Заждалась меня эта книга. Куплена была еще по весне в уже прошедшем году, тогда же начата, но чтение прервалось. Не потому что неинтересно, а из-за открытия огородного сезона и посевной, постоянных метаний на дачу и обратно. Хотелось прочесть в спокойной, даже торжественной обстановке, не отвлекаясь ни на что постороннее.
Чтение великолепное, так писать может только Иванов. Широкая картина, многолюдное повествование, за всеми персонажами уследить сложно, но постепенно приноравливаешься. Действующие лица разнообразные, тут тебе и красные, и белые, и вообще непричастные, вихрь гражданской войны многое спутал и прервал, в том числе и людские судьбы. Присутствуют в романе и реальные личности, что придает ему историческое правдоподобие.
У отдельных героев книги на всю катушку включено отрицательное обаяние. Наиболее яркой получилась Лариса Рейснер, валькирия революции, богиня, требующая кровавых жертв. Хамзат Мамедов, агент империи Нобелей, следует своим курсом и ни перед чем не останавливается. Джеймс Бонд по сравнению с ним – жалкий эпигон.
Симпатии автора чувствуются по отношению к молодым людям: Феде Панафидину – родовому лоцману, верящему в божью тайну и икону Николы Якорника, Алешке Якутову – поборнику технического прогресса.
Только основные герои все же не люди, а пароходы, буксиры, баржи. На них навесили броню, вооружили, отправили в бой, на войну, в сражение. С людьми труднее, речникам тяжело переломить себя, воевать и убивать тех, рядом с которыми раньше мирно работали. В гражданской войне правых не бывает.
Сюжет такой же закрученный, как фарватеры Волги и Камы. Тут и золотой запас России, и бегство из-под расстрела великого князя Михаила Александровича, но главная линия – борьба за нефтяные разработки в Башкирии. Сами месторождения никуда не денутся, а информация о них крайне важна уже сейчас. Экономический базис – это основное, тогда как идеология всего лишь надстройка.
А какой невероятно красивый язык! Перечисления длиной в абзац, поэтические отступления.
Божья колесница с дороги не сворачивает, и весна не замечала истории. Светлые дожди сыпались на взрытые окопы германского фронта, как веками сыпались на мирные пашни; сквозь грохот эшелонов прорастало пение птиц, и густой дым паровозов бесследно растворялся в зыбкой зелени перелесков; на городских площадях многолюдные митинги тысячами ног расплескивали солнце из луж, но не могли погасить его сияния.
Поздняя осень мела по реке пустыми ветрами – ни палой листвы, ни снега. Кама пенилась и кипела сизыми волнами. Небесного света было впроголодь, мокрыми холстинами провисали низкие глухие тучи. Покатые горы словно сворачивались внутрь себя в ознобе и щетинились колючими ельниками на спинах.
Эти отрывки хочется выучить наизусть и декламировать как стихи.
Издание в высшей степени превосходное: бумага, шрифт, поля, обложка. Мне не хватило карты событий, при таком масштабе описанного без нее трудно ориентироваться. Уместны были бы и фотографии персонажей книги, например, вот эти.
Сильная, мощная книга, впрочем, от Алексея Иванова другого и не ждешь.