Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) активно применяется примерно с середины XX века. Ее отличие от большинства других методик — в сугубо практическом подходе. Специалист не анализирует прошлое клиента.
Основная идея — коррекция мыслей и убеждений приводит к изменению нежелательного поведения на желательное. А следовательно, к новым, более благоприятным последствиям. Эффективность метода научно доказана. КПТ — терапия выбора при лечении широкого спектра психологических нарушений.
Чем может помочь сочетание когнитивного и поведенческого подходов? Можно ли выработать новые поведенческие стратегии в процессе общения с доктором? Какие практики применяются и чем они полезны в обычной жизни? На эти и другие вопросы отвечают наши эксперты.
Центральные концепции и принципы
Корень большинства психических аномалий — когнитивные искажения и дисфункциональные внутренние установки. Негативные автомысли нарушают адекватное восприятие себя и взаимодействие с окружающим миром.
Терапевты считают, что наши интерпретации событий определяют эмоциональные и поведенческие реакции (взаимосвязь эмоций, мыслей и поведения). Главные принципы КПТ:
- переучивание — дезадаптивные паттерны являются результатом научения и могут быть изменены;
- терапевтический союз терапевта и клиента — постановка общих целей и активное участие обоих в процессе;
- структурированный подход — каждая встреча включает анализ домашнего задания, работу над текущей задачей и обратную связь;
- ориентация на конкретные цели — терапия направлена на решение определенных трудностей и достижение измеримых результатов;
- развитие навыков самопомощи — обучение клиента на сессиях техникам самостоятельного выявления и коррекции искаженного мышления («терапии самого себя»).
КПТ — краткосрочный проект (или много проектов, если у клиента много запросов). Добиться ощутимых результатов можно за довольно краткий временной промежуток — 5–15 встреч с доктором в зависимости от сложности проблемы.
Но для этого требуется вдумчивая работа над собой. Это ведение дневника эмоций, отслеживание деструктивных установок и их записывание, разработка стратегий и систематическая тренировка приобретаемых навыков.
Цели и задачи психотерапии
Главная цель КПТ — модификация эмоциональных реакций человека. Корректируются его убеждения, взгляды и приоритеты. Итог — коррекция поведения. Активность направляется в нужное русло. Для этого необходимо последовательное выполнение терапевтических задач:
- выявление негативных автомыслей — обучение отслеживанию спонтанных деструктивных паттернов;
- анализ когнитивных ошибок — обучение распознаванию катастрофизации, черно-белого мышления и др.;
- развитие навыков рационального опровержения — обучение проверке внутренних установок на реалистичность и поиску альтернативных интерпретаций;
- формирование адаптивных убеждений — постепенная замена дисфункциональных установок на сбалансированные и конструктивные;
- поведенческая активация — планирование деятельности, приносящей чувство удовлетворения и повышающей уровень мотивации;
- освоение техник релаксации и саморегуляции, управления интенсивными эмоциональными состояниями.
Приобретаемые умения достаточно освоить один раз. Потом их можно применять в разных ситуациях в течение всей последующей жизни. Такой эффект достигается за счет эмпирически поддерживаемых методов. Они заключаются в наблюдении за собственными реакциями и фиксации фактов помимо эмоциональных ответов на события.
Показания к работе с терапевтом
Методика показана психически здоровым и не очень здоровым людям. КПТ отлично справляется со многими болезнями и синдромами:
- депрессиями различной степени тяжести;
- тревожными расстройствами (генерализованным, паническим, социальным);
- обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР);
- биполярным аффективным расстройством I и II типов (БАР I, БАР II);
- посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР);
- расстройствами пищевого поведения (РПП);
- нарушениями адаптации к стрессовым ситуациям;
- бессонницей и другими нарушениями сна;
- трудностями в управлении гневом;
- низкой самооценкой и сложностями самоидентификации;
- психосоматическими проблемами;
- химическими и нехимическими аддикциями (алкогольная, наркотическая или никотиновая, игромания, компульсивный шоппинг и т. д.);
Увы, есть и случаи, когда подход применить не получится:
- выраженные умственные отклонения — деменция, органические поражения мозга, когда больной не способен к усвоению новых мыслительных моделей;
- острые психотические состояния — бред и галлюцинации делают невозможным контакт с реальностью и логический анализ;
- тяжелая умственная отсталость — недостаточный уровень развития абстрактного мышления для работы с когнитивными схемами;
- интенсивное психомоторное возбуждение или выраженная заторможенность — состояния, препятствующие продуктивному диалогу с терапевтом;
- активная химическая зависимость в период интоксикации или абстиненции, когда критическое восприятие серьезно нарушено.
КПТ не подойдет при отсутствии мотивации к изменениям. Эффективно работать с не признающим проблему пациентом не получится. Залог успеха — активное сотрудничество.
Основные методики и техники
Некоторые способы воздействия на сознание и действия пациента:
- когнитивное реструктурирование — выявление и изменение иррациональных убеждений и автоматических негативных мыслей;
- техника экспозиции — постепенное погружение в пугающие ситуации в безопасных условиях для снижения тревоги и стремления к избеганию;
- поведенческая активация — планирование деятельности, приносящей чувство удовлетворения, для борьбы с апатией и депрессией;
- рескриптинг — техника нейтрализации травматических воспоминаний через их переосмысление и изменение перспективы;
- ведение дневника — регулярная запись ситуаций, автомыслей и эмоций для их последующей проработки и устранения (при необходимости);
- шкалирование эмоций — количественная оценка интенсивности переживаний для развития навыков их регуляции;
- остановка внутреннего диалога — техника прерывания навязчивых размышлений с помощью специального сигнала.
Часто используется ретроспективный функциональный анализ поведения для выяснения, какую функцию несут те или иные поступки. В ходе анализа причины и цели принятых решений и реакций соотносятся с последствиями. Это помогает в будущем контролировать себя и поступать наиболее конструктивно.
Сопутствующая фармакотерапия
Терапия целенаправленно работает с определенным кругом проблем (заранее сформулированным запросом). Специалист не углубляется в бесконечную проработку детских травм и поиск причин ложных уверенностей.
Цель сессий — не обсуждение трудностей, а их устранение и повышение качества жизни клиента (пациента). Часто психотерапевт имеет действующую лицензию психиатра. Это дает возможность сочетать психологическое воздействие и медикаментозную поддержку.
В зависимости от характера заболевания применяются психотропные средства:
- антидепрессанты при депрессивных эпизодах и ПТСР;
- анксиолитики для купирования тревоги и повышенного психомоторного возбуждения;
- нормотимики при БАР для стабилизации настроения и профилактики эпизодов;
- антипсихотики при тяжелых формах тревожности, для коррекции мыслительных нарушений и устранения продуктивной симптоматики при шизофрении;
- стимуляторы при синдроме дефицита внимания и гиперактивности для улучшения умственных функций;
- препараты для лечения зависимости от психоактивных веществ.
Перечисленные средства могут провоцировать нежелательные реакции со стороны нервной (и не только) системы. К примеру, при продолжительном приеме нейролептиков (они же антипсихотики) часты экстрапирамидные нарушения. В их число входят паркинсонизм, акатизия и другие гиперкинезы. Для снятия нежелательных побочных эффектов применяются препараты-корректоры.
Психотерапия во многих случаях первична относительно медикаментозного лечения. Лекарства помогают временно — только пока пациент их принимает. КПТ же способна модифицировать мышление человека и научить его помогать себе самостоятельно.
Материал оказался полезен? Ставьте лайк, делитесь в комментариях своими историями по теме и подписывайтесь на наш Дзен, Дзен-видео, Youtube-канал.
Есть противопоказания. Необходима консультация специалиста.