Сегодня поговорим о первом массовом советском дизельном тракторе.
Советский трактор «Сталинец С-65» — легендарная машина, ставшая символом индустриализации и технического прогресса в СССР. История этой модели началась в 1930-е годы, когда страна активно развивала сельское хозяйство и промышленность, остро нуждаясь в мощных и надёжных тракторах для решения масштабных задач. С-65 стал второй моделью Челябинского тракторного завода — более совершенной и продуманной машиной с передовым для своего времени дизелем. Именно «Сталинец С-65» впервые в истории СССР получил серийный дизель. Об особенностях конструкции двигателя расскажем чуть позже. А пока можно посмотреть видео о тракторе.
Начало серийного выпуска
Трактор «Сталинец С-65» начали выпускать на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) в 1937 году. Его создание стало результатом серьёзной модернизации первой заводской модели — «Сталинца С-60», созданного на основе трактора Caterpillar Sixty. Название «Сталинец» дали в честь Иосифа Сталина, являвшегося тогда символом индустриализации и прогресса. В середине тридцатых годов практически все предприятия называли именем Сталина, поэтому советская промышленность воспринимала такое наименование вполне естественно.
Дизельный двигатель С-65
Трактор «Сталинец С-65» оснащался дизельным двигателем мощностью 65 лошадиных сил. Двигатель разрабатывался специально для тяжёлых условий эксплуатации и отличался высокой надёжностью и экономичностью. Его появление было связано с масштабной программой внедрения дизелей в СССР. В 1934 году в Советском Союзе провели международный конкурс и выбрали лучший дизельный агрегат современности. Испытания проходили 17 различных дизельных двигателей из Англии, Германии, США и других стран. Победителем стал американский образец компании Caterpillar. Опираясь на американские разработки был создан собственный двигатель с высоким КПД, работающий на дешевом топливе.
Дизельный предкамерный ( или форкамерный) М‑17, это 4‑цилиндровый, 4‑тактный агрегат с топливным насосом, плунжерного типа (по образцу Caterpillar), обеспечивающий подачу топлива под высоким давлением в предкамеры цилиндров.
Топливо сначала впрыскивается в небольшую предварительную камеру (форкамеру), где начинается горение, а затем смесь перетекает в основной объём цилиндра. Это снижало жёсткость работы дизеля и улучшало воспламенение. Такая схема обеспечивала надёжное воспламенение при низких температурах и относительно плавную работу двигателя.
Новый советский дизельный двигатель М-17, кроме дизельного топлива, мог также работать на смеси автола с керосином, и заводился от отдельного пускового 20-сильного бензинового движка. Самое интересное, что тракторы, использовавшиеся на лесозаготовках, оснащались газогенераторной установкой, работавшей на твёрдом топливе — простых деревянных поленьях. Такая версия трактора получила индекс СГ-65.
Сам трактор конструкторы практически не изменяли, поскольку одним из главных требований к новому двигателю М-17 была установка его на прежнюю модель трактора С-60 без значительных доработок. Четырехцилиндровый дизель объёмом 13,5 литра оказался мощнее и экономичнее своего предшественника, работавшего на лигроине. Подверглись изменениям коробка передач — новый двигатель обеспечивал больше оборотов в минуту, поэтому увеличили передаточные числа, заменили гусеницы — для равномерного распределения веса. Расширили радиатор, для лучшего охлаждения. Теперь топливный бак объемом 300 литров разместили за двигателем, закрыв его сверху капотом.
На устранение слабых мест дизеля ушло несколько месяцев, и в январе 1937 года М-17 представлен на утверждение. В марте завод выпустил последние С-60, больше двух месяцев конвейер бездействовал, и после переоборудования 20 июня сошёл первый дизельный трактор С-65. Началось массовое производство. Уже в феврале 1938 года первая партия С-65 в количестве 60 штук отправилась на экспорт.
Трансмиссия
Трансмиссия трактора «Сталинец С-65» была механической, с тремя передачами вперёд и одной назад. Это обеспечивало высокую манёвренность и возможность работы на разных скоростях. Трансмиссию разработали с учётом тяжёлых условий эксплуатации, она отличается высокой надёжностью. По сути её позаимствовали у предыдущей модели С-60 изменив передаточные числа. Максимальная скорость трактора достигает 7 км/ч. Расход топлива на 100 километров пробега превышает 200 литров.
Ходовая часть
Ходовая часть трактора «Сталинец С-65» выполнена гусеничной, что обеспечивает высокую проходимость и устойчивость на любых грунтах. Гусеницы изготовлены из высокопрочной стали и отличаются износоустойчивостью. Благодаря этому трактор способен эффективно трудиться в условиях бездорожья и сложных грунтов. Длина машины немногим больше четырёх метров, масса — превышает десять тонн.
Трактор «Сталинец С-65» стал символом индустриализации и технического прогресса в СССР. Его надёжность, мощность и экономичность сделали его незаменимым помощником в сельском хозяйстве и промышленности. Сегодня этот трактор остаётся символом эпохи, когда страна активно развивалась и строила своё будущее. В 1939 году вышел культовый советский фильм «Трактористы», где трактор С-65 стал одним из главных героев киноленты. Выпуск машины продолжался вплоть до 1941 года. Затем ЧТЗ перешёл на производство танков.
Всего было изготовлено более 37 тысяч таких тракторов. С началом Великой Отечественной войны огромное количество машин поступило в Красную Армию, где использовалось в качестве артиллерийских тягачей. После окончания боевых действий все трактора вернулись в народное хозяйство, проработав там ещё долгие годы.
Этот конкретный экземпляр представлен в музее «Моторы Войны». Машину много лет назад нашли в болотах Псковской области, где она была потеряна ещё во времена войны. Осталось дождаться динамического показа,, чтобы увидеть её в движении.