Разберемся с точки зрения науки. Будем без мифов и без «психотипчиков из XX-сети».
В статье речь пойдёт о классических типах личности A, B, C и D и том, что наука на сегодня реально знает о связи между ними и присущими заболеваниями. Теперь по порядку.
Тип А
Какой это тип:
- высокая требовательность к себе, перфекционизм;
- постоянная спешка, нетерпение, чувство гонки «успеть больше»;
- раздражительность, вспышки гнева;
- хроническое напряжение.
Исторически тип А описали кардиологи Мейер Фридман и Рэй Розенман еще в конце 1950-х, когда заметили, что многие их пациенты с сердечно-сосудистыми проблемами живут в режиме постоянного внутреннего ускорения. Исследования тогда показали, что поведение типа А связано с повышенным риском ишемической болезни сердца.
Что важно уточнить с точки зрения современной науки:
- враждебность, гнев и хронический стресс, то есть эмоциональная составляющая «я в бою всегда» определяет характер типа А.
- сама по себе амбициозность или трудолюбие не убивает сердце. Опасен длительный, неразгружаемый «надо-сейчас-срочно-идеально» с внутренним напряжением.
Риски, о которых говорят современные исследования:
- более высокий уровень стресса и, как следствие, артериального давления;
- больший риск сердечно-сосудистых событий (инфаркты и т. п.), особенно если присутствуют гнев, агрессия, подавляемая злость;
- выгорание, нарушения сна.
Тип B
Какой это тип:
- более спокойный, гибкий, терпеливый;
- конкурентность ниже, чем у типа А;
- лучше переносит неопределённость и ожидание;
- меньше внутреннего «я должен доказать всем».
Таких людей раньше считали условно «защищёнными» от сердечно-сосудистых рисков именно потому, что они меньше живут в режиме постоянного стресса.
Но у типа B есть своя уязвимость, о которой говорят клиницисты: за счёт расслабленного стиля они могут быть менее настойчивыми в вопросах самонаблюдения за здоровьем (чек-апы, питание, режим), то есть риски идут не от стресса, а от недооценки факторов риска.
Тип C
Тут нужно быть особенно аккуратными.
Тип C в найчной литературе часто описывают как:
- эмоционально сдержанный;
- стремящийся к гармонии любой ценой;
- избегает конфликтов;
- привык подавлять злость и неудовольствие;
- ориентирован на соответствие ожиданиям других.
В 80-90-х годах существовала гипотеза, что такой «самоудобный» стиль связан с бóльшим риском онкологических заболеваний — идея была в том, что хроническое подавление эмоций и отсутствие выражения злости якобы «подрывают иммунитет» и делают человека более «ранимым к раку».
Важно: эти исследования позже были раскритикованы за методологические нарушения, конфликт интересов и статистические аномалии; часть работ в этой линии признали небезопасной и ненадёжной.
Современная научная позиция выглядит так:
- нельзя честно и ответственно сказать «тип личности C вызывает рак»;
- но можно сказать, что хроническое подавление эмоций, жизнь «чтобы никого не расстроить», высокий уровень внутренней напряжённой покорности связаны с высоким уровнем стресса и повышенной психологической уязвимостью — тревогой, депрессией, соматическими жалобами. Это влияет на качество жизни и косвенно — на иммунные и гормональные процессы.
Тип D
Тип D описал бельгийский психолог Йохан Деноллет. Этот паттерн включает две ключевые оси:
- крайний негативизм, склонность часто испытывать мрачные ожидания;
- тенденция не показывать это наружу, не делиться, держать внутри, бояться оценки ( социальная ингибиция).
Внутри — буря, снаружи — тишина.
Что показывает исследование последних лет:
- тип D связан с худшим прогнозом при уже существующих проблемах со здоровьем (хуже восстановление, выше риск неблагоприятных исходов);
- у людей с типом D чаще фиксируют повышенный уровень хронических воспалительных маркеров
Важно: в отличие от «типа С и рак», связь «тип D и худший прогноз» подтверждается исследованиями куда устойчивее и регулярно воспроизводится в разных выборках.
Что из этого вообще полезно нам, реальным людям, а не выборкам из статей?
- Куда смотреть в первую очередь
Если вы «тип А» — следите не только за графиком и успехами, но и за злостью, телесным напряжением, сном, давлением.
Если вы ближе к «тип D» — вам жизненно важно не оставаться в эмоциональной изоляции. Закрытость + хронический внутренний негатив = фактор риска и для психики, и для сердца. Поддержка, терапия, обучение выражению эмоций — это не «слабость», это профилактика осложнений. - Поведение — управляемо.
Научные данные показывают, что изменение поведенческих паттернов снижает риски. Например, работа с выражением агрессии и снижением враждебности у «типа А» связана с лучшим прогнозом после инфаркта. То есть психологическая работа буквально влияет на сердечно-сосудистые исходы. - Психика и тело — неразделимы.
Условно: не бывает «просто сложный характер». Это всегда и гормоны стресса, и воспаление, и сон, и иммунитет. Поправили сон - поправили эмоциональное состояние!
Именно поэтому психическое здоровье — не про «настроение», а про долгосрочную соматику.
Важная оговорка
Сегодня многие популярные блоггеры красиво продают идею «твой характер вызывает твою болезнь». Это звучит жёстко, обвиняюще и очень токсично.
Наука так не думает. Наука думает иначе:
У определённых типов личности есть тенденция создавать условия — хронический стресс, изоляция, подавление эмоций, переутомление без восстановления, — которые повышают нагрузку на тело.
Если мы учимся с этой нагрузкой работать, риски снижаются.
И это хорошая новость. Потому что характер — это, в том числе, навык, стиль реагирования. А навык — можно менять.
Нужна помощь разобраться во всем этом? Вы знаете, где меня найти!