Время путешествия: 16-20 сентября 2025 года
Как я писала в первой вводной части о путешествии в Шанхай, бОльшая часть «шанхайской штанги» приходится на западный берег реки Хуанпу (напротив финансового района Пудун) с концентрацией основных достопримечательностей в одноименном районе Хуанпу.
Это ядро изначального Шанхая. Здесь находился старый укрепленный город, а позже расположились иностранные концессии, образованные по итогу Первой опиумной войны, развязанной британцами за свободу торговли на китайском рынке. Кстати, с удивлением узнала, что британцы не вывозили, а наоборот ввозили опиум в Китай, чему противилась императорская политика. Победа европейских стран с последующей активной торговлей опиумом привела к распространению наркомании среди китайского населения, и дальнейшей его деградации на протяжении нескольких десятилетий.
Современный район Хуанпу образовался в результате слияния трёх старейших районов Шанхая: Наньши, Хуанпу и Лувань. Каждый из них имеет свою историю и особенности, именно в логике этих исторических районов я продолжу рассказ о нашей прогулке по одному из самых густонаселенных городских районов в мире.
Ссылка на список мест в Google Map: https://maps.app.goo.gl/kFva5EXNaLGuAqrX7?g_st=i
Наньши: Старый город
Шанхай, как многие столицы и крупные города мира, начинал скромно, преуспев в удачно сложившихся обстоятельствах: в XII–XIII веках заиливание водоёмов привело к перемещению доков и рынков из более крупных городов, расположенных выше по течению, в никому не известное, но удобное малозначительное поселение.
В 1277 году Шанхай был выбран в качестве места расположения одного из семи таможенных органов империи, которые занимались внешней торговлей (кажется, еще тогда была предрешена судьба Шанхая как мирового финансового центра). Место расположения таможни стало краеугольным камнем, вокруг которого вырос Старый город, обнесенный стеной во времена династии Мин, которая веками обозначала его границы. Даже сейчас вы без проблем увидите на карте границы старого города: поверх разрушенной в 1912 году городской стены (остался небольшой кусочек - отмечено как Shanghai Ancient City Wall на карте) был построен проспект.
В 1842 году территория к северу от старого города была выделена под британскую концессию, которую местные жители называли «северным городом», а обнесённый стеной китайский город - Наньши - буквально обозначает «южный город». С появлением иностранных концессий Старый город стал лишь частью городского центра, но на протяжении десятилетий оставался резиденцией китайских властей в Шанхае, а также местом обитания всё прибывавших китайских мигрантов, вынужденных жить в тесноте Старого города, который стал своего рода гетто, поскольку селиться на территориях концессий имели право только иностранцы.
Сад Юйюань (Yuyuan Garden)
Сегодня основное место притяжения Старого города - классический китайский сад, построенный в XVI веке местным бюрократом буквально «к удовольствию родителей» (папа, экс вице-министр, надзирающий за судами и исполнением наказаний, не дожил - строительство сада растянулось на 20 лет).
Здесь вы найдете все канонические элементы: каменные композиции, павильоны, извилистые мостики, пруды с карпами и замысловатые стены с драконами. Оазис абсолютного спокойствия посреди шумного города, особенно если приехать ранним утром (к 10 часам туристов уже становится слишком много на квадратный метр, чтобы действительно наслаждаться этим шедевром садово-паркового искусства)
- Подсказки: Билеты можно просто купить в кассе «без регистрации и смс» и даже без паспорта.
Храм Городских Богов (City God Temple)
Действующий даосский храм Чэнхуан Мяо, посвященный божествам-покровителям города, находится прямо рядом с садом, но был построен раньше в 1403-1424. Сильно поврежден во время Культурной революции, и позже полностью восстановлен. Надо отметить, что в Китае очень здорово воссоздают утраченные строения, придавая им реалистичную старину.
Практически в каждом китайском городе есть подобный храм, в котором обитает Городской Бог - дух какой-либо исключительной личности, которого призывают охранять местных жителей от зла и нечисти. В китайской традиции даровать титул Бога умершему человеку, который снискал большое уважение, служа обществу.
Кварталы у Сада Юйюань (Yuyuan Bazaar)
Пройдя по Мосту Девяти Поворотов от сада Юйюань (кстати, если смотреть внимательно то эти самые зигзаги в строительстве можно увидеть повсеместно, поскольку считается что это отгоняет злых духов) можно почувствовать атмосферу улочек старого Шанхая. Уже во времена смены династий Мин и Цин (1644) Шанхай был богатым городом: в период с 1736 по 1851 годы он превратился в транспортный хаб между севером и югом, став торговым центром с процветающей экономикой.
Гильдии, которые контролировали торговлю рисом, одеждой, солью, бобами, а также банковский сектор, собирались здесь, вокруг Храма Бога Города. За ними потянулся "сопутствующий" бизнес: магазины, чайные дома, рестораны и заведения для развлечений. Постепенно этот квартал превратился в базар с храмовой ярмаркой, которая привлекла еще больше народа. Считается, что здесь зародился капитализм в Шанхае.
После основания иностранных концессий в 1842 году центр шанхайской коммерции и производства стал уходить из района Храма Бога Города, и к 1920 годам эти изменения стали очевидны. Однако симбиозные связи между Храмом, торговыми гильдиями, уличными ярмарками и безмятежными садами помогли выжить базару, даже не смотря на катастрофический пожар, который разрушил храм в 1924 году.
В 1993 году началась большая программа реконструкции. Большинство зданий, построенных до 1911 года, были заменены на бетонные коробки с традиционными крышами в китайском стиле. Сейчас ежедневно район посещают 100 тысяч туристов, а в выходные дни и праздники 200-300 тысяч.
Не рекомендую полагаться на историю и покупать здесь что-то для души или желудка. Попробуйте знаменитые шанхайские пельмени с супом «сяолунбао» в менее туристическом месте.
Честно скажу, что исследование старого города ограничилось описанным, хотя наверняка, если у вас достаточно времени и сил, то стоит посмотреть и Шанхайский храм Конфуция (Shanghai Confucius Temple) и побродить здесь побольше.
В 2000 году район Наньши был объединён с районом Хуанпу, что положило конец существованию Старого города как отдельного административного образования.
Блеск Хуанпу: международная концессия и народность
«Северный город» сложился под европейским влиянием: после Первой Опиумной войны по Нанкинскому договору (1842 год) Шанхай стал «открытым портом». Иностранным державам (в первую очередь Великобритании) разрешили создавать здесь свои сеттльменты (поселения). Бунд, бывшая топкая береговая полоса, был выбран британцами для строительства набережной и коммерческих зданий.
Зона Бунда и Нанкинской улицы (The Bund & Nanjing Road)
Русифицированный Бунд, хотя правильнее было бы говорить "Банд" (The Bund или Waitan) - «фасад Шанхая» - набережная длиной около 1.5 км стала «музеем под открытым небом» из 52 зданий различных архитектурных стилей: неоклассицизм, ар-деко, готика, ренессанс.
Банки, торговые дома, страховые и судоходные компании со всего мира строили здесь свои шикарные головные офисы, стремясь продемонстрировать своё могущество и престиж.
Бывшее здание The Hongkong and Shanghai Banking Corporation (HSBC), а ныне Шанхайский филиал Банка Пудун (SPDB), считается жемчуженой Бунда. В 1920-х говорили, что это самое роскошное банковское здание между Суэцким каналом и Беринговым проливом (не знаю кто проводил анализ и оценку, но спорить сложно).
По другую сторону перекрестка с Нанкинской дорогой возвеличивается Peace Hotel (бывш. Cathay Hotel), построенный легендарным еврейским магнатом Виктором Сассуном в 1929 году символ арт-деко на Бунде. Об этом историческом персонаже мы еще расскажем в следующей части. Это был самый роскошный и современный отель на Дальнем Востоке. В его ночном клубе танцевали Чарли Чаплин и Бернард Шоу.
Рядом стоит не менее монументальное здание № 23 Банк Китая (Bank of China Building), построенный в 1937 году оставался самым высоким зданием на Бунде до 1980-х. Интересно смешение западного ар-деко и традиционных китайских элементов (решетки, формы крыши). Его строительство было актом национальной гордости в противовес иностранным банкам.
После прихода к власти коммунистов в 1949 году иностранные компании покинули Китай. Их здания были национализированы и использовались государственными учреждениями. Бунд потерял былой блеск. Однако с началом экономических реформ с 1980-х и особенно в 1990-х годах (когда напротив, в Пудуне, начали строить небоскрёбы) Бунд пережил ренессанс. Его здания были отреставрированы, а сама набережная стала главным туристическим и символическим местом города.
Нанкинская дорога, пролегающая на запад перпендикулярно примерно от середины Бунда, главная торговая артерия Шанхая и одна из самых оживленных улиц мира, вечером превращается в море неоновых огней. На ней можно и разглядывать магазины, торговые павильоны с едой и сувенирами, людей, и старинную архитектуру, скрытую за вывесками и визуальным шумом.
Если оживленность Нанкинской дороги вас пугает, то можно свернуть на параллельную с ней Fuzhou Road Cultural Street (Фучжоу-роуд), которая является одной из самых ранних дорог, открытых старой концессией. Это одна из четырех оригинальных грунтовых дорог, ведущих к реке Хуанпу в Шанхае, и известна как «Первая улица китайской культуры», на которой сконцентрированы крупнейшие и старейшие книжные магазины Китая.
Для дневной прогулки я рекомендую посетить «задворки» Бунда. Прогуляйтесь к мосту Гарден Бридж (Waibaidu Bridge) к северу от Бунда, этот первый полностью стальной мост в Китае построен в 1907 и является каноничным завершением северной части Бунда.
Углубившись за парадный фасад Бунда - районы Юаньминъюань Лу (Yuan Ming Yuan Lu) и The Rockbund, можно насладиться спокойной атмосферой города в колониальном стиле. Эти кварталы, сохраняя одни из старейших зданий международной концессии, являются фактически переходом британского сеттелмента в американский, что отразилось и на облике улиц.
Кстати интересный факт: в период международной концессии, в которой проживали подданные более 15 стран, не было единой валюты. Мне нравится проводить некую параллель с Шанхаем в целом, его многоликостью как города. "Задний двор" Бунда полюбился мне на равне с Французской концессией в Шанхае больше всего.
Зона Народной площади (People's Square)
Нанкинская дорога с востока западной своей частью приведет вас к Народной площади (People's Square) на месте бывшего ипподрома. Сейчас это главный общественный и транспортный узел города. Площадь не является каким-то цельным единым пространством, на мой взгляд, ее можно разделить на две части по широкой Renmin avenue.
Северную часть вокруг народного парка (People's Park) с одной стороны возглавляет Шанхайский Большой Театр (Shanghai Grand Theatre) и с другой стороны окончание Западной Нанкинской улицы со своими архитектурными жемчужинами и немного бродвейской атмосферой.
Отель Park Hotel в стиле ар-деко, исторически известное как здание Шанхайского объединённого сберегательного общества, с момента завершения строительства в 1934 году и по 1963 год был самым высоким зданием в Азии. В отель можно беспрепятственно зайти, чтобы охладиться и насладиться атмосферой 30-х).
По другую сторону с юга от авеню находится Шанхайский музей (Shanghai Museum), один из лучших художественных музеев Китая, форма которого символизирует древний бронзовый треножник. Шанхайский выставочный центр градостроительства (Shanghai Urban Planning Exhibition Center), также расположенный на People's Square, образуя со зданием музея и театра "культурный" треугольник, построен архитектурным бюро из Шанхая в 2000 году. Здание символизирует «город ворота будущего», демонстрируя уверенность Шанхая в своем развитии и его устремленность вперед.
Лувань: восточная часть Французской концессии
Наполненная атмосферой богемности территория Французской концессии, многократно расширявшей границы в период своего столетнего существования, не ограничивается бывшим районом Лувань, но посетить успели в основном только его.
Этот район долгое время считался лучшим жилым и коммерческим районом Шанхая. На момент основания Французской концессии в городе проживала лишь небольшая община из примерно тридцати французов, почти все из которых были миссионерами.
Это самый романтичный район города. Тут на самом деле приятное всего просто гулять в жару под сенью смыкающихся над головой платанов, которые начали высаживать в 1902 году. Так как это было первым появлением данного растения в Китае, местные жители стали называть эту разновидность платанов «французским платаном», хотя они больше характерны для Лондона.
Основная артерия Французской концессии улица Хуайхай Чжунлу (Huaihai Zhong Road): элегантная торговая улица, шанхайский аналог Елисейских полей. Ее облик на всем протяжении меняется от двухэтажной колониальной застройки до многоэтажных торговых комплексов.
Чуть южнее, свернув с основной улицы Хуайхай Чжунлу, более коммерциализированный, центр дорогой жизни с ресторанами высокого класса в отреставрированных шикумэнь в квартале Синьтаньди (Xintiandi).
В переводе его название означает "Новое Небо и Земля". Сам квартал стал первой фазой редевелоперского проекта, целью которого было создать новое общественное пространство, используя старые постройки в стиле шикумэнь. Честно сказать, необлагороженные кварталы мне понравились больше: они полны настоящей жизни, в то время как Xintiandi это что-то искусственное, вроде московского «Депо»: много дорогих ресторанов, толпы людей и ощущение витрины.
Пару слов что такое «шикумэнь»: уникальный архитектурный стиль, гибрид западных террасных домов и традиционной китайской массовой застройки.
Слово «Шикумэнь» состоит из трех иероглифов (камень, склад и ворота), описывая самую характерную черту - массивные каменные ворота с часто черной лакированной деревянной дверью. Они стали символом шанхайской архитектуры конца XIX — середины XX века.
Изначально дома шикумень имели просторную планировку, с двумя этажами и внутренним двором, рассчитанные на одну зажиточную семью. После 1949 года и прихода к власти коммунистов частная собственность была упразднена. Многие шикумэнь были национализированы и превращены в перенаселенные коммунальные квартиры, где на одну семью приходилась всего одна комната, а кухня и туалет были общими. К концу XX века многие кварталы шикумэнь были снесены в ходе масштабной перестройки Шанхая.
Шикумэнь никогда не стоят поодиночке. Они организованы в целые кварталы-лабиринты, называемые «лунтан» — узкие переулки, образованные рядами домов. Лунтан были не просто улицами, а отдельными микро-сообществами, где все соседи знали друг друга, дети играли вместе, а жизнь протекала почти что на публике.
В этих домах жили не только простые горожане, но и знаменитые писатели, художники, революционеры и политики. Многие важные литературные и политические движения зародились в стенах Шикумэнь.
Говоря о Шанхае, нельзя не упомянуть одного из главных действующих лиц в придании его неповторимого облика: архитектор Ласло Худьец, словак, который в годы Первой Мировой войны, попав в русский плен, смог бежать из Сибири и добраться до китайской границы. За 28 лет жизни в Шанхае построил более 60 зданий, больше половины из которых сохранились до наших дней и раскиданы по всему городу. Проекты Худьеца были на острие времени и креативности, используя последние технологии и их преимущества: он построил в Шанхае первый госпиталь с кондиционером, первый пивоваренный завод и первый небоскреб.
В путеводителях и обзорах вы можете встретить упоминание квартала Тяньцзыфан (Tianzifang): лабиринт узких переулков из шикумэнь. Не могу сказать, что как-то сильно стоит углубляться сюда, в конце концов, не всем нравится шляться по подворотням.
После Октябрьской революции в России в Шанхай хлынул поток русских эмигрантов, и русское население французской концессии выросло с 41 человека в 1915 году до 7 тысяч в 1920-х; в 1934 году на территории Французской концессии проживало уже 8260 русских. Концентрация русского населения на территории французской концессии привела к тому, что тут имеются и православные церкви.
Кстати именно здесь с 1935 года целых восемь лет, переехав из Парижа, прожил один из ярчайших русских певцов серебряного века - Александр Вертинский, а вклад русских «белых» женщин в шоу-бизнес, танцах и в других сферах высокого и не очень искусства обеспечил городу его экзотическую репутацию, отмеченную в путеводителях того времени. Беллетризованный портрет нелегкого положения белых иммигрантов показан в фильме Джеймса Айвори "Графиня Бланш» 2005 года в прекрасным Райф Файнсом по сценарию будущего нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро.
Закругляясь, скажу, что Французская концессия, до конца не освоенная, осталась для меня самым атмосферным местом, куда бы я с удовольствием еще вернулась много раз. А для моего любимого мужа Бунд - с его динамичностью, блеском и масштабом - остался место притяжения. Поэтому, что бы ни было мило вашему сердцу - вы найдете это в Шанхае. А что еще можно увидите на другом берегу - расскажу в следующей части.