В 1941 году в бой против гитлеровского наступления на СССР пошел самый лучший в мире на тот момент советский танк Т-34, но немцы узнали о том, что этот танк самый лучший в мире только после того, как потерпели поражение под Москвой, хотя до этого они довольно легко выбили многие сотни и даже тысячи Т-34 так же легко, как они выбили и устаревшие БТ-7 и Т-26.
Недавно я посмотрел старый документальный фильм, еще 90-х годов, от одной англо-голландской телевизионной компании, в котором освещался блицкриг Гитлера в СССР летом 1941 года. Там были представлены рассказы немецких ветеранов вермахта, из тех, кто к тому времени еще остался жив, и они представляли на публику свои впечатления о тех месяцах на Восточном фронте.
И вот, один бывший танкист рассказал, что вермахт столкнулся с новыми советскими танками Т-34 уже в первые дни вторжения. Сначала их было мало, то уже через пару недель началось массированное применение новых машин в бою, и немцы убедились, что этот танк – совершенно новая концепция, превосходящая все имевшиеся на вооружении германских танковых частей образцы.
Так вот, судя по рассказу немца, эти танки поначалу вызвали у гитлеровцев чуть ли не панику, потому что Т-34 превосходил по всем статьям даже самый лучший немецкий танк T-IV, мало того, его не брали в лоб никакие противотанковые орудия.
Но очень быстро немцы сообразили, что русские используют свои превосходные танки вообще не так, как положено, и, быстро разобравшись в тактике советских танкистов, они стали их жечь буквально пачками, уничтожая целые танковые подразделения в течение одного боя.
Пленные советские танкисты рассказывали, что их не учили правилам боя в новых условиях, да и вообще никаких инструкций по использованию новых машин ниоткуда не поступало. Немецкая тактика блицкрига сломала все представления о танковом бое, но командование танковых частей РККА в условиях полной неразберихи первых недель и даже месяцев войны не уделяло этой проблеме никакого внимания. Оно продолжало бросать новые танки в лоб без прикрытия пехотой и авиацией, рассчитывая на встречный блицкриг, совершенно не понимая изменившихся реалий, и это еще больше увеличивало потери советских танков.
И только к концу осени, когда была потеряна очень большая масса Т-34, начали вырабатываться какие-то планы их правильного использования. Именно тогда знаменитый Гудериан, руководивший наступлением на Москву, наконец, заметил, что Т-34 все же являются грозной силой. А летом в руках неопытных танкистов это был танк-середнячок, что позволило Гудериану отзываться о нем так:
«…Советский танк Т-34 является типичным примером отсталой большевистской технологии. Этот танк не может сравниться с лучшими образцами наших танков, изготовленных верными сынами рейха и неоднократно доказывавшими своё преимущество»…
Правда, потом, буквально через месяц, он изменил свое мнение, признав, что ахиллесовой пятой новых советских танков является не отсталость технологии, а отсталость тактики их применения:
«…Я составил доклад о данной ситуации, которая является для нас новой, и направил его в группу армий. Я в понятных терминах охарактеризовал явное преимущество Т-34 перед нашим Pz.IV и привёл соответствующие заключения, которые должны были повлиять на наше будущее танкостроение»…
То есть, когда Т-34 начали хоть как-то, хотя бы в отдельных боях, использоваться правильно, и вермахт начал нести от них ощутимые потери, пришлось пересмотреть всю тактику боя против этих танков в виду, как говорится «вновь открывшихся обстоятельств».
Таким образом можно понять, что Сталин, продвигая новый танк еще с конца 30-х, в его качествах не ошибался. Ошибся он только в качестве своих генералов, которые практически не придали качеству новой техники никакого внимания. И так получилось, что более успешно с первых дней войны действовали более старые и более уязвимые БТ-7 и Т-26, экипажи которых были очень опытными, многие прошли на своих старых машинах финскую кампанию, и прекрасно изучили опыт войны немцев в Польше и во Франции.
А вот для новых Т-34 опытных экипажей не нашлось, и там, где эти танки могли бы если и не обратить вермахт вспять, но хотя бы его наступление остановить, они горели сотнями, так и не оказав влияние на ход войны.
И только когда были выбиты почти все подразделения, укомплектованные неопытными экипажами, и выжившие ветераны пересели с тоже массово потерянных БТ-7 и Т-26 на поступавшие с заводов все новые и новые Т-34, тут-то и начался вырисовываться перелом. Правда, потери Т-34 были немалыми и в 1942 году, и даже в 1943-м, но все же эти потери нельзя уже было списать на неопытность экипажей – все же и немцы тоже учились, причем очень быстро.
Но потери танковых подразделений Т-34 после 1941 года не были такими катастрофическими, как в первые месяцы войны, в были вполне соразмерными с потерями немецкими, если брать в процентном отношении. У немцев было гораздо меньше танков и штурмовых орудий, потому на них хватало опытных экипажей, а на ту массу новых машин, которые поступали на фронт, у советского командования опытных экипажей по-прежнему не хватало.
Тем не менее, уже после Сталинграда немцы не могли противостоять Т-34, для этого им и понадобились новые танки и САУ, способные бить наши машины с большой дальности, потому что советские танкисты наконец-то научились свою бронетехнику в обычных боях использовать правильно.
Так у немцев и появились «Тигры», «Пантеры» и «Фердинанды», которые наносили нашим частям Т-34 немалый урон, но в ближнем бою они не имели против них никаких шансов, и даже самая эффективная противотанковая немецкая артиллерия не могла хотя бы сравнять счет.
Так вот, если бы в 1941 году на новых Т-34 воевали такие же опытные экипажи, какими они стали в 1943-м, то гитлеровский блицкриг закончился бы гораздо раньше, буквально в первые же дни немецкого наступления. Немцы лукавят, что в самом начале войны не имели представления о высоких качествах нового советского танка – все они знали.
Но они прекрасно знали и то, что этот новый танк будет использоваться совсем неправильно. Сталин не готовился к войне в1941 году, а готовился он к ней в 1942-м, а до этого он рассчитывал привести все свои Т-34 в полную боевую готовность.
Но просто не успел.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: