Найти в Дзене

Набоков о хороших читателях и хороших писателях

В статье обозревается эссе Владимира Набокова "Хороший читатель и хороший писатель". Восприятие литературы для Набокова — это не пассивное потребление, а активное сотворчество. Отношения между читателем и писателем — это магический акт, где читатель должен стать достойным партнером гениальному обманщику-писателю. Ключ к этому — переход от «чтения» к «перечтению» и от бытового восприятия к эстетическому анализу. Для Набокова, несомненно, литература зародилась не из правды, а из творческого вымысла. Ключевая метафора в эссе — мальчик, который кричал о приближении волка, когда волка не было. Важен не факт его появления или "непоявления", а акт творения истории: "магия искусства заключалась в призраке волка, которого он нарочно выдумал, в том, что ему пригрезился волк: значит, история его проделок — хорошая история". Это роднит писателя-обманщика (каким он и должен быть) с природой, в которой существует масса ухищрений и мимикрии. Произведение искусства — это всегда сотворение новой всел
Оглавление

В статье обозревается эссе Владимира Набокова "Хороший читатель и хороший писатель".

Восприятие литературы для Набокова — это не пассивное потребление, а активное сотворчество. Отношения между читателем и писателем — это магический акт, где читатель должен стать достойным партнером гениальному обманщику-писателю. Ключ к этому — переход от «чтения» к «перечтению» и от бытового восприятия к эстетическому анализу.

Что такое литература?

Для Набокова, несомненно, литература зародилась не из правды, а из творческого вымысла. Ключевая метафора в эссе — мальчик, который кричал о приближении волка, когда волка не было. Важен не факт его появления или "непоявления", а акт творения истории: "магия искусства заключалась в призраке волка, которого он нарочно выдумал, в том, что ему пригрезился волк: значит, история его проделок — хорошая история". Это роднит писателя-обманщика (каким он и должен быть) с природой, в которой существует масса ухищрений и мимикрии. Произведение искусства — это всегда сотворение новой вселенной, не имеющей аналогов. Подходить к нему с готовыми шаблонами: социальными, историческими, психологическими — значит, не понять его с самого начала. Ни в коем случае нельзя читать роман как учебник по истории или социологии. «Холодный дом» Диккенса — не исследование Лондона, а фантастический роман. Великие романы — это, по сути, великие сказки. И ценность литературы — в её эстетическом и магическом воздействии, а не в её информационной составляющей.

-2

3 ипостаси писателя

· Рассказчик —создатель сюжета, повествователь, развлекает

· Учитель — несет знания, моральные уроки, поднимает в тексте важные проблемы.

· Чародей ! — волшебник, создающий магию стиля, образов и т. д.

Именно преобладание "чародейского" начала делает писателя по-настоящему великим. Настоящий творец не использует готовые ценности, а создает их сам, преобразуя хаос в упорядоченный художественный мир.

Кто такой хороший читатель?

Он обладает

· Воображением: Не личное (когда читатель проецирует свой опыт), а безличное, эстетическое, позволяющее увидеть мир автора.

· Памятью: Чтобы удерживать сложные детали, образы, связки и по мере чтения складывать мозаику.

· Словарем: Для точного понимания нюансов и богатства языка.

· Художественном чутьем: Способность чувствовать гармонию, стройность и красоту художественной конструкции.

Однако самое главное в читателе – стремление читать и перечитывать произведение!

Первое чтение — это сложная физическая и ознакомительная работа, где взгляд скользит по строчкам, а ум осваивает сюжет. При перечитывании этот барьер исчезает, и читатель, наконец, может наслаждаться книгой как целостным произведением искусства, подобно тому, как мы смотрим на картину.

В завершении статьи Владимир Набоков показывает, как должен работать симбиоз между творцом и читателем: мудрый читатель наблюдает, «как художник строит свой карточный домик, и видит, как этот карточный домик превращается в дом из прекрасного металла и стекла».