Найти в Дзене
Журнал "Посуда"

Ассортимент посуды 2026: учитываем привычки и запросы разных поколений

Сегодня ассортимент посуды формируется не просто по трендам, а по тонкому пониманию разных групп покупателей. Если раньше главными покупателями были миллениалы и поколение Х, то теперь на сцену выходят зумеры — поколение Z, родившиеся в 1997–2010 гг. Это люди, для которых интернет — неотъемлемая часть жизни, они креативны, толерантны и внимательно относятся к своему психологическому состоянию. Розничным сетям и производителям важно не просто угадывать спрос, а разбираться в особенностях каждого покупателя — их возрасте, интересах, профессиях. Сегодня нельзя строить бизнес, ориентируясь на одного усреднённого клиента или только на привычную группу. Настоящий успех приходит к тем, кто видит и понимает многообразие своей аудитории. Дальше мы подробно расскажем обо всех ключевых категориях покупателей, чтобы помочь вам лучше ориентироваться в этом многообразии и создавать ассортимент, который действительно продаёт. Аналитики сходятся во мнении, что молодой и пожилой покупатели по-разному п
Оглавление

Сегодня ассортимент посуды формируется не просто по трендам, а по тонкому пониманию разных групп покупателей. Если раньше главными покупателями были миллениалы и поколение Х, то теперь на сцену выходят зумеры — поколение Z, родившиеся в 1997–2010 гг. Это люди, для которых интернет — неотъемлемая часть жизни, они креативны, толерантны и внимательно относятся к своему психологическому состоянию.

Розничным сетям и производителям важно не просто угадывать спрос, а разбираться в особенностях каждого покупателя — их возрасте, интересах, профессиях. Сегодня нельзя строить бизнес, ориентируясь на одного усреднённого клиента или только на привычную группу. Настоящий успех приходит к тем, кто видит и понимает многообразие своей аудитории.

Дальше мы подробно расскажем обо всех ключевых категориях покупателей, чтобы помочь вам лучше ориентироваться в этом многообразии и создавать ассортимент, который действительно продаёт.

Какие наши годы...

Аналитики сходятся во мнении, что молодой и пожилой покупатели по-разному подходят к выбору предлагаемого товара и совершению покупок.

БЕБИ-БУМЕРЫ

Например, БЕБИ-БУМЕРЫ (род. 1946-1964гг) составляют 20% численности жителей нашей страны, а их родители, или «молчаливое поколение», — только 3,3% населения. Это сегодняшние пенсионеры. В зрелости бэби-бумеры особенно ценят стабильность, традиции и защищают созданный ими уклад жизни. Их траты очень рациональны: они планируют свой бюджет и покупают лишь самое необходимое.

-2

Покупки

Как? По данным исследования, проведенного «Гуглом» совместно с Euromonitor International, 30% опрошенных беби-бумеров утверждают, что приемлемая цена для них гораздо важнее бренда. Только 23% готовы заплатить чуть больше за качество.

Где покупают. Люди старше 65 лет предпочитают ходить в магазины у дома и супермаркеты. Покупки онлайн они совершают только в 15% случаев, через мобильные приложения еще реже — в 2% случаев.

Что покупают. Основные затраты беби-бумеров состоят из расходов на товары первой необходимости и медицинские товары и услуги. Путешествуют редко, заказывают готовую еду еще реже, но товары для дачи покупают достаточно часто.

ПОКОЛЕНИЕ Х

Это поколение людей, родившихся в период с 1965-1980гг. Начавшаяся в конце 1980-х — начале 1990-х годов волна путешествий и общения между странами и людьми стала проще и быстрее. Поколение X находилось на передовой этого процесса. Они характеризуются прагматичным складом ума, которые во всем ищут практическую пользу. Большие индивидуалисты, чем бумеры. На 2024 год в России их численность немного более 30 млн человек, или 21,1% от всего населения страны.

-3

Покупки

Как? Примерно каждый пятый россиянин относится к поколению Х. По результатам опросов, это опытные и активные потребители. Они рациональны, к каждой покупке подходят серьезно и покупают только то, что действительно нужно. Согласно опросу, проведенному компанией Kantar, 78,3% представителей поколения Х стараются не допускать непредвиденных расходов.

Где? Большинство покупателей в этой категории ходят за покупками в офлайн-магазины. Как показало исследование Aquarelle Research, 79% посещают магазины и супермаркеты несколько раз в неделю, а онлайн покупки совершают хотя бы раз в месяц 44% опрошенных. У Х-потребителей популярны такие маркетплейсы: «Алиэкспресс» — его предпочитают 35% респондентов этого возраста, Ozon — 17,6% и Wildberries — 16,1%.

Что? В основном поколение Х тратит на медицину и обязательные платежи. Об этом заявили 88,4% и 82,7% опрошенных соответственно. Также они много путешествуют, посещают музеи и театры, отмечают праздники в ресторанах. Не чужды и покопаться в саду и огороде, заняться любимым занятием (29 и 23% соответственно).

МИЛЛЕНИАЛЫ

Люди Y или «миллениалы» родились в период начала 1980-х до середины 1990-х годов. Они встретили новое тысячелетие подростками или детьми. Порой миллениалов также называют «поколением большого пальца» за способность набирать сообщения пальцем одной руки на смартфонах и планшетах. Численность в России: 35,6 млн человек, или 24,3% от всего населения страны. Миллениалы придают большое значение непрерывному обучению. Они активно посещают курсы, тренинги и семинары, стремятся постоянно повышать свою квалификацию и развивать новые навыки. Они толерантны и стремятся к заботе об окружающей среде.

-4

Покупки

Как? По результатам исследования, 70,5% представителей этого поколения готовы переплачивать за качество товара. При этом экономными людьми считают себя 60,9% опрошенных.

Где? Люди Y самые активные покупатели в интернете. Половина из них приобретают товары онлайн чаще одного раза в месяц, не забывая при этом посещение и обычных оффлайн магазинов и супермаркетов (77% опрошенных).

Что? Миллениалы в основном тратятся на продукты питания и обязательные платежи (85% и 76,3% соответственно). При этом они не отказывают себе в комфорте: 37% опрошенных ходят в кафе и рестораны, 33% — заказывают еду, 32% — тратятся на путешествия и хобби.

ПОКОЛЕНИЕ Z

«Зумеры» родились на стыке тысячелетий (1997-2010гг) и буквально выросли в цифровом мире, поколение, которое полностью освоило интернет пространство: покупает товары, используя маркетплейсы, работает, встречается, проводит встречи и конференции, приобретает новые навыки в онлайн режиме, и видит его очевидные преимущества. Численность составляет около 14,5% от всего населения страны.

-5

Покупки

Как? Поколение Z, или зумеры, — самое многочисленное поколение в мире. На их мировоззрение наложило глубокий отпечаток интернет, соцсети и игры на смартфонах.

Большинство зумеров готовы переплачивать за бренд независимо от категории товара, они мгновенно принимают решение о покупке большинства товаров.

Где? Несмотря на то, что зумеры — поколение интернета, они регулярно совершают покупки в офлайн-магазинах: 82% опрошенных в возрасте 18—34 лет совершают покупки в обычных магазинах и супермаркетах, 47% респондентов приобретают товары онлайн, 35% — в мобильном приложении.

Что? По данным ВЦИОМ, кроме ежедневных обязательных расходов на еду и лекарства, это поколение с удовольствием тратит средства на кафе и рестораны — об этом заявили 49% опрошенных, на покупку электроники — 46% и заказ еды — 45% респондентов.

По результатам исследования, для 73% российских зумеров основные ежемесячные траты — это сотовая связь и интернет. 72% респондентов считают основной статьей расхода траты на товары повседневного спроса: продукты питания, бытовую химию, лекарства и товары для животных. Больше половины заказов на маркетплейсах совершаются в рабочее время. 56% заказов на российских онлайн-площадках совершаются в будние дни с 10 до 19:00, выяснили аналитики First Data. При этом пик онлайн-заказов дорогих товаров (от 5000 рублей) приходится на обеденный перерыв — с 12 до 14 часов.

ПОКОЛЕНИЕ АЛЬФА

Численность это возраста около 16% от всего населения страны. Они с пеленок пользуются гаджетами и знают, что такое интернет. Как потребители, они еще не так самостоятельны, как их предшественники. Говорить об активном потреблении и делать соответствующие выводы пока рано, они еще не зарабатывают сами, и поэтому их потребности удовлетворяют основном их родители. При этом больше половины родителей ответили, что дети тратят не все деньги, а откладывают часть в копилку.

-6

ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ

Рационализм и экономия: Поколения Х и бэби-бумеры наиболее рациональны в расходовании денег. Многие из них выбирают недорогие бренды и внимательно следят за скидками.

Интернет-шопинг: Молодые поколения активно используют интернет для совершения покупок. Например, миллениалы и зумеры являются активными пользователями маркетплейсов и мобильных приложений.

Фокус на здоровье и экологичность: Для молодых покупателей важны вопросы здоровья и заботы об окружающей среде. Многие марки успешно позиционируются на рынке благодаря соответствию этим критериям.

Влияние брендов: Хотя молодое поколение склонно доверять известным брендам, оно также готово экспериментировать и пробовать новинки.

Индивидуализм: Современные покупатели ценят уникальный дизайн и функциональность продукта. Маркетологи учитывают это при разработке ассортимента.

Эти факторы формируют общую картину покупательской культуры, которую ритейлеры и производители обязаны учитывать при формировании ассортимента и проведении рекламных кампаний.

В статье представлены данные ВЦИОМ и сайта www.retail.ru

Еда
6,93 млн интересуются