Найти в Дзене

Первая моновыставка: как Архип Куинджи осветил Петербург «Лунной ночью»

Осенью 1880 года Петербург пережил культурную сенсацию. В зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице состоялось событие, не имевшее аналогов в истории русской живописи — первая моновыставка, на которой была представлена всего одна картина. Но какая! Это была «Лунная ночь на Днепре» — шедевр Архипа Ивановича Куинджи, ставший легендой ещё при жизни автора.

А. И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880.
А. И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880.

Художник завершил картину в сентябре 1880 года и сразу же решил показать её публике, устроив настоящий художественный эксперимент. Все окна зала завесили плотной чёрной тканью, а само полотно освещалось лишь одним тщательно направленным лучом света. В полумраке помещение казалось храмом искусства, где центральным чудом был сияющий диск луны над Днепром.

Посетители, войдя в зал, буквально замирали — картина казалась живой. Свет луны мягко ложился на воду, отражался в спокойной глади реки и будто двигался при изменении угла зрения. Современники вспоминали, что многие зрители не могли поверить, что перед ними просто краски и холст.

Интерес к выставке был столь огромным, что чтобы избежать давки, публику запускали по группам. Очереди выстраивались до улицы, а в газетах писали, что Петербург охватила «куинджиевская лихорадка».

Некоторые зрители пытались разгадать «секрет» картины: заглядывали за холст, ощупывали раму, искали спрятанные лампы. Казалось невероятным, что сияние луны Куинджи смог создать без какой-либо подсветки — лишь мастерством цвета, светотени и особой фактуры.

Художника даже обвиняли в мистицизме — мол, краски у него «непростые», а свет исходит изнутри самого холста. Но все тайны Куинджи скрывал молчаливо.

Эта выставка стала переломным моментом в восприятии живописи. Никто до Куинджи не решался показать публике одну единственную картину — как самостоятельное художественное событие.

«Лунная ночь на Днепре» произвела впечатление не просто пейзажа, а эмоционального переживания, сродни музыке или поэзии. Свет, воздух, тишина — всё дышало мистическим покоем.

Критики сравнивали Куинджи с волшебником, способным писать свет. Репин вспоминал:

«Когда впервые увидел “Лунную ночь”, мне показалось, что в зале открыто окно, и я смотрю на живую природу».

Сегодня «Лунная ночь на Днепре» хранится в Русском музее и по-прежнему производит то же магическое впечатление. Она стала не просто символом творчества Куинджи, но и вехой в истории русского искусства.

Первая моновыставка 1880 года доказала, что одна картина способна затмить целую галерею — если в ней живёт свет, рождённый гением.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала