Найти в Дзене

Ведьма для князя (55)

Ярине уже давно не хватало времени на сугубо женские занятия, такие как рукоделие и управление теремной прислугой. Не успевала даже присматривать, как пополняются княжеские запасы перед предстоящей зимой. Все ее время было занято делами сугубо мужскими, хоть формально, в отсутствии князя Юрия и его старших сыновей, княжил в Суздали старший сын Ярины Василько.

Ярина ужасно скучала по мужу. В последние годы Юрий чаще всего бывал в отъезде. Долгими ночами она не могла заснуть, жаждала и одновременно страшилась, возможных видений, приоткрывающих завесу будущего. Но сны посещали ее редко и те были самыми обычными, какие снятся всем простым смертным и являются отголосками прошедшего дня.

Василько рвался на помощь к отцу. То, что в этот раз князь Юрий не взял его с собой, а поручил быть в Суздали, огорчали горячего юношу. Он был уже в том возрасте, когда заботливые родители подбирали для своего чада подходящую жену, когда проживались первые победы и поражения, а кровь бурлила неукротимо в жажде движения и приключений. Но приходилось сидеть в Суздали, да еще и под присмотром матушки к словам которой прислушивались бояре, пропуская мимо ушей его собственные высказывания. Не нравилось Василько, что мать настаивала на участии в решении важных вопросов и младших его братьев - Мстислава, Ярослава и Святослава. Не у дел оставался лишь меньшой отпрыск князя Юрия, Михаил, да и то по младости. Было ему в ту пору всего пять лет.

-Пятьдесят мечей, двадцать щитов, да десять возов с хлебом отправим завтра в стан князя! - бубнил монотонно боярин Яволод, отчитываясь перед княгиней о проделанной за седьмицу работе.

-Что скажешь, Василько? - обратилась Ярина к сыну, выводя его из полусонного состояния.

-Мало! - ответил Василько, поднимаясь с места, что все собравшиеся на совет могли видеть его, - Отчего щитов так мало? Да и зерна нужно войску много боле!

Яволд взглянул на Ярину, явно ища поддержки.

-Чтобы сделать один щит, нужна неделя работы мастера, а мастеров у нас мало! - спокойно пояснила Ярина, - А хлеб и нам тоже нужен, негоже людей обескровливать...

Василько насупился - мать снова поставила его на место. Раз уж не интересно ей его мнение, так и не спрашивала бы! Он залился краской стыда до корней волос, и от этого его гнев лишь усилился.

-Из Ростова еще припасы направлены будут, да дань, взятая с принадлежащих твоему батюшке земель пойдет аккурат на нужды войска! - поспешил добавить Яволд.

"Хоть и маловероятно, но кто ж знает, не Василько ли займет со временем место отца?" - думал боярин, глядя на вспыльчивого юношу, и хотел остаться в его память сторонником, а не противником.

-Кстати, как дела в Ростове? Как справляется молодая княгиня Улита? - спросила Ярина, переводя тему на другое.

-Князь Андрей при ней оставил брата, Якима Кучко. Парень он весьма прыткий и изворотливый, не даст случится плохому с сестрой и племянником. Да и воевода в Ростове опытный! - взял слово воевода Деян, отвечавший за безопасность Суздали.

-Плохо, все же, что столь молодая жена, остается одна в Ростове! Но, раз такое решение принял князь Андрей - то так тому и быть!

Члены совета начали расходиться, предварительно кланяясь княгине и ее сыновьям. Княжичи встали с мест своих последними. Василько хотел остаться наедине с матерью, чтобы, в который уже раз, высказать все наболевшее, но тут со двора раздались стук копыт, конское ржание и приветственные возгласы дворового люда. Первым у окна оказался Святослав и закричал радостно:

-Отец! Отец приехал!

Ярина тоже бросилась к окну, желая лично убедиться, что сын не обознался. Святослав был прав. Ярина видела, как муж выбирается из седла. В его движениях уже не было той, прежней, легкости, свойственной молодости. Его ноги тяжело коснулись земли и обретя равновесие Юрий поднял глаза вверх, словно почувствовал на себе взгляды Ярины и детей. Увидев их, князь приветственно вскинул руку и поспешил на крыльцо.

Младшие сыновья уже мчались отцу на встречу. Ярина спешила следом за ними. Рядом с матерью оставался только Василько, почтительно пропустивший ее вперед и это проявление уважения не могло не порадовать княгиню, ведь несмотря ни на что, сын показывал должное воспитание и почтение.

Они нагнали младших, когда те уже висели у отца на шее, позабыв, как надо вести себя с князем. Юрий не возражал. Василько подошел к отцу, поклонился, получив в ответ тройное лобзание и объятие. Юрий явно любовался сыновьями, которыми так щедро наградил его Господь. Каждый красив по своему, наделен умом и характером. Каждому желал оставить Юрий клочок земли, соответствующий их статусу потомков великих киевских князей, ведущих свой род от самого князя Владимира, крестителя Руси. Ради того и воевал сейчас, отстаивал свое право.

Ярина, со слезами на глазах, наблюдала за этой встречей. Ей не терпелось самой прижаться к теплой груди мужа, ощутить долгожданное прикосновение его рук, но она уступала это право детям, ибо ее временем была ночь, когда муж всецело принадлежал только ей и никому больше. Наконец Юрий заметил её и поставил на пол Михаила, прибежавшего из своей горницы и по праву самого младшего, подхваченного отцом на руки.

-Ярина! - шепнул Юрий, не стесняясь сыновей крепко обнял жену и принялся целовать ее волосы.

В тот день было много разговоров и расспросов. Говорил в основном Юрий, сыновья спрашивали. Оказалось, что прибыл князь не предупредив, с малым отрядом, так как испытал острое желание побывать на родной земле перед началом большого боя. Эти слова укололи Ярину в самое сердце. "Уж не предчувствии ли грядущей беды так тянуло его сюда?!" - подумала она.

Ночью Юрий шептал ей, что истосковался больше всего по ней.

-Без твоего благословения не будет мне удачи! - говорил прямо ей в ухо, и от его горячего дыхания было приятно и немного щекотно.

Князь пробыл в Суздали всего два дня. С собой увозил подготовленные обозы.

-Жди вызова в Киев! - сказал он на прощание Ярине.

"Только останься в живых!" - кричало ему вслед ее сердце.

Так же внезапно, как в Суздаль прибыл князь Юрий, в Ростов нагрянул Андрей. Улита, уже привычная к отсутствию мужа и ничуть не тяготящаяся этим, с трудом нацепила на лицо приветливую улыбку и спустилась из своих горниц вниз, велев принести туда и сына.

Глядя, как Андрей тетешкает мальчика, Улита с трудом сдерживала раздражение. "И чего это он сюсюкает над ним!? Ведет себя не как князь, а как старая нянюшка! Кого из сына мне вырастит?!" Но помня о разговорах с братом Якимом, который настаивал на том, чтобы Улита всячески почитала и ублажала мужа, хотя бы для видимости, молодая княгиня продолжала растягивать губы в улыбке так, что ломило за щеками.

-Если б ты знала, как я рвался к тебе, люба моя! - сказал Андрей наконец, отдавая сына няньке и прося ее кивком головы оставить его с женой наедине.

Ответных слов не дождался. Улита лишь опустила глаза в пол, что Андрей принял за еще не оставившую ее девичью стыдливость. "Молода еще слишком, хоть и родила мне сына!" - при таких мыслях сердце Андрея наполнялось невыносимой нежностью, вызывавшей на глаза слезы.

Два дня пролетели для Андрея быстро, чего нельзя было сказать об Улите. Ей хотелось кричать, едва они оставались с Андреем наедине, просить его уйти, оставить ее в покое. Но ничего этого она не делала, терпела его лас...ки, словно деревянная, бездушная, кукла.

Андрей дал на прощание указания Якиму и воеводе, вскочил на коня и резко рванул с места, словно боялся помедлить и остаться.

На лице Улиты проступило явственное облегчение и она собралась уже вернуться в терем, как ее остановил злой шепот Якима:

-Ты что творишь, сестра?!

-О чем ты?! - удивилась Улита.

-Да ты едва в пляс не пустилась у всех на виду! На тебя вся дворня смотрит, а у тебя ни печали в лице, ни слезинки!

Улита скривилась больше от обиды и гнева на брата, чем в желании притвориться перед дворней, но Якиму это понравилось. Он приобнял сестру, как бы утешая, и повел ее в терем.

Едва они остались одни, Улита скинула руку брата со своего плеча и отстранилась.

-Хватит, Яким! Я и так из последних сил держусь! Надеюсь, он с того похода не вернется!?

Яким взвился, словно Улита его ударила кнутом.

-Чего мелешь, ду...ра! Молись, что бы князь Юрий победил, да опосля недолго жил! Твой муж - старший сын и ему все достанется! А коли он помрет, что с тобой будет? Вспомни про судьбу Ефросиньи...

Улита помнила. Когда схоронили князя Ростислава, Ефросинья вернулась в Суздаль и затворницей долгое время сидела в княжеском терему. Княгиня Ярина выпросила у князя Юрия дозволение поселить ее с детьми в небольшом селении близ Суздали, да разрешить с податей того селения кормиться. Видно тошно Ярине было видеть в Суздали кислое лицо Ефросиньи, вот и спровадила! Улите, с ее озлобленным сердцем, не дано было понять, какую милость оказала на самом деле Ярина вдове Ростислава. В дали от Суздали, Ефросинья смогла хоть немного унять свою уязвленную гордость, почувствовать себя свободной и независимой. У нее был свой кров, немного слуг, пища. О большем вдовая женщина и мечтать не могла.

Напоминание о Ефросинье сбило с Улиты спесь. Яким, видя что бравада сестры спала, поспешил продолжить:

-Только через возвышение Андрея, мы получим в руки такую власть, что сможем отомстить и за нашего покойного батюшку и за твое, несбывшееся счастье!

-Тебе легко говорить, - огрызнулась Улита, - Это не ты вынужден делить постель с врагом...

-Такова доля женщин! - рассмеялся Яким, - Мы, мужчины, гибнем в сражениях, а вы, женщине, должны терпеть...

-Прекрати, Яким, и без того тошно!

-Просто ты, сестра, не о том думаешь! Ты - боярская дочь, уже стала княгиней Ростовской! И это только начало! Ты можешь взлететь так высоко, что многим и не мечталось! И при том, ты имеешь над мужем такую власть, что он готов все бросить к ногам твоим! Воспользуйся эти подарком небес, сестра!

Снова полетело, покатилось, неумолимое время вперед, отсчитывая вехи по тем, или иным событиям. Долго готовились к битве два претендента на Киевский стол. Каждый день в Суздали и в Ростове ждали новостей с нетерпением и тревогой. Судьба каждого зависела от исхода той великой битвы. В это время две женщины узнали о том, что судьба уготовила им снова стать матерями, подарить жизни еще одним человеческим душам. Неожиданно для себя самой, да и для окружающих, понесла княгиня Суздальская Ярина. Сама не знала, радоваться или огорчаться. Время-то было неспокойное, смутное, да и лет Ярине уж было не мало...Но, против воли Бога не пойдешь, и снова достали в Суздальском тереме колыбель, в которой спали все младенцы-княжичи. Отмыли, отполировали до блеска сей символ ожидания новой жизни.

Шилось приданое для младенца и в Ростове, где Улита также ощутила последствия двухдневного визита мужа. Радовался Ростов, радовался Яким, плакала ночами Улита, вспоминая, что предстоит вновь пережить ей. И все продолжали ждать, ибо жизнь человеческая и состоит из одного сплошного ожидания...

Ведьма для князя | Вместе по жизни. Пишем и читаем истории. | Дзен

Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Подписывайтесь на мой Телеграмм канал, что бы быть не пропустить новые публикации.

Поддержать автора можно переводом на карты:
Сбербанк: 2202 2067 5653 0312