"Очередная" книга из списка на обзор, причем серийная. Книг для обзора много, поэтому этот печатный экземпляр я приобрел уже "давненько", но только сейчас представляю в данной рубрике. Все книги интересны (каждая по своему) и каждая достойна хотя бы пары слов, но и превращать канал в
"книжную лавку" тоже не хочется. Делюсь своим мнением как читатель,
экспертом себя не считаю, моё мнение - мнение частного лица, в основе
оценки - субъективное мнение о книге, которое может отличаться от оценок читателей. Я не рекламирую книги, не рекламирую магазины и
издательства, и не продаю книги - сам покупаю их для своей библиотеки
на общих основаниях. Все книги приобретены за личные средства и купил их для себя: "чего не имею - о том не говорю". Начал раздел с конца 2019-начала 2020 годов, и вот уже почти ноябрь 2025 года.
Купил книгу более двух года назад, осенью 2023 года, но ее и сейчас
можно найти в интернет- магазинах, если кто то заинтересуется. Но, как всегда, будьте осторожны с выбором - не покупайте сразу первый найденный экземпляр, поищите варианты у других поставщиков. Как показал обзор - найти книгу можно на сайте "Моркниги" рублей за 800 с небольшим, плюс Валберис может подключиться ос своими предложениями, но уже за 1200. Может еще где есть - главное желание искать, кому надо - найдет. Но на первый взгляд предлагаемая "Моркнигой" цена самая низкая, что не удивительно, так эту и другие книги серии издают в Москве, в том самом ООО "Моркнига"! Вот и получается что у производителя купить дешевле. Вполне очевидный вывод.
Данная книга имеет следующие выходные данные: Серия "Боевые корабли мира"/ Сборник статей и документов - "Крейсера 1 класса "Пауэрфул" и "Террибл" (1894-1932)- Москва: Моркнига, 2023.- 96 стр.: илл.
Книга интересная и можно сказать уникальная, по сути до сих пор книг с таким названием и о таких крейсера у нас не издавалось. Между тем тема, сама по себе достаточно интересна и напрямую связана с историей русского флота, по крайней мере так нам когда то говорилось. Упоминание этих двух крейсеров лично я встретил впервые в далеком детстве, когда читал историю броненосного крейсера "Рюрик". Могу ошибаться было ли это первый раз, так как точно помню статью в журнале "Моделист-конструктор" в рубрике "Морская коллекция" - выпуск 12 за 1978 год под названием "Роковые крейсера Британии".
Как раз в этой статье, цветной вклейкой был крейсер "Рюрик" (1892 г), а по тексту рассматривались британские крейсера (бронепалубные и броненосные). Запомнилось, что статья начиналась очень эпично - с завязки сражения у Коронеля 1914 года. И по тексту статьи крейсера "Пауэрфул" и "Террибл" назывались "самыми нелепыми в истории кораблестроения кораблями". Более того В.Смирнов и Г.Смирнов - оценили эти корабли как неудачные, напомнив, что те получили прозвище "плавучие мишени". Кстати, к этой теме вновь вернулись лет через тридцать все в той же "Морской коллекции" "Моделиста" - на этот раз в номере 1 за 2007 год была опубликована статья «Белые слоны» и «серые лошадки» (английские крейсера XIX века) - на этот раз уже от В.Кофмана. Любопытно, что снова цветной вклейкой для "фона" была использована иллюстрация "Рюрика" (правда, качество иллюстрации на этот раз было похуже, чем в далеком 1978 году). Так что не так уж и много информации про данные крейсера. Нет, конечно, про них регулярно вспоминали при рассмотрении развитии самого класса "крейсер", применительно к британскому флоту, например в книге Каторина, или Р.Мельников тоже упомянул эту пару крейсеров, про них не забывали в различных справочниках, до создания цельной книги дело так и не дошло.
Скажем честно, и в данном случае цельной книги, как таковой, тоже нет. Мы в начале указали, то издатель (в лице В.В.Арбузова и В.А.Зубицкого) предлагает нам подборку документов на заданную тему, сборник материалов, которые при должном изучении должны создать у читателя единую картину корабля данного типа. В последнее время это распространенный подход, но он возлагает на читателя ответственность за работу с информацией и требует определенной подготовки в области военно-морской истории, как мне кажется.
Прежде чем перейти к содержанию отметим еще один чисто технический аспект - в этой книги заявленное количество пронумерованных страниц, как всегда, не соответствует реальной нумерации в бумажном варианте (заявлено 96 страниц - на деле 74 стр). А все почему? Потому что имеется блок фото вставок (11 листов - 22 страницы), а все фотографии размещены по тексту: мелочь - но обратить на это стоит.
Итак, перед нами сборник материалов о достаточно известных кораблях британского флота, уже в свое время удивлявших соотечественников и зарубежных специалистов своими размерами. Согласитесь крейсер с полным водоизмещением в 14200 т и длиной почти 164 метра не мог тогда не удивить. Сравните, эскадренный броненосец "Бородино" имел водоизмещение около 15000 т при длине 121 метр, а длина крейсера "Аскольд" (например) была всего 132,5 м. Кстати, длина линкора "Дредноут" - 160,7 м! Другое дело насколько эти корабли были востребованы, а их строительство обоснованно.
Но вернемся к книге. Структурно книга включает пять основных частей (разделов), и здесь несколько отличается от подобных изданий. Возможно причина отличия в том, что содержание посвящено не нескольким типам кораблей, как это бывает часто, а всего лишь двум однотипным единицам, и соответственно требуется другой подход. Поэтому составители материалов предлагают нам познакомиться нам с историей создания этих кораблей (слово проектирование здесь не используется, потому что процесс именно проводимых проектировочных работ особо не представлен). Затем идет описание того как шло строительство и что из себя должны будут представлять эти корабли. Отдельная глава - испытания крейсеров, такое не часто встретишь. Последняя часть более традиционная - "Как были устроены" эти крейсера, хотя обычно в подобных книгах это третья - четвертая часть книг.
Любопытно, более того - удивляет, что нет отдельной главы по боевой службе крейсеров данного типа. Краткая справка о судьбе этих кораблей представлены по окончанию раздела, посвященного устройству "Пауэрфула" и "Террибля", для первого корабля - 19 строк текста, для второго - 21 строчка. И все!!! По моему мнению, это явное подтверждение того, что эти крейсера действительно оказались бесполезными для британского флота, хотя их и списали в конце 20-х годов, и уже в 1929 и 1932 году, соответственно, разобрали на металлолом. Даже не знаю, мне кажется судьба у их потенциального противника, с которым они собирались "по честному сражаться двое на одного" - у русского "Рюрика" судьба и службы более напряженны и блестящи, включая гибель.
Вероятно по этом же причине (из-за скудности ярких моментов в службе) в книгу включили предпоследнюю главу со странным названием - "В англо-бурской войне. 1900-1902 гг." Да, на боевом пути этих крейсеров был такой период, хотя каким образом они могли участвовать в этой войне, как известно у буров не было флота, причем такого, чтобы с ним могли воевать британские бронепалубные крейсера 1 класса? Еще более странным выглядит период, в котором данные крейсера были задействованы - 1900-1902 годы. Ведь именно в этот период русские броненосный крейсера, в том числе и "Рюрик" (по замыслу -их главный "оппонент") активно действовали на Дальнем Востоке, участвуя в различных походах. Казалось именно там и надо быть новейшим британским крейсерам. Но нет, ими усилили южноафриканскую эскадру, после чего моряки с этих крейсеров приняли участие в боевых действиях на суше в составе расчетов морских орудий поставленных на колесные лафеты. Любопытно, что в книге посвященной крейсерам, больше места и времени уделено действию этих артиллеристов с крейсеров, чем боевой службе самих крейсеров. На мой взгляд это один из серьезных недостатков книги.
Текст книги традиционно для серии отформатирован в два столбика, шрифт среднего размера, удобный для чтения, поля страниц узкие, несмотря на то, что текстового материала сравнительно немного, но тут решили не "хитрить" с размером шрифта и элементами форматирования. Иллюстраций очень много - они скомпонованы и в фотоврезке, и обильно расположены по тексту. На каждом развороте есть или фото, или схема, или рисунок, или таблица. Более того, на некоторых страницах размещается по 2 (редко - по 3) фотографий. Страниц, где нет вообще графических объектов я насчитал всего три. И здесь надо добавить - крейсера не особо известны, и не часто про них вспоминают, поэтому большинство фотографий неизвестны - от этого и интересно чтение.
Ранее большинство этих фотографий точно не публиковались - за это благодарность составителям и редакторам.
Качество фотографий - высокое, они четкие, контрастные. И даже есть несколько цветных иллюстраций! Чертежи и схемы также присутствуют, но вот их откровенно мало. Всего пять схем общего вида кораблей и все. Нет ни одной копии с подлинных чертежей, ни корабля, ни орудийных башен, ни внутренних помещений или механизмов. Вообще, забавно - по тексту много материала по особенностям главной энергетической установке, в частности по котлам Бельвиля. Но нет ни одной схемы или фотографии этих котлов, приведена только одна фотография паровой машины "Террибля" и то на стендовых испытаниях. Еще одна особенность - по тексту крайне мало (совсем нет) ничего из описания быта, службы экипажа, в тоже время очень много фотографий по внутренней жизни корабля, фотография экипажа, офицеров, матросов и т.д. Какое то не согласованное представление. В целом, иллюстративного материала вполне хватает, чтобы получить представление и о самом корабле, его систершипе, но в целом!
Итог: в целом книга неплохая, главное достоинство - сделана попытка раскрыть подробности истории создания и боевой службы британских крейсеров, о которых было мало сведений. В целом читается легко, но следует не забывать, что вам представляются материалы более чем вековой давности, и что выводы придется делать самому читателю. Оформление книги "на высоте", соответствует стандартам серии. Формат А4, привычный для таких изданий, бумага качественная, не толстая, но плотная, белая, матовая. Сразу признаем - моделисту книга не понравится, схем маловато, )). Но с оформлением обложки есть все же недоработка - причем она встречается дважды: в слове "Класса" в названии книги почему то одна буква "С". И такой же огрех на следующей странице. Не буду строго судить издателей - сам грешен, допускаю такие описки, хотя над книгой трудился не один человек (вероятно), или они экономили на корректоре?
Меня книга также привлекла своей "серийностью", а увидев в ней большой
фотоархив, ранее не известный - я еще раз убедился, что купил ее не зря. Очень хорошо смотрится в коллекции "Боевые корабли мира" и смотрится эффектно! При этом следует отметить, что переплет крепкий, хотя он и клееный. Но
осторожность в обращении с книгой не помешает. Это надо помнить при
обращении с любой книгой.
Традиционно, рекомендаций "купить/не купить" - не даю. Решайте сами, друзья. Что касается меня, то книги этой серии мне в целом нравятся, я слежу за ее новинками. Данную серию рассматриваю как предмет коллекции. Тираж небольшой, всего 100 экз, но он все таки указан! И это хорошо. При этом, как ранее мы увидели - в продаже книга есть.
А какое ваше впечатление об этой книге? Встречали ее на прилавках книжных магазинов или в Интернете? Делитесь в комментариях. А пока - до встречи. Если встретили новинку и хотите ее обсудить - предлагайте, пороемся в закромах, может и найдем.
PS.Кнопка для желающих поддержать автора или сделать попытку помочь в финансировании приобретения новых книг - ниже, она называется "Поддержать", ))