Вот че скажу: "Готовьтесь к Ледниковому периоду! Отстоим образ жизни дронтов!"
Предыдущая часть - здесь:
Следующая часть - здесь:
Ну вот, и начало дело двигаться к финалу. "Башня Ласточки" (1997) - предпоследняя книга ведьмачьего цикла. После "Крещения огнем", центром внимания которого был Геральт, сюжет снова начинает уделять больше внимания Цири и окружающему миру.
В основной сюжетной линии автор впервые пробует нелинейный способ повествования, начав с того, как беглый ученый Высогота из Корво обнаружил возле своего домишки на болотах тяжелораненую Циречку, и после того, как он ее вылечил, Цири начинает рассказывать ему свою историю о том, что с ней стряслось. Причем эта линия перемежается с воспоминаниями псионички Веды из посланного за Цири отряда Стефана "Филина" Скеллена, сюжетной линией Геральта и Йеннифэр.
Как и ожидалось, Щуры быстренько попрали свою идеологию "крысы не извиняются" и превратились в прихвостней местного беспринципного купца Хотспорна, который додумался использовать их как инструмент для устранения конкурентов . Ну потому что кушать что-то надо, не правда ли? А потом, когда они начали снюхиваться и перестали быть полезными тому купцу, он их решил "слить".
Причем Щуры демонстрируют верх своей подлости, когда узнав о предложении об амнистии с возможностью непыльной службы в империи, они решают им воспользоваться, чтобы по весне снова заняться разбоем, предав тех, кто протягивает им руку прощения и помощи. Короче, ихнему атаману Гиселеру так и подмывало сказать:
Однако грызуны бесславно кончают жизнь, причем их последними словами было: "Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!". Кроме Цири, которая получает от судьбы нехилую такую встряску в виде Лео Бонарта. Короче:
"А могли бы жить и дальше, не реши они тогда,
Что убьют они Бонарта у "Химеры" без труда,
Бонарта без труда"
(Поется на мелодию Marty Robbins - Big Iron)
Бонарт, пожалуй, является одним из самых жутких персонажей этого мира, но чего не отнимешь у него, так это проницательности - захватив Цири, он сразу понял, что к нему в лапы попала ценная пленница и оставил ее в живых. Однако Цири удается сбежать, получив кобылу по кличке Кельпи (названной в честь водного кельтского духа, принимающего вид лошади) и отделавшись знаменитым шрамом на щеке, и вот тут мы видим, что такое настоящая озлобленность. Если в пятой книге Цири вела себя как инфантильная девчонка, то в шестой, узнав на своей шкуре, "что такое фунт лиха", осмысленно и яростно спорит с приютившим ее Высоготой о том, как надо бороться со злом.
"Да, отшельник. Вот так борются со Злом! Если Зло собирается обидеть тебя, сделать тебе больно – опереди его, лучше всего в тот момент, когда Зло этого не ожидает. Если ж ты не сподобился Зло опередить, если Зло успело обидеть тебя, то отплати ему. Напади, лучше всего когда оно уже забыло, когда чувствует себя в безопасности. Отплати ему вдвойне. Втройне. Око за око? Нет! Оба ока за око! Зуб за зуб? О нет! Все зубы за зуб! Отплати Злу! И вот тогда, поглядев на землю, ты можешь смело и определенно сказать: то, что здесь валяется, уже не обидит никого. Никому не опасно."
Занятно, кстати, что Высогота и Цири сравниваются со старым вороном и юной ласточкой, и это даже отражается в их именах ведь на местном эльфийском имя Zirael значит "Ласточка", а "corvo", откуда родом Высогота, на итальянском значит "Ворон".
"Как добиться справедливости?" - основная тема "Башни Ласточки"
Вообще основным мотивом "Башни Ласточки" я бы назвал вопрос "что такое справедливость и как ее добиться?", и автор рассуждает на эту тему. Острее всего этот вопрос звучит в пятой главе, когда Геральт встречается с префектом Фулько Артевельде и между ними происходит спор - как добиться справедливости. Фулько считает, что для наведения справедливости в мире есть только один метод - страх перед неотвратимостью наказания, которым можно добиться суровыми и жесткими методами.
"Но ведь вполне возможно, что кто-нибудь самым жестоким и самым садистским образом обидит близкого вам человека, и тогда я с превеликой охотой возвращусь к нашей сегодняшней беседе, к проблематике наказания, соответствующего масштабам преступления."
Однако Геральт ему возражает: простой люд в таком случае будет бояться вовсе не преступников, и кроме того, никуда не денутся карьеристы, подхалимы, доносчики, которые постараются воспользоваться террором в своих личных целях. В одной из глав автор даже возражает точке зрения Фулько, цитируя фразу Гэндальфа про "ты можешь даровать людям жизнь? Тогда не спеши осуждать и на смерть". Прямо доказать Фулько, то что страх - не единственный способ добиться справедливости, Геральт не смог - зато живой пример тому Геральту по иронии судьбы дал сам Фулько. Конечно же, с такими типами, как Ширру или Риенс, по-другому, кроме как покарать их как следует, поступить не получится, но не все люди (и нелюди) безнадежны,
и я имею в виду малолетнюю Ангулему, которую Геральт потребовал у Фулько. Взяв разбойницу под опеку, Геральт мягким, но твердым словом ее перевоспитал, и в конце концов Ангулема оказалась очень неплохим человеком и стала полноценным членом отряда по спасению Циречки. Кстати, тот же самый подход был и в "Республике ШКИД", когда Викниксор воспитывал малолетних беспризорников-преступников на заре становления Советского Союза. Так что и разумное милосердие дает свои плоды, порой лучшие, чем простой страх. Но все-таки, главное при этом - не поворачиваться к врагу спиной.
Геральта снова слишком мало.
В остальном "Башня Ласточки" рассказывает про ведьмака очень мало, и ему посвящены всего четыре главы из одиннадцати, не считая коротких фрагментов по другим главам. За это время, уже будучи на территории Нильфгаардской империи, он, помимо воспитания Ангулемы, узнает о тайне Лютика, а также подозревает Кагыра Кеаллаховича в предательстве. Безосновательно, как потом выяснится. Происходит, это, ясное дело, со скандалами и мордобоем, разнимать который пришлось Мильве. Ремнем, словно маленьких детей. Однако вот Геральт косо смотрит на Кагыра Кеаллаховича,
и оп - вот он уже его, израненного, тащит на себе как лучшего друга. И все это в очередной раз наглядно подтверждает слова Лютика из "Немного жертвенности" в том, что Геральт хоть и строит из себя этакого сурового бойца, держащего нейтралитет, но на самом деле он человек очень ранимый, эмоциональный и сострадательный.
Интересности мира.
Однако автору опять же, становится интереснее описывать второстепенных персонажей и окружающий мир, и это видно на примере Йеннифэр. Ее сюжетная линия довольно куцая, и ограничивается попаданием из тайного шабаша чародеек в лапы к зловреду Вилли с остановочкой на островах Скеллиге, где проявляет свою способность к самопожертвованию. Представители народа морских налетчиков уже были в первой книге в рассказе "Вопрос Цены", где их культура напоминала скорее шотландско-гэльскую (помним кельтские имена, топонимы и волынку как национальный музыкальный инструмент).
В "Башне Ласточки" к скеллигской культуре прибавились густые скандинавские мотивы. Драккары, германские имена, вера в мировой ясень, Рагнарок и Фрейю прилагаются.
Кроме того, в этой книге Нильфгаардская империя впервые показывается не таким уж страшным, измазанным черной краской захватчиком. Например, в Заречье Геральт встречает селение бортников, которые никак не ощутили прихода "черных" на свои земли - только монеты поменялись. И по эпиграфам в главах книг намекается, что в книжной вселенной, несмотря на поражение под Бренной, в далеком будущем Нильфгаард таки успешно завоевал Северные королевства, однако при этом уважительно относится к культуре покоренных народов: именитый историк и языковед Флоуренс Деланной стал автором многих получивших признание в империи произведений, основанных на легендах и мифах Севера, в том числе и приключениях нашего дорогого Белого волка и его приемной дочки.
Однако в империи явно многое зависит от людей "на местах", и если туда попадают чересчур рьяные защитники порядка вроде Фулько, или воры вроде купца Хувенагеля, или те, кто взял банду Соловья "под крышу", то жизнь быстренько становится "веселой". Кстати, этого самого Хувенагеля история записала как мецената-благотворителя, хотя он прославился такими вещами, как организация боев без правил и воровство казенных луков со спекуляцией.
А еще устами эльфийского ведуна Аваллак'ха нам говорят: предсказанный Итлиной "час Белого Хлада и Волчьей Пурги" еще в "Крови эльфов" реален. И в отличие от игр, где Белый Хлад есть магический катаклизм, в книжной версии это - масштабный ледниковый период вполне себе естественного происхождения.
Далекий Север. Ковир, Эстерад и Зулейка.
Кроме того, на арену этого мира выводится еще один игрок с дальнего Севера, которому посвящена цельная глава (ради этого даже Геральта с его дочуркой оставили в сторонке!). До сего момента противостояние шло между Северными королевствами и южным Нильфгаардом (и международным шабашем чародеек за кулисами).
В "Башне Ласточки" появляется королевство Ковир и Повисс, во многом напоминающее Россию (пусть и несколько стереотипную). Смотрите сами: холодный климат (на этом основано несколько внутримировых шуток), много полезных ископаемых, развитые наука, культура и ремесла (кое-какие из них ковирцы даже монополизировали в этом мире).
А зимняя столица Лан Эскетер даже отдаленно напоминает Санкт-Петербург (и немного Венецию): стоит в устье реки и славна своими каналами. Но в книге интересен не сам Ковир, а его король Эстерад Тиссен - умелый правитель, также играющий на противоречиях между конкурентами, но тоньше, чем Нильфгаард. Ковир с Нильфгаардской империей связывает тесная торговля, так что ссориться с ним Эстерад не желает. Но в то же время он не хочет чрезмерного усиления "черных", и потому не вмешаться он не может.
Но он все-таки находит выход, в чем ему помогла очень колоритная, проницательная жена Зулейка, которая давала супругу советы, цитируя "хорошую книгу". Серьезно, мне эти персонажи в показались даже интереснее, чем главные герои. Я слышал, что действие будущей четвертой части игры будет происходить именно в Ковире, и если это так, то очень хотелось бы встретиться там ну если не с Эстерадом, то хотя бы с Зулейкой.
Ну что ж, на сегодня все, а в следующий раз у нас финал - "Владычица Озера".