В мире высокооктановых моторов и обтекаемых кузовов далеко не все истории успеха начинаются с триумфа. Некоторые автомобили, рожденные из амбициозных мечтаний, на старте своего пути сталкивались с разочарованием публики, техническими неудачами и коммерческими провалами. И всё же именно эти «неудачники» со временем сумели обрести второе дыхание, превратившись из отвергнутых в объекты желания коллекционеров и символы целой эпохи. Представляем пять спортивных автомобилей, которые, не оправдав надежд, тем не менее, написали свои имена в истории автопрома.
Jaguar XJ220: Несостоявшийся рекордсмен
Годы производства: 1991–1994 (всего 281 автомобиль)
Изначальная цена: 413 000 фунтов стерлингов — один из самых дорогих автомобилей в Мире
Jaguar XJ220 был задуман как первый суперкар компании, способный развивать 220 миль в час (около 354 км/ч), о чём и говорит его название. Проект начался как инициатива энтузиастов «Субботнего клуба» во главе с техническим директором Джимом Рэндлом, которые работали в своё свободное время. Представленный в 1988 году прототип с двигателем V12 и полным приводом вызвал фурор, собрав около 1500 предзаказов.
Серийная версия 1991 года стала тенью прототипа. Инженеры заменили могучий V12 на 3,5-литровый би-турбодвигатель V6 от гоночного Jaguar XJR-11. Полный привод уступил место заднему, а эффектные гильотинные двери — обычным. Хотя мощность составляла 542 л.с., а разгон до 100 км/ч занимал 3,9 секунды, многие клиенты, ожидавшие V12, почувствовали себя обманутыми и отозвали депозиты.
Несмотря на коммерческий провал, XJ220 доказал свои способности на трассе. Модифицированная гоночная версия XJ220C участвовала в «24 часах Ле-Мана» в 1993 году. Была также создана уличная версия XJ220S с мощностью 680 л.с.. Сегодня XJ220 почитается как символ брийской инженерной мысли и смелой попытки бросить вызов таким гигантам, как Porsche 959.
С 1992 по 2000 год XJ220 удерживал рекорд прохождения круга на Нюрбургринге Нордшляйфе среди серийных автомобилей — 7 минут 46,36 секунды.
Vector W8: Американская мечта из углеволокна
Годы производства: 1989–1993 (всего 22 автомобиля, включая 2 предсерийных)
Изначальная цена: Около 450 000 долларов США
Vector W8 был воплощением мечты американского дизайнера Джерри Вигерта создать первый американский суперкар, способный конкурировать с европейской экзотикой. Его дизайн, напоминающий самолёт-истребитель, и использование аэрокосмических технологий (карбон, кевлар, алюминиевый сотовый монокок) делали его непохожим на всё, что было до него. Рекламные заявления обещали фантастические характеристики: разгон до 60 миль/ч (97 км/ч) за 3,9 секунды и максимальную скорость 389 км/ч.
За громкими заявлениями скрывались суровые реальности. Журнал Car and Driver не смог завершить тест Vector W8, так как все три предоставленных автомобиля сломались. Известный теннисист Андре Агасси вернул свой экземпляр после того, как от горячего выхлопа загорелся коврик в салоне. Ненадёжность, проблемы с доводкой и скандалы вокруг компании подорвали репутацию Vector.
Несмотря на враждебное поглощение компанией Megatech и последующий крах, Вигерт отсудил права на дизайн и попытался возродить бренд с моделью AWX-3, которая так и не вышла в серию. Благодаря футуристическому облику, редкости и громкой истории Vector W8 сегодня считается культовым граалем для коллекционеров.
Для привлечения инвесторов Вигерт годами демонстрировал один и тот же прототип W2, постоянно перекрашивая его и внося мелкие изменения, чтобы создать видимость нескольких рабочих машин — трюк, позаимствованный у Кэрролла Шелби.
DeLorean DMC-12: Нержавеющая икона кино
Годы производства: 1981–1983 (выпущено около 9000 автомобилей)
Изначальная цена: Около 25 000 долларов США
DMC-12 был детищем Джона Делореана, бывшего вице-президента General Motors, задумавшего создать «этичный спорткар». Дизайн будущей легенды с дверями «крыло чайки» разработал сам Джорджетто Джуджаро, а техническую часть помогала дорабатывать компания Lotus. Главной особенностью автомобиля стал кузов из листовой нержавеющей стали, не подлежащей окраске.
DeLorean не оправдал ожиданий как спортивный автомобиль. Его 2,8-литровый двигатель V6 мощностью 150 л.с. разгонял машину до 100 км/ч за 10,5 секунды, что было весьма посредственным показателем. Качество сборки на новой фабрике в Северной Ирландии, где работали неопытные работники, оставляло желать лучшего, что приводило к многочисленным возвратам. Банкротство компании усугубилось после ареста Джона Делореана по сфабрикованному обвинению в наркоторговле.
DeLorean обрёл бессмертие в 1985 году, став машиной времени в трилогии «Назад в будущее». Эта роль навсегда закрепила за ним образ футуристического и необычного автомобиля. Энтузиасты поддерживают жизнь марки, а компания DMC Texas до сих пор занимается восстановлением и продажей запчастей.
Несмотря на то, что DeLorean создавался прежде всего для американского рынка и оснащался левым рулём, было выпущено несколько праворульных экземпляров для Великобритании.
De Tomaso Pantera: итальянский стиль и американская мощь
Годы производства: 1971–1992 (всего 7260 автомобилей)
Изначальная цена: Около 10 000 долларов США
Pantera, что означает «пантера» в переводе с итальянского, была разработана для замены модели Mangusta. Дизайн создан американцем Томом Тьярдой в ателье Ghia. Автомобиль со среднемоторной компоновкой сочетал в себе итальянскую элегантность и мощь американского 5,8-литрового двигателя V8 от Ford. Изначально Pantera импортировалась в США через дилеров Ford, что сулило ей грандиозный успех.
Реальность оказалась суровой. Первые автомобили, попавшие в США, страдали от низкого качества сборки, минимальной антикоррозийной обработки и плохой подгонки деталей. В ходе краш-тестов, проведённых Ford, выявились неудачные инженерные решения кузова. Ужесточение экологических норм в США в 1972 году привело к снижению мощности двигателя, а в 1975 году Ford и вовсе прекратил официальные продажи Pantera в Штатах.
Несмотря на уход с американского рынка, De Tomaso продолжила производство Pantera в меньших масштабах, выпустив такие модификации, как люксовая Pantera L и более мощная GTS. Pantera сегодня ценится как один из самых харизматичных суперкаров 1970-х, удачно сочетающий агрессивный дизайн, громкий V8 и относительную доступность.
Владельцы ранних Pantera жаловались, что коробка передач ZF издаёт больше шума, чем сам двигатель Ford.
Ferrari 400: Нелюбимый аристократ
Годы производства: 1976–1979 (502 автомобиля, из которых 355 — с автоматической коробкой)
Изначальная цена: Около 40 000 долларов США
Ferrari 400 стала продолжением линии больших четырёхместных купе с передним расположением двигателя. Её главной инновацией стала доступность автоматической трёхступенчатой трансмиссии BorgWarner — впервые для серийного Ferrari. Под капотом располагался 4,8-литровый V12 мощностью 340 л.с., а дизайн от Pininfarina был сдержанным и элегантным.
Ferrari 400 прозвали «анти-Феррари». В эпоху, когда покупатели ждали от марки экзотических суперкаров со средним мотором, как Berlinetta Boxer, 400 предлагала совсем другое: комфортный круизер для длинных путешествий. Большой вес (1700 кг) и наличие «автомата» (им оснащались более 70% машин) отталкивали пуристов. Модель также не поставлялась официально в США, что ограничивало её рынок.
Несмотря на холодный приём, линейя 400-х (включая пришедшие на смену 400i и 412) оказалась долгожителем, продержавшись в производстве до 1989 года — 16 лет. Сегодня этот автомобиль находит своих преданных поклонников, которые ценят его за уникальность, роскошь и неповторимый характер настоящего гран-туризмо, не похожего на другие Ferrari своей эпохи.
В 1979 году 400-я модель эволюционировала в 400i, где карбюраторы заменили на систему впрыска топлива. Парадоксально, но это привело не к росту, а к снижению мощности — до 310 л.с..
Заключение
Эти пять автомобилей напоминают нам, что легендарный статус редко бывает прямым следствием коммерческого успеха или безупречности конструкции. Подлинная икона рождается на стыке смелой идеи, трагических неудач и неувядаемой ауры уникальности, которая заставляет людей вспоминать о ней спустя десятилетия после последнего выпущенного экземпляра.