Найти в Дзене

Парентификация: когда дети и родители меняются ролями

История открытия понятия "парентификация" берет свои корни в работах пионеров семейной терапии и психологии развития середины XX века. Впервые феномен был изучен американским психиатром и психологом М. Шмидеберг в 1948 году. Она считала причиной возникновения парентификации отсутствие полноценного эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. Позже аргентинский психотерапевт С. Минучин и ещё несколько учёных продолжили исследования и в 1967 году предложили использовать термин «парентификация» в отношении смены ролей «родитель — ребёнок» в рамках семейной подсистемы. Эти и другие учёные исследовали дисфункциональные семейные системы, где границы между поколениями размывались, и дети брали на себя роли родителей или опекунов по отношению к своим родителям или братьям и сестрам. Термин "парентификация" стал более широко использоваться в 1980-х и 1990-х годах, когда исследователи начали систематически изучать это явление и его последствия для развития детей. Важным вкладом стало выде

История открытия понятия "парентификация" берет свои корни в работах пионеров семейной терапии и психологии развития середины XX века. Впервые феномен был изучен американским психиатром и психологом М. Шмидеберг в 1948 году. Она считала причиной возникновения парентификации отсутствие полноценного эмоционального контакта между взрослым и ребёнком. Позже аргентинский психотерапевт С. Минучин и ещё несколько учёных продолжили исследования и в 1967 году предложили использовать термин «парентификация» в отношении смены ролей «родитель — ребёнок» в рамках семейной подсистемы. Эти и другие учёные исследовали дисфункциональные семейные системы, где границы между поколениями размывались, и дети брали на себя роли родителей или опекунов по отношению к своим родителям или братьям и сестрам.

Термин "парентификация" стал более широко использоваться в 1980-х и 1990-х годах, когда исследователи начали систематически изучать это явление и его последствия для развития детей. Важным вкладом стало выделение различных типов парентификации, а именно инструментальной (когда ребенок выполняет практические задачи, например, заботится о младших братьях и сестрах или ведет хозяйство) и эмоциональной (когда ребенок становится эмоциональной поддержкой для родителя).

Роль парентификации в формировании личности и межличностных отношений значительна. С одной стороны, дети, вовлеченные в парентификацию, могут развивать навыки ответственности, эмпатии и заботы о других. С другой стороны, чрезмерная или неадекватная парентификация может приводить к эмоциональному выгоранию, тревожности, депрессии, трудностям в построении здоровых отношений и искажению идентичности.

Чаще всего парентификация происходит, когда в семье нет здоровой коммуникации. Никто не говорит о чувствах, а добиваться своего предпочитают манипуляциями.

Родители должны обеспечивать детям тепло, любовь, поддержку и взращивание этой самой опоры, а не наоборот. Родитель вынуждает ребёнка взять на себя ответственность за бытовой комфорт и эмоциональное состояние. В итоге вместо того, чтобы тратить внутренние ресурсы на учёбу, саморазвитие, выстраивание отношений с друзьями, ребёнок становится «инструментом». Конечно, время от времени все нуждаются в помощи, и родители могут просить её у детей. Но требовать и просить — разные вещи.

Эмоциональная парентификация может возникнуть в семье с инфантильными родителями. Они не были готовы к семье и не могут полноценно нести ответственность за ребёнка, потому что ещё не научились нести ответственность за себя и свою жизнь. Такие родители могут травмировать ребёнка, если будут стремиться увидеть в нём взрослого и тем самым снизить давление на собственную психику.

-2

Дальнейшие исследования выявили, что парентификация зачастую является следствием различных факторов, таких как бедность, зависимость родителей, психические расстройства или утрата одного из родителей. В таких ситуациях дети, лишенные необходимой заботы и защиты, вынуждены преждевременно взрослеть и брать на себя функции, не соответствующие их возрасту и развитию.

Во взрослом возрасте человек с травмой парентификации будет склонен брать на себя ответственность за чувства и благополучие других, видеть в партнёрах и друзьях детей, которые нуждаются в принятии, заботе и спасении. В итоге жертва «экстренного взросления»:

  • С одной стороны — нарушает чужие границы, желая помочь, даже когда об этом не просили.
  • С другой — забывает о собственных потребностях, прощает близким любую жестокость, жалеет их, а не себя, в трудных ситуациях.

Современные подходы к терапии парентификации фокусируются на восстановлении здоровых границ между поколениями, признании и валидации эмоционального опыта ребенка, развитии навыков саморегуляции и самосострадания. Терапевты помогают клиентам осознать влияние парентификации на их текущие отношения и жизненные выборы, чтобы они могли освободиться от деструктивных паттернов и построить более аутентичную и полноценную жизнь.

Первое, что стоит сделать человеку с травмой парентификации, — обратиться к психологу. Второе — научиться отстаивать себя. Третье — принять: жить ради родителей и их одобрения не нужно.

Особое внимание уделяется работе с травмой, которая часто сопровождает опыт парентификации. Многие дети, пережившие парентификацию, испытывают чувство вины, стыда, гнева и обиды. В дополнение к индивидуальной и семейной терапии, существуют групповые программы поддержки для людей, переживших парентификацию. Эти группы предоставляют возможность поделиться своим опытом с другими, получить поддержку и понимание, а также развить навыки построения здоровых отношений.

Помните о своём ментальном здоровье и говорите о важном. Подписывайтесь на канал вендингового оператора «Uvenco» и начните заботиться о себе прямо сейчас!

-3