Если в семье нет ребенка школьного возраста, то об олимпиадах вы слышите максимум в новостях. Чаще всего – в период приемной кампании в вузы, когда озвучивают статистику по счастливым олимпиадникам, поступившим в ведущие вузы страны.
А вот если вы – родитель школьника, то уже примерно с 5-го класса слово «олимпиада» прочно входит в повседневную жизнь. И чем старше ребенок, тем больше ажиотажа вокруг всевозможных интеллектуальных состязаний. Есть олимпиады, которые расширяют кругозор и «прокачивают» учебные навыки, другие турниры дают преимущество при поступлении в профильный класс, лицей или гимназию. А еще существуют престижные соревнования, призеры которых почти гарантированно поступают на бюджет в любой вуз.
Некоторые дети еще в средней школе сознательно начинают участвовать в интеллектуальных состязаниях разного уровня, чтобы набрать «очки» для поступления. Другие же делают акцент на обычной учебе и подготовке к ЕГЭ. Но как быть, если ребят из второй категории школа заставляет участвовать в олимпиадах, отнимая время и силы? Можно ли отказаться? И стоит ли? Об этом и говорим сегодня.
Что делать, если ребенка заставляют участвовать?
«Мой сын в десятом классе учится. Нагрузка высокая, уже к ЕГЭ готовиться начинает, а тут еще в школе постоянно олимпиады. По всем предметам. Просто учителя приходят и объявляют, что через неделю участвовать должны все. Хотят или нет – вообще никому неинтересно.
Но я вижу, что ребенок устал. Он сам постоянно жалуется, что не успевает готовиться ко всему. Можно ли отказаться от ненужных олимпиад на законных основаниях? И чтобы потом не было проблем с учителями», – задает вопрос мама десятиклассника из Москвы на юридическом форуме.
Подобных вопросов в сети много. И если вы как раз ищете ответ, то сразу рассказываем о правовой стороне «олимпиадного движения».
Статья 77 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гласит: учащиеся школ на добровольной основе принимают участие в интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях. Аналогичная норма есть и в Порядке проведения олимпиад школьников, закрепленном Приказом Минобрнауки РФ № 566 от 22.06.2022. А еще это условие всегда прописано в правилах проведения конкретной олимпиады – любой из существующих.
Итак, обязательно ли проходить олимпиады в школе? Нет, принуждение детей к участию в любых соревнованиях недопустимо.
Почему школы настаивают?
На практике школы часто вынуждены давить на детей – от них самих требуют высоких показателей по числу олимпиадников. В некоторых регионах, например, от этих цифр зависит рейтинг учебной организации и шансы на получение образовательных грантов. В итоге – тупик: дети не хотят, а школам нужно отчитаться.
И если не получается мотивировать учащихся, остается только заставить. Но если это идет в ущерб целям ребенка или его здоровью – родители вправе требовать, чтобы нежелание школьника учитывалось.
Что делать родителям?
Сначала попытаться решить вопрос миром. Для этого:
- поговорите с классным руководителем, объясните, что дополнительная нагрузка слишком высока для ребенка;
- для наглядности можете взять с собой выдержки из законодательных актов, правил проведения турниров;
- при необходимости повторите те же доводы администрации школы.
Школа вас не слышит и продолжает настаивать? Придется действовать официально:
- Напишите заявление на имя директора, в котором изложите факты давления на ребенка и свою позицию по этому вопросу (отказ);
- Если первый шаг не сработал, подайте жалобу в местный департамент образования.
- Последние инстанции – Минобрнауки и Рособрнадзор. Туда можно направить обращение, если на предыдущих этапах проблема не решилась.
- Подумайте над сменой школы, чтобы избежать предвзятого отношения к ребенку.
Но если говорить о практике, до серьезных «бумажных войн» дело доходит редко. Обстоятельного разговора с учителем и директором обычно достаточно. Тем более, когда вы не хотите портить отношения со школой.
Если вы абсолютно уверены, что ребенку не нужны никакие олимпиады, следуйте плану выше. Но, возможно, есть смысл отказаться только от лишних мероприятий. И оставить те, которые могут быть полезны школьнику.
Какие вообще существуют интеллектуальные состязания? И что они дают? Рассказываем дальше.
Какие бывают олимпиады и чем они отличаются
Интеллектуальных турниров в России много – на любой интерес. Среди них есть как престижные, которые дают льготы для поступления, так и просто увлекательные соревнования для расширения кругозора.
Всероссийская олимпиада школьников
ВсоШ можно назвать главной олимпиадой страны. Именно призеры этого турнира поступают в именитые вузы почти автоматически. Состязания по любому из 24 предметов проходят в несколько этапов:
- Школьный. Организуется на базе обычных школ, поучаствовать может каждый учащийся, в том числе и дети на семейном образовании (с 4-го или 5-го класса). По желанию, естественно. Это своего рода отборочный тур, который проводится очно и даже онлайн. Ежегодно свои силы на этом этапе пробуют миллионы российских школьников.
- Муниципальный. Здесь соревнуются дети, которые получили проходной балл на предыдущем этапе. Принять участие можно начиная с 7-го класса.
- Региональный. Проводится среди учеников 9-11-х классов, которые хорошо показали себя на муниципальном этапе.
- Заключительный. Участники – школьники, которые набрали нужное количество баллов на уровне региона.
Задания на ВсоШ сложные, участники должны иметь углубленные знания по предмету. Школьной программы точно не хватит.
Перечневые олимпиады
Это тоже престижные состязания. Многие перечневые турниры проходят на базе ведущих вузов, а победители получают преимущества при поступлении.
Список соревнований по разным дисциплинам ежегодно утверждает Российский совет олимпиад школьников (РСОШ), на сайте организации можно найти все подробности.
Больше всего преимуществ дают олимпиады 1-го уровня, такие как «Высшая проба», «Ломоносов», отдельные профильные вузовские турниры.
Региональные конкурсы
Такие состязания организуют отдельные гимназии, лицеи, школы и даже коммерческие компании. Как правило, никаких льгот при поступлении в вуз победители не получают. Поэтому участвовать в них есть смысл только затем, чтобы проверить свои знания, научиться решать нестандартные задачи, потренироваться и, конечно, завести новых друзей.
Примеры состязаний: предметные (Школьная биологическая олимпиада МГУ, Конкурс юных НИУ ВШЭ) соревнования, турниры для младших школьников (математический конкурс «Кенгуру») или какие-то креативные олимпиады.
Зачем участвовать в олимпиадах?
Если говорить об общих плюсах таких состязаний, можно выделить:
- возможность получить объективную оценку знаний;
- расширение кругозора;
- углубленное изучение интересующих предметов;
- развитие нестандартного мышления;
- можно понять свои склонности, таланты и так далее.
Но у турниров разного уровня есть и чисто практические преимущества. Иногда – даже очень весомые. Смотрим на примерах.
Победители и призеры последнего этапа ВсоШ получают льготы при поступлении практически в любой вуз.
🏆Никаких вступительных экзаменов. Если финалист ВсоШ поступает на специальность по профилю олимпиады (например, на инженерное направление после ВсоШ по физике), сдавать ЕГЭ по дисциплине не нужно, диплом финалиста – это автоматически высший балл. Нужно только пройти ЕГЭ по русскому и математике, чтобы получить аттестат.
🏆100 баллов за ЕГЭ. Это вариант для ребят, которые поступают в вуз не по профилю ВсоШ. В этом случае им просто зачтут 100 баллов по дисциплине олимпиады.
🏆За диплом финалиста регионального этапа ВсоШ можно получить дополнительные баллы в рейтинге абитуриентов конкретного вуза (некоторые университеты засчитывают такой результат в качестве индивидуального достижения).
🏆Возможны и другие льготы (выплаты, стипендии) – каждый вуз сам принимает такие решения.
Теперь о перечневых олимпиадах.
Победители олимпиад РСОШ 1-го уровня тоже могут рассчитывать даже на поступление без вступительных испытаний. Но тут уже вузы решают, какие именно турниры дают такое преимущество. Часто это состязания, организатором которых выступал сам университет.
📌100 баллов на ЕГЭ. Каждый вуз определяет список соревнований РСОШ, которые дают такую льготу.
📌Дополнительные баллы к рейтингу.
📌Важно! Результаты турниров РСОШ нужно подтверждать баллами за ЕГЭ (в отличие от ВсоШ). Если на Едином госэкзамене по олимпиадной дисциплине набрать меньше 75 баллов, диплом победителя не засчитают.
Региональные и другие олимпиады
Льгот здесь можно не ждать, но плюсы тоже есть.
🧩Можно попробовать свои силы, найти пробелы в знаниях и учесть это в дальнейшей образовательной стратегии.
🧩Креативные и нестандартные задания могут стать источником мотивации углубленно изучать предмет.
🧩Дополнительные знания пригодятся на ОГЭ и ЕГЭ.
🧩Любые достижения дарят радость и положительные эмоции.
🧩На некоторых интеллектуальных состязаниях есть денежные и ценные призы.
А теперь «ложка дегтя» – чрезмерное увлечение олимпиадами имеет свои недостатки и даже риски. О них ниже.
Риски и как их снизить
Подготовка к любым турнирам, особенно к перечневым олимпиадам и ВсоШ – это дополнительная нагрузка. Даже набрать проходной балл на школьном этапе непросто, а к региональному и заключительному придется серьезно готовиться.
Занятия с репетиторами, часы за учебниками и дополнительными материалами, выездные сборы – это все может привести к переутомлению и даже выгоранию. Кроме того, ребенок будет пропускать занятия, отставать от программы, а то и не успевать готовиться к ЕГЭ. Результат – акцент на олимпиадах может отрицательно сказаться на общей успеваемости ребенка и его знаниях.
ЕГЭ – это вообще отдельная тема. Все-таки Единый госэкзамен проверяет степень освоения школьной программы. Тогда как на престижных интеллектуальных состязаниях зачастую нужны дополнительные знания и нестандартное мышление. Были случаи случаи, когда дети, показавшие блестящие результаты на самых сложных состязаниях, потом проваливались на ЕГЭ. Просто потому, что акцент был сделан на другой программе.
Как избежать таких страшных последствий? Важно изначально выбрать правильную стратегию:
- Не стоит распыляться на любые олимпиады. Участвовать стоит в тех, которые соответствуют цели ребенка. Хотите поступать в конкретный вуз или уже выбрали направление подготовки? Делайте упор на перечневых и ВсоШ. И заранее посмотрите на сайтах интересующих вузов, какие льготы дают те или иные олимпиады.
- Учитывайте интересы школьника. Не нужно пытаться участвовать в турнирах по всем школьным предметам, выберите один-два предмета, к которым у ребенка есть интерес.
- Соблюдайте баланс учебы и отдыха. Участие в той же ВсоШ – это длительная история. Поэтому готовиться нужно планомерно, а не сидеть сутками месяц перед олимпиадой.
- Не забывайте про увлечения, хобби, общение. Олимпиада – это важно, но жизнь от ее результатов точно не зависит. Если ребенок не будет отдыхать, отвлекаться на другие занятия и общаться, есть риск выгорания, нервных срывов, общего ухудшения здоровья и эмоционального состояния.
- Лайфхак для участников ВсоШ. Результаты действуют четыре года. Если школьник стал победителем или призером в 9-10 классе, с этим дипломом он спокойно поступит в вуз после 11-го класса. А последний год в школе лучше посвятить все же подготовке к ЕГЭ.
Большинство экспертов советуют делать упор именно на ЕГЭ, ведь это общепринятый формат проверки знаний. И в общем порядке поступать в вуз придется именно по результатам Единого госэкзамена. Олимпиада же – это хорошая возможность повысить свои шансы. Но не единственный вариант. Поэтому даже если на престижном турнире не получится одержать победу, всегда остается традиционный путь – ЕГЭ.
И напоследок совет родителям: не требуйте от ребенка слишком многого.
«Если вы постоянно требуете от школьника отличных оценок, побед на олимпиадах и высоких достижений, со временем ему начнет казаться, что вы цените его только за хорошие «показатели». А не как человека. Это может привести к страху неудач по жизни, снижению самооценки и даже формированию комплекса неполноценности
Лучше помогите школьнику найти сферу по душе, помогите раскрыть способности и таланты. И главное – всегда поддерживайте ребенка, в победах и поражениях будьте с ним рядом. Дайте понять, что вы всегда на его стороне. И что вы цените его, несмотря на оценки или успехи на олимпиадах», – резюмирует психолог Онлайн-школы № 1 Кира Гольдштейн.
А что вы думаете, стоит ли отказываться от участия в олимпиадах? Рассказывайте свои истории и делитесь мнениями в комментариях!
Советуем к прочтению: Нужна ли школьная форма? Плюсы, минусы, закон и как договориться со школой