Вот че скажу: я долго думал, и кажется, понял, на кого похожи нильфгаардцы на самом деле!
Предыдущая часть - здесь.
Следующая часть - здесь.
После достойных первых двух книг и как, на мой взгляд, самой лучшей из всей "ведьмачьей" серии "Крови эльфов" приступим мы-ка к "Часу презрения" (1995). Книга сама по себе вполне себе читабельна, и в ней есть все, чего ждем - приключения, чудовища, интриги, красивый слог, яркие сцены, моральная грязь и все такое, однако в "Часе презрения" у серии в целом начинают проявляться недостатки. Какие? Давайте посмотрим.
Сюжетно книгу можно разделить на две части, которые разделяют Танеддский бунт и начавшаяся почти одновременно с ним Вторая Северная Война. В первой части для мира и главных героев все относительно хорошо и спокойно, ну а во второй - мягко говоря, не очень. Игроки на шахматной доске сего грешного мира все те же: Нильфгаардская империя, Северные королевства и чародеи Капитула. С Капитулом, однако, не все однозначно: есть окопавшиеся нильфгаардские "кроты", есть лояльные к королям Севера, а есть те, которые, как кошки, гуляют сами по себе, вроде главы местного Хогвартса Тиссаи де Врие. И спойлер: киса со своим нейтралитетом догулялась и получила от судьбы мощного такого пинка,
наглядно показывая Геральту, что "нейтралитет часто бывает подлым". Хотя то, что Геральт называл нейтралитетом книгой ранее - а именно убийство в себе ненависти, вовсе не означает тупого невмешательства и оставления в стороне, и Волк это доказывал наглядно. Тогда, когда защищал Трисс и Цири от "белок".
Герои и злодеи.
Про Геральта, как и про Йеннифэр, все было сказано уже в первых трех книгах. Йеннифэр все та же циничная, ехидная и язвительная коза с золотым материнским сердцем, ну а Геральт все так же
"Суров, умен, красноречив,
Спокоен, скрытен, молчалив"
"Сказки Велеса, "Ведьмак""
Сцена, в которой Йеннифэр представила Геральта на собрании чародеев в Аретузе, по своему забавна: ведьмак явно не привык к такому пристальному вниманию со стороны дам. Хотя их явно привлекала только его экзотическая внешность. Однако мировоззрение Геральта все-таки терпит изменения: в этой книге про то, что взяв под защиту Цири, не участвовать в событиях этого мира и жить в своем мирке "от монстра до монстра" больше не получится, Геральту уже прямым текстом говорят все: "Соблюдаешь нейтралитет, говоришь? А как же твоя приемная дочка?".
А еще в "Часе презрения" в полную силу являет себя главзлодей всея саги - чародей Вильгефорц, или, как я его насмешливо называю, Вилли Баранкин. То, что именно он и есть тот самый таинственный зловред, который охотится на Цири, стало ясно еще в прошлой книге по его коронной фразочке, говорящей что-то там про звезды и их отражение. Вилли показан, что называется, "на все сто": могучий и жестокий колдун, который, тем не менее, был опасен в первую очередь своим высоким положением, коего он добился сам, своей хитростью и интригами. Однако Вилли явно склонен к позерству, которое в конце концов его и добило в замке Стигга.
Самая же главная фактическая героиня книг Цири, получает наибольшее развитие, и за ее злоключениями довольно интересно следить. В первой половине книги она впервые натыкается на Дикую Охоту, которая потом за ней будет гоняться и гоняться, и совершает свой первый подвиг - спасает посетителей ярмарки от вырвавшейся из клетки виверны. Мелкой, правда, но уже сильно кусачей.
И как и Геральту, Циречке при совершении своего первого подвига пришлось столкнуться с человеческой несправедливостью: пылая жаждой мести за загрызенную собачонку, некая дамочка вызвала стражу, обвинив Цири в том, что она разозлила чудовище. Но все-таки автор ей подсластил пилюлю. От ее знакомого Фабио, который ее утешил и сказал, что рано или поздно животное бы из плохо сделанной и тесной клетки жулика-зверолова выбралось само и наверняка бы покалечило не одного человека.
Ну а во второй по ряду обстоятельств Цири остается совершенно одна во враждебном окружении. Она то пытается выжить в пустыне (причем ее мытарства описаны весьма подробно), то попав в "навозную" часть Нильфгаардской империи, терпит унижения и сдруживается с косящей под Робин Гудов бандой местных "пацанчиков" - "Щуров", сиречь "Крыс".
Ах да, она еще отказывается от своих врожденных магических сил, причем происходит это с довольно поучительным уроком: "как важно детям объяснять то, почему нельзя делать некоторые вещи". Обучая Цири основам магии, Йеннифэр запретила ей подключаться к огненным источникам силы, при этом не объяснив почему. И вот, Цири вынужденно пришлось воспользоваться этой самой огненной "жилой". Оказалось, что "подключиться" к ней легко, а вот не поплыть при этом крышей... С другой стороны, Йеннифэр явно не ожидала того, что Цири придется отправиться в "свободное плавание" так быстро.
Что такое Нильфгаард?
Кстати, давайте окинем взглядом облик Нильфгаардской империи, которая, начиная с конца второй книги, наводила шороху в этом мире. Она оставляет у читателей неоднозначные впечатления: одни их называют жестокими захватчиками, вторые - прогрессивным государством, которое соединит все земли на континенте воедино и приведет их к прогрессу. Черты каких только государств не приписывали "черным", но по своей сути мне лично Нильфгаард больше всего напоминает... Англию века так XVII-го (когда она только-только начинала становиться Британской империей) с примесями Римской, Монгольской и Османской империй.
Смотрите сами: могущество Нильфгаарда основано на развитой промышленности (вспомним-ка дешевые нильфгаардские товары, которые вытесняли темерские в третьей книге) и хорошо поставленной разведке в лице Ваттье де Риго, которая умело стравливает врагов между собой. Кроме того, там весьма развиты наука и культура, а еще, судя по последней книге, в империи все большую и большую силу набирают торговцы и мануфактурщики, и дело медленно, но верно идет к буржуазной революции. Нильфгаард весьма амбициозен - он стремится распространить свою власть и порядок на весь мир так или иначе, однако при этом не гнушается жестких, даже жестоких мер вроде коллективной ответственности деревень за преступления против власти. И все же, добровольно присоединившиеся и ведущие себя смирно земли империя не трогает. Да и река Альба, на которой стоит столица империи - уж не отсылка ли к Альбиону, острову Великобритания?
Правда, в "Часе презрения" империя все еще показана однобоко: из нильфгаардских земель мы пока что видим только Эббинг глазами попавшей туда Цири, выглядящий как типичный представитель сеттинга "навозных веков", в котором показаны сплошь пороки времен Средневековья, преувеличенные, причем еще и смешанные с такими же преувеличенными пороками XIX века. Однако в этом мире проблемность Эббинга обосновывается: здесь не так давно произошел мятеж, и потому здесь все еще очень неспокойно. Эх, ну почему Цири не выбросило в Туссент, вот почему?
Проблема книжной серии. Когда автору интереснее описывать окружающий мир, чем главных героев.
Еще я заметил, что, начиная с "Часа Презрения", Анджею явно становится интереснее рассказывать не про главных героев, а про описанный мир с его играми престолов и конфликтами как между странами, так и между расами, что начинает затягивать основной сюжет. И, если не считать камерного "Крещения огнем", снова говорящего про Геральта - чем дальше, тем больше. В "Крови эльфов" каждая глава, помимо показа того, что в этом мире деется, еще и либо двигала сюжетные линии основных героев, либо показывала становление фактической главной героини - Цири. Здесь же впервые появились главы, которые практически оставляют "за бортом" всех главных героев. Особенно первая глава, почти полностью идущая от лица гонца, и пятая глава, которая ограничивается тем, что Лютик, навестив побитого Геральта в Брокилоне, просто рассказывает читателям и ведьмаку все произошедшие за это время события. Хотя все эти сцены и поданы красиво. Кроме того, автору становится интереснее описывать второстепенных и даже эпизодических персонажей. Взять того же полурослика низушка, который постоянно жалуется на то, что "Рыцари приходят - капусту топчут. Эльфы приходят - топчут. Куды бедному низушку податься?".
Забавно, что приз зрительских симпатий неожиданно получил один из эпизодических злодеев, появившийся в сюжете лишь для того, чтобы показать угрожающую Циречке опасность и лишь для того, чтобы погибнуть от меча Геральта.
Я о наемном убийце по кличке Профессор. Его канцеляритная манера речи так сильно въелась в память фанатам, что создатели первой игры ввели в качестве злодея еще одного... Профессора. Того самого, за которым мы гоняемся пол-сюжета, чтобы отомстить за гибель Левы.
Пока на сегодня все, а дальше поговорим про "Крещение Огнем".