Найти в Дзене
Инженерные заметки

Как устроена система регулирования давления воздуха в шинах?

Оглавление

В предыдущей статье я рассказывал, как и когда на автомобилях появилась ЦСПШ (централизованная система подкачки шин), и пообещал показать, как она устроена. Мне кажется, что лучше всего будет выстроить повествование в хронологическом порядке, чтобы не только рассказать о конструкции, но и показать логику её развития.

Система подкачки шин на ЗИЛ-157

Напомню, что первым массовым автомобилем с ЦСПШ стал советский грузовик ЗИЛ-157, поэтому с него мы и начнём, тем более что общие принципы работы этой системы с той поры не слишком изменились.

Грузовой автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-157
Грузовой автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-157

Для начала разберёмся, откуда берётся воздух для подкачки шин. Тут всё просто: с конца 40-х годов практически на всех грузовиках применяются пневматические тормоза, для обслуживания которых машины оборудуются полноценной пневмосистемой. К этой же системе можно подключить и других потребителей. На ЗИЛ-157 в их число входили стеклоочиститель (привод "дворников") и наша ЦСПШ.

Поскольку тормоза в автомобиле всегда имеют наивысший приоритет, необходимо предусмотреть защиту пневмосистемы от неконтролируемой утечки воздуха через систему подкачки шин, если она окажется негерметичной (а это очень даже возможно). Для этого нужен ограничительный клапан, с которого традиционно начинается ЦСПШ. На ЗИЛ-157 он выглядит так:

Ограничительный клапан ЗИЛ-157
Ограничительный клапан ЗИЛ-157

Клапан закрывается, если давление в тормозной системе опускается ниже 4,5 кгс/см². В ином случае воздух поступает к следующему элементу ЦСПШ – центральному крану управления давлением. На ЗИЛ-157 он состоит из впускного и выпускного клапанов, связанных рычагом. Если рычаг находится в среднем положении, то оба клапана закрыты и, если в системе нет утечек, то давление в колёсах поддерживается постоянным. Отклонение рычага приводит к открытию одного из клапанов, в результате чего колёса связываются либо с атмосферой – и тогда давление в шинах падает, либо с пневмосистемой – и тогда давление в шинах растёт.

Центральный кран управления давлением в шинах ЗИЛ-157
Центральный кран управления давлением в шинах ЗИЛ-157

Из центрального крана воздух поступает с одной стороны в шинный манометр, а с другой – в блок шинных кранов, который позволяет отключать колёса от центральной системы подкачки шин по отдельности.

Блок шинных кранов ЗИЛ-157
Блок шинных кранов ЗИЛ-157

Каждый кран соединён с соответствующим колесом. Непосредственно к цапфе подходит гибкий шланг, воздух из которого попадает сначала в наклонное сверление, а затем в кольцевой канал, образованный втулкой и цапфой.

Подвод воздуха к шине ЗИЛ-157
Подвод воздуха к шине ЗИЛ-157

Для передачи воздуха от неподвижной цапфы к вращающейся ступице колеса служит головка подвода воздуха. Это ключевой элемент ЦСПШ, от которого в первую очередь зависит надёжность всей системы. Она состоит из двух резиновых уплотнителей с кольцевыми поджимными пружинами, которые обеспечивают герметичность. Уплотнители устанавливаются в корпус и прижимаются крышками с торцов.

Головка подвода воздуха ЗИЛ-157
Головка подвода воздуха ЗИЛ-157

От ступиц воздух поступает в шины через трубки и запорный кран, который служит для отсоединения колёс от системы подкачки шин в случае потери герметичности в системе, а также для удержания воздуха в колёсах на длительных стоянках. Запорный кран и трубки, идущие от ступиц к шинам, защищены от возможных повреждений съёмным кожухом.

Колесо с защитным кожухом ЗИЛ-157
Колесо с защитным кожухом ЗИЛ-157

С расположением рычага центрального крана, шинного манометра и блока шинных кранов в кабине можно ознакомиться на рисунке ниже.

Органы управления системой подкачки шин ЗИЛ-157: 1 – рычаг центрального крана управления давлением воздуха в шинах; 2 – шинный манометр; 3 – блок шинных кранов
Органы управления системой подкачки шин ЗИЛ-157: 1 – рычаг центрального крана управления давлением воздуха в шинах; 2 – шинный манометр; 3 – блок шинных кранов

Система подкачки шин на ЗИЛ-131

Следующей моделью высокой проходимости от завода имени Лихачёва стал ЗИЛ-131. Его система подкачки шин имела существенные отличия.

Грузовой автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-131
Грузовой автомобиль высокой проходимости ЗИЛ-131

Во-первых, ограничительный клапан был объединён с центральным краном управления давлением, а конструкция последнего существенно упростилась.

Кран управления давлением с краном-ограничителем ЗИЛ-131
Кран управления давлением с краном-ограничителем ЗИЛ-131

Теперь переключение между накачкой и спуском шин осуществляется одним золотником, однако рычаг управления краном остался примерно таким же, как и на ЗИЛ-157. Правда, из центральной части кабины он переместился в левую.

Рычаг центрального крана управления давлением и шинный манометр ЗИЛ-131
Рычаг центрального крана управления давлением и шинный манометр ЗИЛ-131

Во-вторых, отказались от блока шинных кранов в кабине. Видимо, решили, что они дублируют функционал запорных кранов непосредственно на колёсах.

Интересно, что эти же изменения внесли и в конструкцию модернизированного ЗИЛ-157, который долгое время выпускался параллельно с ЗИЛ-131.

Серьёзно пересмотрели и конструкцию колёсно-ступичного узла. Головка подвода воздуха переместилась внутрь, а вместо кольцевого канала между цапфой и втулкой появился цилиндрический канал в полуоси, который оканчивался запорным краном.

Подвод воздуха к шине ЗИЛ-131
Подвод воздуха к шине ЗИЛ-131

Конструкция головки подвода воздуха и запорного крана также изменилась.

Головка подвода воздуха и шинный (запорный) кран ЗИЛ-131
Головка подвода воздуха и шинный (запорный) кран ЗИЛ-131

Система подкачки шин на КАМАЗах

Поскольку наследником ЗИЛа стал Камский автозавод, продолжим наш исторический обзор автомобилями КАМАЗ. Первым грузовиком высокой проходимости под этой маркой стал КАМАЗ-4310.

Грузовой автомобиль высокой проходимости КАМАЗ-4310
Грузовой автомобиль высокой проходимости КАМАЗ-4310

По большому счёту система регулирования давления в шинах на этом автомобиле ничем не отличается от той, которая применялась на ЗИЛ-131.

Однако на современных КАМАЗах подход к регулированию давления в шинах стал совершенно иным. Если раньше при спуске или накачке шин водитель должен был самостоятельно контролировать давление в них, то теперь ему достаточно просто переключаться между номинальным и пониженным давлением при помощи рычажка 9, а дальше целевое давление в шинах будет поддерживаться за счёт регуляторов 8 и 9, которые можно настроить на нужное значение вращением рукоятки.

Нижний щиток панели приборов КАМАЗ: 6 – шинный манометр; 8 – регулятор пониженного давления в шинах; 9 – переключатель с пониженного на номинальное давление ; 10 – регулятор номинального давления в шинах
Нижний щиток панели приборов КАМАЗ: 6 – шинный манометр; 8 – регулятор пониженного давления в шинах; 9 – переключатель с пониженного на номинальное давление ; 10 – регулятор номинального давления в шинах

Фактически органы управления подкачкой шин на современных КАМАЗах выглядят так:

Нижний щиток панели приборов КАМАЗ
Нижний щиток панели приборов КАМАЗ

Ключевым отличием этой схемы является отсутствие нейтрального положения, при котором система подкачки шин отсекается от остальной пневмосистемы. Раньше, если система теряла герметичность, то при нейтральном положении рычага давление в шинах постепенно падало, а при переводе рычага в положение "накачка" – неконтролируемо росло. Теперь же шины всегда соединены с пневмосистемой через один из регуляторов, благодаря чему давление поддерживается на заданном уровне независимо от утечек воздуха.

Регуляторы и переключатель давления КАМАЗ
Регуляторы и переключатель давления КАМАЗ

Рискну предположить, что такая модернизация была вынужденной. Во всяком случае, мне встретилось очень много жалоб на то, что головки подвода воздуха к колёсам на КАМАЗах очень ненадёжны, и классическая система подкачки воздуха на них была бы неработоспособной. Сам завод тоже не надеется на надёжность уплотнений и в руководстве по эксплуатации рекомендует закрывать колёсные краны после достижения целевого давления.

Варианты шинного (запорного) крана КАМАЗ
Варианты шинного (запорного) крана КАМАЗ

К сожалению, в открытом доступе мне не удалось найти устройство остальных элементов системы подкачки воздуха на современных КАМАЗах. Разве что из обсуждений на форумах можно сделать вывод, что в ней применяется также ускорительный клапан. Предположу, что он нужен для того, чтобы в кабине можно было поставить компактные регуляторы, которым достаточно поддерживать давление в управляющей магистрали. Впрочем, это только мои догадки, и если вдруг вам известно, как на самом деле устроена система подкачки шин на новых КАМАЗах, напишите, пожалуйста, в комментариях.

Системы подкачки шин на Урале и других автомобилях

Мы проследили эволюцию системы подкачки шин "зиловского" типа, однако подобные системы применялись и на других советских грузовиках: Уралах, КрАЗах и ГАЗах. По своей сути они, конечно, похожи на рассмотренные выше, но имеют свои особенности.

Например, на Уралах система подкачки шин и другие второстепенные потребители сжатого воздуха имеют отдельный баллон (ресивер), который связан с баллоном тормозной системы через межбаллонный редуктор.

Система подкачки шин Урал
Система подкачки шин Урал

Этот редуктор выполняет ту же функцию, что и зиловский ограничительный клапан, то есть не допускает снижения давления в тормозной системе, но не только. В случае отказа компрессора он позволяет тормозной системе использовать сжатый воздух из системы подкачки шин, пропуская его через обратный клапан.

Межбаллонный редуктор Урал
Межбаллонный редуктор Урал

Наличие межбаллонного редуктора позволяет отказаться от ограничительного клапана в конструкции центрального крана управления давлением воздуха в шинах. В остальном же он похож на зиловский.

Центральный кран управления давлением в шинах Урал
Центральный кран управления давлением в шинах Урал

Отдельного внимания заслуживает и головка подвода воздуха к колёсам, а точнее – блок сальников. Их здесь целых четыре штуки: два средних удерживают воздух, а два крайних – смазку, которая необходима для надёжной работы уплотнения.

Подвод воздуха к шине Урал
Подвод воздуха к шине Урал

Похожее уплотнение применялось и на КраЗах. Отличительной особенностью грузовиков из Кременчуга является конструкция колёсных кранов, которые имеют дополнительный вывод, позволяющий измерить давление или накачать шины внешним компрессором, как на обычных автомобилях.

Колёсный (запорный) кран КрАЗ
Колёсный (запорный) кран КрАЗ

В остальном КрАЗовская система подкачки шин имеет уже привычную для нас конструкцию.

Система подкачки шин КрАЗ
Система подкачки шин КрАЗ

Что касается ГАЗ-66, то на нём тормозная система была гидравлической, и поэтому система подкачки шин включала в себя отдельный компрессор и не имела ограничительного клапана.

Система подкачки шин ГАЗ-66
Система подкачки шин ГАЗ-66

Заключение

На этом наш обзор можно закончить. Он не претендует на полноту, и если вас интересуют тонкости устройства системы регулирования давления в шинах на конкретных автомобилях, то могу лишь предложить обратиться к соответствующим руководствам по эксплуатации и ремонту. Я же благодарю вас за внимание и прощаюсь до следующей статьи!