Найти в Дзене

Морская стража. Главы 78, 79. Пираты Гвинейского залива. Индийская тюрьма. Гвинейский залив – оплот морского разбоя.

Начало читайте здесь. Главы 75,76, 77 Глава 78. Пираты Гвинейского залива. Хроника пиратства Международное морское бюро (IMB) опубликовало статистику по нападениям на морские суда. Число нападений в мире в 2020 году возросло на 20% по сравнению с 2019 годом: с морских судов были похищены 135 членов экипажа, при этом на Гвинейский залив пришлось более 95% похищений. Так, рекордные 130 членов экипажа были похищены в 22 отдельных инцидентах в Гвинейском заливе. Самое дальнее похищение экипажа в 2020 году произошло почти в 200 морских милях от суши. Рост числа похищений людей вдали от береговой линии демонстрирует растущие возможности пиратов. …проблема морского пиратства в Гвинейском заливе также находится в фокусе внимания Европейского союза. В 2013 г. руководство ЕС приступило к реализации Программы по обеспечению безопасности стратегически важных морских маршрутов в Гвинейском заливе (CRITICAL MARITIME ROUTES IN THE GULF OF GUINEA PROGRAMME, CRIMGO). Данная инициатива была направлена

Начало читайте здесь.

Главы 75,76, 77

Глава 78. Пираты Гвинейского залива.

Хроника пиратства

Международное морское бюро (IMB) опубликовало статистику по нападениям на морские суда. Число нападений в мире в 2020 году возросло на 20% по сравнению с 2019 годом: с морских судов были похищены 135 членов экипажа, при этом на Гвинейский залив пришлось более 95% похищений. Так, рекордные 130 членов экипажа были похищены в 22 отдельных инцидентах в Гвинейском заливе. Самое дальнее похищение экипажа в 2020 году произошло почти в 200 морских милях от суши. Рост числа похищений людей вдали от береговой линии демонстрирует растущие возможности пиратов.

…проблема морского пиратства в Гвинейском заливе также находится в фокусе внимания Европейского союза. В 2013 г. руководство ЕС приступило к реализации Программы по обеспечению безопасности стратегически важных морских маршрутов в Гвинейском заливе (CRITICAL MARITIME ROUTES IN THE GULF OF GUINEA PROGRAMME, CRIMGO). Данная инициатива была направлена на защиту торговых маршрутов вдоль западного побережья Африки — региона, где в том числе ведётся добыча нефти. Также среди целей Программы обозначались борьба с наркотрафиком, незаконной торговлей оружием и др. Объем финансирования для реализации CRIMGO составил 4,5 млн евро из фонда ЕС «Инструмент стабильности». Странами-участниками были определены Бенин, Габон, Камерун, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Того, Экваториальная Гвинея.

С точки зрения экспертов Балтийского и Международного морского совета (BIMCO), для подавления пиратской активности у западного побережья Африки необходим достаточно небольшой наряд сил: два фрегата с вертолетами и один морской патрульный самолёт, однако их присутствие в районе должно быть постоянным и осуществляться в формате патрулирования. Обращает внимание, что предлагаемый вариант военного развёртывания сопоставим с присутствием подразделений ЕС в районе Африканского рога. Однако политическое решение на уровне ЕС о запуске отдельной военно-морской операции по аналогии с ATALANTA в Гвинейском заливе не принято. При этом мандат EU Naval Force — Somalia продлён до 31 декабря 2022 г.

Очевидно, что для решения проблемы пиратства только военных усилий недостаточно. Как и в случае с Сомали, необходимы серьёзные позитивные изменения социально-экономической ситуации на территории государств, расположенных вдоль побережья Гвинейского залива…

Сразу на выходе из порта наш дизель-электроход попал в крепкий шторм: подул ветер с юга, высокие волны рядами. Однако непогода не препятствовала движению, а наоборот, ускоряла ход: волны били в корму, течение и ветер несли судно с большой скоростью вперёд.

Мастер недоумевал:

– Думал, будем еле-еле плестись – за время стоянки корпус сильно оброс ракушками, а мы мчим как круизный лайнер – приходим в ремонт раньше срока. Придётся лечь в дрейф.

– Давайте встанем до пиратской зоны! – взмолился я. – Были б автоматы – пофиг! А у нас даже старой винтовки «Мосина» нет...

Хасан Юсупович заверил:

– Что я не понимаю? Конечно, ляжем в дрейф в спокойных водах, где-то рядом с Анголой…

На судне каждый день продолжали происходить забавные, трагикомические истории, препятствующие работе охраны.

Старпом явно тяготился службой – слаб здоровьем, ленив, недалёк. Вместо того чтобы нам помогать, всячески препятствовал. А второй помощник Павел, напротив, развил бурную, кипучую деятельность.

– Я служил в армии, в отличие от большинства моряков! Я знаю, что такое риск! Мастер и чиф думают только о покраске, но я понимаю, что пираты – это не шутка. Особенно после просмотра ваших клипов и видеороликов. Надо их мастеру показать. Лично я готов вам во всем помогать! Положитесь на меня и матроса Дениса. Мы на вашей стороне! Мы в армии служили, в отличие прочих штатских…

Соглашаюсь, наглядность лучший аргумент. Рахимов, посмотрев видеоклип захвата танкера, обстрел из гранатомётов балкера, перестрелку секьюрити с бандой налётчиков, материалы захвата «Фаины» и «Московского университета», отражение нападения охраны юаровцев – активную перестрелку и впадает в некоторое замешательство:

– Я думал про действия пиратов больше пиара. Я потороплю механиков и чифа.

Наконец-то – проняло жуликоватого мастера!

Глава 79. Гвинейский залив – оплот морского разбоя

Примерно 63% от всех случаев нападений на корабли в Гвинейском заливе произошли в пределах 12-мильной прибрежной зоны. Согласно международному праву, эти инциденты не считаются пиратством. Однако только в нигерийских территориальных водах за прошлый год случилось 339 атак на суда, сообщают военно-морские силы страны. Власти африканского государства признают часть вины за недостаточные меры безопасности у своих берегов. Однако правительственные силы не готовы отвечать за нападения на корабли в международных водах, даже если они совершаются выходцами из Нигерии.

Например, в конце января этого года судно Rowayton Eagle было атаковано в 200 морских милях от побережья Африки. Так, за короткий период зона «охвата» пиратства значительно вышла за пределы прибрежной зоны.

На руку разбойников играет и тот факт, что Гвинейский залив занимает седьмое место по мировым запасам нефти и девятое по объёмам газа. Это стратегически важный регион для иностранных нефтяных компаний, таких как Total, ExxonMobil, Schell или ChevronTexaco. Они просто не могут отказаться от судоходства у берегов Африки.

Бандиты используют любопытную методику при нападениях: в начале прошлого месяца, 7 февраля, пираты захватили рыболовецкое судно LIANPENGYU 809 под флагом Габона, принадлежащее китайской компании Dalian Lianpeng Ocean Fishery Co.Ltd. Судно превратили в «материнскую» базу для совершения новых атак. На следующий день пираты напали на танкер MADRID SPIRIT. Группа из шести разбойников приблизилась к нефтевозу и обстреляла его. Спустя два дня, 9 февраля, пираты атаковали танкер MARIA E и проникли на борт. Экипаж укрылся в цитадели. В качестве плацдарма для нападения бандиты снова использовали захваченный китайский тунцелов, проделав путь в 140 морских миль на моторных лодках. Импровизированная база помогла совершить нападение ещё на два судна – SEA PHANTOM и SEA KING. Португальские военные корабли, патрулировавшие залив к востоку от острова Сан-Томе, так и не смогли обнаружить дерзких солдат удачи.

Представители морского грузоперевозчика   устали от многократно повторяющихся атак на свои корабли. Датский гигант призвал международное сообщество отреагировать на происходящее и оказать сопротивление пиратам в акватории Гвинейского залива.

«Дания может повлиять на ситуацию, но точно не решит проблему в одиночку», – предупредил министр обороны страны Трин Брамсен.

Ежедневно Гвинейский залив пересекает более 1500 судов, 50 из которых принадлежат европейской компании «Maersk». Захват моряков в регионе поставлен на поток. Проблему безопасности экипажей судов можно преодолеть с помощью привлечения частных военных компаний. Профессионалы в области безопасности способны решить вопрос с пиратами раз и навсегда, однако Нигерия препятствует урегулированию. Дело в том, что в Гвинейском заливе для развёртывания частной военной миссии необходимо сотрудничество с национальными силами безопасности прибрежных стран, а договориться об этом непросто.

Эта проблема уже давно вышла на международные площадки и как одно из решений предлагается направить в страну военно-морской контингент. Так уже произошло в Аденском заливе. Однако пока достигнуть понимания в этом вопросе не получается. В Сомали ситуация проще: не нужно договариваться со многими игроками, ведь африканский рог, в отличие от вогнутого Гвинейского залива, окружен международными водами, а береговая линия достаточно длинная. Борьба с пиратством – общемировая проблема, поэтому африканские государства и представители международного сообщества должны выработать общую стратегию против морских разбойников. В противном случае Нигерия станет для пиратов современной Тортугой.

Павел предложил организовать цитадель не просто в машинном отделении, а в длинном тоннеле в сторону румпельной. Прошли, посмотрели – верное решение.

– Тут есть кладовая: я туда могу натаскать запас воды во флягах и сухой паек из запаса для шлюпок.

– Ты молодец! – радуется Парамон. – Павел, с тобой мы точно не пропадём!

Не хочется опять оказаться в туземной тюрьме. Хватит! Насиделся...

- А ты сидел? - удивился Павел.

- А то! Хотите расскажу?

- Конечно!!!

Правдивый рассказ Блинова об индийской тюрьме

Не знаю как у вас, но за себя могу сказать точно - в сложных, критических ситуациях, жизнь иногда даёт такой крен, что полностью меняется вся картина мира. Вроде всё шло ровно, по более-менее понятному плану, и вдруг как-то резко всё меняется, и как правило - в не хорошую для тебя сторону.
Мы тогда закончили длинный и тяжёлый транзитный рейс на индийском танкере, ходили в Судан. В общем-то это были неспокойные дни, так как индусы в полуобморочном состоянии выходили на вахты, потому что им везде мерещились злые сомалийские пираты. Да и дорога обратно - через зону повышенного риска – HRA: Красное море, Баб-Эль-Мандеб, Йеменский залив... Индийский океан мы прошли вдоль западного берега Индии. За пару дней до финиша получили указание от оператора сниматься нашей группе с танкера на седьмом градусе северной широты, рядом со Шри-Ланкой.
«Сиамен Гард Огайе» - это плавучая оружейка, ну и гостиница, а перегнали нас туда для того, чтобы сэкономить на гостинице в Шри-Ланке. Жадины, эти американские хозяева. Мы пришли в точку как обычно, погода была великолепная. С танкера снялись со всем снаряжением, что было тоже отдельным приключением. На «сименгарде» народа - битком. В основном всё старые знакомые, коллеги, правда, встретили и несколько бриттов, индусов. Кэп и стармех - одесситы. Одесситы в самом нехорошем значении этого слова. Потом ещё одного их земляка подвезли. Ну, в целом сплошной интернационал. Не знаю зачем, видимо из жадности, эти два руководителя парохода-оружейки, решили провернуть маленький бизнес. Они решили нелегально заправиться топливом, в обход официальных служб на Тутикорине. Это на юге Тамил-Наду. Дело было, по их мнению, выгодное. Но, как оказалось – хлопотное. В результате этого бизнеса, всё хозяйство, включая их корабль, команду, личный состав охраны, их оружие и снаряжение, под конвоем кораблей береговой охраны, под прицелом турельного оружия, было доставлено в порт Тутикорин.
Но обычно в морях такие недоразумения решаются довольно просто, хотя и дорого: приезжает гонец - представитель фирмы с чемоданчиком, серьёзные дяди договариваются и корабль со всем содержимым уходит, выключив ходовые огни и АИС. Так происходит почти везде и почти всегда. Но здесь надо принять во внимание факт, что Тамил Наду - это очень необычный индийский штат.
Опуская подробности скажу, что в результате, самый “справедливый” суд “прилепил” нам по семь с половиной лет строгого режима. В обвинение вошли: пересечение государственной границы Индии с автоматическим оружием, не декларирование этого самого оружия и попытка совершить сделку с топливом без разрешения властей. Если кому интересно, то случай этот расписан и есть в интернете, так как я-то рассказал самый маленький кусочек из всего для того, чтобы начать рассказывать, собственно, одну из историй о жизни узников тюрьмы «Ченнайский централ».

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Прошло примерно полтора года, как нас записали в огромную, прошитую бельевыми верёвками, книгу арестантов. Но мы уже обжились, вели хозяйство, стояли вахту кухонную и по камере. (Мы называли – по камбузу и кубрику). Готовили себе сами, ибо предложенную нам пищу вкушать было нереально. Я всегда весело выслушиваю похвальбу любителей индийской и тамильской кухни – да,ребята, попробовать, конечно, можно, но употреблять это каждый день - просто нереально. Мы практически ни в чём не испытывали нужды. Одежда, обувь, - все было. Да и одежды там особо много и не надо: в самые жаркие месяцы мы ходили в «люнге», некой длинной и широкой одежде, по сути - юбке, на ногах сандалии-шлёпки, на теле – «майки-алкоголички». Никогда не голодали, то есть вообще не голодали. Была возможность делать покупки в местном «чепке», то есть тюремном ларьке. Единственное в чём была проблема, это проблема курильщиков. Сигареты были там просто запрещены, и в посылках с родины, даже те, кто не курил, всегда заказывали сигареты для того, чтобы раздать их в момент получения этой посылки всем - кто курил. В тюрьме мы жили экипажем, жили в общем дружно, и в этом было наше спасение от всего окружавшего нас театра абсурда. Просто Кафка на помойке. Но главное, что вызывало непередаваемый восторг, так это газеты и книги, чего мы были лишены просто по факту территориального нахождения тюрьмы. И однажды очередным жарким и солнечным днём, мой дружище Андрюха встретил «шныря», из числа добровольных помощников. По национальности - томилец. И тот ему сообщил, что мне прислали посылку, которая находится в «тауэре». Ну, или точнее - в здании администрации тюрьмы. Андрей сообщил эту новость мне, и мы вместе с ним и шнырём отправились на встречу с долгожданной радостью. В помещении, где находился дежурный, как всегда, было не протолкнуться, так как это была и комната свиданий, и зал инструктажей, и ещё для множества всяких разных функций помещение. Обычно, коробка с посылкой стояла на деревянной лавке. Её надо было открыть сломанными ножницами, взятыми у дежурного, показать содержимое и, если дежурный был нормальный, спокойный, а таких в тюрьме было большинство, ну по отношению к нам хотя бы, то угостить его конфетами. И конечно, одарить шныря, за добрую весть. Мы всегда так делали, мы не жадные. Но в этот раз насторожило то, что дежурный как-то не интересуется нами, посылкой, смотрит в сторону, типа изучает решётку на окне... К чему бы это? Ответ получили от Андрюхи.
Мрачным, удивлённым голосом он сказал: «Ну не уроды ли вы? А!?» Теперь и я уже увидел всё своими глазами: там в углу на полу, в драном дерюжном мешке лежала моя посылка от друзей.
Мало того, что всё внутри было мокрое, пакет с гречкой был разорван и крупа была на всём содержимом: книгах, конфетах, различных пакетиках. Дежурный помощник сказал, что это почта виновата. Мол, что так и принесли. И я ему поверил, потому что ему и правда было неловко. Ну что ж, а нам по крайней мере, есть чем заняться в ближайшие часы. В «кубрике», разложив всё на старых газетах, мы начали операцию спасения. Больше всех пострадала книга - отличное издание ”Живой журнал” Евгения Гришковца. Писателя, мысли в произведениях которого мне очень близки, да мы с ним и ровесники. Книга промокла насквозь и между страниц прилипла крупа гречки. Сотни страниц...
Я перекладывал веточками и палочками для вентиляции, очищал от крупы и дико негодовал: мои замечательные друзья, зная, чем меня порадовать, собрали, нашли, купили и выслали. А отправка посылки в Индию из Эстонии стоит дороже содержимого. Очень дорого стоит послать. За пару дней кропотливой работы книгу я просушил. Конечно, выглядела она ужасно, но была дорога мне как тёплый Привет с Родины, привет от моих друзей. Читал её с величайшим удовольствием, обсуждал некоторые прочитанные абзацы вслух с коллегами. Смеялись. Книга прекрасная, но как всё хорошее в этом мире - конечно, и эта книга - прочитана. Однако жизнь продолжается даже в тюрьме, и вот однажды мы с Андреем, гуляя с целью физической нагрузки, зашли в блок, где находились мастерские по пошиву одежды для заключённых и работал старинный чугунный ткацкий станок, эдак начала ХХ века, на котором ткали марлю, а также была мастерская в которой склеивали картонные папки для уголовных дел. Ибо в Индии все судебное делопроизводство до сих пор было на бумаге.
Прогуливаясь по территории, здороваясь с сидельцами-работниками, заглянули в некий закуток- выгородку, где, к нашему удивлению, была переплётная мастерская. С древними ножами для обрезки бумажных кип, титаническим прессом для склейки и разными нужными в хозяйстве дельными вещами. Вся картина внутреннего убранства этой мастерской внезапно трансформировалась в идею. Я посмотрел на Андрея, он на меня, я спросил: «Как думаешь, братик?»
И он безо всякого второго вопроса ответил: «Точно, сто процентов, отличная мысль!» Мы сбегали в своё расположение, взяли испорченную книгу, вернулись в переплётную и спросили мастера: «Могешь?»
Тот пошелестел страницами, почесал нос и спокойно сказал: «дней через 10 заходите, сделаю. А сейчас работы до фи@га.»
С чем мы и удалились, решив не торопить и дать ему спокойно поработать. Время есть. И через две примерно недели мы пришли с целью узнать, как дела.
То, что нам показал мастер, было безусловно книгой Евгения Валерьевича Гришковца, ну по тексту, точно этой книгой. Но внешне она вообще была другая: выровнена, немного подрезана по формату, так как мокрые, а затем высохшие страницы волнились по краям. Томик был профессионально собран и проклеен, а главное обложка была абсолютно новая и она была из зелёного, на замшу похожего, материала. Загляденье просто! Мастер вызвавший наш восторг, спокойно объявил: сэры, с вас 20 пачек бииди. Бииди - это такие местные гадкие вонючие сигарилки, единственное что можно здесь курить заключённым. Но как правило, местным и на них денег не хватает. Мы спорить и не собирались, работа мастера была великолепна! На наш вопрос, откуда такая прекрасная обложка, переплётчик флегматично сообщил: так это я тут Кораны реставрировал... Ну немного осталось материала.
Сейчас я очень жалею, что оставил эту книгу в тюрьме. Я не думаю, что она пропала, наверняка находится в тамошней библиотеке, ведь русскоговорящие граждане иногда и теперь сидят в этой тюрьме. Так как наш экипаж категорически решил из тюрьмы ничего не брать на долгожданную волю, только поэтому я её там оставил. Мы ведь не знали тогда, сможем ли вернуться в этот раз домой или нет. Однажды уже не смогли.

Основные размерения корабля: Тоннаж 394 ГТ (Дедвейт: 197 т). Длина 45,93 метра (150,7 футов) Ширина 7,32 метра (24,0 фута). Корабль был построен (строительный номер 1064) для префектуры Хоккайдо компанией Narasaki Shipbuilding из Мурорана, Япония, и спущен на воду 20 августа 1984 г.

Первоначально назывался Kaio Maru. В мае 2011 года он был переименован в Timor Navigator, а в январе 2012 года — в Seaman Guard Ohio (ИМО 8410691).

Так что это бывшее рыболовное патрульное судно под флагом Сьерра-Леоне, но принадлежащее и управляемое, частной морской охранной компанией AdvanFort, зарегистрированной в Вирджинии, США. Фирма предоставляет коммерческие услуги по защите торговых судов от пиратства. Поэтому судно оснащено целым набором всякого рода радиосвязи, включая многочисленные антенны ОВЧ, УВЧ, ВЧ и спутниковой связи, морские радары и спутниковые навигационные системы.

Узнав о наших инициативах, всполошился чиф.

– Откуда вы хотите взять сухпай?

– Из спортзала возьмём!

– Это запас в шлюпки! Нельзя! Это для инспекции, мы его должны предъявить! Мы регистр не пройдём!

Паша нервничает:

– После прохода обратно положим!

– Нет! Только не это! Регистр важнее!

Удивляюсь:

– А если захватят судно? Регистр будете в зиндане проходить?

Чиф злится, матерится, с руганью убегает прочь.

Идём в спортзал – на дверях висит замок.

Павел негодует:

– И как работать с такими людьми? Вредители! Ладно, есть у меня запас просроченных китайских «бомж-пакетов». Принесу несколько коробок.

Матросы принимаются перетаскивать в цитадель воду в пятилитровых флягах и упаковки китайских «макарон» и нарываются на вопль мастера:

– Кто разрешил брать питьевую воду?

Недоумеваю:

– А если нам предстоит сидеть сутки или трое в осаде? Что люди будут пить и есть?

– Кто пьёт, тот и мочится! Особенно женщины. Потерпят! И есть никто не будет – куда будут ходить по «большому»? Гальюна в машине нет!

– Поставим ведро…

– А если придётся сидеть в цитадели неделю?

Мастер взвизгивает:

– О! Зачем я согласился идти в ремонт! – и дробно топая, убегает.

Наступает время «бенефиса» Гнусова:

– Я вынужден о вашем поведении доложить в контору! Вы срываете план мероприятий по борьбе с пиратством – разводите самодеятельность!

– Мы? Какую самодеятельность? Что срываем?

– У меня утверждённый руководством план! Вот он! Огромный фолиант!

Бросает в сердцах на штурманский стол тяжёлый, объёмный, прошнурованный фолиант.

– И что там сказано?

– Я, по правде сказать, его ещё не читал…

Искренне удивляюсь:

– Вот это фортель! Как мы можем срывать этот не прочитанный план? Как можно сорвать то, с чем вы ещё не ознакомились?

Чиф несколько в замешательстве, но продолжает наступать:

– Цитадель определена в машинном отделении, а вы придумали румпельную.

Но мы втроём не сдаёмся, хотя нервы уже напряжены и говорим все на повышенных тонах. Спрашиваю сердито:

– Румпельная – это машинное отделение?

– Машинное…

– Так что мы срываем? Тем более, что план вы так ещё и не удосужились прочесть?!

Чиф несколько сбавляет тон в некотором замешательстве:

– Хорошо, пусть будет по-вашему – румпельная. Но почему?

– Потому что там все люди на виду – длинный не простреливаемый тоннель. А если всех рассадить вокруг горячих механизмов – кому-то внезапно в закутке может стать плохо, не заметят, и ему не окажут помощь…

Нехотя соглашается.

– Хорошо. Ладно. А кто останется на мостике управлять судном, пока вы будете отражать нападение ракетами?

– Как всегда – капитан, он последним уходит с мостика, и мы вместе с ним…

– Мы не можем рисковать капитаном!  – взвизгивает чиф.

– Тогда ты…?

– И я не могу! Я больной человек! У меня столько заболеваний…

«Больному надо дома сидеть, а не медицинский сертификат покупать!» – думаю я, но в слух говорю несколько иное:

– Тогда с нами второй помощник, тем более он готов стать героем, возможно даже посмертно…

Подмигиваю Павлу и слегка пихаю его в бок.

– Нам не нужны герои, мы мирное транспортное судно! – вскрикивает Чиф. – Этот вопрос надо тоже согласовать с мастером.

– А он все сваливает на тебя! – кричу я, в свою очередь, не выдерживая. – Достали вы оба уже! Перестраховщики! Денег ни на что для безопасности не нашли, помощи никакой! Я составил план работы по обороне на шести листах – знакомьтесь, утверждайте или отказывайте письменно. Но тогда я вынужден буду доложить своему боссу, а Полковник Алекс доведёт до вашего руководства о противодействии.

Вскоре на мостике появляется Мастер, который читает мой план и после коротких переговоров с Чифом заявляет:

– Макеты сварщики сделают, водомёты поставим, цитадель сделаем, и бутылки с зажигательной смесью вам механики помогут изготовить. Но людей у меня на палубе нет – сами работайте! Мне судно надо красить – времени мало!

Выкрикнув несколько фраз, мастер делает выдох и мгновенно убегает, а через минуту мы уже наблюдаем за ним, торопливо спешащим, по палубе далеко на корме.

– Кого-то он мне напоминает. Вспомнил: «Электроника»! – невольно восклицаю я. – «Мальчик из чемодана»!

– Если бы мальчик – дедушка! – ухмыляется второй штурман. – Ему скоро шестьдесят семь!

Видим и слышим, что мастер шумит на матросов, громко ругается, а затем сам хватается за метёлку и подметает палубу. Я, лишь качаю головой – поразительный экземпляр. Через десять минут Хасан Юсупович уже опять на пеленгаторной палубе и ругает сварщиков за медлительность.

А те, действительно, не спет, но дело своё делают: отрезают леер за леером, трубу за трубой, ненужные фланец за фланцем, крюки и проушины.

– Скорее ребята! После обеда надо палубу зачищать и закатывать в грунт! И завтра покрасить первым слоем!

И вновь куда-то убегает. Второй помощник тем временем подготовил цитадель к сносному в ней обитанию примерно на неделю. Докладывает мне:

– Вода, еда, медикаменты – все уложено в кондейку и дверь закрыта на замок.

– Вот и хорошо! Молодец! – хвалю я ревизора. – Кончатся ракеты – машину на полный ход и тоже спрячемся в цитадели…

Чиф сразу встрепенулся:

– Как это машину на полный ход? Неуправляемый пароход – должностное преступление! Если на мостике нет судоводителя, судно не может двигаться!

– Конечно на полный ход, а как иначе! Пираты на борту – их надо увезти как можно дальше от судна матки и от родных мест! – поясняю свою мысль. – Направить в открытый океан и пусть себе идёт…

– А если врежется во что-то?

– Не врежется. А если и уткнётся в берег – ничего страшного – буксиры во время прилива стянут…

– Это запрещено!

– А пираты разрешены?

– При чем тут это?

– Притом! В твоих учебниках по судовождению не сказано, как вести судно с пиратами на борту. Если остановимся, то они в конце концов нас из машинного отделения или выкурят, или извлекут, вскрыв двери.

– Мы же сигнал тревоги подадим, и кто-нибудь из военных кораблей к нам придёт на помощь.

– Наверняка! Лишь бы не опоздали. Пиратам главное захватить людей – хоть кого-то и начать торг. Современные работорговцы, только теперь Африка торгует белыми…

Парамон смеётся, цитируя книгу Жюля Верна:

– Я не капитан Негоро, я Себастьян Перейра – торговец «чёрным деревом» …

Вспоминаю недавнюю оброненную фразу чифа о тревожной кнопке:

– Кстати, а где у вас находится тревожная кнопка?

Чиф хмурится и спрашивает с ехидцей:

– С какой целью интересуетесь? Это секретная информация – не для посторонних!

Возмущаюсь и негодую:

– А мы посторонние?!  Офицеры по безопасности обязаны знать и иметь возможность оповестить Центр по борьбе с пиратством. Вдруг штурман уже ранен или, не дай Бог, погиб…

Чиф крестится и плюёт суеверно через плечо.

– Информацию доведу лишь с разрешения мастера!

Ругаю вслух чифа и ухожу прочь, костеря его самыми последними словами за тупость. Собираемся в каюте секьюрити, обсуждаем ситуацию.

– Чиф идиот? Он считает нас посторонними!

– Это все из-за отсутствия оружия на борту. Были бы автоматы, они бы к нам относились иначе – с уважением.

В этот момент чиф по громкой связи приглашает нас на мостик.

Поднимаемся, сдерживая ярость.

– Мастер разрешил показать тревожную кнопку – вот она! – показывает на красную кнопку сбоку пульта. – Но нажимать на неё, имеем право лишь мы с капитаном.

– Ну нет! Я сегодня на вахте начну развлекаться и жать на кнопку! – восклицаю я, вновь крепко разозлившись. Создавалось ощущение, что чиф ехидничает и издевается над нами. – Ты в своём уме? Считаешь нас за идиотов?

– Ну, мало ли… Я вас плохо знаю, всего неделю знакомы…

– А я знаю другие байки про моряков, что в Европе даже судьи снисходительны к морякам, дескать, нормальный человек в моряки не пойдёт!..

Прошли Намибию, на траверзе Ангола – сразу заступаем на вахту.

Вахту стою с уже знакомым мне молодым третьим помощником Михаилом – худощавый и невысокий, ответственный и грамотный парнишка.

Разговорились с молодым штурманом: окончил последние курсы академии Невельского заочно, после службы на флоте, на крейсере.

– О! А я как-то шёл на вашем паруснике через Индийский океан. Ты на паруснике был?

– Нет. Это был мой курс, а я уже служил в это время.

Разговорились – нашлись общие знакомые: начальник факультета – мой однокашник и два тех курсанта штурмана, с кем я на контейнеровозе ходил. Оба уже на более высоких должностях: ревизор и чиф.

Михаил вздыхает:

– Я время потерял на заочном – два года матросом ходил. Это у меня всего второй контракт штурманом, надо аттестацию получить на ревизора.

– В Антарктику пойдёшь?

– Хотелось бы. Для того на этот дизельэлектроход, на небольшую зарплату оформился.

В каюте стало вначале заметно теплее, а затем даже жарко и душно – кондиционер явно не справлялся, точнее сказать он лишь имитировал свою работу. Случайно заметил, что в кладовке у буфетчицы стоят и даже лежат вповалку десятка два новеньких вентиляторов.

– Можно мне один в каюту?

Бабуся с удивлением вскинула брови вверх.

– Это хозяйство боцмана, но на судне все решается через капитана.

– И даже получить вентилятор?

– И даже…

Вначале иду к боцману:

– Васильич, дай вентилятор, будь добр.

– Рад бы, но не могу. Все только с разрешения мастера – эти вентиляторы закуплены для индусов.

Ловлю на палубе капитана:

– Мастер, можно мне получить вентилятор?

– А где я его тебе возьму?

– У буфетчицы в кладовой. Все послали к вам.

– А как узнал, что они есть? – смотрит на меня прищуренными хитрыми и без того узкими азиатскими глазами.

– Увидел. Случайно…

– Хорошо, скажи, я разрешил. Но с возвратом!

– Нет, конечно, я его в сумке увезу домой.

– В смысле? – искренне удивляется Хасан Юсупович.

– В смысле попытался пошутить…

– Ну-ну, шутник… Бери…

Хроника пиратства

Инцидент в Гвинейском заливе в лучших традициях блокбастеров про пиратов. Собственно, от пиратов российские военные моряки спасли экипаж контейнеровоза под флагом Панамы. Оттуда и поступил сигнал бедствия. Его принял наш большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков». Выяснилось, что судно пытались захватить какие–то вооружённые люди на быстроходной моторной лодке. С российского корабля немедленно был поднят в воздух палубный вертолёт «Ка-27» с группой морских пехотинцев. К этому пираты явно были не готовы.

Услышав звук вертолёта и увидев его, пираты в количестве восьми человек уже на момент подлёта вертолёта были погружены в лодку, и лодка, резко переменно маневрируя на высокой скорости, свыше 30 узлов, начала маневрировать на удаление от судна. Штурмовая группа и группа прикрытия из состава морской пехоты были вооружены, проинструктированы и направились к панамскому судну на лодке. В течение 30 минут группа, прикрывая друг друга, осмотрела надстройку сверху вниз, это порядка пяти палуб, в достаточно сложных, напряжённых, эмоциональных условиях. Пираты на судне не были обнаружены – успели сбежать…

Тем временем работа на судне кипела: мотористы в токарной мастерской изготовили по моему рисунку два вполне похожих макета пулемётов, покрасили и приволокли на палубу радиста. Дружно сфотографировались на память.

А Володя-сварщик с колоритной причёской индейца Оцеолы – седой копной длинных волос, которую он во время работы стягивает в косу – за день сварил решётку для перекрытия наружных трапов снаружи надстройки. Сварил, закрепил, опустил, замкнул.

Мастер бежал по наружному контуру трапов и упёрся в непреодолимое препятствие решётки.

– Ребята, что же вы все время мешаете работать! – восклицает Хасан Юсупович, забежав на мостик. – Мне надо красить…

– Затрудняем доступ пиратам в надстройку, – вздыхаю в ожидании тяжёлого разговора. – Вы же план обороны прочитали, ознакомились и не возразили

– Но сейчас ведь пиратов на горизонте нет!

– Когда появятся, будет поздно – начнётся паника и что-то не будет сделано. Лучше подготовиться заранее.

Мастер махнул рукой и вновь умчался вдаль по каким-то, известным лишь ему одному, своим срочным делам. Комедия положений, однако!

Совместно с двумя матросами установили и «вооружили» восемь брандспойтов и разблокировали водяную пушку. Попросили стармеха включить пожарный двигатель – протестировать.

Через вертолётную площадку водяная пушка выпустила в сторону кормы мощный и грязной фонтан густой пены – давно не проверяли и не включали. Постепенно напор воды усилился – и если водить пушкой вправо-влево, то корма вполне надёжно защищена от пиратов. А брандспойты вдоль бортов не только выливали воду в море, но и обильно заливали брызгами палубу.

Мастер прибежал – выругался.

– Всю палубу мне залили! Сегодня по плану покрасить надо было. Мы её должны срочно закатать грунтом.

Рахимов тяжело дышит и вытирает обильный пот.

– Вы же в ремонт идёте? – искренне удивляюсь, – в заводе ведь все покрасят. А судну оборона сейчас важнее – надо ещё дойти до вашего ремонта…

После обеда назначили испытания макетов – пуски сигнальных ракет через ствол. Сам Дед Евгений тоже не выдержал и пришёл посмотреть, как получится с прицельной точностью и дальностью.

Парамон явился на испытания в перчатках – крайне благоразумно и предусмотрительно! А я мог бы не надеть…

Блинов неторопливо заложил в ствол мощную осветительную ракету, завернул импровизированный затвор-набалдашник, дёрнул за шнур: ракета пошла по замысловатой траектории, а часть пороховых газов ударила обратно.

Напарник охнул и затряс рукой – отдача прожгла даже перчатку.

– Обжёгся? – встревожился я.

– Нет, нормально! Благо рука была в перчатке.

– А я бы точно по разгильдяйству не одел и обжёгся бы.

– Я всегда работаю в перчатках и рукавицах, особенно если делаю какое-то опасное действие. Здравый смысл!

Какой молодец иностранный товарищ! Законопослушный и предусмотрительный – европеец!

Пуск ракеты большой мощности и дальности показал, что даже по направляющей трубе, она идёт произвольно и не предсказуемо. А запущенная малая сигнальная ракета ударила примерно туда, куда и целились. Замечательно, подобных ракет командованием куплено шестьдесят штук – отстреляемся в случае чего, хотя бы какое-то время…

На мостик стали поступать телеграммы по спутниковой связи «Marsat» одна тревожнее другой: нападения пиратов на торговые суда в Гвинейском заливе, захваты…

Хроника пиратства

«Адмирал Кулаков»

В 23 октября пираты в Гвинейском заливе попытались захватить контейнеровоз MSC LUCIA под флагом Панамы. Судно направлялось из Того в Камерун, на его борту находились двадцать граждан Украины, гражданин Румынии и россиянин. Экипаж сообщил о попытке захвата судна неизвестными вооружёнными людьми на быстроходной лодке. После подачи сигнала бедствия экипаж укрылся в машинном отделении в соответствии с инструкцией. Экипаж большого противолодочного корабля «Вице–адмирал Кулаков» получил сигнал бедствия от контейнеровоза и незамедлительно поднял в воздух вертолёт «Ка–27ПС» с подразделением морской пехоты. При подлёте военного вертолёта пираты покинули судно, сели в быстроходную лодку и на полной скорости направились в сторону берега. Никто из членов экипажа MSC LUCIA не пострадал.

Большая часть команды по-прежнему жила в неведении о пиратах и сомневалась в их существовании – пришлось пустить по рукам, точнее по личным компьютерам ролики нападений в Индийском океане.

Народ крепко задумался!

Провели судовое совещание – экипаж стал задумчивее, внимательнее, заметно серьёзнее. Некоторые даже проявили самодеятельность: сварщик наварил решётки снаружи иллюминаторов столовой рядового состава, там был самый лёгкий доступ в судовую надстройку. Токарь нарезал трубы на все металлические двери-задрайки, с прорезями для стопорных болтов. Мы об этих приспособлениях только объявили на совещании, а оказалось уже всё готово.

Командование согласилось на проведение учебной тревоги.

– Нужен крюв-лист в машинном отделении! – говорю я старпому. – Чтоб по нему провести сверку личного состава – не потерялся ли кто!

– Зачем он мне? Я всех помню!

Ага помнит он… Как и предполагалось, по тревоге потеряли четыре человека. Пересчитали – не хватает. А фамилии из головы вылетели. Запоминальщик!

Не прибыл третий помощник – наушники в ушах и громкий звук компьютерной игры заглушили сирену. Как дети малые! Поругали, пожурили, сказал, осознает свою вину…

Матросы тоже большие дети: одному двадцать, другому двадцать один и третьему двадцать шесть – по имени Добрыня. Все на вид совсем ещё юноши. Вожака этой «стаи» слушаются, ходят за Добрыней как за коровой телята. Боцман напротив – старик, шестидесяти восьми лет. И зачем ему море? Внуков бы лучше нянчил или правнуков…

На траверзе Кабинды мастер остановил судно – легли в дрейф. Хасан Юсупович пояснил:

– Слишком быстро шли – течение подгоняло. Нам надо прибыть двадцать шестого, не раньше. Денёк тут поболтаемся.

Это известие меня искренне радует и предпринимаю попытку разнообразить жизнь на судне:

– А может быть, спустим трап и проведём учения? Мы прыгнем за борт и попытаемся забраться при включённых брансбойтах.

Мастер делает узкие глазки довольно круглыми, с искренним удивлением лупает ими:

– Там же акулы!

– Да я сколько раз купался в открытом океане… Даже глубины такие же были по четыре-пять километров.

– Нет, не разрешаю! Баловство все это...

– А можно тогда наполнить бассейн и включить сауну?

Мастер аж взвыл от досады:

– Нельзя! Запрещаю! Дно бассейна дырявое – вода потечёт на динамомашины в машинное отделение. Ни в коем случае…

Опять облом. По судну работает бригада из шести сварщиков, а ему сауна не нужна – не ремонтирует. А ведь сам повторяет регулярно: всё для людей, всё для индусов! Индусам бассейн и баня не нужны? Неужели совсем не моются? А погреть кости в Антарктиде?

К вечеру начинаем движение, а ночью приходит сообщение о новом нападении на торговое судно, по левому борту от нас примерно в ста милях в районе островной республики Сан-Томе и Принсипи. Буквально как в песне: «Вот пуля пролетела и ага…»

Хорошо, что второй штурман проложил курс противоположной   стороной этой гряды островов, восточнее, ближе к материку. А я по незнанию местных реалий попытался посоветовать пройти гораздо западнее на сотню миль.

Там бы нас пираты и ждали и, возможно, что и взяли б…

Получили мэйл, что в этих водах несёт службу итальянский корвет. Вот это здорово!  Есть надежда на быструю подмогу.

В результате нашей упорной борьбы с разгильдяйством нашему безоружному дизель-электроходу удивительно повезло проскочить пиратскую зону и не нарваться на нигерийских и прочих пиратов!..

Утром оказываемся вблизи Камеруна, идём полным ходом вдоль острова Биоко. Встаю на вахту и изумляюсь: почему-то гора, которая на карте высотой в три километра справа от нас, а не слева.

Спрашиваю третьего:

– Мы сменили курс?

– Нет? Почему такой вопрос? Идём, как и шли к Малабо…

– А гора…

– Это Камерун!

– Страна?

– Гора... Оноименная стране...

Смотрю на развёрнутую вширь, на штурманском столе карту:

«Ого! Вот это да, какая видимость… Расстояние довольно большое, но гора в 4 километра так хорошо и далеко видна!»

Проходим мимо берега в территориальных водах: отели, несколько симпатичных поселений с рядами довольно приличных домов, а не поселения из трущоб. Пальмы, бананы, символ страны дерево сэйба, какие-то другие неизвестные мне высоченные тропические деревья. Баобабы?

Делаем доворот и перед нами открывается на горизонте довольно симпатичный город и небольшой порт. Смотрю в бинокль и наблюдаю справа нефтеперерабатывающий завод или что-то связанное с нефтянкой – возможно химический комбинат. Слева контейнерный терминал. Между ними завод с двумя плавучими доками и какими-то строениями. Оба сухих дока заняты судами.

Рано пришли? Возможно.

Зачем тогда так гнали в спокойных водах Намибии и Анголы?

К нам мчатся буксиры и катер с лоцманом. Конец краткосрочной недельной работе – отдых. Возможно дольше месяца

Мастер ведёт меня на пеленгаторную:

– Смотри какой замечательный обзор! Зачем толкаться в рубке на мостике и мешаться штурманам и суперинтенданту, дефектовщику и местному руководству. Наблюдайте и охраняйте здесь! Поставил стул под навес и прячься от солнца и от дождя…

– А мы не собираемся мешаться. Наша работа на первом этапе уже закончена! Мы не сторожа судна…

– Как так? Вы не будете нести вахты во время ремонта?

– Нет! Нам за это не платят…

Показываю мэйл от босса:

«Контракт рассчитан на охрану судна лишь во время перехода и оплачен лишь на морские вахты!»

Хасан Юсупович явно разочарован. Возвращаемся в рубку, где он делится с чифом:

– Представляешь, нам надо будет ставить доктора на ночную вахту. У них совести нет. Охранники не члены экипажа – вот это новость!

Чиф переменился в лице – заметно посмурнел:

– И что вы будете делать целый месяц? Балду гонять?

– Ага! Именно так. Нам не платят за стоянку. Было обещано купание, загар, отдых, прогулки по городу… Ждём шур-пасы от вас!

– Шур-пасов не будет! – вдруг заявляет мастер с ехидцей. – Карантин! Агент забрал все документы и увёз в офис. Можете идти в самоволку, я вас не держу… Делайте что хотите!

– Только не вздумайте нас снять с довольствия.

– Конечно снимем! – потирает ладони чиф, – за что вас бездельников кормить?

– Глупости не говорите! – вновь рычу я на Гнусова. – Запросите руководство и вам все пояснят. И про начисление доковых нам тоже не забудьте…

Кстати, о доковых! Незадолго до подхода к порту, мастер заговорил о доковых деньгах – валюте выдаваемой на питание во время стоянки в порту в период остановки камбуза на ремонт. На десять или более суток. Сумма озвучивалась довольно неплохая, и мы были в предвкушении закупки «колониальных» товаров! Я поделился радостью с буфетчицей и похвалил капитана:

– Молодец мастер! Пробил для экипажа деньги в результате долгой переписки с пароходством.

Буфетчица как обычно сразу съязвила:

– Думаете, он для нас старался? В первую очередь для себя! Про свой карман этот азиат никогда не забывает…

– Да и ладно, ведь и мы не в накладе останемся!

Буфетчица почти никогда не бывает довольна. И лишь порой раздаётся на любую шутку её короткое и громкое «ХА-ХА»!..

Николай Прокудин. Редактировал BV.

Продолжение следует.

Весь роман читайте здесь.

Морская стража | Литературная кают-компания Bond Voyage | Дзен

======================================================
Желающие приобрести роман
"Морская стража" обращаться n-s.prokudin@yandex.ru =====================================================

Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================