Найти в Дзене
Мир кораблей

Флот США в Первой мировой. Часть II: Северное и Средиземное моря, Тихий океан

В одной из предыдущих публикаций поднималась тема американского вклада в боевые действия Первой мировой войны на море. Битва за Атлантику была, конечно, наиболее важной для Антанты, но и на остальных театрах боевых действий для США нашлись задачи. 🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/dzenbonus (подарок по ссылке) На Северном море к 1917 году стороны не отличались активностью. Немецкий Флот Открытого моря понёс потери в Ютландском сражении и больше не рисковал выходить в океан. К тому же Великобритания, имея превосходство на море, могла обеспечивать его полноценную блокаду. Однако её корабли требовались и в других местах. Поэтому со вступлением в войну США — технического и технологического гиганта — в голове британцев родилась идея сплошного минирования Северного моря. Американские заводы многократно нарастили производство морских мин — только под вышеуказанную идею было сделано около 100000 штук. После этого в Англию вышел отряд из 10 минных заградителей под командованием кон

В одной из предыдущих публикаций поднималась тема американского вклада в боевые действия Первой мировой войны на море. Битва за Атлантику была, конечно, наиболее важной для Антанты, но и на остальных театрах боевых действий для США нашлись задачи.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/dzenbonus (подарок по ссылке)

-2

На Северном море к 1917 году стороны не отличались активностью. Немецкий Флот Открытого моря понёс потери в Ютландском сражении и больше не рисковал выходить в океан. К тому же Великобритания, имея превосходство на море, могла обеспечивать его полноценную блокаду. Однако её корабли требовались и в других местах. Поэтому со вступлением в войну США — технического и технологического гиганта — в голове британцев родилась идея сплошного минирования Северного моря.

Американский пропагандистский плакат времён Первой мировой войны. Текст гласит: «ВМС США. Помоги своей стране! Вступай во флот. Пункт набора добровольцев».
Американский пропагандистский плакат времён Первой мировой войны. Текст гласит: «ВМС США. Помоги своей стране! Вступай во флот. Пункт набора добровольцев».

Американские заводы многократно нарастили производство морских мин — только под вышеуказанную идею было сделано около 100000 штук. После этого в Англию вышел отряд из 10 минных заградителей под командованием контр-адмирала Джозефа Штрауса. По наводкам британцев американцы в течение пяти месяцев 1917 года установили почти 56000 мин из 70000, размещённых Антантой в целом.

Тест на знания! Кто командовал немецким рейдером SMS Cormoran? Приз в игре будет разыгран среди всех правильно ответивших в комментариях. И не забудьте указать свой ник!

На тот момент это была крупнейшая в истории операция по минированию судоходный путей. Результат не заставил себя ждать. Помимо создания дополнительной угрозы немецким надводным кораблям (если они всё же решились бы выйти в море), мины неплохо боролись с подводными лодками. Одним своим присутствием минные заграждения вносили неудобства и проблемы в составление маршрутов и снижали тем самым конечную эффективность немецких субмарин. Кроме того, по итоговым данным на 1 марта 1919 года американские мины потопили четыре подлодки — две уничтожили «вероятно» и ещё две «возможно».

Кроме того, американцы усилили британскую надводную блокаду Германии. Адмирал Хью Родман привёл в Англию 9-ю дивизию линкоров, которая в качестве 6-й дивизии вошла в состав британского Гранд-Флита. С 7 декабря 1917 года в Скапа-Флоу базировались линкоры New York, Delaware, Wyoming и Florida, а в феврале 1918 года к ним присоединился и Texas. Позднее, в июле, Delaware сменился на Arkansas.

Яхта USS Lydonia
Яхта USS Lydonia

Средиземное море во многом походило на Северное по сложившейся боевой обстановке. Союзный флот в Отранто надёжно закрывал австро-венгерским кораблям выход из Адриатики. Эскадра в Мудросе «воздействовала» на Османскую империю, чьи корабли практически не выходили в Средиземноморье. Американцев же направили сопровождать конвои, которые редко, но регулярно страдали от налётов со стороны немногочисленных австро-венгерских и османских подлодок.

Первое боестолкновение американцев на Средиземноморье пришлось на 8 мая 1918 года. Во время эскортирования конвоя из Бизерты в Гибралтар вооружённая яхта USS Lydonia и миноносец HMS Basilisk обнаружили немецкую подводную лодку UB-70. Немцам удалось торпедировать и потопить британский транспорт Ingleside. В ответ миноносцы в течение 15 минут сбрасывали глубинные бомбы и заставили субмарину противника отступить. Подлодка, вероятно, затем затонула, так как ни в один из портов она так и не вернулась.

Об участии американцев во второй битве при Дураццо 11 октября 1918 года рассказывалось в одной из прошлых публикаций. 12 американских морских охотников обеспечили снятие австро-венгерских мин и отогнали две субмарины, не понеся каких-либо потерь.

Британский броненосец HMS Britannia после торпедной атаки подводной лодки UB-50 9 ноября 1918 года у Гибралтара. Значительную помощь в спасении его экипажа оказал американский миноносец USS Druid
Британский броненосец HMS Britannia после торпедной атаки подводной лодки UB-50 9 ноября 1918 года у Гибралтара. Значительную помощь в спасении его экипажа оказал американский миноносец USS Druid

С октября корабли США занимались перевозкой своих войск и припасов на Итальянский фронт. Там американская пехота участвовала в битве при Витторио-Венето. Кроме того, миноносец USS Druid присоединился к эскадре, прикрывавшей Гибралтар. 8 ноября 1918 года USS Druid засёк три немецкие субмарины, пытавшиеся в ненастную погоду в надводном положении проникнуть из Атлантики в Средиземное море. Американцы известили союзников и завязался бой. Корабли эскадры открыли артиллерийский огонь, а затем начали сбрасывать глубинные бомбы. В конце концов подлодки отступили.

9 ноября USS Druid вновь выходил в море, на этот раз с целью оказания помощи торпедированному британскому броненосцу HMS Britannia.

Событий на Тихом океане было и того меньше — всего одно. Основные боевые действия велись там в 1914 и 1915 годах, когда США ещё были нейтральными. В декабре 1914 года немецкий рейдер SMS Cormoran был вынужден укрыться от британцев на острове Гуам. Там он стоял до момента вступления США в войну, что неизбежно повлекло изменения в сложившейся ситуации.

Шхуна USS Supply. Фото сделано на верфи Нью-Йорка в 1902 году
Шхуна USS Supply. Фото сделано на верфи Нью-Йорка в 1902 году

7 апреля 1917 года, в день объявления войны, вооружённая шхуна USS Supply получила приказ потребовать от SMS Cormoran сдачи в плен. Американцы передали немцам своё требование сдаться или быть уничтоженными. Корветтен-капитан Адальберт Цукшвердт, командир рейдера, вовсе не собирался сдаваться. Он приказал команде подготовить взрывчатку для затопления корабля. USS Supply, не дождавшись реакции от экипажа рейдера, открыла огонь. В результате обстрела и взрыва SMS Cormoran погибло 7 немецких моряков, остальные попали в плен.

Таким образом, хотя основные боевые действия к моменту вступления США в Первую мировую войну на море либо закончились либо свелись к борьбе с подводными лодками в Атлантическом океане, на других фронтах всё же происходили некоторые события. Не стоит недооценивать любую помощь, которую могли оказать американцы. Ведь уже измотанные и поредевшие флоты Союзников не должны были ни на секунду ослаблять военные усилия вплоть до момента окончания войны. Появление новой силы во многом облегчало выполнение стоявших перед ними задач.

-7

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/dzenbonus

Другие интересные материалы

«As you Americans say, I fucked up». Приводнение рейса JAL002 в Сан-Франциско и «Защита Асо»
Мир кораблей
25 октября