основанной на оценке нейропсихолога и психиатра.

1. Восстановление внимания и концентрации

Компьютерные программы: Специализированные программы (например, CogniFit, BrainHQ) предлагают упражнения на устойчивость и переключение внимания.

Бумажные задания (например):

  • Таблицы Шульте: Поиск чисел в таблице в определенном порядке.
  • Корректурная проба: Вычеркивание определенных букв или символов в тексте.
  • Найди отличия.
  • Повседневные тренировки: Чтение коротких статей с последующим пересказом, сбор пазлов, сортировка предметов по цвету/форме и.т.д

2. Тренировка памяти

Мнемотехники: Использование ассоциаций, визуализации, метод «мест» (локаций) для запоминания списков.

Внешние помощники:

  • Ежедневник, блокнот, календарь.
  • Будильники и напоминания на телефоне.
  • Стикеры с важной информацией в видных местах.

Упражнения:

  • Запоминание списка покупок.
  • Повторение услышанного: «Вчера мы с тобой договорились, что…»
  • Игры в слова (города), заучивание стихов и песен.

3. Восстановление речи

Это одно из самых сложных направлений, так как часто страдает и речь, и понимание.

При моторной афазии (человек понимает, но не может говорить):

  • Стимуляция произнесения звуков, слогов, простых слов.
  • Использование жестов, карточек с картинками.

При сенсорной афазии (человек говорит, но не понимает речь):

  • Работа над пониманием отдельных слов, простых команд.
  • Использование визуальной поддержки (предметы, картинки).

Общие методы:

  • Мелодекламация (пропевание фраз).
  • Логоритмика (сочетание речи с движением и музыкой).

4. Развитие исполнительных функций

Эти функции критичны для самостоятельной жизни.

  • Планирование: Составление плана на день, списка дел, маршрута похода в магазин.
  • Структурирование задач: Декомпозиция большой задачи на маленькие шаги (например, «приготовить завтрак» = достать хлопья, налить молоко, найти ложку).
  • Использование стратегий: Алгоритмы решения проблем («Остановись -> Подумай -> Сделай -> Проверь»).
  • Упражнения: Расстановка последовательности картинок, рассказывающих историю; настольные игры с правилами (шахматы, шашки, домино).

5. Восстановление зрительно-пространственного восприятия

Особенно важно при поражении правого полушария.

  • Упражнения на игнорирование: Стимуляция внимания к «пострадавшей» стороне (обычно левой). Работа с текстом, картинками, предметами, расположенными с этой стороны.
  • Конструирование: Собирание конструкторов, пазлов, кубика Рубика.
  • Ориентировка в пространстве: Чертежи, схемы, рисование карты комнаты.

Когнитивная реабилитация — это всегда работа команды:

  1. Психиатр: Назначает медикаментозную терапию (ноотропы, сосудистые препараты), которая создает благоприятный фон для реабилитации.
  2. Нейропсихолог: Проводит диагностику, составляет индивидуальную программу занятий, работает с когнитивными и эмоциональными нарушениями.
  3. Инструктор: Занимается восстановлением речи, чтения и письма.
  4. Специалист по социальной работе: Помогает адаптировать среду под нужды человека и тренировать бытовые навыки (приготовление еды, уборка) с учетом когнитивного дефицита.
  5. Психотерапевт: Работает с депрессией, апатией, тревогой, которые часто сопровождают инсульт и мешают реабилитации.

Общие принципы и рекомендации для родственников

Раннее начало. Реабилитацию нужно начинать как можно раньше, как только позволит общее состояние человека.

Регулярность и систематичность. Занятия должны быть ежедневными, короткими (до 45 минут), но частыми (2-3 раза в день), чтобы не переутомлять.

От простого к сложному. Начинайте с задач, которые пожилому человеку по силам, чтобы создать ситуацию успеха и поддержать мотивацию.

Создание поддерживающей среды:

  • Минимизируйте отвлекающие факторы (выключите телевизор, уберите лишние предметы со стола).
  • Говорите четко, простыми короткими фразами.
  • Давайте время на ответ, не торопите и не договаривайте за человека.
  • Используйте рутину и распорядок дня — это снижает нагрузку на память и планирование.

Терпение и поддержка. Эмоциональное состояние напрямую влияет на когнитивные способности. Хвалите за малейшие успехи. Избегайте критики и разочарования.

Что может замедлить прогресс?

  • Астения и быстрая утомляемость. Нужно дозировать нагрузку.
  • Эмоциональные нарушения (апатия, депрессия). Требуют отдельной работы с психиатром.
  • Отсутствие мотивации у пожилого человека. Здесь важна роль семьи и создание значимых для человека целей (например, «научиться снова читать газету» или «общаться с внуками»).

На нашем канале мы показываем упражнения, по которым можно заниматься и брать за основу как с пожилыми людьми с когнитивными нарушениями, так и для поддержания мозговой активности у здоровых людей.

Также для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области мы предлагаем когнитивные тренировки, которые проводятся в виде индивидуальных занятий по местонахождению пожилого человека (на дому).

Подробнее с услугой можете ознакомиться по ссылке:

https://lotos-spb.ru/uslugi/individualnyie-kognitivnyie-trenirovki-po-profilaktike-demenczii-u-pozhilyix-lyudej/

Когнитивная реабилитация после инсульта — это марафон, а не спринт. Успех зависит от слаженной работы команды специалистов, поддержки близких и, самое главное, активной позиции самого человека.

Даже небольшие, но регулярные усилия приводят к значительным улучшениям благодаря удивительной способности мозга — нейропластичности.