Найти в Дзене
Стихия Высоцкого

О пользе утренней гимнастики

Во время нашей вынужденной ковидной самоизоляции на канале уже выходила статья о песне "Утренняя гимнастика". Пора напомнить о ней читателям: Тем более, что и "гриппа вирус" снова растёт. Сезонный всплеск, говорят. Да и просто почему бы не вспомнить лишний раз прекрасную песню. Её любили слушатели, и любил автор, судя по тому, что исполнял её чуть ли не на каждом втором выступлении. Известно более двухсот фонограмм. Вот, даже в этом списке, не обновлявшемся с 2007 года, их 192, а с тех пор нашлись и новые. Об истории создания песни писала в прошлый раз, но вкратце повторюсь: Владимир Высоцкий написал эту замечательную песню специально для спектакля Московского театра сатиры по пьесе А. Штейна "Последний парад". Участники событий вспоминают, что Высоцкого, который в начале 1968 года ещё не был "ВЫСОЦКИМ", но уже начал набирать популярность и известность (совсем недавно вышел фильм "Вертикаль"), привёл к режиссёру автор пьесы А. Штейн. Именно он хотел, чтобы музыкальное дополнение к пье

Во время нашей вынужденной ковидной самоизоляции на канале уже выходила статья о песне "Утренняя гимнастика". Пора напомнить о ней читателям:

Тем более, что и "гриппа вирус" снова растёт. Сезонный всплеск, говорят. Да и просто почему бы не вспомнить лишний раз прекрасную песню. Её любили слушатели, и любил автор, судя по тому, что исполнял её чуть ли не на каждом втором выступлении. Известно более двухсот фонограмм. Вот, даже в этом списке, не обновлявшемся с 2007 года, их 192, а с тех пор нашлись и новые. Об истории создания песни писала в прошлый раз, но вкратце повторюсь: Владимир Высоцкий написал эту замечательную песню специально для спектакля Московского театра сатиры по пьесе А. Штейна "Последний парад". Участники событий вспоминают, что Высоцкого, который в начале 1968 года ещё не был "ВЫСОЦКИМ", но уже начал набирать популярность и известность (совсем недавно вышел фильм "Вертикаль"), привёл к режиссёру автор пьесы А. Штейн. Именно он хотел, чтобы музыкальное дополнение к пьесе писал Владимир Высоцкий. Песен было заказано несколько. Высоцкий написал четыре, для разных персонажей. Они так и идут в публикациях под названиями "Песня Геращенко", "Песня Сенежина", "Песня Понедельника", но, кажется, не все они вошли в спектакль. А вот "Утренняя гимнастика там звучала точно. М. Цыбульский в своей статье пишет, что "в спектакле использованы пять песен Высоцкого: "Гимнастика", "Песня Сенежина", "Цыганочка", "Москва – Одесса" и "Корабли"." Почему-то пропущена "Песня Геращенко", хотя там же далее исполнитель главной роли вспоминает, что пел её. В статье приведены воспоминания непосредственных участников событий, из которых следует, что участие самого Высоцкого в постановке или каких-то репетициях было минимальным. Хотя однажды в театре он точно был. Ведь есть фонограмма от 03 апреля 1968 года: г. Москва /Большая Садовая улица, д. 18/ театр Сатиры, запись песен для спектакля «Последний парад»." Там автор исполнил 7 песен: "При всякой погоде...", "Нат Пинкертон - вот с детства мой кумир", "Не страшны дурные вести", "Вот некролог, словно отговорка", "В сон мне - жёлтые огни", "Мне надо, где метели и туман" и "Один музыкант объяснил мне пространно". Но на репетициях никто из актёров его не видел. Возможно, записью этих песен участие Высоцкого в процессе и ограничилось. Хотя сам он много разного и интересного про эти репетиции рассказывал, но, видимо, относиться к этим рассказам следует с большой долей осторожности. В давней публикации "Ваганта" авторы собрали многие рассказы из концертных выступлений, кому интересно, ссылка в конце статьи. Но в чём он точно не погрешил против истины, так это в утверждении, что по утрам лучше делать гимнастику, чем похмеляться.

Поначалу Владимир Высоцкий не очень активно использовал эту песню в выступлениях. В 1968-1971 годах записей мало. Четыре в 1968, две в 1969, в семидесятом уже побольше - целая дюжина. В 1971 году их уже двадцать. Начиная с 1972 года редкое выступление обходится без "Утренней гимнастики". Возможно, такая задержка связана с тем, что спектакль долго не сходил со сцены? Исполнитель роли Геращенко В. Долинский вспоминал: "Спектакль достаточно долго держался в репертуаре и получил хорошую прессу". К сожалению, на сайте театра нет никаких указаний на то, сколько шёл этот спектакль. Возможно, как раз эти 3 года. А возможно, всплеск связан с тем, что песню записали на "Мелодии" с оркестром в конце 1972 года и выпустили в следующем году пластинку. И Высоцкий перестал беспокоиться о возможном неудовольствии театра.

Интересно, что довольно часто Высоцкий рассказывал слушателям о задумке целого блока спортивных песен и начинал "спортивную часть" именно с "Гимнастики". Но как-то обмолвился, что она к спортивным всё же не относится:

"Это такая просто шуточная песня. Нет, не про спорт. Спорт ведь даёт большие возможности для драматургии. Там столкновение явное. Драматургия — это же столкновение. Там, боксёры — они друг друга бьют просто. Всё ясно. Играют команды — каждый хочет победить. Там в этом смысле легче писать. И вот послушайте, пожалуйста, песню, которая называется "Утренняя гимнастика". (24 сентября 1971, Киев, Институт физики (ИФ) АН УССР)

Да, наверное, драматургии в "Утренней гимнастике" не много, но зато много хорошего настроения и актуального призыва заниматься физической активностью. Ведь сам автор был в прекрасной спортивной форме, что можно увидеть на замечательной съёмке из Будапешта. Тут тебе и уголок, и крокодильчик, и стойка на голове.

Актёр прекрасно владеет своим телом. В Театре на Таганке без этого было бы сложно.

1966 - Галилей, 1968 - Хлопуша (сп. "Пугачев", фото Г. Дроздецкая, 1973 - Гамлет, фото А. Гаранин)
1966 - Галилей, 1968 - Хлопуша (сп. "Пугачев", фото Г. Дроздецкая, 1973 - Гамлет, фото А. Гаранин)

Несмотря на то, что песня исполнялась огромное количество раз, изменений в тексте практически не было. Разве что иногда менялся порядок строф или текст укорачивался на один куплет. За исключением самого первого исполнения - как раз в Театре Сатиры, 3 апреля 1968 г. Вероятно, автор ещё сам не успел выучить текст, где-то досочинил на ходу:

Владимир Высоцкий (Запись песен для спектакля "Последний парад", Московский Театр Сатиры, 03.04.1968г): Не страшны дурные вести...(Утренняя гимнастика): слушать онлайн

Не страшны дурные вести —
Мы от них бежим на месте,
В выигрыше даже начинающий.
Красота — среди бегущих
Первых нет и отстающих —
Бег на месте общеприми-
ряющий!

Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите — три-четыре! —
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока ещё, —
гимнастика!

Если вы в своей квартире —
Ляжьте на пол — три-четыре!
Выполняйте правильно движения!
Прочь влияние извне —
Привыкайте к новизне,
Вдох глубокий до изне-
можения!

Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус — три-четыре!
Ширятся, растут заболевания.
Будешь хилым — сразу гроб!
Сохранить здоровье чтоб —
Применяйте, люди,
об-
тирания
.

-3

Если вы уже устали —
Сели-встали, сели-встали —
Не страшны
нам Арктика с Антарктикой!
Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменит спорта профи-
лактика!

Спать нельзя, с кровати слезьте
Начинаем бег на месте,
Да не будьте мрачными и хмурыми!
Если очень вам неймётся —
Обтирайтесь чем придётся,
Водными займитесь проце-
дурами!

Напоминаю, все варианты и доступные простым смертным черновики можно увидеть здесь: Варианты, автографы песни "Утренняя гимнастика"

Этой песне повезло с изданием. Фирма "Мелодия", как уже упоминалось ранее, записала в декабре 1972 г. (некоторые полагают, что это было в ноябре 1973) несколько песен Владимира Высоцкого с оркестром Всесоюзного радио и телевидения под управлением В. Н. Людвиковского в аранжировке И. Кантюкова и через некоторое время выпустила их отдельной пластинкой. Тиражи были огромные, несколько заводов допечатывали тиражи. Апрелевский, Ленинградский и Ташкентский заводы помещали на конверты аннотацию (причём текст её различался в деталях, к моему удивлению). В Риге и Тбилиси обошлись без аннотаций. Конверты тоже были все разные. Прикрепляю несколько образцов. А желающих увидеть их все отсылаю в каталог грампластинок.

Несмотря на такое распространение, автор продолжал исполнять её, как говорится, живьём. Иногда шутил:

"Она была в пластинке, но я её всё равно всегда пою, потому что в ней нет самого основного центрального куплета, который, значит, направлен опять же на борьбу с алкоголизмом. Но тогда была… настолько живо велась борьба, что отовсюду выбрасывали упоминания об алкоголе, даже критические". (3 октября 1979, Тбилиси, ТНИИСГЭИ).

И действительно, про коньяк и кофе на пластинке не упоминается:

Владимир Высоцкий: Вдох глубокий, руки шире_02_ (1973 с ансамблем Гараняна 07_0435): слушать онлайн

А в январе 1977 года в парижской студии «Résonances» была осуществлена
запись песен для LP «Vladimir Vissotski: Le nouveau chansonnier international U.R.S.S.»  «Chanson des temps nouveaux» фирмы «Le Chant Du Monde» в аранжировке Константина Казански. Пластинка увидела свет в том же году.

Владимир Высоцкий: Вдох глубокий, руки шире (07_0603_04): слушать онлайн
VLADIMIR VISSOTSKI. le nouveau chansonnier international U.R.S.S.	1977
VLADIMIR VISSOTSKI. le nouveau chansonnier international U.R.S.S. 1977

Не берусь судить, какая из записей лучше. Мне привычнее наш оркестр. Но для многих нет ничего лучше одной гитары и голоса Владимира Семёновича без всяких аранжировок.

Дополнения:

Штейн А. Последний парад: Комедия, почти водевиль, в 2-х частях с песнями, танцами, куплетами и, разумеется, счастливым концом. Стихи и музыка В.Высоцкого

Цыбульский М.И. Последний парад // Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи.

Петраков А., Терентьев О, Терентьева Н. "Последний парад" в Театре сатиры: публикацию подготовили Александр Петраков, Наталья и Олег Терентьевы // "Вагант". 2003.

Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого".