Неделя словесности — одно из традиционных осенних событий в школе «Летово». В этот период каждый год в школе проходят поэтические чтения, лекции, необычные уроки, библионочи и даже литературные кулинариумы. В организации мероприятий участвуют учителя и ученики «Летово».
В этом году Надежда Романовна Фильцова, ассистент кафедры словесности и выпускница «Летово» 2023 года, придумала урок под названием «Древнерусские тайнописи» и провела его для семиклассников. На занятии школьники узнали, как в древнерусских текстах прятали смысл — от шифров до зеркального письма.
О том, как появилась идея урока, что больше всего удивило учеников и почему Средневековье может быть захватывающим, — рассказывает Надежда Романовна Фильцова.
Ассистент учителя русского языка — должность, с которой я вступила в «Летово» в 2025–2026 учебном году. Конечно, главной задачей ассистента является помощь преподавателю в рамках основной академической программы. Тем не менее участие в подготовке Недели словесности показалось мне занятием интересным, почетным и полезным, так что я добровольно решила немного увеличить свою нагрузку — и, конечно, не прогадала.
Об уроке
«Древнерусские тайнописи» — так называлось мое занятие, которое ждало семиклассников в рамках Недели словесности. Тема возникла легко: с одной стороны, я искренне интересуюсь книжностью Древней Руси, с другой — занимаюсь именно этим периодом в университете, так что уровень моих знаний вполне профессиональный. Школьникам же Русское Средневековье часто кажется скучным и неинтересным периодом с несметным количеством одинаковых князей и бесконечной чередой междоусобиц. Желание развенчать этот миф, а вместе с тем на основании конкретных источников познакомить школьников с некоторыми особенностями средневекового сознания и двигало мною при создании урока.
Как проходил урок
В основу занятия легли источники, в которых текст зашифрован или просто записан необычно, нелинейно. Например, я использовала граффито из новгородской церкви на Волотовом поле, записанное литореей, и берестяную грамоту №46 с зеркальным письмом. Кроме того, мы рассматривали шифровки, использующие цифиры и опирающиеся на названия букв древнерусского алфавита. Таким образом, ученики не только узнали о конкретных способах зашифровать текст, встречающихся в древнерусских документах, но и познакомились с самими документами: мы обсудили, почему в церквях писали что-то на стенах, поговорили о берестяных грамотах, упомянули проблему авторства и авторской подписи в древнерусских сборниках.
Криптографическое общество
Урок был сюжетным: с самого начала я объявила ученикам, что мы оказались на заседании криптографического общества, и представила письмо, которое пришло на почту нашего общества. В письме содержались загадки, которые будто бы отправил нам студент, изучающий русский язык, с просьбой помочь разгадать их. Однако прочитать письмо сразу ребята не могли: большая его часть, в том числе сами загадки, была зашифрована. Тогда я сообщила, что отправитель, кажется, интересуется не только современным русским языком, но и его историей — так и возникла необходимость познакомиться с видами шифровок, используемых в древнерусских текстах.
Урок-игра и исследование
Получилось, что в течение всего занятия у учеников была прозрачная и понятная цель: прочитать письмо, разгадать загадки, составить и зашифровать ответное письмо. Такой игровой формат позволил не просто удержать внимание семиклассников на непростой теме, но и не напугать их, например, отсутствием пробелов в берестяных грамотах и непривычными буквами древнерусского алфавита.
Более того, благодаря сюжетному погружению в ход урока органически вписалось развитие метапредметных навыков. В первую очередь мы работали над навыком исследования и аналитического мышления, а также коммуникацией в группе.
Вместо послесловия
Урок вышел по-настоящему интересным — и для учеников, и для меня самой. Я рада, что смогла связать свое педагогическое развитие и академические увлечения и приоткрыть для ребят завесу древнерусского письма. Может быть, после нашего занятия кто-то из них даже решится выбрать в 8-м классе лингвистическую группу по русскому языку!
Я же хочу поблагодарить кафедру словесности за поддержку моей идеи и Марию Сергеевну Картышеву за помощь в планировании и проведении урока.
Истории, подобные этой, — напоминание о том, что вдохновляющие уроки рождаются из личного интереса и любопытства. Когда педагог делится тем, что действительно его увлекает, даже древнерусские шифры становятся для семиклассников захватывающим приключением.
Делимся берестяной грамотой, которую вы тоже можете расшифровать со своими учениками: ссылка.