Вот че скажу: "Не охотятся волки в одиночку! Никогда! Волк-одиночка, ха, лжа это, глупая городская болтовня." (С)
Предыдущая часть - здесь:
Следующая часть - здесь:
А вот и пятая книга - "Крещение огнем" (1996). После "Часа презрения" серия решил вернуться к своим "корням" и снова сделать центром внимания Геральта по кличке Белый Волк - "зубами щелк". На этот раз ему в поисках Цири предстоит прогуляться по лесам бассейна Яруги - пограничной реки, разделяющей Нильфгаардскую империю и Северные королевства. Хорошая новость - Геральт в пути заведет много новых друзей и знакомых: брокилонскую лучницу-браконьерку, нильфгаардского политзаключенного, банду дворфов и... могучего вампира. Плохая новость - в этих местах полным ходом идет война, и Геральту с его новыми друзьями и читателями придется вдоволь насмотреться на соответствующие ей картины.
Слабость Геральта и сила Лютика.
А еще Геральт попадает в непривычные для себя условия, чем вызывает интерес читателя. В третьей и четвертой книгах он учился принимать ответственность за свою приемную дочурку, ну а здесь он учится работать в команде. Его образ жизни бродячего охотника на чудовищ, повторяюсь, не предусматривал постоянных дружеских контактов, и теперь, бродя по прияружным лесам, ему предстоит наверстывать упущенное. С истериками и скандалами.
Так что фактически социальным клеем, соединившим столь разношерстную группу, становится Лютик. Конечно, это не отменяет того, что Лютик ветреный, легкомысленный и наивный балбес (сдается мне, что геншиновского Венти во многом с Лютика и рисовали). Но, надо отдать должное, язык у него хорошо подвешен и это он начал показывать еще во второй книге в рассказе "Немного жертвенности", когда словесно выбивал дурь из Геральта. В "Крещении огнем" совсем не маленький ветреный бард проявляет себя во всю силу. И я имею в виду ту самую знаменитую сцену готовки рыбного супа, то есть ухи.
Пока Геральт сидит и дуется, Лютик с остальными наслаждается общим трудом, наглядно показывая, кто здесь главный. Тем не менее Геральт потихонечку притирается и на протяжении этой и следующей книги подавляет в себе "волка-одиночку".
Звезда "Крещения" - Эмиель Регис.
В каждой книге ведьмачьей саги (а в первых двух - и в каждом рассказе) есть своя "звезда" - самый яркий и запоминающийся персонаж, который любим фанатами, и в "Крещении огнем" им стали два персонажа. Во-первых, Эмиель Регис.
Травник, врач, рассудительный, интеллигентный, немного заумный, обходительный... вампир возрастом в пять тысяч с хвостиком месяцев. Что такое так называемый "высший вампир", мы уже видели в "Крупице истины" в лице Вереены, так что компании очень повезло обзавестись таким мощным союзником. Забавно, что его история - готовая агитка о вреде спиртного (у местных вампиров кровь заменяет алкоголь). Сначала распитие под давлением общества, затем получение удовольствия, затем физическая зависимость, а затем... Но Регис - зверь такой, которого просто так "не задушишь, не убьешь". Так что, полежав полвека в разобранном состоянии, он выводы сделал правильные и с "красным" завязал наглухо. А еще - это один из самых человечных персонажей саги. Он, не раздумывая, пошел защищать незнакомую девушку от спятившего культиста, отлично понимая, что это его раскроет.
И, я думаю, что Регис стал прообразом для Жана Ивановича из "Вампиров средней полосы" - интеллигентного и рассудительного врача-француза, бывшего офицера наполеоновской армии. Кстати, хорошо, что авторы "Вампиров" решили закончить сериал на третьем сезоне, потому что этот мир уже рассказал о порядочных кровососах все, что мог.
Еще одна звезда "Крещения" - Золтан Хивай.
Второй звездой "Крещения" стал краснолюд по имени Золтан Хивай, настоящая популярность к которому пришла с выходом игр.
Характером Золтан заметно похож на уже встретившегося нам Ярпена Зигрина - грубоватый, но мудрый и проницательный краснолюд. Настолько похож, что в первой игре отдельные фразы, которые по книге были у Ярпена, передали Золтану, и эти реплики у Золтана смотрятся как родные! Но если приглядеться внимательнее, то между ними есть и разница. Ярпен прямолинеен, в то время как Золтан более хитер, жуликоват и предприимчив. И прямо сейчас, почитывая "Башню шутов", я осознал, что ставший спутником Рейнмара "Рейневана" фон Беляу мэтр Шарлей - по характеру сильно похож на Золтана! Сходство усиливается тем, что оба следуют одному и тому же кредо "люби себя, чихай на всех":
«...я решил творить добро конкретное, такое, которое не идет впустую. Я добр к себе и своему непосредственному окружению.»
(Золтан Хивай, "Крещение огнем")
"In summa, – спокойно продолжал демерит, – наши жизненные программы ничем не различаются, поскольку исходят из principium: все, что я делаю, должно служить мне. Значение имеет мое личное благо, удовлетворение, выгода и счастье, а все остальное – пропади оно пропадом."
(Шарлей, "Башня шутов")
... и остальные.
Остальным главгероям уделяется не так много внимания: Йеннифэр на тайном шабаше чародеек на "Лысой горе" (если по-испански, то Монтекальво), которую возглавляла Филиппа Эйльхарт,
узнает о "милых" подробностях происхождения своей приемной дочурки Цири, пока та тусуется с Щурами, занимается запрещенкой со своей новой подружкой Мистле и быстренько так озлобляется и деградирует. В третьей и четвертой книге Цири была хоть заносчивой и вспыльчивой, но в целом неглупой и рассудительной девчонкой - я не забуду ту фразу, когда она в беседе с Ярпеном верно заметила, что эльфы, краснолюды (и прочие нелюди) ничем не отличаются от людей. Вообще ничем. А вот в "Крещении огнем"... Озлобленность можно списать на то, что Цири осталась совершенно одна и впала в отчаяние. А вот объяснить, почему Цири, зарезав человека за ехидную насмешку, в следующий миг пускается чуть ли не в рев насчет уроненной на пол сладости - уже сложновато. Серьезно, раньше Цири вела себя как-то более зрело, что ли.
Ну а что насчет остальных "Щуров" - "пацанчики" они и есть "пацанчики". Их "подвиги" направлены в основном только ради забавы, на утешение их самолюбия либо ради выгоды, и потому приключения Цири здорово напоминают "Слово пацана". А я извлек из знакомства с "Щурами" такую мораль: "Дети, подростковые банды - это нифига не романтично. Жизнь "пацанчиков" коротка, и даже если вы избежите правосудия, то рано или поздно на каждого щура найдется свой Лео Бонар" А что, звучит, кстати! "Слово крысы. Кровь на глинобитном полу", "Крысы не извиняются"...
Плюсы и минусы "Крещения огнем" в целом.
Мне книга не показалась такой уж затянутой, не считая несколько нудной сцены тайного шабаша чародеек. Путешествие Геральта, Лютика и новых друзей читается легко благодаря уже привычному красочному языку, камерности повествования и держащим читателя в напряжении "эмоциональным качелям": вот читателю показывают что-то страшное, затем разворачивается драма, затем рассказывают смешное, затем снова разворачивается драма, а затем идет мирная и уютная сцена, в которой герои наслаждаются мандрагоровой самогонкой.
Однако многие уже показанные и сказанные вещи уже ранее встречались в том или ином виде. Мысль о том, что люди часто ведут себя хуже монстров, уже прямо была высказана самим Геральтом в "Крае света", а исподвольное влияние чародеев на королей показано в "Меньшем зле". Но все-таки это не сильно мешает, и посему считаю пятую книгу весьма и весьма неплохой.
А на сегодня все!