Найти в Дзене
Химо и Дзен

Средневековая западная мудрость. «Карманный оракул» Грасиана Бальтазара – сентенция №19. Не начинать с чрезмерных надежд

В 19-й сентенции тоже живет важная и недооцененная многими мысль. 19. Не начинать с чрезмерных надежд. Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд. Действительности не угнаться за воображением, ведь воображать желаемое легко, достигнуть трудно. От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь. Как ни велико достигнутое, оно не удовлетворит дух, и, обольщенный непомерными надеждами, он испытает скорее разочарование, чем восторг. Надежда – мастерица подделывать истину; пусть же трезвость ее сдерживает, заботясь больше о полезном, чем о желаемом. Вначале, дабы возбудить интерес, следует предоставить некий кредит, не выкладывая, однако, всю наличность. Пускай действительность превзойдет ожидания и даст больше, чем предполагалось. Но для дурного такое правило не годится – тут преувеличение даже полезно: все довольны, когда оно не оправдалось, и теперь находят сносным то, что прежде казалось ужасным. Если человек долго наблюдает, плани
Оглавление

В 19-й сентенции тоже живет важная и недооцененная многими мысль.

Сентенция

19. Не начинать с чрезмерных надежд.

Когда что-либо не в меру восхваляется, оно чаще всего не оправдывает надежд. Действительности не угнаться за воображением, ведь воображать желаемое легко, достигнуть трудно. От брака фантазии с желанием рождается нечто большее, чем дозволяет жизнь. Как ни велико достигнутое, оно не удовлетворит дух, и, обольщенный непомерными надеждами, он испытает скорее разочарование, чем восторг. Надежда – мастерица подделывать истину; пусть же трезвость ее сдерживает, заботясь больше о полезном, чем о желаемом. Вначале, дабы возбудить интерес, следует предоставить некий кредит, не выкладывая, однако, всю наличность. Пускай действительность превзойдет ожидания и даст больше, чем предполагалось. Но для дурного такое правило не годится – тут преувеличение даже полезно: все довольны, когда оно не оправдалось, и теперь находят сносным то, что прежде казалось ужасным.

Комментарий

Если человек долго наблюдает, планирует или ожидает чего-то, то это нечто становится желаемым. Человек начинает ожидать, что он получит то же самое. С ним случится такая же ситуация. Не важно, за чем человек наблюдает. Важно, что у человека теперь это в голове. Так написано в «Бхагавадгите», по-моему, в главе 3 в двух стихах.

Надежда и в самом деле гибнет последней, не считая сознания. Последнее не может, скорее всего, жить без удовольствий, поэтому, когда пропадает искорка надежды, человек становится тенью себя прошлого. Это положительная сторона надежды.

Но есть и отрицательная. Если у вас будет надежда, то воображение само начнет предлагать вам подтверждающие вашу надежду предположениями, картинками, ощущениями и т. п. В русском языке лучше использовать слово «фантазия», а не «воображение», потому что второе может быть максимально детализировано и реально. Ведь когда вы отмечаете малейшие детали у объекта, то так тренируется память – вы ведь теперь можете вообразить объект с самыми мелкими деталями, не так ли?

Вначале деятельности хорошо будет показать результат другим людям. Так они сами обратят на вас своё внимание.

Для чего-то плохого или рискованного это правило не работает. К такому чаще всего лучше, наоборот, приделать фитилек, чтобы реально страшно было сделать, достигнуть и т. п.

Выводы

Вызывать в себе и в других слишком большие надежды опасно — твои планы могут НЕ осуществиться. А если даже планов не было или они были очень-очень далеки от реальности, то, естественно, человека будут ждать одни разочарования.

Квинтэссенция проблемы надежды в том, что она сама по себе не заставляет вас действовать. Такая надежда лишь мешает достигать вам ваших целей, желаний и мечтаний. Но та надежда хороша, которая направлена на деятельность — мысль, что если вы будете эффективно действовать, то и вероятность успешности увеличится.

Трезвость ума (адекватное мировоззрение) и получение удовольствий от мелочей — залог меры для неправильной надежды.

Один из методов недопущения дал А. — ожидание преувеличенно худшего варианта часто спасает ситуацию. Во-первых, вы готовитесь к этому. Во-вторых, если вариант не происходит, вы счастливы.

Лучшие способы победить эту болезнь под названием «надежда»:

  1. трезвость ума (понимание, что действительность такая, какая она есть, а не такая, как мы о ней думаем и надеемся);
  2. получение удовольствия от маленьких радостей, которые постоянно с тобой (хорошо помогает самонаблюдение с целью поиска удовольствия, например, ВЕД (восстановление естественного дыхания) по Н. Н. Исмукову).

Также НЕ давайте другим людям чрезмерных ожиданий! Иначе общество от вас отвернется! Кому интересно постоянно ждать от человека достижений, но не дожидаться их?

P.S. Дальше будут переводы на русский язык с трех языков. Переводил переводчик браузера, поэтому порой перевод кривой.

С английского перевода Джозефа Джейкобса:

19. Не порождайте завышенных ожиданий при знакомстве. Всем знаменитостям не везёт: они не оправдывают возложенных на них надежд. Реальность никогда не сравнится с воображаемым, ведь идеалы легко создавать, но очень трудно воплощать. Воображение вступает в союз с надеждой и порождает нечто большее, чем есть на самом деле. Какими бы выдающимися ни были достоинства, их никогда не бывает достаточно, чтобы оправдать ожидания, и, когда люди разочаровываются в своих завышенных ожиданиях, они скорее готовы разочароваться, чем восхититься. Надежда — великий обманщик истины; пусть мастерство остерегается этого и следит за тем, чтобы результат превосходил желание. Нескольких достойных попыток в начале достаточно, чтобы пробудить любопытство, не привязываясь к конечной цели. Лучше, чтобы реальность превосходила замысел и была лучше, чем предполагалось. Это правило не относится к нечестивцам, потому что такое преувеличение им на руку; они терпят поражение под всеобщие аплодисменты, и то, что поначалу казалось полным крахом, становится вполне терпимым.

С французского перевода Амело де ла Уссе:

19. Не будьте слишком увлечены шумом славы. Обычное несчастье всего, что хорошо рекламировалось, — никогда не достигать той степени совершенства, которую мы себе представляли. Реальность никогда не могла сравниться с воображением, тем более что обладать всеми совершенствами так же сложно, как и представить их. Поскольку у воображения есть желание жениться, оно всегда задумывает многое сверх того, что есть на самом деле. Какими бы великими ни были совершенства, они никогда не удовлетворяют идее. И, поскольку каждый разочаровывается в своих ожиданиях, он разочаровывается, а не восхищается. Надежда всегда искажает правду. Вот почему осторожность должна исправлять это, заставляя наслаждение превосходить желание. Некоторые кредитные начала служат для пробуждения любопытства, но без привлечения объекта. Когда эффект превосходит идею и ожидания, это делает больше чести. Это правило неверно в отношении зла, для которого то же самое преувеличение служит для опровержения злословия или клеветы большим количеством аплодисментов, делая терпимым то, что считалось самой высшей точкой зла.

Непосредственно с испанского:

19. Не входите в излишнее ожидание. Обычное пренебрежение ко всему, что было широко известно раньше, а не к тому, что было задумано позже. Истинное никогда не могло превзойти воображаемое, потому что подделать совершенства легко, а достичь их очень сложно. Сочетайте воображение с желанием и всегда думайте гораздо больше, чем есть на самом деле. Какими бы великими ни были превосходства, их недостаточно, чтобы удовлетворить эту концепцию, и поскольку его обнаруживают обманутым непомерным ожиданием, они скорее разочаровывают его, чем восхищают. Надежда - великий фальсификатор истины: исправляйте ее здравомыслием, стремясь к тому, чтобы плод был выше желания. Принципы кредита служат для возбуждения любопытства, а не для того, чтобы заложить объект. Лучше всего получается, когда реальность превосходит концепцию и является чем-то большим, чем считалось ранее. Этого правила будет не хватать в плохом, потому что ему помогает то же самое преувеличение; опровергните его аплодисментами, и то, чего так боялись, может даже показаться терпимым. крайняя степень разорения.

P.P.S. Тут восемнадцатая сентенция, а здесь двадцатая.

P.P.P.S. Картинка отсюда.