В жизни каждого владельца «легенды» наступает такой момент… Знаете, момент сомнения. Когда ты смотришь на свой верный, неубиваемый, но уже, чего греха таить, немолодой автомобиль, и начинаешь засматриваться на что-то новое, блестящее, технологичное.
Именно в такой ситуации оказался мой хороший товарищ. Он – классический «крузаковод», но из тех, кто держит машину в идеале. Его Toyota Land Cruiser 100 – это не просто «сотка», это икона. 2004 год. Последний из «настоящих»? Может быть. Вечный, как пирамиды, мотор 4.7 литра 2UZ-FE на 235 «лошадей». Честный полный привод. Да, пробег 315 000 километров. Но, как вы понимаете, для этого мотора – это не пробег, это так, разминка. Машина у него вторая в семье, ухоженная, обслуженная, рама в идеальном состоянии. В общем, живой экземпляр.
И вот, насмотревшись на китайский автопром, он решил – пора. Пора шагнуть в 21 век. А куда шагать с «Крузака»? Только на другой большой рамник. Выбор пал, естественно, на Tank 500.
Мечты о "Танке": жоидания от сделки
Перед поездкой к дилеру он, как человек разумный, сделал домашнюю работу. Открыл сайты объявлений и прикинул. Его «сотка» в таком состоянии, 2004 года, с этим мотором – это лот! Рыночная цена на такие экземпляры плавает в диапазоне 3.1 – 3.3 миллиона рублей. Да-да, за двадцатилетнюю машину. Потому что это «Крузак». Это актив, который не теряет в цене.
Он прекрасно понимал, что дилер в трейд-ин никогда не даст ему верх рынка. Дилеру нужно заработать. Но он прикинул: «Ну, скинет дилер 300-400 тысяч на химчистку, полировку и свой интерес. Тысяч за 2.7, ну, в крайнем случае за 2.6 миллиона, должен забрать». В принципе, такая потеря его устраивала в обмен на удобство – сдать старую машину и тут же уехать на новой.
Цель была – Tank 500. Например, в комплектации Adventure. По прайсу 2024 года такая машина стоит 7 049 000 рублей. Но дилеры дают «прямую выгоду» в 300 000 и еще скидку за трейд-ин в 300 000. Итого – 6 449 000. Если сдать «Крузак» за 2.7, то доплатить нужно 3.7-3.8 миллиона. План казался рабочим.
Визит в салон: 10 минут на оценку «легенды»
И вот он, сверкающий салон Tank. Все блестит, пахнет новой кожей и пластиком. Его «сотка», чистая и наполированная, смотрится рядом с новыми «Танками» как умудренный опытом маршал рядом с новобранцами в парадной форме.
Встречает менеджер, улыбки, кофе. Машину забирают на оценку в трейд-ин. Мы приготовились к долгому процессу. Думали, сейчас ее загонят на подъемник, будут час изучать раму (а она там в идеале!), слушать мотор, подключать сканеры...
Оценка в трейд-ин заняла 10 минут.
Вышел молодой парень-оценщик. Обошел машину по кругу. Тыкнул толщиномером в три случайных места. Заглянул в салон, увидел на одометре «315 000», хмыкнул. Открыл капот, посветил фонариком одну минуту. Все. Никакого подъемника, никакой диагностики, никакого уважения к 2UZ-FE. «Ждите», – бросил он и ушел в свою каморку.
У друга уже тогда закрались нехорошие подозрения. «Он даже раму не посмотрел... Он не знает, что такое "сотка"?»
Приговор: «Два миллиона – и ни в чем себе не отказывайте»
Через пять минут нас пригласил менеджер. С той же сияющей улыбкой.
«Итак, мы посмотрели ваш автомобиль. Машина, конечно, легендарная, – начал он стандартную песню. – Но вы же понимаете... 2004 год. И пробег... 315 тысяч! Это очень, очень много для любой машины».
Друг напрягся. Он-то знал, что для этой машины это не много.
«В общем, – продолжил менеджер, – мы посовещались и готовы предложить вам за нее... 2 000 000 рублей».
Два. Миллиона. Рублей.
Я смотрю на друга. Он медленно отставляет чашку с кофе.
«Сколько-сколько? Два?»
«Да. Два миллиона. Это очень хорошее предложение, учитывая год и пробег. Зато вы получаете у нас скидку на новый Tank 500 в размере 300 000 рублей по программе трейд-ин! И еще 300 000 прямой выгоды!»
Друг молча смотрел на него секунд десять. Я видел, как у него в голове крутятся шестеренки.
«Подожди, – говорит он менеджеру. – Давай посчитаем. Моя машина на рынке стоит минимум 3.1 миллиона. Ты мне предлагаешь 2.0. То есть, ты забираешь у меня 1.1 миллиона от ее реальной стоимости. А потом "даришь" мне скидку в 300 тысяч. То есть, по факту, я плачу тебе 800 тысяч рублей просто за то, чтобы ты у меня ее забрал. Это не трейд-ин, это какой-то грабеж».
Менеджер тут же поник. Улыбка исчезла.
«Ну что вы хотите? Это неликвид для салона. Машине больше 20 лет. Пробег огромный. Кто ее у нас купит? Мы ее если и возьмем, то будем продавать полгода, а то и год. Это наши риски, замороженные деньги. Два миллиона – это наше финальное предложение. Мы не можем дать больше за такой... возрастной автомобиль».
«Спасибо, ездите сами»
«Понятно», – сказал друг. Встал, пожал ошарашенному менеджеру руку.
Мы молча вышли из салона. Сели в «Крузак». Друг повернул ключ. Могучий V8 тихо заурчал, как сытый лев. Ни вибрации, ни постороннего звука.
«Знаешь, – сказал он, – а ведь он прав. Этот "неликвид" переживет и меня, и его, и тот "Танк", который он мне впаривал».
Он понял, что трейд-ин – это не услуга. Это бизнес по выкупу у тебя машины за бесценок. Эта система не умеет оценивать «легендарность», «надежность» или «состояние рамы». Она видит только три цифры: год выпуска, пробег и свою маржу. И если машина выбивается из стандартной таблицы «трехлетняя, пробег до 50», она автоматически становится «неликвидом».
В общем, покупка Tank 500 откладывается на неопределенный срок. А друг поехал записываться на очередное ТО для своего «Крузака». Говорит, что за 800 тысяч, которые ему предлагали «подарить» дилеру, он на этой «сотке» еще 10 лет ездить будет, меняя только масло. И я, честно говоря, его понимаю.
А как вы считаете, 2 миллиона за LC 100 в таком состоянии – это адекватная оценка для трейд-ин или откровенный грабеж? Сталкивались ли вы с подобным отношением дилеров, когда пытались сдать старый, но «легендарный» автомобиль?
Расскажите свои истории в комментариях! И если вам близок такой подход, поддержите материал лайком и подписывайтесь на канал.