Во время нашей вынужденной ковидной самоизоляции на канале уже выходила статья о песне "Утренняя гимнастика". Пора напомнить о ней читателям:
Тем более, что и "гриппа вирус" снова растёт. Сезонный всплеск, говорят. Да и просто почему бы не вспомнить лишний раз прекрасную песню. Её любили слушатели, и любил автор, судя по тому, что исполнял её чуть ли не на каждом втором выступлении. Известно более двухсот фонограмм. Вот, даже в этом списке, не обновлявшемся с 2007 года, их 192, а с тех пор нашлись и новые. Об истории создания песни писала в прошлый раз, но вкратце повторюсь: Владимир Высоцкий написал эту замечательную песню специально для спектакля Московского театра сатиры по пьесе А. Штейна "Последний парад". Участники событий вспоминают, что Высоцкого, который в начале 1968 года ещё не был "ВЫСОЦКИМ", но уже начал набирать популярность и известность (совсем недавно вышел фильм "Вертикаль"), привёл к режиссёру автор пьесы А. Штейн. Именно он хотел, чтобы музыкальное дополнение к пьесе писал Владимир Высоцкий. Песен было заказано несколько. Высоцкий написал четыре, для разных персонажей. Они так и идут в публикациях под названиями "Песня Геращенко", "Песня Сенежина", "Песня Понедельника", но, кажется, не все они вошли в спектакль. А вот "Утренняя гимнастика там звучала точно. М. Цыбульский в своей статье пишет, что "в спектакле использованы пять песен Высоцкого: "Гимнастика", "Песня Сенежина", "Цыганочка", "Москва – Одесса" и "Корабли"." Почему-то пропущена "Песня Геращенко", хотя там же далее исполнитель главной роли вспоминает, что пел её. В статье приведены воспоминания непосредственных участников событий, из которых следует, что участие самого Высоцкого в постановке или каких-то репетициях было минимальным. Хотя однажды в театре он точно был. Ведь есть фонограмма от 03 апреля 1968 года: г. Москва /Большая Садовая улица, д. 18/ театр Сатиры, запись песен для спектакля «Последний парад»." Там автор исполнил 7 песен: "При всякой погоде...", "Нат Пинкертон - вот с детства мой кумир", "Не страшны дурные вести", "Вот некролог, словно отговорка", "В сон мне - жёлтые огни", "Мне надо, где метели и туман" и "Один музыкант объяснил мне пространно". Но на репетициях никто из актёров его не видел. Возможно, записью этих песен участие Высоцкого в процессе и ограничилось. Хотя сам он много разного и интересного про эти репетиции рассказывал, но, видимо, относиться к этим рассказам следует с большой долей осторожности. В давней публикации "Ваганта" авторы собрали многие рассказы из концертных выступлений, кому интересно, ссылка в конце статьи. Но в чём он точно не погрешил против истины, так это в утверждении, что по утрам лучше делать гимнастику, чем похмеляться.
Поначалу Владимир Высоцкий не очень активно использовал эту песню в выступлениях. В 1968-1971 годах записей мало. Четыре в 1968, две в 1969, в семидесятом уже побольше - целая дюжина. В 1971 году их уже двадцать. Начиная с 1972 года редкое выступление обходится без "Утренней гимнастики". Возможно, такая задержка связана с тем, что спектакль долго не сходил со сцены? Исполнитель роли Геращенко В. Долинский вспоминал: "Спектакль достаточно долго держался в репертуаре и получил хорошую прессу". К сожалению, на сайте театра нет никаких указаний на то, сколько шёл этот спектакль. Возможно, как раз эти 3 года. А возможно, всплеск связан с тем, что песню записали на "Мелодии" с оркестром в конце 1972 года и выпустили в следующем году пластинку. И Высоцкий перестал беспокоиться о возможном неудовольствии театра.
Интересно, что довольно часто Высоцкий рассказывал слушателям о задумке целого блока спортивных песен и начинал "спортивную часть" именно с "Гимнастики". Но как-то обмолвился, что она к спортивным всё же не относится:
"Это такая просто шуточная песня. Нет, не про спорт. Спорт ведь даёт большие возможности для драматургии. Там столкновение явное. Драматургия — это же столкновение. Там, боксёры — они друг друга бьют просто. Всё ясно. Играют команды — каждый хочет победить. Там в этом смысле легче писать. И вот послушайте, пожалуйста, песню, которая называется "Утренняя гимнастика". (24 сентября 1971, Киев, Институт физики (ИФ) АН УССР)
Да, наверное, драматургии в "Утренней гимнастике" не много, но зато много хорошего настроения и актуального призыва заниматься физической активностью. Ведь сам автор был в прекрасной спортивной форме, что можно увидеть на замечательной съёмке из Будапешта. Тут тебе и уголок, и крокодильчик, и стойка на голове.
Актёр прекрасно владеет своим телом. В Театре на Таганке без этого было бы сложно.
Несмотря на то, что песня исполнялась огромное количество раз, изменений в тексте практически не было. Разве что иногда менялся порядок строф или текст укорачивался на один куплет. За исключением самого первого исполнения - как раз в Театре Сатиры, 3 апреля 1968 г. Вероятно, автор ещё сам не успел выучить текст, где-то досочинил на ходу:
Не страшны дурные вести —
Мы от них бежим на месте,
В выигрыше даже начинающий.
Красота — среди бегущих
Первых нет и отстающих —
Бег на месте общеприми-
ряющий!
Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите — три-четыре! —
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока ещё, —
гимнастика!
Если вы в своей квартире —
Ляжьте на пол — три-четыре!
Выполняйте правильно движения!
Прочь влияние извне —
Привыкайте к новизне,
Вдох глубокий до изне-
можения!
Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус — три-четыре!
Ширятся, растут заболевания.
Будешь хилым — сразу гроб!
Сохранить здоровье чтоб —
Применяйте, люди, об-
тирания.
Если вы уже устали —
Сели-встали, сели-встали —
Не страшны нам Арктика с Антарктикой!
Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменит спорта профи-
лактика!
Спать нельзя, с кровати слезьте —
Начинаем бег на месте,
Да не будьте мрачными и хмурыми!
Если очень вам неймётся —
Обтирайтесь чем придётся,
Водными займитесь проце-
дурами!
Напоминаю, все варианты и доступные простым смертным черновики можно увидеть здесь: Варианты, автографы песни "Утренняя гимнастика"
Этой песне повезло с изданием. Фирма "Мелодия", как уже упоминалось ранее, записала в декабре 1972 г. (некоторые полагают, что это было в ноябре 1973) несколько песен Владимира Высоцкого с оркестром Всесоюзного радио и телевидения под управлением В. Н. Людвиковского в аранжировке И. Кантюкова и через некоторое время выпустила их отдельной пластинкой. Тиражи были огромные, несколько заводов допечатывали тиражи. Апрелевский, Ленинградский и Ташкентский заводы помещали на конверты аннотацию (причём текст её различался в деталях, к моему удивлению). В Риге и Тбилиси обошлись без аннотаций. Конверты тоже были все разные. Прикрепляю несколько образцов. А желающих увидеть их все отсылаю в каталог грампластинок.
Несмотря на такое распространение, автор продолжал исполнять её, как говорится, живьём. Иногда шутил:
"Она была в пластинке, но я её всё равно всегда пою, потому что в ней нет самого основного центрального куплета, который, значит, направлен опять же на борьбу с алкоголизмом. Но тогда была… настолько живо велась борьба, что отовсюду выбрасывали упоминания об алкоголе, даже критические". (3 октября 1979, Тбилиси, ТНИИСГЭИ).
И действительно, про коньяк и кофе на пластинке не упоминается:
А в январе 1977 года в парижской студии «Résonances» была осуществлена
запись песен для LP «Vladimir Vissotski: Le nouveau chansonnier international U.R.S.S.» «Chanson des temps nouveaux» фирмы «Le Chant Du Monde» в аранжировке Константина Казански. Пластинка увидела свет в том же году.
Не берусь судить, какая из записей лучше. Мне привычнее наш оркестр. Но для многих нет ничего лучше одной гитары и голоса Владимира Семёновича без всяких аранжировок.
Дополнения:
Штейн А. Последний парад: Комедия, почти водевиль, в 2-х частях с песнями, танцами, куплетами и, разумеется, счастливым концом. Стихи и музыка В.Высоцкого
Цыбульский М.И. Последний парад // Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи.
Петраков А., Терентьев О, Терентьева Н. "Последний парад" в Театре сатиры: публикацию подготовили Александр Петраков, Наталья и Олег Терентьевы // "Вагант". 2003.
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого".