Когда распался Советский Союз, российские кинематографисты озадачились вопросом: «А кто герой нашего времени?» Хаотично стреляющие из автоматов «Брат» Данила Багров и глава «Бригады» Саша Белый? Или же люди в погонах: «менты» с улиц, где разбитые фонари и следователь по прозвищу «Глухарь»? Пробовали «пробиться» в герои и банковский работник Макс Андреев («Духless»), и рефлексирующий Антон Городецкий из «Дозоров», и «полицейский с Рублевки» Гриша Измайлов. Но вот в последние лет пятнадцать в нашем кино особенно стала востребованной тема богатырей и князей. Во всяком случае, каждый проект про этих персонажей становится популярным у зрителей.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.
Первый богатырь в советском кино появился в тревожные для всего мира времена, когда фашистская Германия заявила о себе, - в 1938 году вышла картина режиссеров Ивана Никитченко и Виктора Невежина «Руслан и Людмила». Богатыря Руслана, который идет на поиски своей похищенной волшебником Черномором возлюбленной, сыграл Сергей Столяров. К тому времени актер уже прославился своей ролью спортсмена Мартынова в фильме Александрова «Цирк». В той экранизации пушкинской сказки речь артистов мы не слышим, за кадром лишь звучит музыка и читает стихи актер Владимир Ершов. Все знают конец произведения: богатырь Руслан победил в сражении за Людмилу - добро побеждает зло. Поэтому позже этот фильм часто показывали в годы второй Великой Отечественной войны.
Как и другую картину, которая вышла в том же 1938-м году - «Александр Невский», где легендарного князя сыграл Николай Черкасов. Актер так вжился в этот образ, что был убедительным даже вне кадра. Однажды во время съемок этого фильма у Черкасова прихватило живот. По счастью, эпизод в тот день снимался неподалеку от киностудии. Режиссер Сергей Эйзенштейн вынужден был остановить работу и спешно отправить туда артиста на машине. Прямо в костюме Невского. Подъехав к воротам «Мосфильма», Черкасов выскочил из машины и пулей влетел на проходную. «Пропуск!» - потребовал охранник. Но пропуск актера остался в пиджаке в гримерке. Никакие объяснения не помогали, охранник оказался на редкость упрямым и бдительным. Черкасов в отчаянии выхватил из ножен огромный меч и крикнул грозно: «Перед тобою князь Александр Невский! Дорогу, подлый кнехт или мой меч – твоя голова с плеч!» Перепуганный охранник убежал и закрылся в караульном помещении.
К слову, не все знают, что в первоначальной версии фильма Невский погибал, отравленный при дворе татаро-монгольского хана. Причем яд ему втерли свои же, русские. Однако после просмотра фильма с таким финалом Сталин лично распорядился выкинуть этот эпизод, так как он не соответствовал «великому патриотическому произведению».
Но вернемся к артисту Сергею Столярову. По воспоминаниям его сына Кирилла Сергеевича, отца в российской истории особенно привлекало время богатырей и князей. Например, Столяров мечтал сыграть Дмитрия Донского. В конце жизни вместе с сыном даже писал сценарий об этом историческом персонаже и получил разрешение снимать картину в качестве режиссера. Не успел… Но в творческой биографии Сергей Дмитриевич несколько раз брал в свои руки меч. Например, в фильме Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939 г.) его герой Иван сражался со Змеем Горынычем и Бабой-Ягой. А в «Кащее Бессмертном» (1944) Столяров сыграл богатыря Никиту Кожемяку. Кстати, во время этих съемок, которые проходили в Барнауле, Столяров едва по-настоящему не убил Кащея (Георгий Милляр). В сцене битвы Сергей Дмитриевич так рубанул своего коллегу деревянным мечом по голове, что того увезли в больницу с сотрясением мозга. К счастью, все обошлось и фильм досняли с теми же исполнителями.
В 1956 году Столяров снялся в роли еще одного богатыря – Алеши Поповича в фильме Александра Птушко «Илья Муромец». Вместе с ним спасателей земли русской так же сыграли Георгий Демин (Добрыня Никитич) и Борис Андреев (Илья Муромец).
Bо время съемок фильма в Ялте с Андреевым произошла скандальная история. На съемочной площадке к нему внезапно подошел милиционер и заявил: «Вот ты такой здоровый, Муромца играешь, а на самом деле наверняка слабак. Например, меня побороть не сможешь».Tyт же, на берегу моря, они схватились в честном поединке и стали тянуть друг друга к воде. Так длилось несколько минут, пока Андреев не изловчился, перехватил хвастливого стража порядка за талию и, оторвав его от земли, бросил в море. К сожалению, у этого поединка нашлось немало свидетелей, среди которых оказались и люди, начисто лишенные чувства юмора. Благодаря их стараниям уже на следующий день в местной газете появился фельетон, в котором говорилось, что известный артист настолько распоясался, что кидает милиционеров в море. Андреев очень обиделся на эту статью и дал себе слово никогда больше в Ялту не приезжать. И слово сдержал. Однажды в 1970-е годы, когда вместе с коллегами он приехал на теплоходе в Ялту, то на берег так и не сошел.
В другой картине Птушко «Руслан и Людмила» (1972) роль храброго главного героя должен был сыграть Олег Видов. Съемочная группа уже ждала актера в Александрове, где были построены сказочные декорации, но Видов задерживался. Тогда режиссер, понимая, что дни простоя стоят больших денег, утвердил на роль Руслана Валерия Козинца (кстати, в то время зятя Птушко), который изначально должен был сыграть другого богатыря Рогдая. В актерской карьере Валерия эта роль осталось единственной главной. Попробовав себя еще в кино, он покончил с актерством и уехал из Москвы жить в деревню. Но до конца жизни, а умер актер пять лет назад, его постоянно спрашивали: сам ли он душил в фильме тигра.
- Это были интересные съемки, - вспоминал Валерий Евсеевич. – Снимался я вместе с тигром Пуршем – воспитанником Вальтера Запашного, который находился постоянно с нами рядом. Тигр был добрый, навалился на меня, я чуть не упал, но выдержал. Со стороны казалось, что мы боролись, а я просто сдерживал его от ласк. И потом, когда, якобы, его душу, на самом деле он валялся и баловался, ему казалось, что я так его ласкаю.
Об актере Владимире Федорове, который сыграл Черномора в этой сказке, читайте на канале "Пераново перо" по ссылке:
Еще одного сказочного богатыря зрители увидели в 1975 году, когда на экраны вышел фильм Роу «Финист – Ясный сокол». Главную роль сыграл Вячеслав Воскресенский.
- Я тогда с первой женой работал в рязанском театре, - рассказывает актер о том, как попал в фильм. - Как-то поехали в Москву за колбасой. Стою в очереди и замечаю, что на меня оценивающим взглядом смотрит какая-то женщина. Я покраснел и отвернулся. А это оказалась ассистентка режиссера Александра Роу. Она говорит: «Мы сказку снимаем, и вы, наверно, нам подойдете!» Потащила меня на киностудию. Роу, правда, сначала сказал: «Вы с ума сошли? Где вы видели русского богатыря с лицом татарина?» Но ассистентка уговорила попробовать меня в гриме. Что только со мной не делали! Лицо и кожу на руках отбеливали пудрой, на веки накладывали тени, приклеивали усы и бороду. Так что моими в сказке были только волосы. Но в итоге я стал богатырем.
Пожалуй, последний кинобогатырь в СССР - актер Дмитрий Золотухин, который сыграл главную роль в фильме «Василий Буслаев» (1982). В картине герой сражается не только с врагами, которые нападают на Русь, но и с русским продажным купечеством.
В годы перестройки и в лихие 1990-е о богатырях забыли. Вспомнили в начале 2000-х, когда вышел первый мультик из целого мультипликационного сериала о богатырях – «Князь Владимир» (2004), где главную роль озвучил Сергей Безруков. А через пять лет на экраны вышел фильм-фэнтези «Книга мастеров». Главный герой мастер Иван (актер Максим Локтионов) вроде как и не богатырь, но сражается с нечистью не хуже. И, конечно, побеждает.
Уже через год в прокат вышла картина «Ярослав. Тысячу лет назад» (2010), где Ярослава Мудрого сыграл Александр Ивашкевич. Легендарный князь сражается с иноземцами, которые занимаются на территории Руси работорговлей и строит град, который потом назовут в честь него.
- Это - мужское кино, я чувствовал себя мужиком в окружении мужиков, где нет места для истерик, - делится о съемках Авашкевич. - Правда, и время тогда такое было. Мечи, кони, каскадеры - все это создавало атмосферу мощи. Я все время был в седле. Было два трюка, которые мне не доверили делать, вызывались профессионалы. Физически самый сложный день был тот, когда мы с Кравченко (Харальд) боролись с девяти утра до восьми вечера. Мы снимали сценический бой: каскадеры, меч - два кило, кольчуга, ноги расползаются. Но я могу сказать, что это непередаваемое ощущение.
Вспомнили российские киношники и знаменитую троицу богатырей: например, в «Реальной сказке» (2011) появились Илья Муромец (Алексей Дмитриев), Алеша Попович (Антон Пампушный) и Добрыня Никитич (Павел Климов). Правда, в этой несколько комедийной сказочной истории былинных героев убивают. Зато в фильмах о «последнем богатыре» эта троица с успехом помогает главному герою Ивану Найденову (Виктор Хориняк). «Последний богатырь» (2017), «Последний богатырь: Корень зла» (2021), «Последний богатырь: Посланник тьмы» (2021) – это истории о сказочных приключениях Ивана в прошлом и в настоящем времени. Тоже самое происходит и в фильме «Последний богатырь. Наследие», который вышел не та давно,
- Прочитав сценарий, я остался недоволен, - вспоминает о работе в нескольких «Последних богатырях» исполнитель роли Добрыни Никитича Евгений Дятлов. - В русских сказках богатыри, как правило, всегда изображаются без каких-то глобальных изменений в образе, в характере. А тут вдруг такой жесткий перевертыш: русский богатырь Добрыня Никитич в конце становится отрицательным персонажем. Но когда мы все-таки поговорили с режиссером, то обсудили эти спорные моменты, постарались найти компромисс и пришли к положительному решению с моей стороны. А потом я просто влился в творческий процесс и начал получать от этого удовольствие. Мне, конечно, хотелось, чтобы эта сказка осталась именно сказкой, и не было в ней никакого плохого подтекста. А так как некоторые архетипы наших русских народных сказок здесь изменены – нечистая сила предстает «пострадавшей стороной», а добрые силы предстают не совсем в выгодном свете, конечно, был для меня в этом некий диссонанс. Но надо было принять это для себя и примириться с новым сказочным «раскладом».
Режиссер Андрей Кравчук в 2016 году выпустил фильм «Викинг», в котором среди прочих исторических сюжетов, рассказывается о том, как князь Владимир Русь крестил. В главной роли – Данила Козловский.
- Единственный источник вдохновения и место, где я мог достать какую-либо информацию, – это книги, архивы, «Повесть временных лет», книги серии «Жизнь замечательных людей», норвежские, скандинавские песни, ну и самое главное, конечно, режиссер Андрей Кравчук, который проделал колоссальную работу, шесть лет готовясь к этому фильму. Он узнал всю информацию, которую вообще возможно было узнать о князе Владимире, - рассказывает о своей подготовке к роли Козловский. - Когда читаешь эти книги, в воображении формируется некий канонический образ князя Владимира: крестителя, мощной фигуры в российской истории. Тут очень легко «забронзоветь» персонажа еще до входа в кадр. А нужно, чтобы герой вызывал у зрителя сочувствие, отклик, провоцировал конфликт, спор, диалог - что угодно, любую форму общения. А соотнести и как-то эмоционально подключить себя к памятнику невозможно. Персонаж должен быть живым, настоящим.
В 2017 году на экраны вышел фильм Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате». Это история о взятии Рязани монголо-татарами в XIII веке и о рязанском воине Евпатии Коловрате, который сражался с врагами. Его сыграл актер Илья Малаков.
- Коловрат в нашем фильме орудует умом. И сражается двумя мечами, как солнечным диском, много таких было сцен, кручения, времена года, цикл – вот такие элементы, знаки, связанные с Солнцем и природой. Вот в этом для меня само слово Коловрат, - рассуждает Илья.
По словам Файзиева, создатели фильма старались акцентировать внимание не на исторических деталях, а на чувствах и переживаниях людей, которые делают из обычного человека героя, способного совершить подвиг.
В этом году состоялась премьера фильма Дмитрия Дьяченко «Финист. Первый богатырь». Главную роль в нем сыграл Кирилл Зайцев. Кстати, до этого актер сыграл уже богатыря Финиста в фильмах «Последний богатырь. Корень зла» и «Последний богатырь. Наследие». Более того, многие персонажи из тех фильмов перекочевали в этот проект.
- Я, конечно, не ожидал, что про моего персонажа Финиста будут снимать отдельный фильм, - делится Зайцев. - Когда я первый раз прочитал сценарий, он мне сразу понравился. Для меня наша история по-актерски интересна предлагаемыми обстоятельствами, в которые попадает мой герой. Помимо этого, постоянно чувствуется развитие: с героем происходят изменения, смена интересных локаций, появляются новые, яркие персонажи.
Премьера фильма «Илия Муромец» назначена на осень 2026 года, но уже сейчас, когда во всю идут съемки, об этом проекте говорят многие.
- Мы хотели бы создать фильм о настоящем русском национальном герое. Илия - наш герой, простой русский человек из народа, не князь, не правитель. Он - простой мужик, честный, сильный, добрый, но готовый постоять за себя, за Отчизну и за свою семью, - считает продюсер и исполнитель главной роли Егор Пазенко.
- История об Илие Муромце, дошедшая до наших дней в формате былин, сказок, мультфильмов, превратилась для многих в некую комическую историю, оторванную от действительности, - рассказывает режиссер фильма Карен Оганесян. - И перед нами стояла важная задача: рассказать о настоящем Илие Муромце, реальном человеке, жившем в Древней Руси.
Вера в то, что добро побеждает зло, пусть даже в сказочных произведениях, сегодня особенно необходима людям.
Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Календарь канала "Пераново перо":
1 ноября 1894 году вступил на престол последний российский император Николай II:
1 ноября 1908 года родился любимый актер киносказочника Александра Роу Анатолий Кубацкий:
1 ноября 1938 года на экраны вышел фильм "Человек с ружьем", в котором актер Максим Штраух впервые сыграл Ленина:
1 ноября 1959 года в Ленинграде на Английской набережной открылся первый в СССР Дворец бракосочетаний:
1 ноября 1974 года скончался поэт, сценарист, режиссер Геннадий Шпаликов:
Олег Перанов