Он так-то вовсе не маленький. Две метра в длину. Красный – я почему-то помню сине-голубой, а были и зелёные. Задние колеса сильно шире передних – Я-417 270х580 мм, а передние сделаны в СССР, 170х540.
И снова про конец 80-х и 90-е годы – годы разбитых судеб, годы мечтателей, годы полнейшего хаоса и развала. Но среди калейдоскопа событий рождались и гасли потрясающие проекты. Один из них – сегодняшняя тема моего рассказа. Харьковский Завод имени Малышева – старейшее российское и советское предприятие. Для недальновидных: почему российское? Потому что оно было основано в Российской империи в 1896 году Управлением российских казённых железных дорог, где строили паровозы. Во времена Союза в основном выпускали военную продукцию. Завод был удостоен государственных орденов СССР: трех орденов Ленина, орденов Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, а также ордена Октябрьской революции.
Именно в Харькове в 1940 году началось производство танка Т-34. Славное было предприятие. Время шло и случилась перестройка, хозрасчёт и конверсия. Кстати, конверсия не в первый раз посетила завод. Первый раз это случилось сразу после Великой Отечественной войны. Итак, конверсия. Практически всем оборонным и не только заводам во второй половине 80-х годов поручили наладить производство гражданской продукции. Завод имени Малышева неохотно подчинился, но не захотел выпускать чайники. Было решено наладить производство мотоциклов.
Это мотоцикл. В инструкции по эксплуатации так и написано: четырёхколёсный мотоцикл. Понятия квадроцикла в те годы у нас еще не существовало. Данное транспортное средство начали выпускать в 1987 году.
ЗИМ-6.901 или ЗИМ-350. И вот что удивительно: мотоцикл проектировался как трактор – сельскохозяйственная техника для подсобного хозяйства. Поэтому и применённые здесь решения совершенно нетипичны для современных квадроциклов. Начнём с экстерьера: брутальный. А главное, всё здесь железное: капот, крылья, щитки, бак, проставки – всё из невероятно толстого металла! Поэтому и вес у ЗИМЫ (так ласково называли его в народе) – 320 килограммов!
Рама не менее мощная и рассчитана на недетские нагрузки. Трубчатая, одинарная, закрытая. Сварена из труб разного сечения. Но самая мощная пространственная конструкция на корме. А корма здесь затейливая. То, что вы пред собой видите, и делает из ЗИМа мини-трактор: навеска! Это заводская гидравлическая навеска. Крепится к раме на четыре точки. А значит, снять, поставить можно довольно быстро. Как это работает? От редуктора, который здесь установлен. Про него чуть позже.
Крутящий момент передается на редуктор навески. Внутри плиты шестерни, которые вращают насос НШ-6. А это значит, что на ЗИМ можно навесить многое. Он комплектовался не только прицепом. Кстати, сама навеска очень похожа на КМЗшную. На этом чудеса инженерной мысли русских инженеров не заканчиваются. Скажем, передний мост независимый со шкворнями и пресс-маслёнками.
Рычаги замысловатой формы – А-образные. Крепятся на продольных осях через сайлент-блоки. Имеют два амортизатора, объединенные с пружинами. Рулевые тяги с правильными наконечниками. Перейдём к двигателю. Не секрет, что конструкторы завода Малышева тесно сотрудничали и консультировались с коллегами из Ижевска. Силовым агрегатом для «ЗИМ» они выбрали мотор от ИЖ «Юпитер-5».
Карбюраторный, двухтактный, с двумя цилиндрами. Объем – 350 кубических сантиметров. Максимальный крутящий момент – 35 Нм. Алюминиевый картер из двух половинок. Но и тут есть свое изящное решение. Двигатель воздушного охлаждения. Работает в экстремальных условиях. И чтобы его эффективно охладить, харьковчане создали целую систему принудительного охлаждения.
Отдельно был спроектирован корпус центробежного вентилятора, крыльчатка и кожух, по которому поток воздуха обдувает оребрение головок и блоков. Крыльчатка приводится от коленвала через муфту. Соответственно, и коленвал пришлось изготавливать иначе. Из-за этого мощность упала с 22 лошадиных сил до примерно 16 л.с. Но их вполне достаточно. А теперь самое — технически сложное и прекрасное в этом мотоцикле — задний мост.
Справедливости ради стоит отметить, что конструкция была разработана совместными усилиями Тутаевского завода ТМЗ (что в Ярославской области РСФСР) и харьковчан. Он жестко прикреплен к раме. Корпус алюминиевый, сборный. Имеются бортовые редукторы, реверс. Сам мост — привод цепной от КПП.
Устроился. И сразу взору открываются ижевские приборы. Здесь, естественно, и вся проводка ижевская. А вот эти рычажки замысловатые, за них надо пояснить: слева направо, последовательно. Рычаг включения блокировки, рычаг управления гидроподъемником, третий — это переключение направления движения, он же реверс и управление редуктором заднего моста («черепаха», «заяц»). Повышенная, пониженная передачи.
Запускаемся с лапки, но сначала ритуал с краниками и подсосом. И сразу запах детства, запах двухтактной смеси. Запах свободы и восторга. Когда в деревне тебя катали на мотоциклах, когда старшим покупали мопеды, и ты был, черт возьми, уверен, что вырастешь и тебе тоже подарят двухколесную тарахтелку на день рождения. А потом! Потом ты купишь себе мотоцикл.
Ну что сказать. Четыре колеса лучше двух, для меня. Это аксиома. Управление приятное, так как едешь неспешно. Да и спешить на тракторцикле не получится. Максимальная скорость до 60 км/ч. Я еду 30 км/ч и это супер. А можно рядом идти. А он будет ехать. Минимальная скорость, с которой он может ехать и пахать — 1,5 км/ч. Хотя, при испытаниях, по легенде, ЗИМ-350 разогнали до 90 км/ч и больше. Поверим. Но лучше тише.
И расход, здесь умеренный для такого транспортного средства — 5–6 литров на 100 км. При баке в 15 литров хватит, чтобы съездить за Кудыкину Гору и обратно. Тормоза гидравлические и только на широкие задние колеса. Кстати, тормозная система от «Таврии», только немного упрощенная, и мне хватает того, как она работает.
Это же «Юпак»! А значит, тут механизм автоматического выключения сцепления. Что это? А не нужно выжимать сцепление при переключении на другую передачу. Но я выжимаю. А еще из-за реверса. Здесь четыре передачи переднего хода и четыре передачи заднего хода. Еще упомяну грузоподъемность. Общая — 250 кг. Передний багажник может выдержать 30–40, задний – 50–70. Итак, "Зим" 350 выпускался до середины 90-х. Сколько было выпущено? Точно не могу сказать, но по разным источникам около 1000 штук.
И сразу вопрос: а почему не стал популярным "Зим" 350? Причин несколько. Первая — союзные товарные связи рушились. А второе — стали доступны небольшие тракторы, такие как, скажем, Т-25. А техника хорошая, правда, запоздалая. Ладно. Продолжаем поиски.