В начале Второй мировой войны итальянская армия, с точки зрения бронетехники, сильно оставалась от требований современности. В частности, уязвимой точкой были бронеавтомобили: на вооружении стояли машины времён Первой мировой - Lancia IZ и Fiat-Terni Tripoli.
Имеющиеся бронемашины уже не соответствовали ни требованиям мобильности, ни уровню бронезащиты, ни мощности вооружения. Особенно остро нехватка современной колёсной техники ощущалась в условиях Северной Африки, где требовались машины с высокой проходимостью, надёжностью и способностью вести разведку на больших расстояниях.
Благо, что ещё в 1937 году стартовала разработка нового семейства бронеавтомобилей, получившего обозначение Autoblinda. И с учётом общего провала в авионике и бронетехники, именно этим боевые машины стали весомейшим аргументом на полях многих сражений.
Рождение AB 40
Первые три прототипа будущего семейства были построены весной 1939 года - два для армии и один для колониальной полиции. Уже 15 мая того же года один из них, обозначенный как AB 39, был представлен лично Бенито Муссолини.
Машина произвела впечатление: она сочетала заднемоторную компоновку, полноприводную колёсную формулу 4×4, два поста управления - спереди и сзади, и возможность движения задним ходом с той же скоростью, что и вперёд. Все колёса были управляемыми, что обеспечивало исключительную манёвренность.
Первый серийный вариант AB 40 был принят на вооружение в марте 1940 года. Но массовое производство запустилось лишь в феврале 1941-го.
Вооружение AB 40 оставалось чисто пулемётным: три 8-мм пулемёта Breda Mod. 38 - спарка в башне и один в кормовой части корпуса. К весне 1941 года это и стало основой для модернизации - огневой мощи явно не хватало. Всего было выпущено 24 единицы этой модели. И все они впоследствии были переделаны в новую модификацию.
AB 41: пик итальянской колёсной разведки
Ключевым шагом стало оснащение машины башней от лёгкого танка L6/40, в которой размещалась 20-мм автоматическая пушка Breda 20/65 и спаренный с ней 8-мм пулемёт Breda Mod. 38. Так появился бронемобиль Autoblinda 41, ставший наиболее массовым и современным. Общий выпуск составил 647 единиц.
Технические характеристики AB 41 отражали баланс между мобильностью и боевой эффективностью:
- Боевая масса - 7,8 тонны
- Экипаж - 4 человека
- Двигатель - SPA, мощностью 80 л.с.
- Максимальная скорость по шоссе - 76 км/ч, по пересечённой местности - 30 км/ч
- Запас хода по шоссе - 320 км
- Бронирование корпуса - 8,5 мм, башни спереди - 18 мм
- Боекомплект 20-мм пушки - 456 снарядов
Машина активно использовалась в Северной Африке с 1941 по 1943 год, где её высокая проходимость и способность быстро менять направление движения оказались востребованы в условиях пустынных просторов. Также AB 41 применялись на Восточном фронте в составе итальянского экспедиционного корпуса и на Балканах. А после того, как ветер поменялся и в самой Италии.
Связь обеспечивалась радиостанциями:
- RF.3M - коротковолновая, дальность до 200 км
- или RF.1CA - ультракоротковолновая, совместимая с немецкими танковыми сетями.
Это позволяло эффективно координировать действия в составе смешанных подразделений.
После капитуляции: немецкий след и новые модификации
После выхода Италии из войны в сентябре 1943 года германские войска захватили значительное количество AB 41 и возобновили производство под контролем Вермахта. В 1944 году было выпущено ещё 23 машины, получивших немецкое обозначение Pz.Sp.Wg. AB41 201(i). Всего немцы получили 37 таких бронеавтомобилей, которые использовались до конца войны в Италии и на Балканах.
Некоторые AB 41 были переданы союзникам по оси:
- 8 машин - румынской 1-й танковой дивизии «Великая Румыния» в июле 1944 года
- 15 машин - Венгрии в августе 1944 года (все уничтожены советскими войсками)
После войны оставшиеся в строю AB 41 продолжили службу в подразделениях итальянских карабинеров и в греческой армии, куда они поступили по репарациям в 1948–1949 годах.
Существовал также специализированный вариант - AB 41 Ferroviaria, приспособленный для патрулирования железнодорожных путей. На него устанавливались металлические колёса. Всего было выпущено 20 таких машин.
Поздние эволюции: AB 43 и Lince
Параллельно с AB 41 велись работы по созданию более мощной версии. В 1943 году появился Autoblinda 43, оснащённый 47-мм нарезной пушкой Mod. 47/40 с длиной ствола 40 калибров и боекомплектом 63 снаряда. Новая машина имела усиленный двигатель ABW3 мощностью 110 л.с., что позволяло развивать скорость до 90 км/ч и обеспечивало запас хода по шоссе 535 км. Производство AB 43 продолжалось под немецким контролем: в 1944 году выпущено 67 машин, в 1945-м ещё 12.
В то же время для нужд лёгкой разведки была разработана компактная машина Lancia Lince («Рысь»), созданная по образцу британского Daimler Scout Car. Первый прототип вышел на испытания в ноябре 1942 года. Серийное производство началось уже под немецким управлением - с февраля 1944 года. Всего было собрано 129 единиц: 100 в 1944 году и 28 в 1945-м.
Экипаж состоял из двух человек, вооружение - один 8-мм пулемёт Breda 38 с боекомплектом 2000 патронов.Габариты скромные: длина - 3240 мм, высота - 1660 мм, масса - 3,5 тонны. Но Lince и не должна была быть монстром массы и поэтому отличалась высокой скоростью - до 80 км/ч и запасом хода 400 км.
Эти машины использовались в основном в Италии и на Балканах, в том числе в поддержке итальянских парашютных дивизий «Фольгоре» и «Нембо» в ходе боёв под Монте-Кассино. После войны часть из них осталась на вооружении итальянской полиции.
Семейство Autoblinda стало попыткой итальянской промышленности компенсировать отставание в области бронетехники. Несмотря на ограниченные ресурсы, нехватку времени и военные неудачи, инженеры SPA, Fiat и Lancia создали линейку машин, которые по совокупности характеристик соответствовали лучшим мировым образцам своего класса.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Подписывайтесь и на телеграмм канал https://t.me/CulturniyCod. Как только там наберётся минимальная активность (всего 10 подписчиков), там ежедневно будут выходить короткие посты, связанные с историей, техникой и наукой!
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.