Найти в Дзене

ПЛОТИНА БЕРИНГОВА ПРОЛИВА

Плотина Берингова пролива на рисунке из немецкого журнала "Neue Berliner Illustrierte" (перепечатан журналом "Техника-молодежи" в №30 за 1956 г.). 1 - атомная электростанция, 2 - насосы, 3 - воды Тихого океана, 4 - воды Северного Ледовитого океана, 5 - атомный поезд, 6 - автотранспорт, 7 - посадочная станция вертолетов, 8 - товарная станция, 9 - суда проходят плотину по шлюзам, 10 - атомный самолет.

***

Льды Арктики стремительно тают. Купол Вавилова – огромный ледник на архипелаге Северная Земля уменьшается за один год на 5-10 метров. Оседает, скукоживается, источается водой, наполняя ею мировой океан. То же и его “товарищи”, прежние хозяева здешних мест – они исчезают, и с каждым годом этот процесс, по мнению наблюдателей, ускоряется. Таяние полярных шапок Земли – одна из главных угроз человечеству в XXI столетии. Напитавшись новыми водами, Мировой океан поглотит прибрежные города и низменные территории материков. Человечество напряженно ищет пути и методы, чтобы отсрочить катастрофу и минимизировать потери от неё.

А ведь совсем недавно учёные наперебой предлагали варианты, как растаять арктические льды и считали это благом для цивилизации. Калифорнийский профессор Уайт предлагал подогревать воду Арктики с помощью цепочки построенных на побережье атомных станций. Векслер из Бюро погоды США – увеличить содержание влаги в арктическом воздухе с помощью взрыва водородных бомб. Начальник одной из американских дрейфующих станций Флетчер – рассеивать над Северным Ледовитым океаном облака. Не отставали от американских коллег и советские: профессор Института океанологии Степанов выступал с идеей углубления прохода между Шетландскими и Фарерскими островами подводными взрывами – для того, чтобы дать теплым течениям доступ в Арктику. Капитан дальнего плавания Гернет предлагал уничтожить ледяной щит Гренландии, учёный Будыко – покрыть поверхность арктического льда слоем темного порошка, тем самым увеличив поглощение солнечной радиации. В общем, идей как растопить льды на севере планеты было высказано превеликое множество. А уж сколько проектов по изменению океанских течений существовало в прошлом веке!

В 1910 году некий господин Н. Лабардин из города Череповца в результате изучения морских течений по картам пришел к выводу о необходимости перегородить дамбами два пролива – Берингов между Чукоткой и Аляской и Татарский между Сахалином и материком. О чем и написал подробное письмо тогдашнему премьер-министру страны Петру Аркадьевичу Столыпину. Замысел череповецкого мыслителя был следующим: дать дорогу тёплому южному течению Куросио, омывающему Японию, к Сахалину и Камчатке, задержав дамбами холодные воды Арктики. “В настоящее время, при современном состоянии техники, – убеждал он Столыпина, – постройка дамбы вместо Берингова пролива может считаться вероятной, так как ширина Берингова пролива почти равна ширине Суэцкого перешейка, через который трудами современной техники устроен канал”. Любопытно, что Лабардин не был первым. Российский инженер И. Касаткин предлагал построить глухую плотину в Татарском проливе еще в 1891 году.

-2

Схема поверхностных течений мирового океана из кн. К. А. Куликова и Н. С. Сидоренкова "Планета Земля" (М., 1977). На ней видно, как Куросио, не доходя до Сахалина, поворачивает от японских островов на восток.

То, что в 1910-м году воспринималось не более чем провинциальным прожектерством, в середине века стало мейнстримом. Советский инженер Шумилин предложил построить через Берингов пролив плотину, которая усиливала бы естественный поток перекачивания тёплой воды из Тихого океана в Северный Ледовитый с помощью сотен мощных насосов. “Новый Гольфстрим значительно облегчит ледовый режим побережий Евразии и Америки и смягчит их климат. Плотина-гигант прекратит доступ льдов из Ледовитого океана в Тихий, ликвидирует Камчатское течение, питаемое холодными водами Ледовитого океана, сделает Берингово море почти незамерзающим”.

Инженеры Н. А. Белинский и А. В. Труфанов выдвинули иное предложение: не строить плотину, а прорыть у основания Камчатского полуострова между Пенжинским заливом и Беринговым морем стокилометровый канал. Это, по расчетам авторов, вызвало бы непрерывный отток воды из Охотского моря в Берингово, освобождая путь вдоль восточного камчатского побережья для столь желанного на севере Куросио. В общем, идея витала в воздухе, и журнал “Техника-молодежи” писал, как само собой разумеющееся: “Надо закрыть все проливы, через которые теперь бесполезно уходит в Тихий океан неисчислимое количество тепла, заключенное в водах Куросио”3. Один из наиболее разработанных проектов перекрытия Берингова пролива представил в своей книге “Может ли человек изменить климат” советский инженер Пётр Борисов.

-3

Из книги П. М. Борисова “Может ли человек изменить климат” (М., 1970)

Борисов вернулся к идее перекачивать Ледовитый океан в Тихий, а не наоборот. Он считал, что большие массы холодной воды (пятьсот шестьдесят годовых стоков Волги ежегодно!), уходя восточным путём, освободят на западе путь Гольфстриму и в результате через несколько лет арктические льды полностью растают. В своей книге Борисов подробно рассмотрел множество вопросов, связанных со строительством плотины: направление течений, глубины океана по всему проливу, силу напора льдов в разные времена года и возможное воздействие океанских штормов. “Что же собой будет представлять плотина?” – писал он. Она будет сложена из огромных железобетонных блоков высотой до шестидесяти метров, шириной – до сорока, длиною – до двухсот пятидесяти. Несколько лет через мощные течения будут выталкивать глыбы тающего льда через неё в Тихий океан, но затем всё успокоится. “Когда дрейфующие льды будут уничтожены, обтекаемый верх плотины реконструируется – одна сторона будет отведена под двухпутную железную дорогу нормальной колеи, другая – под автостраду с двухрядным движением автомашин в обе стороны”4. Общая стоимость строительства, по расчетам Борисова, составит 24 миллиарда рублей: “Сюда входят стоимость блоков плотины вместе с их транспортировкой и установкой, стоимость оборудования и металлоконструкций, включая также транспортные расходы и монтаж; стоимость насосных агрегатов; установка обтекателей; сооружение рыбоходов и шлюзов для пропуска судов; отсыпка дамб для авто- и железнодорожных путей; стоимость городов (на западном и восточном берегу пролива на 50000 жителей каждый), двух морских и двух аэропортов; стоимость сооружения электростанций со всеми техническим службами и поселками городского типа; стоимость предприятий по добыче топлива для электростанций также со всеми вспомогательными службами, дорогами, промышленными предприятиями и поселками, стоимость линий электропередач, подсобные промышленные предприятия (спецсудоверфи, дороги, порты, причалы, склады, строительные механизмы, подъемное оборудование и пр.); научно-исследовательские работы, изыскание и проектирование”. Доля Советского Союза в этом международном проекте, по мнению Борисова, составила бы 9-10 млрд. руб.

С чем сопоставимы эти цифры?

Самым дорогим инфраструктурным объектом СССР в его истории стала Байкало-Амурская магистраль. По некоторым оценкам она обошлась стране в 17,7 млрд. руб.

Отношение к проектам перекрытия Берингова пролива началось меняться в шестидесятые годы, когда всё чаще вместо восторженных мнений стали встречаться осторожные и даже скептические. Разгорелись общественные дискуссии. “Вопрос о целесообразности всех этих проектов остается открытым, – писал журнал "Наука и жизнь" в 1969 году. – Есть мнение, что, если растопить льды Арктики, потеплеет климат северного полушария, улучшатся навигационные условия в арктических морях, увеличится биомасса животного и растительного мира, лесная зона, возможно, приблизится непосредственно к арктическим побережьям (хотя это не значит, что на них зацветут магнолии и цитрусовые деревья, как склонны думать некоторые мечтатели), облегчится хозяйственная деятельность человека, но произойдет повышение уровня Мирового океана на 8-10 м, и, следовательно, все низменные районы земного шара будут затоплены, усилится континентальность климата в умеренных широтах, где сосредоточена наибольшая часть населения мира и наиболее развиты производительные силы современного общества и т.д. <...> Некоторые специалисты считают, что полное уничтожение льдов в морях Арктики и в других районах Мирового океана нежелательно, потому что это повлечет за собой ряд отрицательных последствий. Прежде всего резко возрастет теплоотдача в атмосферу с поверхности арктических морей. Это будет сопровождаться увеличением циклонической деятельности в высоких широтах и ослаблением ее в умеренных широтах, где уменьшится количество осадков, усилится континентальность климата. В общем, климатические и природные условия в умеренных широтах ухудшатся, хозяйственная и культурная жизнь человечества будет затруднена”5.

Противники глобальных перемен резонно утверждали: можно перекрыть Берингов пролив, можно растопить льды Арктики и сделать российский, американский и канадский север привлекательными для жизни и экономики местами, но это обязательно приведет к ухудшению климата в странах, расположенных южнее. Говоря совсем просто: жить лучше в северных странах станут за чужой счет. “Проектов преобразования климата много, – рассказывал в конце семидесятых годов своим читателям журнал "Юный техник", – но пока ни один из них не осуществлен. И дело не в грандиозности задачи – экономический и промышленный потенциал высокоразвитых стран достаточен для того, чтобы взяться за многие уже сегодня. Препятствуют совсем другие причины. Во-первых, каждый из проектов затрагивает одновременно интересы нескольких стран, а поэтому может быть реализован лишь в атмосфере доброго международного сотрудничества. И во-вторых, и это еще важнее, ученые пока не знают всех тонкостей работы планетарной тепловой машины, а без этого невозможно предсказать конечный эффект"6.

Прошло несколько десятилетий – песчинка в песочных часах времени. Льды Северного Ледовитого океана стали стремительно таять сами – оказалось, для этого вовсе и не нужно строить сложных гидротехнических сооружений, достаточно промышленных труб заводов и выхлопных труб автомобилей. Казалось, проекты великих плотин канули в воды Берингова пролива, а ученые занялись задачами, обратными прежним: найти, как предотвратить или хотя бы смягчить глобальные изменения климата. Однако, в этом году мировые СМИ снова заговорили о создании моста через пролив, чтобы соединить в будущем Аляску и Чукотку.