Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Алексей Иванов. «Речфлот»

К рекам и речным судам у Алексея Иванова особое отношение. В «Золоте бунта» главным героем была река Чусовая, в «Бронепароходах» соответственно пароходы. Но тема обширная и до дна не вычерпана, поэтому появилась книга мэтра «Речфлот». Надо еще учесть, что родители Алексея Викторовича инженеры-кораблестроители, и родился автор в городе Горьком, центре речного судостроения и судоходства, что не могло не наложить отпечаток на его творчество. Писатель взялся в литературной обработке изложить историю российского речного флота. Огромный пласт, интереснейшая тема. С самых древних времен люди селились вдоль рек, потому что без воды и ни туды и ни сюды. Реки стали и способом передвижения, древнейший торговый путь из варяг в греки проложен по воде. Иванов описывает речной флот со всеми подробностями и в различных аспектах. В книге 15 глав, почти 600 страниц, и по содержанию видно, насколько тщательно и досконально характеризует автор все грани темы. Сначала писатель повествует об эволюции судов

К рекам и речным судам у Алексея Иванова особое отношение. В «Золоте бунта» главным героем была река Чусовая, в «Бронепароходах» соответственно пароходы. Но тема обширная и до дна не вычерпана, поэтому появилась книга мэтра «Речфлот». Надо еще учесть, что родители Алексея Викторовича инженеры-кораблестроители, и родился автор в городе Горьком, центре речного судостроения и судоходства, что не могло не наложить отпечаток на его творчество.

Писатель взялся в литературной обработке изложить историю российского речного флота. Огромный пласт, интереснейшая тема. С самых древних времен люди селились вдоль рек, потому что без воды и ни туды и ни сюды. Реки стали и способом передвижения, древнейший торговый путь из варяг в греки проложен по воде.

Иванов описывает речной флот со всеми подробностями и в различных аспектах. В книге 15 глав, почти 600 страниц, и по содержанию видно, насколько тщательно и досконально характеризует автор все грани темы.

Сначала писатель повествует об эволюции судов, начиная с гребных и парусных, постепенно переходя к простейшим двигателям. Были суда, которые назывались коноводками, на натуральной лошадиной силе. Лошади ходили вокруг вала и наматывали на него трос. Сам трос с якорем завозился на лодке вперед, таким образом судно подтягивалось и тащило за собой баржу. Запечатленный Репиным бурлацкий промысел существовал до середины XIX столетия и окончательно исчез только с развитием пароходов. Первые пароходики имели машины мощностью всего лишь в 16 лошадиных сил (живучий способ измерения), но постепенно завоевали все реки. Появились и первые судостроители.

Уже полтора века главное предприятие российского речного флота – легендарный Сормовский завод в Нижнем Новгороде. Здесь, в огне, дыму и грохоте рождались корабли, технологии и революции.

Основная водная артерия страны - Волга, про нее Иванов пишет больше всего, но и другие магистрали не обходит вниманием. На Волге были созданы крупные компании: «Кавказ и Меркурий», «Самолет», «По Волге» и множество пароходств, менее заметных. На мой взгляд, автор несколько идеализирует владельцев заводов, газет, пароходов.

Эти бородатые господа в смокингах, энергичные и самоуверенные, строили передовые заводы и прокладывали железные дороги. Они прекрасно знали реальную жизнь, потому что выбрались из низов. Они соглашались с рабочими и спорили с императорами. Они были бескорыстны – и наживали миллионы. Пылкие патриоты, они финансировали школы, больницы и театры, ночлежки и университеты. Они верили в бога и в политэкономию.

По ходу повествования идут небольшие врезки о легендах речного флота: самых передовых, мощных, красивых или прославившихся другим способом кораблях, например, о неуловимом мониторе «Железняков», прошедшем в Великую Отечественную войну с жестокими боями огненные Дунай, Буг, Дон и Кубань.

Рассказ Иванова не только о типах и мощности судов, но и речниках: капитанах, лоцманах, бакенщиках и других, среди которых он выделяет творцов-демиургов. Изобретатель Иван Кулибин придумывал водоходы, лучшие паровые двигатели на речном флоте создавал Василий Калашников -вот ведь какая конструкторская фамилия! Гений Владимир Шухов занимался танкерами по перевозке нефти, инженер Алексеев построил бегущее по волнам судно на подводных крыльях и спроектировал несущийся над водной гладью экраноплан.

Не забыл Иванов и о литераторах. Главным волжским писателем, конечно, был Максим Горький. В людях Алексей Пешков работал посудником на пароходе «Добрый», и отзывался о том периоде весьма недобро. У Вассы Железновой был реальный прототип – пароходчица Мария Кашина. История совпадает вплоть до смерти мужа, своей смертью он помер или жена поспособствовала – это уже детали. В персонаже Игнате Гордееве волжане узнавали знаменитого пароходчика Гордея Чернова – дебошира и самодура, который говорил, что Волга к нему в карман течет. Много в тексте ссылок на произведения Льва Кассиля, певцом Енисея считает автор Виктора Астафьева.

Со всех сторон замечательная книга, только вот есть в ней недобрая нотка. В гражданской войне победили жестокие и малограмотные большевики, а не наследники великой культуры пароходов. Все предвоенные успехи (каналы, плотины, освоение Северного морского пути) - результат подневольного труда и угара идеологии. Даже зенит достижений речного флота, который приходится на 60-70 годы прошлого века, Иванов хоть и признает, но сквозь зубы, без вдохновения. Наступил капитализм, только какой-то не такой, без души, с неправильными капиталистами. Корабли превращают в банкетоходы – плавучие рестораны, или режут на металлолом. Опять неладно. Кто виноват? Ответа нет.

Ссылки на статьи о других книгах Алексея Иванова о реках и кораблях.