Найти в Дзене
Artemisia Studio

Литография.

Литография является одной из самых совершенных и сложных техник печатной графики, вытеснившая с пьедестала главные техники печатной графики - резцовую гравюру. Изобретение данной техники приписывают немецкому писателю и актеру Алоизу Зе нефельдеру, который в конце XVIII века искал дешевый способ самостоятельного печатания своих пьес и нот. Изобретение вышло неожиданно когда Зенефельдер случай, но на куске известнякового камня записал счет за прачечную грифельным карандашом на жировой основе. Позже когда он смывал камень водой, обнаружил что в тех местах где была надпись вода не пристает, а если прокатить по камню валик с типографской краской, так же имеющую в своем составе жир, она будет приставать к камню толь ко в тех местах где основа была предварительно «зажирена», то есть там где была до этого надпись. Удивительно что подобное открытие пришло не ученому а «человеку искусства», тем не менее Зенефельдер детально разработал, довел до ума и в 1799 году запатентовал данный способ печат

Литография является одной из самых совершенных и сложных техник печатной графики, вытеснившая с пьедестала главные техники печатной графики - резцовую гравюру. Изобретение данной техники приписывают немецкому писателю и актеру Алоизу Зе нефельдеру, который в конце XVIII века искал дешевый способ самостоятельного печатания своих пьес и нот. Изобретение вышло неожиданно когда Зенефельдер случай, но на куске известнякового камня записал счет за прачечную грифельным карандашом на жировой основе. Позже когда он смывал камень водой, обнаружил что в тех местах где была надпись вода не пристает, а если прокатить по камню валик с типографской краской, так же имеющую в своем составе жир, она будет приставать к камню толь ко в тех местах где основа была предварительно «зажирена», то есть там где была до этого надпись. Удивительно что подобное открытие пришло не ученому а «человеку искусства», тем не менее Зенефельдер детально разработал, довел до ума и в 1799 году запатентовал данный способ печати, который на долгие годы стал одним из главных в полиграфии для создания плакатов, репродукций, реклам, афиш и прочего вплоть до появления офсетной печати. 

Сама суть процесса создания литографии заключается в следующем. 

1. Основной материал 

Используется специальный литографский камень — плотный, однородный известняк из карьеров Зольнхофена в Германии. Его поверхность тщательно полируют до идеально гладкого состояния. 

2. Рисование 

Художник рисует на камне жирными материалами — литографским карандашом, специальной тушью или жирной пастой (так называемым автографом). Он не вырезает изображение, а свободно наносит его, как на бумагу. Это ключевое преимущество для творчества. 

Состав литографского карандаша (в весовых частях): мыло — 3, воск — 4, шеллак — 1 (может заменяться воском или бараньим жиром), сажа — 1 

3. Протравливание и фиксация изображения 

Это самый ответственный химический этап. Поверхность камня обрабатывают слабым кислотным раствором (на основе азотной кислоты и гуммиарабика (твёрдая прозрачная смола)), который называется протравой. 

• Кислота слегка выедает незащищенные (незарисованные) участки камня, делая их более пористыми и лучше удерживающими воду. 

• Жирное изображение закрепляется на поверхности камня и приобретает способность еще сильнее притягивать жирную краску. 

• Гуммиарабик образует защитную пленку на незарисованных участках. 

4. Печать

• Камень смывают и увлажняют. Вода заполняет поры на протравленных участках, но скатывается с жирного рисунка. 

• Затем валиком наносят жирную типографскую краску. Она пристает только к риcунку (жир к жиру), но отталкивается от влажных участков камня (вода отталкивает жир). 

• На камень кладут лист бумаги и прокатывают всю конструкцию через литографский пресс под высоким давлением. 

• Краска с рисунка переходит на бумагу — оттиск готов. 

Для создания цветной литографии (хромолитографии) используется отдельный камень для каждого цвета. Печать происходит последовательно, что требует ювелирной точности

(совмещения) при наложении цветов. 

Одной из наиболее впечатляющих особенностей литографии для меня заключается в том насколько быстро и легко она была принята художниками, которые в полной мере оценили эту технику не просто как ремесленный способ репродукции изображений, а 

как полноценную художественную технику в которой можно творить. Ведь литография по сути неизменно передает отпечаток руки и стиля автора, эта техника не чувствуется искусственной, она практически не ограничевает руки и фантазии художника. В литографии можно добиться невероятных эффектов передачи цвета и тона, вплоть до имитации сложнейших живописных цветовых переходов. Та же ксилография к примеру далеко не сразу стала пользоваться популярностью среди художников, долго считаясь ремесленной техникой не входящей в ранг высокого искусства. Или можно посмотреть на наше время, когда внедрение новых технологий, в том числе нейросетей, способных генерировать любые изображения по запросу, не вызывают такого же энтузиазма и заинтересованности среди художников, как новый инструмент для творчества. В этом плане литография это уникальное явление когда наука и искусство идут рука об руку дополняя друг друга и не ограничивая художника в передачи своего мастерства и смыслов. 

известняк для литографских камней
известняк для литографских камней

-2

-3

-4

-5

-6

Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!

А нам будем приятно)

Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт