Найти в Дзене

Маяк Слепиковского на Сахалине: дюны, черные пески и не только. Обзор.

Накануне случился мелкий дождь. Пора бы уже. Это лето на Сахалине выдалось аномальным! Теплое до невероятности. Разумеется, и море аналогичное. А еще мало дождливое. И вот, когда засобирался поглядеть маяк Слепиковского, вместо отменной экскурсии на мыс Крильон, остров решил оросить землю основательно. Синоптики обещали крепкий дождь с штормовым ветром только после обеда, а значит, решил я, до обеда махну на западное побережье Сахалина. С утра солнца уже не было, только свинцовые тучи хмуро бороздили небесные просторы. Рейсовый автобус довез благополучно до Холмска, пожалуй, в самый японский город Сахалина, архитектурно так точно. Через 10 минут уходил другой автобус – до местного Чехова. Чеховский автобус ввез аккуратно вдоль Западного побережья, оставляя с одной стороны сопки, с другой – Татарский пролив. Дорога шла параллельно и близко когда-то построенной японской узкоколейной железной дороги. Ехал порядка часа – до остановки «Психбольница». Автобус умчался дальше, я с рюкзаком нап

Накануне случился мелкий дождь. Пора бы уже. Это лето на Сахалине выдалось аномальным! Теплое до невероятности. Разумеется, и море аналогичное. А еще мало дождливое. И вот, когда засобирался поглядеть маяк Слепиковского, вместо отменной экскурсии на мыс Крильон, остров решил оросить землю основательно. Синоптики обещали крепкий дождь с штормовым ветром только после обеда, а значит, решил я, до обеда махну на западное побережье Сахалина.

С утра солнца уже не было, только свинцовые тучи хмуро бороздили небесные просторы. Рейсовый автобус довез благополучно до Холмска, пожалуй, в самый японский город Сахалина, архитектурно так точно. Через 10 минут уходил другой автобус – до местного Чехова.

Чеховский автобус ввез аккуратно вдоль Западного побережья, оставляя с одной стороны сопки, с другой – Татарский пролив. Дорога шла параллельно и близко когда-то построенной японской узкоколейной железной дороги.

Ехал порядка часа – до остановки «Психбольница». Автобус умчался дальше, я с рюкзаком наперевес, в ветровке, шортах и в шлепках стою – озираюсь. А мелкий дождь полился все-таки… Дальше, очевиднейшим образом, цивилизация заканчивалась и нужно было идти к морю. Решил идти за бабушкой вглубь лесополос.

Дорога до Мыса
Дорога до Мыса
Оттенки Сахалинской грязи
Оттенки Сахалинской грязи

Вначале было просто грязно, дорога мало-мальски асфальтирована, но влажная, грязная, с мелкими лужами, а по краям чернозем и много травы. Кое-как двигался, где-то приходилось делать кремлевские шаги. Потом асфальт закончился – продолжилась грунтовка с ямами. Даже цивилизация промелькнула: фонарные столбы, частные дома, трава выше стала.

Грязь уже не черного цвета становилась, а песочного, идти еще можно было. Тут и какие-никакие строения продолжались, больше хозяйственные. Бабушка скрылась – в другой поворот, а мне нужно было продолжать движение.

Оттенки Сахалинской грязи
Оттенки Сахалинской грязи
Оттенки Сахалинской грязи
Оттенки Сахалинской грязи

Лужи становились больше, глубже, грязь размашистей, шлепки все чаще старались уплыть куда-то из-под ног. Иными словами, можно было уплыть – грязи по уши, и это точно не фигура речи. Но идти надо было. Надо… Тут перед лицом встали сахалинские заброшенки: автобусная остановка, на которой уже, видимо, никогда не остановиться автобус; деревянные двухэтажные бараки с отсутствующими окнами; кирпичные хозпостройки с заколоченными окнами, чтобы воры не влезли, некоторые деревянные дома уже не только на бок завалились, но и частично обрушились. Жутковатое местечко. Неожиданно дедушка на велосипеде ехал на встречу – обрызгал. Все прелести собрал.

Сахалин
Сахалин

Наконец-то грязь закончилась. Мои ноги вступили на землю. Дальше шло заросшее поле – территория заброшенного военного японского аэродрома развёртывания «Konotoro». Он строился в авральном режиме в 1944 году, но так и не выполнил своего основного предназначения. Этот аэродром был захвачен советским десантом 22 августа 1945 года. В период войны с Японией на этом аэродроме базировался 42-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ, откуда выполнялись вылеты на бомбо-штурмовые удары. Затем он стал называться Костромским, и на данный момент сохранились остатки взлётно-посадочной полосы, порядка более 1000 метров.

Двигаясь по нему, видел сопки вдалеке, где-то впереди белоснежные купола ПВО, слышалась стрельба. Ходить по такой грунтовке, которую протоптали автомобили было куда приятнее, тут и трава почти как газонная, клевер растет: явно за территорией ухаживают. Но идти пришлось долго.

Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин

Путь до маяка на этом не закончился. Далее шел, пусть и небольшой, но тем не менее участок леса, в котором можно было встретить кого угодно, но больше всего не хотелось поприветствовать медведя. Под ногами уже была не грязь, не земля, а песок.

Меня учили, что медведи бояться громких звуков. Поэтому брал с собой свисток, периодически в него свистя, но и этого показалось мне мало, на телефоне включил Ильюху Кнабенгофа, лидера группы «Пилот» и слушал во всю мощь «Мой дом - тюрьма, тюрьма - мой дом, но только я живу не в нем…». У самого руки трясутся, а ноги делают – шустро передвигаются по песку. Оглядываюсь. Хотелось верить, что медведя нет поблизости. Песка под ногами становилось все больше и больше, хотя и зелени увеличилось: трава высоченная, деревья, какое-то озеро, вдалеке сопка, слегка прикрытая низколетящим облаком.

Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин
Сахалин

Вроде пронесло, хотя адреналин еще держался на высокой отметке. Чем ближе оказывался от меня Татарский пролив, тем растительности в дюнах становилась все меньше. Сначала закончились деревья – стало больше песка и следов от колес джипов, значит, подумал я, цивилизация какая-никакая есть. Дальше и травы становилось жиденько, местами была отчетливо видна корневая система растений. В какой-то момент и трава закончилась, наступила широкая песочная тропа вдоль прибрежной полосы.

Небо хмурилось, а вот Татарский пролив не спешил волноваться. Волны лениво и не сильно плескались. Вода при этом теплая! Сняв измученные шлепки, босиком поплелся к маяку. Предстояло еще прилично пройти. Долгая дорога по дюнам. Здесь не было ни души, становилось как-то даже несколько тревожно. Главное, чтобы медведь на водопой не заглянул. Тут душа точно в пятки бы ушла.

Песок не белоснежный, где-то местами с черными крапинками, редко на нем можно встретить водоросль, одинокую ракушку или ее часть.

А вот и очертания маяка стали показываться. Но до него еще далековато. Шел, окуная ноги в морскую пучину.

Татарский пролив
Татарский пролив
Татарский пролив
Татарский пролив
Татарский пролив
Татарский пролив
Татарский пролив
Татарский пролив

Кто-то спугнул стаю чаек - шустро пролетели над моей головой. А это люди! Наконец-то! Чем ближе был маяк, тем отчётливей виднелись джипы и люди. Даже отлегло. Потому как назад идти сил у меня не оставалось, надеялся кому-то сесть на хвост. Подошел поближе к людям, там и маяк было лучше разглядеть и от возможной встречи с медведем спрятаться.

Маяк-красавец! Старый, но великолепный. Этот уникальный и, что не мало важно, действующий маяк на Мысе Слепиковкого, построен еще во время японского губернаторства Карафуто (с 1905 по 1945 гг.). В это время на южных берегах острова было построено 25 маяков и створных знаков, среди которых маяки Хиноде-Бана, Крильон, Сони - все в 1914 году; Киннуси на мысе Лопаткина в 1919 году; маяк на мысе Тонин в 1935 году; Ламанон в 1940 году; и этот, на который смотрел, тогда он назывался Коноторо и построен в 1943 году.

Кстати, мыс, который ныне именуется мысом Слепиковского, до 1945 года назывался «Ноторо». Маяк построен руками японского инженера Синобу Миура, того самого, который до этого в 1939 году построил знаменитый маяк Анива. Дальность видимости: 16 миль (30 км)
Татарский пролив и маяк
Татарский пролив и маяк

Маяк Слепиковского располагается на высоте 5,40 м над уровнем моря и представляет собой бетонную коническую башню высотой 23,6 метров, имеющую ограждение верхнего балкона. Как это предусмотрено в японских традициях маяного строительства башня имеет балкон, на котором установлен цилиндрический бетонный цоколь фонарного сооружения высотой 2,80 м и внутренним диаметром 4,20 м. Башня у основания имеет диаметр 5,50 м и в верхней части 4,50 м. Толщина бетонных стен в основании составляет 80 см, а в верхей части – 30 см. Внутреннее цилиндрическое помещение имеет диаметр 3,90 м. В центре помещения установлена вертикальная железобетонная труба наружным диаметром 1,30 м. Труба служит опорой для установки на нее винтовой железобетонной лестницы шириной 1,30 м и является каналом для проклаки кабелей электропитания маячной аппаратуры. Возможно, эта труба первоначально служила для перемещения груза, приводившего в движение часовой механизм вращения оптической системы маятного аппарата.

Крыша фонарного сооружения представляет собой медный купол с установленным на ней дефлектором и ромбоуказателем – молниеприемником высотой 2,80 м.

После того, как Сахалин вновь перешел в руки СССР, мыс Коноторо получил его нынешнее название – Мыс Слепиковского, а в след за ним был переименован и маяк. Мыс и маяк были названы в честь командира русского Чиписанского партизанского отряда штабс-капитана Бронислава Владиславовича Гротто-Слепиковского, сражавшегося во время русско-японской войны и погибшего в 1905 году в бою с японским десантом на южном Сахалине у озера Тунайча.
Маяк Слепиковского
Маяк Слепиковского
Маяк Слепиковского
Маяк Слепиковского
Маяк Слепиковского
Маяк Слепиковского

Территория, по которой я имел честь бродить - памятник природы регионального значения. В далекую геологическую эпоху здесь было море, сейчас - лишь километры песчаных дюн. Мыс являлся дном высохшей лагуны, отделённой от моря песчаной косой, и сохранилась в виде валов песчаных дюн и впадин, создающих пустынный пейзаж, совершенно нетипичный для Сахалина.

Тут произрастают тис остроконечный, можжевельник Саржента, кувшинка четырехгранная и другие редкие растения, включенные в Красные книги. У северо-восточной границы мыса встречаются небольшие рощи клена Майра и дуба курчавенького. Местные жители собирают клюкву, шиповник, шикшу или, как ее еще называют, водянику. Клен Майра растет только в Японии и на Сахалине, дуб курчавенький водится там же, а еще – на островах Итуруп и Кунашир. Кстати, это именно его древесину используют для изготовления бочек, в которых выдерживается японский виски. Мыс Слепиковского – место отдыха и кормежки краснокнижных птиц, в том числе малого лебедя, лебедя-кликуна, утки-мандаринки.

Маяк Слепиковского
Маяк Слепиковского

Закрапал мелкий дождь – да и время приближалось к обеду. Нужно было собираться и отправлять назад. Но где взять силы? На пляже стояло всего четыре машины. На одной – сладкая парочка, на другой - толпа туристов, а вот другие две - как бы были вместе. Между ними натянут брезент и даже мясо готовилось. Рискнул и пошел договариваться. Парни оказались не против попутчика, тем более, что просил довезти меня только до цивилизации, хотя бы до автобусной остановки, а дальше сам.

Вдохновленным тем, что назад не придется преодолевать километровые дюны, разделся и направился в море. Вода и внутри и снаружи теплая. Благодать! Татарский пролив мелок, но приятный. Почти как Азовское море. Кап-кап на светлую головушку. Там и разговорился с туристами, которых привезли парни.

- Если ты влюбился в Сахалин, то это навсегда!

После водных процедур, хотелось погреться, пошел под крышу к парням и там грелся.

- А как ты сюда добрался? – спросил один из них, мой тезка.

- Да как, как? Из Костромского. Пешком. Стремно было только лесок проходить. Медведей боялся. Шел, громко музыку слушал.

- Ты главное, так на Итурупе не ходи. Там может так не повезти.

На меня все равно продолжали как-то странно смотреть, особенно две сахалинские бабушки. Живчики такие попались.

Дождь усиливался, но не настолько. Все стали замерзать. Парни свернули брезент, и мы тронулись к ещё одной точке осмотра. Теперь я их не отпущу.

Машины не боялись ни грязи, ни песка, ни луж – перли как танки. Вновь проезжал по знакомым тропинкам, только в этот раз заметил множество созревшего шиповника, как фонарики блистали на траве.

А все-таки взгляд бабушек меня не отпускал.

- Откуда ты, милок, напомни!

- Из Костромского пришел.

Другая бабушка засмеялась и увидав мое некоторое смущение пояснила.

- Мы тебя приняли сначала за сумасшедшего, психа!

- Почему же?

- Ну как? В селе Костромская находится психбольница, она еще действующая. Вот и подумали- сумасшедший?!

- А почему бы и нет? Самостоятельно к маяку припереться в такую-то погоду!

- А мы подумали, что еще и шпион! – добавил водитель, - когда ты про белоснежные купола ПВО уточнял.

- Какие вы тут на острове все подозрительные – засмеялись все, - нет, я просто турист, из Москвы! И хочу домой.

Татарский пролив
Татарский пролив

Дождь помаленьку усиливался, мы продолжали охотиться на грязь, чистых проторенных дорожек попросту уже не было. И вот мы добрались! Отъехали на 10 км севернее мыса Слепиковского - на пляж «Черные пески», расположившиеся до Чеховского перевала. Особое место и единственное на острове! Совершенно черный песок и белые мертвые стволы деревьев, вынесенные морем на берег, создают очень живописную картину. По берегу еще и утки ходят, ищут еду. «Черные пески» издалека выглядит как дикий пляж с грязным черным песком, перемешанным с чернозёмом, да пляжная зона узкая какая-то, около 6-7 метров. Не каждый плавать пожелает, хотя вода не редко прогревается здесь до +24. Вокруг тут поля.

Песок волшебный тут, ради этого и едут. Песок - магнитный. Без шуток. Черный песок содержит оксид натрия, малые примеси железа, меди, марганца.

Один из парней достал из багажника здоровенный магнит и проверил на деле, как такой песок запросто схватывается магнитом. Стоило магнитом провести в сантиметре от песка, как на его поверхности образовался песочный ежик. Зрелищная картина.

Парни выдали всем желающим, среди которых был и я, пакет для сбора песка. Увез два пакета. Дома лежат, есть не просят. С попутчиками повезло. Так же парни угостили мытищинских туристов пол литром баночки местной нефти. Да-да, тут и такие презенты делают.

Чёрные пески на Сахалине появились в результате эрозии тяжёлых вулканических пород, в основном базальтов. После того как магматические материалы осели и затвердели, ветер, дожди и мощные тихоокеанские волны на протяжении тысячелетий разрушали эти вулканические пласты.

Засобирались домой.

Черные пески
Черные пески
Черные пески
Черные пески
Черные пески
Черные пески
Песочный намагниченный ежик
Песочный намагниченный ежик
Черные пески
Черные пески
Черные пески
Черные пески
Черные пески
Черные пески

Шторм нас застал уже в салоне автомобиля, дождь стеной, вода аж плескалась вокруг. А я попросил парней довезти меня все-таки до моих апартаментов Южно-Сахалинске, раз они туда все равно собирались. Разумеется, не за бесплатно. Зато впечатлений!

Но об этом в следующий раз.

На этом и закончу.

Спасибо, что дочитали до конца.

Подписывайтесь на мой канал, я обещаю Вас радовать новыми очерками.