В центре нашего повествования — Карл Павлович Брюллов, выдающийся представитель русской живописной школы, педагог и мастер исторической картины, чьё имя прочно ассоциируется с петербургским искусством николаевской эпохи. Именно он стал первым отечественным художником, сумевшим завоевать признание на европейской арене.
Карл Брюллов появился на свет в 1799 году в семье академика Павла Брюлло. С раннего детства здоровье мальчика было хрупким — до семи лет он практически не вставал с постели из-за проблем с сердцем. Однако отец не оставлял его без внимания и заставлял заниматься рисованием, и уже тогда у Карла проявились незаурядные способности к изображению людей и животных. Несмотря на очевидные успехи, родитель оставался суровым в своих требованиях. По одной из версий, именно из-за его жёсткости Карл потерял слух на одно ухо из-за оплеухи, полученной от отца. Строгость и требовательность, видимо, дала свои плоды: поправив здоровье, в десять лет Карл поступил в Императорскую Академию художеств.
Благодаря подготовке, полученной от отца, Карл быстро опережал своих сверстников в учёбе. Молодой талант нередко исправлял работы однокашников, чем не раз привлекал внимание преподавателей. Они нередко замечали: «Что, брат, кажется, в эту треть Брюллов хочет дать тебе медаль?» Педагоги быстро распознали его исключительные способности и вскоре предоставили ему возможность создавать собственные произведения, в то время как другие студенты всё ещё копировали работы мастеров. В 1821 году в качестве выпускной работы Брюллов представил картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за которую был удостоен Большой золотой медали. Это достижение дало ему право на пенсионерскую поездку в Италию, организованную меценатами Общества поощрения художников.
Итальянский период жизни стал важнейшим этапом в творчестве художника. Именно там он создал своё знаменитое полотно «Последний день Помпеи», которое было удостоено Гран-при в Париже. Три года ушло на создание картины, и столько же — на подготовку к ней. Шедевр произвёл настоящий фурор: Александр Сергеевич Пушкин посвятил ему стихотворение «Везувий зев открыл», а Евгений Баратынский воспел в строках: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день». Николай I был настолько впечатлён произведением, что сначала поместил его в императорский Эрмитаж, а затем передал Академии художеств. Сегодня шедевр можно увидеть в Русском музее. По воле монарха Брюллов вернулся на родину, где получил звание профессора Императорской Академии художеств.
В Италии Карл Павлович встретил Юлию Самойлову — русскую аристократку, ставшую его музой. В произведении «Последнем дне Помпеи» художник несколько раз изобразил её: в образе двух матерей на переднем плане и в виде девушки в розовой тунике. По заказу Юлии Самойловой Брюллов создал картину «Всадница». Под её влиянием он написал более ста двадцати портретов видных деятелей России и Италии, что стало вершиной его творческого пути.
По возвращении в столицу Брюллов пользовался огромным уважением и был весьма востребован. В 1840 году император поручил ему создать полотно, посвящённое осаде Пскова «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Для поддержки художника была собрана группа историков, организована экспедиция на место событий, а сам Николай I регулярно интересовался ходом работы. Однако такое пристальное внимание и давление привели к обратному результату: Брюллов утратил интерес к проекту и оставил холст недописанным.
В 1843 году художник приступил к росписи плафона купола недавно возведённого Исаакиевского собора. Площадь сферического плафона превышала 800 квадратных метров. Работа была чрезвычайно сложной: штукатурка оставалась сырой, грунт ложился плохо, краска отслаивалась, а в помещении было влажно и прохладно. Стоя на лесах, Брюллов с юмором замечал: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» Но из-за тяжёлых условий труда художник серьёзно заболел и был вынужден отказаться от продолжения работы. Завершать роспись по его эскизам пришлось Петру Басину.
Позднее Брюллов отправился на лечение за границу — сначала на остров Мадейра, а затем снова в Италию, где и провёл последние годы своей жизни. Примечательно, что все расходы на поездку и лечение, включая оплату услуг личного врача, взял на себя Николай I, предоставив художнику жалование профессора академии вперёд на год. Карл Брюллов ушёл из жизни в Манциане, неподалёку от Рима, и был погребён на протестантском кладбище Монте-Тестаччо.
Творчество Карла Павловича Брюллова занимает особое место в истории русской живописи. Он стал ярким представителем позднего русского романтизма, и его работы стали вершиной этого художественного направления. Согласно сведениям HammerPrice российскими аукционными домами было продано 12 произведений художника. Самая высокая цена в размере 85 млн рублей была предложена за работу "Диана, Эндимион и Сатир" на осеннем московском аукционе в 2025 году.
Посетите наш сайт, чтобы узнать больше об аукционных продажах работ Брюллова Карла Павловича.