Самый узнаваемый «открыточный» вид финансового центра Шанхая, район Пудун, открывается с другого берега реки Хуанпу на стороне блестящего Бунда, по которому мы прогулялись во второй части путешествия.
Но прежде чем перепрыгнуть в футуристическую часть города, мы обойдем его с севера и бегло прогуляемся в не менее историческую, но не такую туристическую - район Хункоу, выкупленные американским архиепископом земли которого в 1848 году преобразовалась в Американскую концессию, а затем считались «Маленьким Токио Шанхая».
Хункоу: немного Америки, немного Японии, Еврейское «счастье» и колыбель китайской литературы
После того как город стал международным торговым портом в 1850-х резко возросло движение между двумя берегами реки (или как на карте обозначено - ручья!) Сучжоу, разделявшей британскую и американскую юрисдикции, что увеличило потребность в строительстве моста.
Сегодняшний построенный в 1908 году мост Вайбайду, один из архитектурных символов Шанхая, является четверым на этом месте. Интересна этимология названия. По одной из версий на шанхайском диалекте вайбайду означает «пройти по мосту бесплатно». Все первые версии моста были построены частным капиталом и окупались за счет платы за проезд и проход, что очень сильно возмущало шанхайцев: хоть пошлину платили как китайцы, так и иностранцы, но, как и в случае со многими другими товарами и услугами в Шанхае, иностранцы расплачивались в кредит, из-за чего у многих китайцев складывалось впечатление, что иностранцы проходят по мосту бесплатно. Вот и мораль - не будьте мнительны, не все кажется тем, что оно есть. Когда по мосту стало можно бегать туда-сюда за просто так, не опорожняя кошелек, вместо старого, на английский манер, названия Садовый мост (Garden Bridge) пришло новое, отражающее, как полагали коренные шанхайцы, расовую справедливость. В безудержные 20-е годы прошлого века, нередко на мосту можно было увидеть печально известных в Шанхае белоэмигранток: последняя и самая низкая ступень в карьере куртизанки называлась «прогулка по Садовому мосту».
Сразу на другой стороне реки вас ожидает девятнадцатиэтажный пятизвёздочный отель в стиле ар-деко, завершение строительства которого в 1935 году ознаменовало начало эры высотной застройки в Азии. Это был «самый близкий к современному американскому небоскребу» Шанхай. Broadway Mansions на протяжении более чем пяти десятилетий был одним из главных символов города и не всегда положительным.
С момента своего создания отель был штаб-квартирой всего японского контроля в Шанхае, а в годы оккупации даже тюрьмой: после бомбардировки Перл-Харбора в декабре 1941 года многие иностранцы, не являвшиеся миссионерами, были интернированы в «лакшери»-застенки. После капитуляции Японии часть отеля была сдана в аренду иностранным корреспондентам, а оставшаяся — вооружённым силам США. Слава о вечеринках, которые закатывали в Broadway Mansions в послевоенное время, гремела далеко за пределами города. Что примечательно, во время Культурной революции особняк был переименован в «Здание антиимпериализма», символизируя полную победу китайского добра над злом.
Побродите кварталами вокруг, тут вы найдете и шикарное здание российского консульства с одной стороны, и масштабное здание Главного почтового отделения Шанхая (1924) с другой: обратите внимание на два разных набора статуй по обе стороны башни.
В 1860-х годах в районе Хункоу преобладали верфи, фабрики и казино, с 1870-х годов район Хункоу резко начал развиваться и процветать: помимо промышленных предприятий, здесь одно за другим открывались культурные и медицинские учреждения, район активно застраивался домами шикумень, которые сегодня все активнее сносят целыми кварталами и улицами, возводя на месте исторической застройки гигантские высотные комплексы.
В 1870 году, после установления дипломатических отношений, японцы начали приезжать в Шанхай, чтобы вести бизнес и преимущественно селились в северной части Хункоу.
После Первой Мировой войны из-за доминирующего положения японских эмигрантов, Хонкоу был широко известен как "Японская концессия".
Однако со временем район постепенно приходил в упадок, снискав популярность у местных гангстеров, как место укрытия от преследования полиции. Также здесь размещались многочисленных фабрики с дешевой рабочей силой.
К сожалению, мы не успели дойти до квартала 1933 Old Millfun («Старая мельница»), комплекса ресторанчиков и магазинов, разместившихся в бетонных конструкциях бывшей крупнейшей шанхайской скотобойни: как описано в одном путеводителе «жутковатое достижение в стиле готем-деко из бетона, стекла и стали, последнее в своём роде в мире». Изогнутые лестницы, мостики и толстые стены придают комплексу уникальную индустриальную ауру, особенно для района, стремящегося стать центром кулинарии и искусства.
Квартал Тиланцянь (Tilanqiao): Еврейское гетто в «Маленьком Токио» Шанхая
Наверное, самая известная и уникальная часть Хункоу, «Шанхайское гетто». Это история выживания, взаимопомощи и надежды.
Хрустальная ночь окончательно расставила все точки над всем чем только можно, но бежать из Германии было не так то просто, а главное - некуда. Чтобы уехать, нужно было предоставить документы, подтверждающие право на эмиграцию, обычно это была виза иностранного государства, что к 1938 году стало почти невозможно: на Эвианской конференции, посвященной 32 страна фактически отказалась (читайте - отмазалась) принимать еврейских беженцев. Долгое время, вплоть до 1941 года пока город не был полностью оккупирован армией императорской Японии, Шанхай был единственным местом в мире, которое безоговорочно предоставляло убежище евреям, спасавшимся от нацистов, приняв 20 тысяч человек - больше чем Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка и Индия.
С 1933 года жизненно важную помощь беженцам оказывали давно обосновавшиеся в Шанхае богатые еврейские династии, такие как семья Сассун - «Ротшильды Востока». Их благотворительные комитеты подготавливали жильё в Хункоу, относительно дешёвом пригороде по сравнению с французской или британской концессиями, и предоставляли работу для евреев на своих предприятиях.
После начала полной японской оккупации 23 тысячи евреев были переселены в обнесенное колючей проволокой Шанхайское гетто - площадь примерно в одну квадратную милю вокруг синагоги. Гетто было официально освобождено 3 сентября 1945 года, а спасшиеся евреи разъехались по всему миру: в 1960-х годах среди оставшихся в Шанхае насчитывалось всего несколько десятков.
Синагога Охель Моше, бывшая религиозным центром русской еврейской общины с 1907 года, теперь хранит память о людях, нашедших спасительный приют в этом городе: с 2007 года тут расположился «мурашечный» Музей еврейских беженцев (Shanghai Jewish Refugees Museum).
В музее восстановлена атмосфера перенаселенного классического дома-шикумень, где в комнатке ютились семьи, а то и несколько.
Улица Любви и великий Лу Синь
Однако, шикумень в Хункоу предостаточно было не только в пределах Шанхайского гетто. Район тесно связан с историей китайской литературы и кинематографа.
В 1920-х и 1930-х в Шанхай приехало много писателей и художников. Они были бедны и одиноки, и снимали комнаты, расположенные на повороте лестницы - Тинцзыцзянь (Tingzijian). Так появился одноименный литературный стиль: произведения, где отражалась жизнь в шикумэнях и лунах стали называть Литературой Тинцзыцзянь.
Переместимся в более северную часть Хункоу: «район Лу Синя», основоположника современной китайской литературы.
Начнем с одноименного парка Lu Xun Park, в котором расположен дом-музей и могила писателя, а в жаркую погоду можно просто отдохнуть в тени деревьев. В 1896 году Международное поселение выкупило 39 акров земли за его границами под стрельбища, преобразованное в крупнейший шанхайский парк с площадками для гольфа, теннисными кортами, бассейном для плавания, лужайка для игры в шары и выступлениями Шанхайского Симфонического Оркестра по выходным.
Правила этих парков гласили, что они предназначены только для иностранной общины, что ужасно раздражало местную китайскую интеллигенцию. Также в правилах были пункты, запрещающие выгул собак и езду на лошадях и велосипедах. Критики позже объединили их в одно, на самом деле не существующее, правило: «Собакам и китайцам не входить».
От парка вниз на юг тянется длинная хвойная аллея: улица любви Tianai Road, вся украшенная сердечными символами и толпящимися молодоженами, хвастающимися фотографу паспортами, только что полученными в местном дворце бракосочетания.
Прочитав все признания любви на разных языках (есть и на русском), по любовной улице почти сразу переходим на главную достопримечательность - почти пешеходная улица Дуолун (Duolun Road), «Культурная улица знаменитостей». Как это почти пешеходная, спросите вы? Это как «почти безголовый Ник» в Хогвартсе… не смотря на манящую Ваши ножки брусчатку, смотрите по сторонам, а то будете сбиты мопедами.
В 1920-30-е годы здесь жили и работали ключевые фигуры китайской литературы, включая того самого Лу Синя, художников и прочей политически заряженной богемы левого толка. Сейчас здесь расположены антикварные лавки, небольшие кафе и книжные магазинчики.
По всей улице длиною в 500 метров раскиданы бронзовые скульптуры китайских литераторов - кто притаился в кустах, а кто сидит на ступеньках.
На Дуолун-роуд много небольших народных коллекций, таких как Шанхайский музей газет и Шанхайский музей культурных реликвий, но для интересующихся в конце улицы притаился и настоящий - Музей современного искусства Дуолун.
Церковь Хундэ (Hongde Tang), единственная церковь в китайском классическом стиле Ренессанс, сохранившаяся в Шанхае. Она стала первым религиозным учреждением американской Пресвитерианской Северной Миссии в Шанхае.
Сам стиль Китайский Ренессанс появился в начале XX века, как ответ на процесс локализации христианства в Китае того времени. И хотя некоторые церкви в Шанхае добавляли китайские элементы в свое оформление, Церковь Хундэ по праву считается первой, полностью построенной в этом стиле.
Пудун (Pudong): лицо современного Шанхая
Настало время познакомиться с восточным берегом реки Хуанпу. Еще 30-40 лет назад это были сельхозугодья, а сегодня ультрасовременный финансовый центр.
Логистически было удобно доехать до более дальней станции и прогуляться пешком, начав путь от местных пятиэтажек, насмешливо прозванных нами «маодзедунками», постепенно все выше и выше задирая голову.
Если у вас есть время, то я рекомендую насладиться видами на супер-небоскребы «большой тройки» из парка Lujiazui Central Green Space, удивляясь поразительному контрасту спокойствия зелени и глади озеро с окружающими парк стеклянно-стальными конструкциями. За проведенные в парке полчаса удивительным образом мы встретили буквально несколько человек. Это было удивительное впечатление…
Шанхайская башня — сверхвысокое здание в 632 метра. По завершении строительства в 2015 году оно стало высочайшим зданием и сооружением в Шанхае и Китае, высочайшим зданием в Восточной Азии, а в мире по высоте вторым небоскрёбом и третьим свободно стоящим сооружением, после небоскрёба Бурдж Халифа (828 м) в Дубае и телебашни Небесное дерево Токио (634 м). Также это высочайшее из кручёных зданий в мире: второе место, с большим отрывом в примерно 150 метров, занимает питерский Лахта-центр. На сегодняшний момент сентября 2025 год на 121 этаже (562 метра) находится самая высокая смотровая площадка в мире.
Шанхайский всемирный финансовый центр (Shanghai World Financial Center), строительство которого было завершено летом 2008 года, по прозвищу «Открывашка» не такой высокий (492 метра), но очень узнаваемый по трапециевидной вершине.
Башня Цзинь Мао (Башня Золотое процветание) в стиле пагоды, с четкой ступенчатой структурой, завершена в 1999 году. Основным в пропорциях этого здания является число 8, которое в китайской культуре ассоциируется с благополучием. 88 этажей разделены на 16 сегментов, каждый из которых на 1/8 короче шестнадцатиэтажного основания. Небоскрёб построен на восьмиугольном бетонном каркасе.
Если у вас совсем мало времени и вы хотите сразу окунуться в небоскребный вайб, то вам нужна станция метро Lujiazui (Люцзяцзуй): пройтись по огромному круговому наземному переходу, зависая и разглядывая все вокруг, просто must do в списке шанхайского туриста.
Над бурлящим перекрестком трех главных магистралей парит целая пешеходная улица, соединяя главные точки и открывая виды на все ключевые виды Пудуна.
С другой стороны перехода есть ответвления, которые ведут к знаменитой телебашне "Жемчужина Востока" (Oriental Pearl Tower), пятой по высоте телебашне в мире высотой 465 метров. Ее футуристические шары видны практически отовсюду: 11 сфер разного размера на вертикальной оси, символизирует стих из известной китайской поэмы: «Большие и маленькие жемчужины падают на яшмовое блюдо» (где «яшмовым блюдом» является Шанхай).
На этом, пожалуй, мы оставим Шанхай и отправимся на скоростном поезде в Пекин…