Найти в Дзене
Sputnik Грузия

Деколонизация и ре-колонизация Украины и Грузии

Колумнист Sputnik Грузия, политолог Арчил Сихарулидзе, в рубрике «Реакция» рассуждает о том, почему Западу не удалось «де-колонизировать» Грузию, но удается успешно «ре-колонизировать» Украину, просто заменяя Москву на Вашингтон. В западных академических и экспертных кругах все чаще обсуждается «деколонизация Украины» – процесс, который, по сути, означает переориентацию страны от России к Западу. США, особенно Вашингтон, активно стремятся «освободить» украинское мышление от «колониальных связей». То, что Россия не сделала после распада СССР, Запад частично реализовал в Грузии и теперь повторяет на Украине с еще большим успехом. Опыт Грузии показывает, что под лозунгом деколонизации происходило не освобождение, а замена одной зависимости другой. Разрыв с Москвой сопровождался полной политической и идеологической ориентацией на Запад. Борьба с коррупцией и реформы лишь прикрывали формирование нового мировоззрения, где «русский человек» стал символом колонизатора, а «западный» – освободит
В центре Киева демонтировали бюст поэта Александра Пушкина, 2022г.
В центре Киева демонтировали бюст поэта Александра Пушкина, 2022г.

Колумнист Sputnik Грузия, политолог Арчил Сихарулидзе, в рубрике «Реакция» рассуждает о том, почему Западу не удалось «де-колонизировать» Грузию, но удается успешно «ре-колонизировать» Украину, просто заменяя Москву на Вашингтон.

В западных академических и экспертных кругах все чаще обсуждается «деколонизация Украины» – процесс, который, по сути, означает переориентацию страны от России к Западу. США, особенно Вашингтон, активно стремятся «освободить» украинское мышление от «колониальных связей». То, что Россия не сделала после распада СССР, Запад частично реализовал в Грузии и теперь повторяет на Украине с еще большим успехом.

Опыт Грузии показывает, что под лозунгом деколонизации происходило не освобождение, а замена одной зависимости другой. Разрыв с Москвой сопровождался полной политической и идеологической ориентацией на Запад. Борьба с коррупцией и реформы лишь прикрывали формирование нового мировоззрения, где «русский человек» стал символом колонизатора, а «западный» – освободителя. В результате критика России и советского прошлого стала нормой, тогда как критика Запада – признаком «неблагодарности» и «пророссийских» взглядов. Так, Грузия оказалась фактически «ре-колонизирована» в интересах Запада.

Однако в последние годы в Грузии усилилось стремление к независимости не только от Москвы, но и от Брюсселя и Вашингтона. Грузинская православная церковь отказывается менять традиции ради западного одобрения, а русский язык, вопреки прежней политике, сохраняет значение в бизнесе и региональном общении. Попытки навязать радикально антисоветские взгляды на советское прошлое также не дали ожидаемого эффекта – большинство грузин продолжает видеть в своем прошлом не только репрессии, но определенные позитивные результаты.

Украина же, в отличие от Грузии, стала более восприимчивой к радикальным идеям. Евромайдан положил начало агрессивной антироссийской политике, а «деколонизация» превратилась в инструмент формирования новой зависимости – уже от Запада. Под контролем Вашингтона реформируется церковь, ограничивается использование русского языка и переписывается история.

Таким образом, «деколонизация Украины» означает не освобождение, а смену центра влияния: колониальное мышление сохраняется, лишь переносясь с Москвы на Вашингтон. Если Грузия частично сохранила способность к внутренней критике, то Украина, похоже, полностью утратила ее в пользу новой идеологической зависимости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также: