В ночь на 20 марта 1945 года новый командир канадской эскортной группы EG-26 Тед Симмонс вывел свои корабли в море на отработку учебных задач. Здесь следует отметить, что коммодор Т.Симмонс, несмотря на свою молодость, считался одним из лучших противолодочников канадского флота. Еще в сентябре 1941 года на корвете К116«Шамбли» («Chambly», тип "Флауэр") он участвовал в потоплении U-501 (серия IXC).
Тогда канадская эскортная группа EG-24 охраняла конвой SC-42. Около Ирландии одну из атаковавших лодок точно «угостила» глубинными бомбами летающая лодка «Каталина» из 209-й эскадрильи английских ВВС. Посланные на подмогу два канадских корвета - "Шамбли" и "Мусейяу" обнаружили субмарину уже на поверхности, обстреляли и пробовали высадить абордажную партию, которую и возглавлял Симмонс. Однако лодка затонула слишком быстро.
Тем не менее потопление U-501 стало первым боевым успехом в противолодочной эпопее, записанной на счет канадцев. Получив под свое командование фрегат с очень любопытным для русского человека названием «Порт-Артур», Симмонс 19 января 1943 года при охране конвоя MKS-6 около порта Бужи (северо - восточнее Алжира) потопил глубинными бомбами итальянскую лодку «Тритон» («Tritone», тип "Флутто" 1 серия).
Теперь Симмонс вел за собой фрегаты K525 «Риббле» («Ribble», тип "Ривер"), К320/315 «Нью-Глазго» («New Glasgow», тип "Ривер")), К683 «Сассексвейлл» («Sussexwale», тип "Ривер") и К407 «Брейкон Хилл» («Breakon Hill», тип "Ривер"). В 22.30 20 марта 1945 года корабли миновали буй Фойл и расстались с Лондондерри (Северная Ирландия). Каждый корабль шел самостоятельно, выполняя противолодочный зигзаг и имея включенным акустический охранитель. Причем если у англичан и американцев он назывался «Фоксер» («Foxeг», «Лисий»), то упрощенный канадский вариант «имел в основе» другое животное - CAT (канадский прибор против акустических торпед), или по-русски «Кот». Минут через 15 после выхода вблизи строя низко пролетел самолет и все, конечно, посмотрели на него. Куда смотрел в это время командир немецкой лодки, который оказался в этом месте, осталось неизвестным.Но когда внимание сигнальщиков обратилось, наконец, к морю, доклады посыпались горохом: «Объект на воде!».
Больше всех старались на фрегате «Нью Глазго»: «В 75 ярдах (около 67 м) по правому борту перископ и шноркель». В ярком лунном свете очень хорошо виднелись оба предмета и желтоватый дымок от работы дизелей. Это была немецкая подводная лодка серии VII-C/41 - U-1003 (командир - В.Штрюбинг).
Для справки: ТТХ немецких подводных лодок серии VIIС - водоизмещение
(надводное/подводное) - 769/1070 т; размерения 66,5х6,2х4,7 м; ЭУ - 2
дизеля/2 ЭД ПХ, мощность - 2800-3200/750 л.с., запас топлива - 114 т соляра, скорость - 18,3/7,3 узлов; дальность плавания - 8500 (10)/80(4) миль;
экипаж - 48 человек. Вооружение - 1х1-88-мм/45, 1х1-20-мм/65,
5-533-мм ТА (4 носовых, 1 кормовой), 14 торпед.
Обер-лейтенант резерва Вернер Штрюбинг видимо не проявил нужной осторожности, перископ его субмарины выступал над поверхностью более, чем на метр - такой объект сложно не заметить. Причем, нельзя сказать, что немецкий командир являлся совсем уж неопытным подводником. Его лодку U-1003 морское ведомство заказало еще 14 октября 1941 года, но поскольку все мощности гамбургской верфи «Бломм унд Фосс» были заняты, объект сс строительным номером «203» начал воплощаться в металл только 18 января 1943 года. Зато фирма с многолетней репутацией строила быстро, и уже 27 октября (по другим данным 9 декабря) 1943 года лодка сошла на воду, а 9 декабря того же года Штрюбинг поднял флаг над новым кораблем Кригсмарине. До августа (по другим данным - до сентября) 1944 года новая боевая единица входила в состав 5-й учебной флотилии, а потом перешла в состав боевой 11-й флотилии с местом базирования в норвежском Бергене.
Оттуда она выходила к берегам Англии, но единственным результатом оказалась неудачная атака в ноябре 1944 года эскортного миноносца K580 «Уитакер» («Whitaker»). Его тогда вели на буксире после попадания торпеды с U-483. Неизвестно, стоило ли стараться, так как сильно поврежденный корабль все равно пришлось сдать на слом.
Для справки: ТТХ британских фрегатов типа "Ровер" (к которым принадлежал фрегат "Нью-Глазго"): водоизмещение - 1420-1537/1920-2180 т; размерения 91,8х11,1х3,6-3,9 м; ЭУ - 2 ПМ и 2 ПК; мощность - 5500 л.с.; запас топлива - 646 т нефти, скорость - 20 узлов; экипаж - 140 человек. Вооружение - 2х1- 102-мм/40, 4 или 6х1 – 20-мм, РБУ “Хеджехог”, 4 БМБ и 2 БС (126-150ГБ).
В тот мартовский несчастливый день 1945 годе немецкая подводная лодка шла со скоростью 3 узла и вела зарядку аккумуляторной батареи. Приемник облучения РЛС-сигналами подал сигнал, что лодку засекли, но оператор почему-то не доложил об этом командиру. Да, так бывает
По канадской версии - они действовали очень оперативно, фрегату «Нью Глазго» не нужно было даже доворачивать, немцы сами шли на «убой». Правда канадцы из- за очень малого расстояния не могли разогнаться до большой скорости. Столкновение произошло в точке 55-25N, 06-53W. Корпус и правый винт фрегата получили повреждения и что, особенно огорчило экипаж, затопило именно ту часть провизионки, где хранился ром. Развернувшись, фрегат сбросил серию глубинных бомб, потом корабли эскортной группы EG-26 долго искали лодку. Всего было задействовано 14 кораблей, но лодка ушла.
После неожиданного удара U-1003 накренилась на 30 градусов, но не перевернулась вверх дном, и не затонула (удивительно!). Дав полный ход электромоторами, Штрюбинг отвернул и лег на дно. Тем временем, на поверхности у охотников сил прибавилось, подошли другие корабли группы EG-25, а потом и EG-26, C-4, но все их поиски результата не дали, хотя лодку потряхивало от близких взрывов бомб.
Отлежавшись на дне, обер-лейтенант повел субмарину в район западнее Норт-Ченнела, хотя при столкновении центральный пост затопило по колено. Только через сутки, в первые часы 22 марта в пустынном районе он рискнул всплыть для осмотра повреждений. Ограждение боевой рубки пострадало очень сильно, мостик разбит, леера и обтекатели смяты, перископ и шнорхель согнулись, антенна радиолокатора и приемник облучения РЛС сигналами сорваны, сбито с лафета одно 20-мм зенитное орудие.
Подводники, как смогли, откачали воду из трюмов, провентилировали отсеки и зарядили батарею. Уцелевший приемник радиолокационного излучения показал, что лодку облучает радиолокатор, и она снова легла на дно. Тут выявилось новое осложнение - первый раз рубочный люк открывали с силой, теперь он плотно не закрывался, и вода текла довольно интенсивно, заполняя центральный пост. Обдумывая свою ситуацию и понимая критическое состояние субмарины, Штрюбинг тем не менее пролежал двенадцать часов на дне (и это при поступлении воды в корпус?), а когда всплыл, то решил выбросить лодку на берег Ирландской республики, чтобы члены его экипажа стали не военнопленными, а интернированными.
Вскоре после начала движения в надводном положении опять приемником был получен четкий сигнал чужого радиолокатора, и командир решил, что вот-вот появится противник и, не дожидаясь этого, отдал приказ – «Покинуть корабль»!
Кто засек U-1003, осталось не ясным, вероятно это были корабли все тех же EG-25 или EG-26, так как они возвращались с моря, проходя через район нахождения немцев. Но ни те, ни другие лодку не заметили, то есть расстояние было таким большим, что ответный луч не пришел в корабельный приемник радиолокатора. Конечно, немцы об этом не знали и очень спешили, многие просто прыгнули в воду и, добравшись вплавь до спасательных плотов, оказались насквозь мокрыми на холодном ветру. И это потом многим слишком дорого обошлось.
Утром 23 марта 1945 года канадский фрегат «Тетфорд Майнс» («Thetford Mines») следовал в Лондондерри (Северная Ирландия) на срочный ремонт, и неожиданно в 8.25 в 16 милях от Инстрахилла прямо по курсу с него заметили яркие, желтые плоты. На борту лодки находилось 49 человек, все они перешли на плоты, но канадцы сняли живыми с плотов только 33 моряка: 16 замерзли за прошедшие 8 часов. Канадский фрегат пришел в Лондондерри в 16.00 и на берег сошел уже 31 немецкий подводник, еще двое умерли по дороге. Кстати, канадцы специально вышли в море и похоронили их по морскому обычаю. Возможно, это сделано потому, что один из умерших был командир немецкой подводной лодки.
В военно-морской истории таран подводной лодки идущей под шнорхелем явление чрезвычайно редкое. Когда на субмаринах получали информацию, что их засекали радиолокатором, они успешно уходили под воду. Но такие случаи все же случались. И что любопытно, в данном случае возник вопрос о том, считать ли этот инцидент как таран, или как случайное столкновение. И как оказалось в дальнейшем, ответ на этот вопрос был не однозначен. Фактически произошло столкновение, более того, в немецких публикациях именно этим словом названа причина гибели лодки. В тоже время канадцы претендовали на победу и рассчитывали, что эту лодку "запишут" на счет их эскортной группы как законный трофей.
Дело в том, что нечто подобной было совсем недавно, и тоже с участием канадских противолодочных сил.
В декабре 1944 года U-1209 (серия VIIC) обер-лейтенанта Эвальда Хюзенбека из той же 11-й флотилии направлялась к берегам Англии и 18 декабря наскочила на камни («ударилась») у Волчьих скал в проливе Ла- Манш, к югу от Лендз-Энда (вблизи острова Скилли).
В 10.30 18 декабря с маяка Вулф-Рок сообщили, что южнее камней наблюдали, как подводная лодка выброшена прибоем на прибрежные скалы, затем соскользнула (вышла на свободную воду) и сейчас движется в надводном положении с людьми на рубке. В случае с U-1209 любопытна «роль личности в истории». Лодка вышла из норвежского порта и дошла до английских берегов в подводном положении. Утром 18 декабря, после трехдневного патрулирования у Лендз-Энда в перископ заметили пароход. U-1209 пошла в атаку, но старшина, стоявший на руле, сообщил командиру, что лодка идет на камни. Тот приказал молчать, и через секунды субмарину выбросило на скалы, пробило прочный корпус в корме, вода затапливала кормовой отсек. «Немка» всплыла с сильным дифферентом на корму, пришлось откачивать топливо за борт, чтобы удержаться на плаву. Вскоре положение стало безнадежным, в итоге было спасено 31 человек экипажа из 43.
Уцелевших спасали корабли канадской эскортной группы EG-26, и вот тут канадцы, не моргнув глазом, заявили британцам претензию на занесение U-1209 на боевой счет группы. Возможно была надежда на "призовые", )) А почему бы и нет? Но тот раз англичане были категоричны, так как происшествие можно квалифицировать только как спасение экипажа погибшей вражеской субмарины. Что и было сделано.
И вот опять - канадская противолодочная группа, немецкая субмарина, затонувшая через две суток после встречи с канадцами, спорная ситуация и канадца, желающие "боевой победы".
На этот раз, видимо, помня события декабря 1944 года, старший британский офицер данного морского района вынес вердикт в пользу союзника (в конце концов что они зря старались?) – «считать U-1003 потопленной в результате боевых действий!»
Так получилось, что U-1003 стала последней немецкой подводной лодкой, записанной в актив Канадского Королевского Военно-Морского Флота во Второй Мировой войне. Всего канадский флот потерял за войну 24 корабля, 7 катеров, 1797 убитых, 319 раненых и 95 пленных. В свою очередь во время битвы за Атлантику Королевский ВМФ Канады потопил 31 подводную лодку (некоторые источники называют число поменьше - около 20) и потопил или захватил 42 вражеских надводных корабля. Как бы то ни было - это заметный вклад и в Битву за Атлантику, и в общую победу, разве нет?
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).