Глава 78. Пираты Гвинейского залива.
Хроника пиратства
Международное морское бюро (IMB) опубликовало статистику по нападениям на морские суда. Число нападений в мире в 2020 году возросло на 20% по сравнению с 2019 годом: с морских судов были похищены 135 членов экипажа, при этом на Гвинейский залив пришлось более 95% похищений. Так, рекордные 130 членов экипажа были похищены в 22 отдельных инцидентах в Гвинейском заливе. Самое дальнее похищение экипажа в 2020 году произошло почти в 200 морских милях от суши. Рост числа похищений людей вдали от береговой линии демонстрирует растущие возможности пиратов.
…проблема морского пиратства в Гвинейском заливе также находится в фокусе внимания Европейского союза. В 2013 г. руководство ЕС приступило к реализации Программы по обеспечению безопасности стратегически важных морских маршрутов в Гвинейском заливе (CRITICAL MARITIME ROUTES IN THE GULF OF GUINEA PROGRAMME, CRIMGO). Данная инициатива была направлена на защиту торговых маршрутов вдоль западного побережья Африки — региона, где в том числе ведётся добыча нефти. Также среди целей Программы обозначались борьба с наркотрафиком, незаконной торговлей оружием и др. Объем финансирования для реализации CRIMGO составил 4,5 млн евро из фонда ЕС «Инструмент стабильности». Странами-участниками были определены Бенин, Габон, Камерун, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Того, Экваториальная Гвинея.
С точки зрения экспертов Балтийского и Международного морского совета (BIMCO), для подавления пиратской активности у западного побережья Африки необходим достаточно небольшой наряд сил: два фрегата с вертолетами и один морской патрульный самолёт, однако их присутствие в районе должно быть постоянным и осуществляться в формате патрулирования. Обращает внимание, что предлагаемый вариант военного развёртывания сопоставим с присутствием подразделений ЕС в районе Африканского рога. Однако политическое решение на уровне ЕС о запуске отдельной военно-морской операции по аналогии с ATALANTA в Гвинейском заливе не принято. При этом мандат EU Naval Force — Somalia продлён до 31 декабря 2022 г.
Очевидно, что для решения проблемы пиратства только военных усилий недостаточно. Как и в случае с Сомали, необходимы серьёзные позитивные изменения социально-экономической ситуации на территории государств, расположенных вдоль побережья Гвинейского залива…
Сразу на выходе из порта наш дизель-электроход попал в крепкий шторм: подул ветер с юга, высокие волны рядами. Однако непогода не препятствовала движению, а наоборот, ускоряла ход: волны били в корму, течение и ветер несли судно с большой скоростью вперёд.
Мастер недоумевал:
– Думал, будем еле-еле плестись – за время стоянки корпус сильно оброс ракушками, а мы мчим как круизный лайнер – приходим в ремонт раньше срока. Придётся лечь в дрейф.
– Давайте встанем до пиратской зоны! – взмолился я. – Были б автоматы – пофиг! А у нас даже старой винтовки «Мосина» нет...
Хасан Юсупович заверил:
– Что я не понимаю? Конечно, ляжем в дрейф в спокойных водах, где-то рядом с Анголой…
На судне каждый день продолжали происходить забавные, трагикомические истории, препятствующие работе охраны.
Старпом явно тяготился службой – слаб здоровьем, ленив, недалёк. Вместо того чтобы нам помогать, всячески препятствовал. А второй помощник Павел, напротив, развил бурную, кипучую деятельность.
– Я служил в армии, в отличие от большинства моряков! Я знаю, что такое риск! Мастер и чиф думают только о покраске, но я понимаю, что пираты – это не шутка. Особенно после просмотра ваших клипов и видеороликов. Надо их мастеру показать. Лично я готов вам во всем помогать! Положитесь на меня и матроса Дениса. Мы на вашей стороне! Мы в армии служили, в отличие прочих штатских…
Соглашаюсь, наглядность лучший аргумент. Рахимов, посмотрев видеоклип захвата танкера, обстрел из гранатомётов балкера, перестрелку секьюрити с бандой налётчиков, материалы захвата «Фаины» и «Московского университета», отражение нападения охраны юаровцев – активную перестрелку и впадает в некоторое замешательство:
– Я думал про действия пиратов больше пиара. Я потороплю механиков и чифа.
Наконец-то – проняло жуликоватого мастера!
Глава 79. Гвинейский залив – оплот морского разбоя
Примерно 63% от всех случаев нападений на корабли в Гвинейском заливе произошли в пределах 12-мильной прибрежной зоны. Согласно международному праву, эти инциденты не считаются пиратством. Однако только в нигерийских территориальных водах за прошлый год случилось 339 атак на суда, сообщают военно-морские силы страны. Власти африканского государства признают часть вины за недостаточные меры безопасности у своих берегов. Однако правительственные силы не готовы отвечать за нападения на корабли в международных водах, даже если они совершаются выходцами из Нигерии.
Например, в конце января этого года судно Rowayton Eagle было атаковано в 200 морских милях от побережья Африки. Так, за короткий период зона «охвата» пиратства значительно вышла за пределы прибрежной зоны.
На руку разбойников играет и тот факт, что Гвинейский залив занимает седьмое место по мировым запасам нефти и девятое по объёмам газа. Это стратегически важный регион для иностранных нефтяных компаний, таких как Total, ExxonMobil, Schell или ChevronTexaco. Они просто не могут отказаться от судоходства у берегов Африки.
Бандиты используют любопытную методику при нападениях: в начале прошлого месяца, 7 февраля, пираты захватили рыболовецкое судно LIANPENGYU 809 под флагом Габона, принадлежащее китайской компании Dalian Lianpeng Ocean Fishery Co.Ltd. Судно превратили в «материнскую» базу для совершения новых атак. На следующий день пираты напали на танкер MADRID SPIRIT. Группа из шести разбойников приблизилась к нефтевозу и обстреляла его. Спустя два дня, 9 февраля, пираты атаковали танкер MARIA E и проникли на борт. Экипаж укрылся в цитадели. В качестве плацдарма для нападения бандиты снова использовали захваченный китайский тунцелов, проделав путь в 140 морских миль на моторных лодках. Импровизированная база помогла совершить нападение ещё на два судна – SEA PHANTOM и SEA KING. Португальские военные корабли, патрулировавшие залив к востоку от острова Сан-Томе, так и не смогли обнаружить дерзких солдат удачи.
Представители морского грузоперевозчика устали от многократно повторяющихся атак на свои корабли. Датский гигант призвал международное сообщество отреагировать на происходящее и оказать сопротивление пиратам в акватории Гвинейского залива.
«Дания может повлиять на ситуацию, но точно не решит проблему в одиночку», – предупредил министр обороны страны Трин Брамсен.
Ежедневно Гвинейский залив пересекает более 1500 судов, 50 из которых принадлежат европейской компании «Maersk». Захват моряков в регионе поставлен на поток. Проблему безопасности экипажей судов можно преодолеть с помощью привлечения частных военных компаний. Профессионалы в области безопасности способны решить вопрос с пиратами раз и навсегда, однако Нигерия препятствует урегулированию. Дело в том, что в Гвинейском заливе для развёртывания частной военной миссии необходимо сотрудничество с национальными силами безопасности прибрежных стран, а договориться об этом непросто.
Эта проблема уже давно вышла на международные площадки и как одно из решений предлагается направить в страну военно-морской контингент. Так уже произошло в Аденском заливе. Однако пока достигнуть понимания в этом вопросе не получается. В Сомали ситуация проще: не нужно договариваться со многими игроками, ведь африканский рог, в отличие от вогнутого Гвинейского залива, окружен международными водами, а береговая линия достаточно длинная. Борьба с пиратством – общемировая проблема, поэтому африканские государства и представители международного сообщества должны выработать общую стратегию против морских разбойников. В противном случае Нигерия станет для пиратов современной Тортугой.
Павел предложил организовать цитадель не просто в машинном отделении, а в длинном тоннеле в сторону румпельной. Прошли, посмотрели – верное решение.
– Тут есть кладовая: я туда могу натаскать запас воды во флягах и сухой паек из запаса для шлюпок.
– Ты молодец! – радуется Парамон. – Павел, с тобой мы точно не пропадём!
Не хочется опять оказаться в туземной тюрьме. Хватит! Насиделся...
- А ты сидел? - удивился Павел.
- А то! Хотите расскажу?
- Конечно!!!
Правдивый рассказ Блинова об индийской тюрьме
Не знаю как у вас, но за себя могу сказать точно - в сложных, критических ситуациях, жизнь иногда даёт такой крен, что полностью меняется вся картина мира. Вроде всё шло ровно, по более-менее понятному плану, и вдруг как-то резко всё меняется, и как правило - в не хорошую для тебя сторону.
Мы тогда закончили длинный и тяжёлый транзитный рейс на индийском танкере, ходили в Судан. В общем-то это были неспокойные дни, так как индусы в полуобморочном состоянии выходили на вахты, потому что им везде мерещились злые сомалийские пираты. Да и дорога обратно - через зону повышенного риска – HRA: Красное море, Баб-Эль-Мандеб, Йеменский залив... Индийский океан мы прошли вдоль западного берега Индии. За пару дней до финиша получили указание от оператора сниматься нашей группе с танкера на седьмом градусе северной широты, рядом со Шри-Ланкой.
«Сиамен Гард Огайе» - это плавучая оружейка, ну и гостиница, а перегнали нас туда для того, чтобы сэкономить на гостинице в Шри-Ланке. Жадины, эти американские хозяева. Мы пришли в точку как обычно, погода была великолепная. С танкера снялись со всем снаряжением, что было тоже отдельным приключением. На «сименгарде» народа - битком. В основном всё старые знакомые, коллеги, правда, встретили и несколько бриттов, индусов. Кэп и стармех - одесситы. Одесситы в самом нехорошем значении этого слова. Потом ещё одного их земляка подвезли. Ну, в целом сплошной интернационал. Не знаю зачем, видимо из жадности, эти два руководителя парохода-оружейки, решили провернуть маленький бизнес. Они решили нелегально заправиться топливом, в обход официальных служб на Тутикорине. Это на юге Тамил-Наду. Дело было, по их мнению, выгодное. Но, как оказалось – хлопотное. В результате этого бизнеса, всё хозяйство, включая их корабль, команду, личный состав охраны, их оружие и снаряжение, под конвоем кораблей береговой охраны, под прицелом турельного оружия, было доставлено в порт Тутикорин.
Но обычно в морях такие недоразумения решаются довольно просто, хотя и дорого: приезжает гонец - представитель фирмы с чемоданчиком, серьёзные дяди договариваются и корабль со всем содержимым уходит, выключив ходовые огни и АИС. Так происходит почти везде и почти всегда. Но здесь надо принять во внимание факт, что Тамил Наду - это очень необычный индийский штат.
Опуская подробности скажу, что в результате, самый “справедливый” суд “прилепил” нам по семь с половиной лет строгого режима. В обвинение вошли: пересечение государственной границы Индии с автоматическим оружием, не декларирование этого самого оружия и попытка совершить сделку с топливом без разрешения властей. Если кому интересно, то случай этот расписан и есть в интернете, так как я-то рассказал самый маленький кусочек из всего для того, чтобы начать рассказывать, собственно, одну из историй о жизни узников тюрьмы «Ченнайский централ».
Прошло примерно полтора года, как нас записали в огромную, прошитую бельевыми верёвками, книгу арестантов. Но мы уже обжились, вели хозяйство, стояли вахту кухонную и по камере. (Мы называли – по камбузу и кубрику). Готовили себе сами, ибо предложенную нам пищу вкушать было нереально. Я всегда весело выслушиваю похвальбу любителей индийской и тамильской кухни – да,ребята, попробовать, конечно, можно, но употреблять это каждый день - просто нереально. Мы практически ни в чём не испытывали нужды. Одежда, обувь, - все было. Да и одежды там особо много и не надо: в самые жаркие месяцы мы ходили в «люнге», некой длинной и широкой одежде, по сути - юбке, на ногах сандалии-шлёпки, на теле – «майки-алкоголички». Никогда не голодали, то есть вообще не голодали. Была возможность делать покупки в местном «чепке», то есть тюремном ларьке. Единственное в чём была проблема, это проблема курильщиков. Сигареты были там просто запрещены, и в посылках с родины, даже те, кто не курил, всегда заказывали сигареты для того, чтобы раздать их в момент получения этой посылки всем - кто курил. В тюрьме мы жили экипажем, жили в общем дружно, и в этом было наше спасение от всего окружавшего нас театра абсурда. Просто Кафка на помойке. Но главное, что вызывало непередаваемый восторг, так это газеты и книги, чего мы были лишены просто по факту территориального нахождения тюрьмы. И однажды очередным жарким и солнечным днём, мой дружище Андрюха встретил «шныря», из числа добровольных помощников. По национальности - томилец. И тот ему сообщил, что мне прислали посылку, которая находится в «тауэре». Ну, или точнее - в здании администрации тюрьмы. Андрей сообщил эту новость мне, и мы вместе с ним и шнырём отправились на встречу с долгожданной радостью. В помещении, где находился дежурный, как всегда, было не протолкнуться, так как это была и комната свиданий, и зал инструктажей, и ещё для множества всяких разных функций помещение. Обычно, коробка с посылкой стояла на деревянной лавке. Её надо было открыть сломанными ножницами, взятыми у дежурного, показать содержимое и, если дежурный был нормальный, спокойный, а таких в тюрьме было большинство, ну по отношению к нам хотя бы, то угостить его конфетами. И конечно, одарить шныря, за добрую весть. Мы всегда так делали, мы не жадные. Но в этот раз насторожило то, что дежурный как-то не интересуется нами, посылкой, смотрит в сторону, типа изучает решётку на окне... К чему бы это? Ответ получили от Андрюхи.
Мрачным, удивлённым голосом он сказал: «Ну не уроды ли вы? А!?» Теперь и я уже увидел всё своими глазами: там в углу на полу, в драном дерюжном мешке лежала моя посылка от друзей.
Мало того, что всё внутри было мокрое, пакет с гречкой был разорван и крупа была на всём содержимом: книгах, конфетах, различных пакетиках. Дежурный помощник сказал, что это почта виновата. Мол, что так и принесли. И я ему поверил, потому что ему и правда было неловко. Ну что ж, а нам по крайней мере, есть чем заняться в ближайшие часы. В «кубрике», разложив всё на старых газетах, мы начали операцию спасения. Больше всех пострадала книга - отличное издание ”Живой журнал” Евгения Гришковца. Писателя, мысли в произведениях которого мне очень близки, да мы с ним и ровесники. Книга промокла насквозь и между страниц прилипла крупа гречки. Сотни страниц...
Я перекладывал веточками и палочками для вентиляции, очищал от крупы и дико негодовал: мои замечательные друзья, зная, чем меня порадовать, собрали, нашли, купили и выслали. А отправка посылки в Индию из Эстонии стоит дороже содержимого. Очень дорого стоит послать. За пару дней кропотливой работы книгу я просушил. Конечно, выглядела она ужасно, но была дорога мне как тёплый Привет с Родины, привет от моих друзей. Читал её с величайшим удовольствием, обсуждал некоторые прочитанные абзацы вслух с коллегами. Смеялись. Книга прекрасная, но как всё хорошее в этом мире - конечно, и эта книга - прочитана. Однако жизнь продолжается даже в тюрьме, и вот однажды мы с Андреем, гуляя с целью физической нагрузки, зашли в блок, где находились мастерские по пошиву одежды для заключённых и работал старинный чугунный ткацкий станок, эдак начала ХХ века, на котором ткали марлю, а также была мастерская в которой склеивали картонные папки для уголовных дел. Ибо в Индии все судебное делопроизводство до сих пор было на бумаге.
Прогуливаясь по территории, здороваясь с сидельцами-работниками, заглянули в некий закуток- выгородку, где, к нашему удивлению, была переплётная мастерская. С древними ножами для обрезки бумажных кип, титаническим прессом для склейки и разными нужными в хозяйстве дельными вещами. Вся картина внутреннего убранства этой мастерской внезапно трансформировалась в идею. Я посмотрел на Андрея, он на меня, я спросил: «Как думаешь, братик?»
И он безо всякого второго вопроса ответил: «Точно, сто процентов, отличная мысль!» Мы сбегали в своё расположение, взяли испорченную книгу, вернулись в переплётную и спросили мастера: «Могешь?»
Тот пошелестел страницами, почесал нос и спокойно сказал: «дней через 10 заходите, сделаю. А сейчас работы до фи@га.»
С чем мы и удалились, решив не торопить и дать ему спокойно поработать. Время есть. И через две примерно недели мы пришли с целью узнать, как дела.
То, что нам показал мастер, было безусловно книгой Евгения Валерьевича Гришковца, ну по тексту, точно этой книгой. Но внешне она вообще была другая: выровнена, немного подрезана по формату, так как мокрые, а затем высохшие страницы волнились по краям. Томик был профессионально собран и проклеен, а главное обложка была абсолютно новая и она была из зелёного, на замшу похожего, материала. Загляденье просто! Мастер вызвавший наш восторг, спокойно объявил: сэры, с вас 20 пачек бииди. Бииди - это такие местные гадкие вонючие сигарилки, единственное что можно здесь курить заключённым. Но как правило, местным и на них денег не хватает. Мы спорить и не собирались, работа мастера была великолепна! На наш вопрос, откуда такая прекрасная обложка, переплётчик флегматично сообщил: так это я тут Кораны реставрировал... Ну немного осталось материала.
Сейчас я очень жалею, что оставил эту книгу в тюрьме. Я не думаю, что она пропала, наверняка находится в тамошней библиотеке, ведь русскоговорящие граждане иногда и теперь сидят в этой тюрьме. Так как наш экипаж категорически решил из тюрьмы ничего не брать на долгожданную волю, только поэтому я её там оставил. Мы ведь не знали тогда, сможем ли вернуться в этот раз домой или нет. Однажды уже не смогли.
Основные размерения корабля: Тоннаж 394 ГТ (Дедвейт: 197 т). Длина 45,93 метра (150,7 футов) Ширина 7,32 метра (24,0 фута). Корабль был построен (строительный номер 1064) для префектуры Хоккайдо компанией Narasaki Shipbuilding из Мурорана, Япония, и спущен на воду 20 августа 1984 г.
Первоначально назывался Kaio Maru. В мае 2011 года он был переименован в Timor Navigator, а в январе 2012 года — в Seaman Guard Ohio (ИМО 8410691).
Так что это бывшее рыболовное патрульное судно под флагом Сьерра-Леоне, но принадлежащее и управляемое, частной морской охранной компанией AdvanFort, зарегистрированной в Вирджинии, США. Фирма предоставляет коммерческие услуги по защите торговых судов от пиратства. Поэтому судно оснащено целым набором всякого рода радиосвязи, включая многочисленные антенны ОВЧ, УВЧ, ВЧ и спутниковой связи, морские радары и спутниковые навигационные системы.
Узнав о наших инициативах, всполошился чиф.
– Откуда вы хотите взять сухпай?
– Из спортзала возьмём!
– Это запас в шлюпки! Нельзя! Это для инспекции, мы его должны предъявить! Мы регистр не пройдём!
Паша нервничает:
– После прохода обратно положим!
– Нет! Только не это! Регистр важнее!
Удивляюсь:
– А если захватят судно? Регистр будете в зиндане проходить?
Чиф злится, матерится, с руганью убегает прочь.
Идём в спортзал – на дверях висит замок.
Павел негодует:
– И как работать с такими людьми? Вредители! Ладно, есть у меня запас просроченных китайских «бомж-пакетов». Принесу несколько коробок.
Матросы принимаются перетаскивать в цитадель воду в пятилитровых флягах и упаковки китайских «макарон» и нарываются на вопль мастера:
– Кто разрешил брать питьевую воду?
Недоумеваю:
– А если нам предстоит сидеть сутки или трое в осаде? Что люди будут пить и есть?
– Кто пьёт, тот и мочится! Особенно женщины. Потерпят! И есть никто не будет – куда будут ходить по «большому»? Гальюна в машине нет!
– Поставим ведро…
– А если придётся сидеть в цитадели неделю?
Мастер взвизгивает:
– О! Зачем я согласился идти в ремонт! – и дробно топая, убегает.
Наступает время «бенефиса» Гнусова:
– Я вынужден о вашем поведении доложить в контору! Вы срываете план мероприятий по борьбе с пиратством – разводите самодеятельность!
– Мы? Какую самодеятельность? Что срываем?
– У меня утверждённый руководством план! Вот он! Огромный фолиант!
Бросает в сердцах на штурманский стол тяжёлый, объёмный, прошнурованный фолиант.
– И что там сказано?
– Я, по правде сказать, его ещё не читал…
Искренне удивляюсь:
– Вот это фортель! Как мы можем срывать этот не прочитанный план? Как можно сорвать то, с чем вы ещё не ознакомились?
Чиф несколько в замешательстве, но продолжает наступать:
– Цитадель определена в машинном отделении, а вы придумали румпельную.
Но мы втроём не сдаёмся, хотя нервы уже напряжены и говорим все на повышенных тонах. Спрашиваю сердито:
– Румпельная – это машинное отделение?
– Машинное…
– Так что мы срываем? Тем более, что план вы так ещё и не удосужились прочесть?!
Чиф несколько сбавляет тон в некотором замешательстве:
– Хорошо, пусть будет по-вашему – румпельная. Но почему?
– Потому что там все люди на виду – длинный не простреливаемый тоннель. А если всех рассадить вокруг горячих механизмов – кому-то внезапно в закутке может стать плохо, не заметят, и ему не окажут помощь…
Нехотя соглашается.
– Хорошо. Ладно. А кто останется на мостике управлять судном, пока вы будете отражать нападение ракетами?
– Как всегда – капитан, он последним уходит с мостика, и мы вместе с ним…
– Мы не можем рисковать капитаном! – взвизгивает чиф.
– Тогда ты…?
– И я не могу! Я больной человек! У меня столько заболеваний…
«Больному надо дома сидеть, а не медицинский сертификат покупать!» – думаю я, но в слух говорю несколько иное:
– Тогда с нами второй помощник, тем более он готов стать героем, возможно даже посмертно…
Подмигиваю Павлу и слегка пихаю его в бок.
– Нам не нужны герои, мы мирное транспортное судно! – вскрикивает Чиф. – Этот вопрос надо тоже согласовать с мастером.
– А он все сваливает на тебя! – кричу я, в свою очередь, не выдерживая. – Достали вы оба уже! Перестраховщики! Денег ни на что для безопасности не нашли, помощи никакой! Я составил план работы по обороне на шести листах – знакомьтесь, утверждайте или отказывайте письменно. Но тогда я вынужден буду доложить своему боссу, а Полковник Алекс доведёт до вашего руководства о противодействии.
Вскоре на мостике появляется Мастер, который читает мой план и после коротких переговоров с Чифом заявляет:
– Макеты сварщики сделают, водомёты поставим, цитадель сделаем, и бутылки с зажигательной смесью вам механики помогут изготовить. Но людей у меня на палубе нет – сами работайте! Мне судно надо красить – времени мало!
Выкрикнув несколько фраз, мастер делает выдох и мгновенно убегает, а через минуту мы уже наблюдаем за ним, торопливо спешащим, по палубе далеко на корме.
– Кого-то он мне напоминает. Вспомнил: «Электроника»! – невольно восклицаю я. – «Мальчик из чемодана»!
– Если бы мальчик – дедушка! – ухмыляется второй штурман. – Ему скоро шестьдесят семь!
Видим и слышим, что мастер шумит на матросов, громко ругается, а затем сам хватается за метёлку и подметает палубу. Я, лишь качаю головой – поразительный экземпляр. Через десять минут Хасан Юсупович уже опять на пеленгаторной палубе и ругает сварщиков за медлительность.
А те, действительно, не спет, но дело своё делают: отрезают леер за леером, трубу за трубой, ненужные фланец за фланцем, крюки и проушины.
– Скорее ребята! После обеда надо палубу зачищать и закатывать в грунт! И завтра покрасить первым слоем!
И вновь куда-то убегает. Второй помощник тем временем подготовил цитадель к сносному в ней обитанию примерно на неделю. Докладывает мне:
– Вода, еда, медикаменты – все уложено в кондейку и дверь закрыта на замок.
– Вот и хорошо! Молодец! – хвалю я ревизора. – Кончатся ракеты – машину на полный ход и тоже спрячемся в цитадели…
Чиф сразу встрепенулся:
– Как это машину на полный ход? Неуправляемый пароход – должностное преступление! Если на мостике нет судоводителя, судно не может двигаться!
– Конечно на полный ход, а как иначе! Пираты на борту – их надо увезти как можно дальше от судна матки и от родных мест! – поясняю свою мысль. – Направить в открытый океан и пусть себе идёт…
– А если врежется во что-то?
– Не врежется. А если и уткнётся в берег – ничего страшного – буксиры во время прилива стянут…
– Это запрещено!
– А пираты разрешены?
– При чем тут это?
– Притом! В твоих учебниках по судовождению не сказано, как вести судно с пиратами на борту. Если остановимся, то они в конце концов нас из машинного отделения или выкурят, или извлекут, вскрыв двери.
– Мы же сигнал тревоги подадим, и кто-нибудь из военных кораблей к нам придёт на помощь.
– Наверняка! Лишь бы не опоздали. Пиратам главное захватить людей – хоть кого-то и начать торг. Современные работорговцы, только теперь Африка торгует белыми…
Парамон смеётся, цитируя книгу Жюля Верна:
– Я не капитан Негоро, я Себастьян Перейра – торговец «чёрным деревом» …
Вспоминаю недавнюю оброненную фразу чифа о тревожной кнопке:
– Кстати, а где у вас находится тревожная кнопка?
Чиф хмурится и спрашивает с ехидцей:
– С какой целью интересуетесь? Это секретная информация – не для посторонних!
Возмущаюсь и негодую:
– А мы посторонние?! Офицеры по безопасности обязаны знать и иметь возможность оповестить Центр по борьбе с пиратством. Вдруг штурман уже ранен или, не дай Бог, погиб…
Чиф крестится и плюёт суеверно через плечо.
– Информацию доведу лишь с разрешения мастера!
Ругаю вслух чифа и ухожу прочь, костеря его самыми последними словами за тупость. Собираемся в каюте секьюрити, обсуждаем ситуацию.
– Чиф идиот? Он считает нас посторонними!
– Это все из-за отсутствия оружия на борту. Были бы автоматы, они бы к нам относились иначе – с уважением.
В этот момент чиф по громкой связи приглашает нас на мостик.
Поднимаемся, сдерживая ярость.
– Мастер разрешил показать тревожную кнопку – вот она! – показывает на красную кнопку сбоку пульта. – Но нажимать на неё, имеем право лишь мы с капитаном.
– Ну нет! Я сегодня на вахте начну развлекаться и жать на кнопку! – восклицаю я, вновь крепко разозлившись. Создавалось ощущение, что чиф ехидничает и издевается над нами. – Ты в своём уме? Считаешь нас за идиотов?
– Ну, мало ли… Я вас плохо знаю, всего неделю знакомы…
– А я знаю другие байки про моряков, что в Европе даже судьи снисходительны к морякам, дескать, нормальный человек в моряки не пойдёт!..
Прошли Намибию, на траверзе Ангола – сразу заступаем на вахту.
Вахту стою с уже знакомым мне молодым третьим помощником Михаилом – худощавый и невысокий, ответственный и грамотный парнишка.
Разговорились с молодым штурманом: окончил последние курсы академии Невельского заочно, после службы на флоте, на крейсере.
– О! А я как-то шёл на вашем паруснике через Индийский океан. Ты на паруснике был?
– Нет. Это был мой курс, а я уже служил в это время.
Разговорились – нашлись общие знакомые: начальник факультета – мой однокашник и два тех курсанта штурмана, с кем я на контейнеровозе ходил. Оба уже на более высоких должностях: ревизор и чиф.
Михаил вздыхает:
– Я время потерял на заочном – два года матросом ходил. Это у меня всего второй контракт штурманом, надо аттестацию получить на ревизора.
– В Антарктику пойдёшь?
– Хотелось бы. Для того на этот дизельэлектроход, на небольшую зарплату оформился.
В каюте стало вначале заметно теплее, а затем даже жарко и душно – кондиционер явно не справлялся, точнее сказать он лишь имитировал свою работу. Случайно заметил, что в кладовке у буфетчицы стоят и даже лежат вповалку десятка два новеньких вентиляторов.
– Можно мне один в каюту?
Бабуся с удивлением вскинула брови вверх.
– Это хозяйство боцмана, но на судне все решается через капитана.
– И даже получить вентилятор?
– И даже…
Вначале иду к боцману:
– Васильич, дай вентилятор, будь добр.
– Рад бы, но не могу. Все только с разрешения мастера – эти вентиляторы закуплены для индусов.
Ловлю на палубе капитана:
– Мастер, можно мне получить вентилятор?
– А где я его тебе возьму?
– У буфетчицы в кладовой. Все послали к вам.
– А как узнал, что они есть? – смотрит на меня прищуренными хитрыми и без того узкими азиатскими глазами.
– Увидел. Случайно…
– Хорошо, скажи, я разрешил. Но с возвратом!
– Нет, конечно, я его в сумке увезу домой.
– В смысле? – искренне удивляется Хасан Юсупович.
– В смысле попытался пошутить…
– Ну-ну, шутник… Бери…
Хроника пиратства
Инцидент в Гвинейском заливе в лучших традициях блокбастеров про пиратов. Собственно, от пиратов российские военные моряки спасли экипаж контейнеровоза под флагом Панамы. Оттуда и поступил сигнал бедствия. Его принял наш большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков». Выяснилось, что судно пытались захватить какие–то вооружённые люди на быстроходной моторной лодке. С российского корабля немедленно был поднят в воздух палубный вертолёт «Ка-27» с группой морских пехотинцев. К этому пираты явно были не готовы.
Услышав звук вертолёта и увидев его, пираты в количестве восьми человек уже на момент подлёта вертолёта были погружены в лодку, и лодка, резко переменно маневрируя на высокой скорости, свыше 30 узлов, начала маневрировать на удаление от судна. Штурмовая группа и группа прикрытия из состава морской пехоты были вооружены, проинструктированы и направились к панамскому судну на лодке. В течение 30 минут группа, прикрывая друг друга, осмотрела надстройку сверху вниз, это порядка пяти палуб, в достаточно сложных, напряжённых, эмоциональных условиях. Пираты на судне не были обнаружены – успели сбежать…
Тем временем работа на судне кипела: мотористы в токарной мастерской изготовили по моему рисунку два вполне похожих макета пулемётов, покрасили и приволокли на палубу радиста. Дружно сфотографировались на память.
А Володя-сварщик с колоритной причёской индейца Оцеолы – седой копной длинных волос, которую он во время работы стягивает в косу – за день сварил решётку для перекрытия наружных трапов снаружи надстройки. Сварил, закрепил, опустил, замкнул.
Мастер бежал по наружному контуру трапов и упёрся в непреодолимое препятствие решётки.
– Ребята, что же вы все время мешаете работать! – восклицает Хасан Юсупович, забежав на мостик. – Мне надо красить…
– Затрудняем доступ пиратам в надстройку, – вздыхаю в ожидании тяжёлого разговора. – Вы же план обороны прочитали, ознакомились и не возразили
– Но сейчас ведь пиратов на горизонте нет!
– Когда появятся, будет поздно – начнётся паника и что-то не будет сделано. Лучше подготовиться заранее.
Мастер махнул рукой и вновь умчался вдаль по каким-то, известным лишь ему одному, своим срочным делам. Комедия положений, однако!
Совместно с двумя матросами установили и «вооружили» восемь брандспойтов и разблокировали водяную пушку. Попросили стармеха включить пожарный двигатель – протестировать.
Через вертолётную площадку водяная пушка выпустила в сторону кормы мощный и грязной фонтан густой пены – давно не проверяли и не включали. Постепенно напор воды усилился – и если водить пушкой вправо-влево, то корма вполне надёжно защищена от пиратов. А брандспойты вдоль бортов не только выливали воду в море, но и обильно заливали брызгами палубу.
Мастер прибежал – выругался.
– Всю палубу мне залили! Сегодня по плану покрасить надо было. Мы её должны срочно закатать грунтом.
Рахимов тяжело дышит и вытирает обильный пот.
– Вы же в ремонт идёте? – искренне удивляюсь, – в заводе ведь все покрасят. А судну оборона сейчас важнее – надо ещё дойти до вашего ремонта…
После обеда назначили испытания макетов – пуски сигнальных ракет через ствол. Сам Дед Евгений тоже не выдержал и пришёл посмотреть, как получится с прицельной точностью и дальностью.
Парамон явился на испытания в перчатках – крайне благоразумно и предусмотрительно! А я мог бы не надеть…
Блинов неторопливо заложил в ствол мощную осветительную ракету, завернул импровизированный затвор-набалдашник, дёрнул за шнур: ракета пошла по замысловатой траектории, а часть пороховых газов ударила обратно.
Напарник охнул и затряс рукой – отдача прожгла даже перчатку.
– Обжёгся? – встревожился я.
– Нет, нормально! Благо рука была в перчатке.
– А я бы точно по разгильдяйству не одел и обжёгся бы.
– Я всегда работаю в перчатках и рукавицах, особенно если делаю какое-то опасное действие. Здравый смысл!
Какой молодец иностранный товарищ! Законопослушный и предусмотрительный – европеец!
Пуск ракеты большой мощности и дальности показал, что даже по направляющей трубе, она идёт произвольно и не предсказуемо. А запущенная малая сигнальная ракета ударила примерно туда, куда и целились. Замечательно, подобных ракет командованием куплено шестьдесят штук – отстреляемся в случае чего, хотя бы какое-то время…
На мостик стали поступать телеграммы по спутниковой связи «Marsat» одна тревожнее другой: нападения пиратов на торговые суда в Гвинейском заливе, захваты…
Хроника пиратства
«Адмирал Кулаков»
В 23 октября пираты в Гвинейском заливе попытались захватить контейнеровоз MSC LUCIA под флагом Панамы. Судно направлялось из Того в Камерун, на его борту находились двадцать граждан Украины, гражданин Румынии и россиянин. Экипаж сообщил о попытке захвата судна неизвестными вооружёнными людьми на быстроходной лодке. После подачи сигнала бедствия экипаж укрылся в машинном отделении в соответствии с инструкцией. Экипаж большого противолодочного корабля «Вице–адмирал Кулаков» получил сигнал бедствия от контейнеровоза и незамедлительно поднял в воздух вертолёт «Ка–27ПС» с подразделением морской пехоты. При подлёте военного вертолёта пираты покинули судно, сели в быстроходную лодку и на полной скорости направились в сторону берега. Никто из членов экипажа MSC LUCIA не пострадал.
Большая часть команды по-прежнему жила в неведении о пиратах и сомневалась в их существовании – пришлось пустить по рукам, точнее по личным компьютерам ролики нападений в Индийском океане.
Народ крепко задумался!
Провели судовое совещание – экипаж стал задумчивее, внимательнее, заметно серьёзнее. Некоторые даже проявили самодеятельность: сварщик наварил решётки снаружи иллюминаторов столовой рядового состава, там был самый лёгкий доступ в судовую надстройку. Токарь нарезал трубы на все металлические двери-задрайки, с прорезями для стопорных болтов. Мы об этих приспособлениях только объявили на совещании, а оказалось уже всё готово.
Командование согласилось на проведение учебной тревоги.
– Нужен крюв-лист в машинном отделении! – говорю я старпому. – Чтоб по нему провести сверку личного состава – не потерялся ли кто!
– Зачем он мне? Я всех помню!
Ага помнит он… Как и предполагалось, по тревоге потеряли четыре человека. Пересчитали – не хватает. А фамилии из головы вылетели. Запоминальщик!
Не прибыл третий помощник – наушники в ушах и громкий звук компьютерной игры заглушили сирену. Как дети малые! Поругали, пожурили, сказал, осознает свою вину…
Матросы тоже большие дети: одному двадцать, другому двадцать один и третьему двадцать шесть – по имени Добрыня. Все на вид совсем ещё юноши. Вожака этой «стаи» слушаются, ходят за Добрыней как за коровой телята. Боцман напротив – старик, шестидесяти восьми лет. И зачем ему море? Внуков бы лучше нянчил или правнуков…
На траверзе Кабинды мастер остановил судно – легли в дрейф. Хасан Юсупович пояснил:
– Слишком быстро шли – течение подгоняло. Нам надо прибыть двадцать шестого, не раньше. Денёк тут поболтаемся.
Это известие меня искренне радует и предпринимаю попытку разнообразить жизнь на судне:
– А может быть, спустим трап и проведём учения? Мы прыгнем за борт и попытаемся забраться при включённых брансбойтах.
Мастер делает узкие глазки довольно круглыми, с искренним удивлением лупает ими:
– Там же акулы!
– Да я сколько раз купался в открытом океане… Даже глубины такие же были по четыре-пять километров.
– Нет, не разрешаю! Баловство все это...
– А можно тогда наполнить бассейн и включить сауну?
Мастер аж взвыл от досады:
– Нельзя! Запрещаю! Дно бассейна дырявое – вода потечёт на динамомашины в машинное отделение. Ни в коем случае…
Опять облом. По судну работает бригада из шести сварщиков, а ему сауна не нужна – не ремонтирует. А ведь сам повторяет регулярно: всё для людей, всё для индусов! Индусам бассейн и баня не нужны? Неужели совсем не моются? А погреть кости в Антарктиде?
К вечеру начинаем движение, а ночью приходит сообщение о новом нападении на торговое судно, по левому борту от нас примерно в ста милях в районе островной республики Сан-Томе и Принсипи. Буквально как в песне: «Вот пуля пролетела и ага…»
Хорошо, что второй штурман проложил курс противоположной стороной этой гряды островов, восточнее, ближе к материку. А я по незнанию местных реалий попытался посоветовать пройти гораздо западнее на сотню миль.
Там бы нас пираты и ждали и, возможно, что и взяли б…
Получили мэйл, что в этих водах несёт службу итальянский корвет. Вот это здорово! Есть надежда на быструю подмогу.
В результате нашей упорной борьбы с разгильдяйством нашему безоружному дизель-электроходу удивительно повезло проскочить пиратскую зону и не нарваться на нигерийских и прочих пиратов!..
Утром оказываемся вблизи Камеруна, идём полным ходом вдоль острова Биоко. Встаю на вахту и изумляюсь: почему-то гора, которая на карте высотой в три километра справа от нас, а не слева.
Спрашиваю третьего:
– Мы сменили курс?
– Нет? Почему такой вопрос? Идём, как и шли к Малабо…
– А гора…
– Это Камерун!
– Страна?
– Гора... Оноименная стране...
Смотрю на развёрнутую вширь, на штурманском столе карту:
«Ого! Вот это да, какая видимость… Расстояние довольно большое, но гора в 4 километра так хорошо и далеко видна!»
Проходим мимо берега в территориальных водах: отели, несколько симпатичных поселений с рядами довольно приличных домов, а не поселения из трущоб. Пальмы, бананы, символ страны дерево сэйба, какие-то другие неизвестные мне высоченные тропические деревья. Баобабы?
Делаем доворот и перед нами открывается на горизонте довольно симпатичный город и небольшой порт. Смотрю в бинокль и наблюдаю справа нефтеперерабатывающий завод или что-то связанное с нефтянкой – возможно химический комбинат. Слева контейнерный терминал. Между ними завод с двумя плавучими доками и какими-то строениями. Оба сухих дока заняты судами.
Рано пришли? Возможно.
Зачем тогда так гнали в спокойных водах Намибии и Анголы?
К нам мчатся буксиры и катер с лоцманом. Конец краткосрочной недельной работе – отдых. Возможно дольше месяца
Мастер ведёт меня на пеленгаторную:
– Смотри какой замечательный обзор! Зачем толкаться в рубке на мостике и мешаться штурманам и суперинтенданту, дефектовщику и местному руководству. Наблюдайте и охраняйте здесь! Поставил стул под навес и прячься от солнца и от дождя…
– А мы не собираемся мешаться. Наша работа на первом этапе уже закончена! Мы не сторожа судна…
– Как так? Вы не будете нести вахты во время ремонта?
– Нет! Нам за это не платят…
Показываю мэйл от босса:
«Контракт рассчитан на охрану судна лишь во время перехода и оплачен лишь на морские вахты!»
Хасан Юсупович явно разочарован. Возвращаемся в рубку, где он делится с чифом:
– Представляешь, нам надо будет ставить доктора на ночную вахту. У них совести нет. Охранники не члены экипажа – вот это новость!
Чиф переменился в лице – заметно посмурнел:
– И что вы будете делать целый месяц? Балду гонять?
– Ага! Именно так. Нам не платят за стоянку. Было обещано купание, загар, отдых, прогулки по городу… Ждём шур-пасы от вас!
– Шур-пасов не будет! – вдруг заявляет мастер с ехидцей. – Карантин! Агент забрал все документы и увёз в офис. Можете идти в самоволку, я вас не держу… Делайте что хотите!
– Только не вздумайте нас снять с довольствия.
– Конечно снимем! – потирает ладони чиф, – за что вас бездельников кормить?
– Глупости не говорите! – вновь рычу я на Гнусова. – Запросите руководство и вам все пояснят. И про начисление доковых нам тоже не забудьте…
Кстати, о доковых! Незадолго до подхода к порту, мастер заговорил о доковых деньгах – валюте выдаваемой на питание во время стоянки в порту в период остановки камбуза на ремонт. На десять или более суток. Сумма озвучивалась довольно неплохая, и мы были в предвкушении закупки «колониальных» товаров! Я поделился радостью с буфетчицей и похвалил капитана:
– Молодец мастер! Пробил для экипажа деньги в результате долгой переписки с пароходством.
Буфетчица как обычно сразу съязвила:
– Думаете, он для нас старался? В первую очередь для себя! Про свой карман этот азиат никогда не забывает…
– Да и ладно, ведь и мы не в накладе останемся!
Буфетчица почти никогда не бывает довольна. И лишь порой раздаётся на любую шутку её короткое и громкое «ХА-ХА»!..
Николай Прокудин. Редактировал BV.
Продолжение следует.
======================================================
Желающие приобрести роман "Морская стража" обращаться n-s.prokudin@yandex.ru =====================================================
Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================