Найти в Дзене

Морская стража. Гл. 72, 73, 74. «Колыма». Контейнеровоз «Аскольдова песня».

Начало читайте здесь. Главы 68, 69, 70, 71. «Колыма» Хроника пиратства
Действия пиратов тоже стали более дерзкими. Если в 2018 году они похитили в Гвинейском заливе 78 членов экипажей судов, то в 2019-м взяли в плен уже 121 человека и зарегистрировано 146 захватов кораблей. Это в два раза больше, чем в 2016 году. Пираты часто уводят захваченные корабли на несколько дней, успевая разграбить трюмы и потребовать выкуп за освобождение экипажей. Боевой бот снабжения и десантирования быстро домчал нас до проходящего мимо контейнеровоза. Взошли, точнее вскарабкались на борт по скользкому штормтрапу. Борт не высокий, чуть выше, чем у «Академика» – пиратоопасен. Эх, это не те огромные рудовозы, которые мы охраняли несколько лет тому назад и на который пирату, даже опусти ему трап, взобраться была большая проблема. Встречу и приём секьюрити организовывал чиф и боцман. Тощий старший помощник, довольно молодой, высокого роста под два метра, довольно тощ, говорлив, смешлив и весел. Схватил коро

Начало читайте здесь.

Главы 68, 69, 70, 71.

«Колыма»

Хроника пиратства

Действия пиратов тоже стали более дерзкими. Если в 2018 году они похитили в Гвинейском заливе 78 членов экипажей судов, то в 2019-м взяли в плен уже 121 человека и зарегистрировано 146 захватов кораблей. Это в два раза больше, чем в 2016 году. Пираты часто уводят захваченные корабли на несколько дней, успевая разграбить трюмы и потребовать выкуп за освобождение экипажей.

Боевой бот снабжения и десантирования быстро домчал нас до проходящего мимо контейнеровоза. Взошли, точнее вскарабкались на борт по скользкому штормтрапу. Борт не высокий, чуть выше, чем у «Академика» – пиратоопасен. Эх, это не те огромные рудовозы, которые мы охраняли несколько лет тому назад и на который пирату, даже опусти ему трап, взобраться была большая проблема.

Встречу и приём секьюрити организовывал чиф и боцман.

Тощий старший помощник, довольно молодой, высокого роста под два метра, довольно тощ, говорлив, смешлив и весел. Схватил короб с автоматами и самостоятельно потащил на «колокольню» несмотря на мои протесты и предложения о помощи.

– Дай хоть за автоматы подержусь – давненько я оружия в руках не держал!

– Дык, они ж запакованы и под замком!

– А руки и душа их чуют! – смеялся чиф Антон и волочил их все выше и выше – затянул аж на седьмую палубу. Следом тащился я с коробкой патронов, за мной тяжело дышал ланкиец с мешком – каски и в замыкании каравана боцман с бронежилетами. Забрались, запыхались. Боцман попутно велел закинуть наши вещи по каютам и снабдить всем необходимым в быту. Молодец – оперативно!

Разложили ящики вдоль борта, в дальний угол, распечатали, занялись чисткой. Чиф суетился вокруг: дай потрогать, дай подержать…

– Оружие диковинное, иностранное. Ни разу в руках не держал такого…

– «Raifl FN»!  Бельгийская автоматическая винтовка.

Из открытыхисточников.
Из открытыхисточников.

– Ух, ты! Интересно как!

– Ты словно большой ребёнок! Садись рядом, да помогай, чисть третий ствол! – устав от навязчивости велел я ему. – Больше будет пользы, чем просто так хватать руками…

– Стрельнуть дашь?

– Посмотрим. Надо спросить у ланкийца – он хозяин. И с мастером поговорить.

– Мастер не откажет! Мастера беру на себя! – затараторил Антон.

Сверили номера ещё раз, почистили, вновь пересчитали патроны, амуницию. Несмотря на заметную усталость от карабканий по трапам и чистку в душном помещении, быстренько составил отчёты и направил Яркину и владельцам оружия на Шри-Ланку в охранную компанию.

Два молодых штурмана о чем-то активно переговаривались – мастер был занят документами в совмещённом с каютой офисе. Отправился знакомиться – представиться.

Доложился,  познакомились. Предложил вечером пообщаться плотнее, пока мы не заступили на боевую вахту.

Мастер даже обрадовался:

– Конечно! А я думал с кем мне отметить свадьбу сына? Сегодня он женится во Владивостоке, а я тут в море болтаюсь… Прибыть ко мне в каюту двадцать ноль-ноль.  Чиф как раз вахту сдаст. Тогда и поговорим, а пока у меня дела, а вы осваивайтесь, размещайтесь, обедайте, ужинайте, отдыхайте. Второй азиат?

– Ага, ланкиец.

– Ну и хорошо. К столу его не зовём?

– Зачем? Другая культура, общаться некомфортно на смеси языков за рюмкой, да и молод он…

Каюта моя оказалась довольно чистой, ведь пароход только купили у иностранцев – бегал по Европе.  Поселили в овнерской, прохладная с диванчиком и столом, спальное помещение с кроватью и шкафом, санузел. В каюте на переборке висят репродукции картин и японская графика.

Прошёл по надстройке: удручил трап – резко вертикальные ступени, поднимаешься с усилиями на руки, держась за поручни. Общая кают-компания на пятнадцать членов экипажа: два стола, окно на камбуз, пара шкафчиков под продукты, холодильник, кофеварка, микроволновая печь. Маленькая столовка, тесная как и всё в этой надстройке. Довольно тесно, но учитывая вахты, на приём пищи одновременно собиралось не более шести человек. И опять всюду репродукции. Уютно, красиво! Жить можно…

Позади надстройки, на третьей палубе под навесом трапа, место для отдыха: стол и две скамьи, однако там не посидеть и реально не отдохнуть. Курящие забегали на пять минут, и быстро убегали – сажа из трубы и густой дым не давали расслабиться.

Машина работала на полную мощь – труба гудела и вибрировала – казалось, вот-вот взлетим! Однако не взлетали – лишь бежали на всех парах.

На мостике возились с документами второй и третий штурманы: второй занимался прокладкой курса, а третий документацией. Оба хитро переглядывались и о чем-то тихо шептались. Третий – великан под два метра Рома, второй коренастый крепыш Валера. Роман с окладистой бородой, которую он регулярно начёсывал, чернявый Валера с тонкой полоской усов над губой.

Штурманов буквально распирало любопытство, и они явно хотели о чем-то поговорить.

– Вы, вероятно, нас не помните и не узнаете? – не выдержал Роман.

– Я? Вас? Нет, не припоминаю… Я давно приморские суда не сопровождал…

– Нет! Мы с вами шли на паруснике! Не помните, пять лет назад?

– Ух, ты! Серьёзно?

– Да! Вы нам ещё лекцию читали о сомалийском пиратстве и о своей литературе рассказывали!

Я даже рассмеялся:

– Вот это встреча! Ты посмотри, какие орлы вымахали! В лица, конечно, не помню, вы тогда совсем юными были, да и курсантов было восемьдесят! А с вашим командиром капитаном второго ранга Володей, я по-прежнему в переписке.

– Мы тоже с ним регулярно общаемся, интересуется нашими успехами…

Я отставил в сторону кружку с чаем и продолжил расспросы:

– Валера, а как ты умудрился за три года стать вторым штурманом?

– Повезло… – усмехнулся крепыш. – Должность подвернулась – это мой первый рейс ревизором.

Роман перебил товарища:

– Скромничает! Он у нас был на курсе отличником – зубрилка! Вот и потому и дико растёт…

– Скажешь тоже… Тебя вот мастер тоже аттестовал на второго. По приходу во Владик пересядешь на другой контейнеровоз и будем на равных!

...И действительно, вскоре Роман стал ревизором, а Вадик через два года чифом...

Вечером я взял «боезапас» и поспешил в каюту капитана. Стол уже ломился закусками: от красной икры и красной рыбы, до балыков и мяса.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Старпом шустро накрывал на стол: накладывал в плошки салаты и закуски, расставлял рюмки, вилки, бутылки…

Словом, хлебосольно, как это обычно бывает у настоящих моряков! Хотя изредка попадаются и такие, что хлеба и чая не выпросишь…

– Я один, как договаривались без азиата. Будет хлопать глазами ничего не понимая. Да и зачем спаивать неокрепшие народы?

Мастер согласился:

– Верное решение. О чем нам с индусом говорить? О погоде, о природе?

Владимир Иванович нетерпеливо усадил на место неугомонного чифа:

– Хватит суеты! Все сами наткнём вилками, а чего не достанем – тогда тебя попросим. Поднимем бокалы?

Мастер по-хозяйски разлил в стаканы виски.

– У меня тост – за здоровье родителей!..

– Верно! Тем более с нами сидит родитель, сын которого успешно в этот день брачуется.

– Поздно! Уже зарегистрировались и отпраздновали! Антон, забыл? По дальневосточному, они уже на брачном ложе – во Владивостоке далеко за полночь!

Чиф кивнул и продолжил:

– Итак, Владимир Иванович, за вас и вашего замечательного единственного сына!

– Да, к сожалению, сынок всего один. Это ты у меня, Антоша больно шустрый, уже успел троих с женой сотворить! И когда только успеваешь между зимовками на Крайнем севере…

Выпили, я в полном недоумении смотрю на мастера:

– Как же так? Вы в море, а сын женится…

– Да ну его, баламута! Он у меня тоже моряк, как и Антон – старпом. Они с невестой долго мутили: свадебный тур подбирали, ресторан. Тянули тянули с решением, два раза переносили, я в пароходстве тоже переносил контракт. Меня вызвали в офис и сказали надо ехать в Европу, на перегон. Я согласился, куда деваться – работа. А сынуля мне через неделю объявляет, что у него тоже контракт через месяц и потому свадьба на август. И менять что-либо уже поздно – невеста в панике. И вот я тут, а жена, сваты, друзья – там. Сват даже обиделся. Ну да ничего… Через две недели дойдём, через месяц на берег сойду – наверстаем…

Антон встрепенулся:

– А как же рейс на Магадан? Вы же обещали…

– Пойдём, пойдём… Судно примут, пройдём регистр и смену флага, пока будем грузиться, ты на судне посидишь – покомандуешь, я дома отмечусь и в рейс. Успокойся!

Андон обрадованно заулыбался. А мастер продолжил:

– Константин! Я Антону верю как себе самому! Надёжнейший человек и хороший моряк. Я с ним уже шесть лет! Взял ещё третьим штурманом. Пошли мы Северным морским путём, ледокол застрял во льдах и не пробился к нам и мы застряли. Затёрло льдами. Зимовали почти полгода. Рядом посёлок – часть груза им доставили, а часть потом, когда нас освободили довезли дальше. С провизией было туго: мясо, рыба, пшено, овощи, фрукты – всё кончилось. Покупали и меняли у чукчей на солярку и бензин, на мазут. В целом не так страшно было, хотя белые медведи несколько раз залазили со льдин на борт – ходили, хозяйничали…

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Антон радостно заулыбался:

– Ага, заступаю на вахту, надо организовать матросов на скалывание обледенения, гляжу – на палубе огромный медведь! Трётся о леера жо@пой! Даже погнул их, зараза… Походил-походил, жрать не нашёл и ушёл…

Мастер кивнул, соглашаясь:

– Было дело! Мой старпом при первой же возможности сбежал, второй сбежал, дед слился, боцман тоже. Половина экипажа в первый месяц улетела домой. Я Антона сразу во вторые помощники, а через рейс произвёл в старпомы – диплом у него есть. Толковый парень. В тридцать лет уже чифом стал!

– Пора и мастером идти… – намекнул Антон, хитро кося глазом. – Я не намекаю на ваше место, на другое судно. Отпустите?

– Отпущу, но ты сначала диплом переоформи. Сертификаты продли. Задолбали эти сдачи и пересдачи! Каждые пять лет выкачивание денег из моряков. Можно подумать, эти пер@дуны на берегу знают больше меня, того, который ходит в моря почти сорок лет!

Я кивнул, понимающе и соглашаясь, а Антон отхлебнул из стакана и ухмыляясь продолжил:

– А как же я? Что насчёт меня? Напишите промоушен мне в контору? Дадите мне полный респект и уважуху.

– Да не трещи ты! Конечно! Не буду я тебя век при себе держать. Ещё рейс и ты готовый капитан, а я на пенсию…

Пошли разговоры о морской жизни. Я тоже отхлебнул сока и предложил чифу:

– А зачем тебе наша контора? Морякам «под российским» флагом мало платят. Да и на Северном завозе ведь много не заработаешь.

– Ну… Всякое бывает… – ответил уклончиво чиф. – Есть такие дельцы-умельцы и мастера на все руки…

– С английским у тебя как?

– Вполне, но надо подтянуть.

Капитан вновь поднял стакан:

– Учи! За Антона! За его светлую голову и его замечательную семью! Когда сидели и мёрзли в каютах и в рубке, Антона жена всячески морально поддерживала.

– Вероятно и в каютах был дубак?

– Не то слово! Главный двигатель ведь был отключён, отопления нет. На вспомогаче жили, электричеством отапливались. Спали по несколько человек в каюте, и готовили в каютах, камбуз не работал. Чего только не было на той зимовке. Пару раз едва не сгорели…

Выпили, закусили, мастер и чиф закурили.

– Не куришь?

– Скоро шестьдесят лет как не курю! – пошутил я.

– Вот молодец! А я слаб – не могу удержаться. Раз двадцать бросал дома. А в рейс выйдешь, понервничаешь и снова за сигаретку…

– Я даже в Афгане не закурил. Когда приехал в полк, ротный меня в первый же день спросил, угощая сигаретами: куришь?  нет? у нас закуришь… в горнострелковом рейдовом и карательном батальоне…  Но я так и не закурил…

Антон открыл иллюминатор, включил вентилятор, чтобы меня не травить, крепко затянулся сигаретой и хитро спросил:

– Пострелять из винтовки дашь?

– На усмотрение мастера! Могу дать десять патронов на тестирование оружия, с Кунаром договоримся – за сигареты. Он курящий. Сам пару раз стрельну – ни разу из FN не стрелял…

Утром перед завтраком встретил ланкийца, договорился о проведении стрельб – вручил пачку «Винстона». Мой Кунар расплылся в улыбке и дал добро – хоть я и старший, но оружие ведь его. Быстро позавтракали – питание на судне было довольно хорошее,  не успели перевести под российский флаг и кормили по европейскому «подфлажному» рациону: на чае не экономили, на столах соусы, джемы, мёд, в холодильнике всегда для вахты нарезка и с водой никаких проблем.

Молодой кок постоянно расспрашивал, не нуждаемся ли мы в чём.

Ланкиец тоже был доволен и радовался, для него отдельно готовили рис.

Перед обедом организовали на корме стрельбы – тест незнакомого оружия. Боцман привязал большую канистру к концу, бросили за борт – выброска примерно на пятьдесят метров. Канистра то тонула, то подскакивал на волне, то бороздила солёную воду. Повели огонь из трёх стволов: не служивший в армии и не нюхавший пороха старпом сделал три выстрела, мастер, боцман и я – по два, разок стрельнул сам Кунар.

Вытянули канистру – три пробоины. Неплохо. А теперь чистка оружия.

– Можно мы оружие почистим? – Спросил бородач третий помощник.

– Валяйте! – согласился я. – Берите под руки Кунара и за дело. Пусть подскажет и поможет в разборке и сборке.

Хроника пиратства

Пиратство в Сомали уничтожили частные военные компании. Поскольку Аденский залив является важной торговой артерией, от активности пиратов страдали в том числе владельцы кораблей и портов в Объединенных Арабских Эмиратах, извлекающих выгоду от интенсивного трафика торгового судоходства.
Проблему пиратства решили радикально. Правящая семья эмирата Абу-Даби – Аль Нахайян, нёсшая убытки от пиратства, твердо решила покончить с сомалийскими пиратами и в 2010 году наняла в советники Эрика Принса – основателя известной частной военной компании «Blackwater», сейчас носящей имя «Academi».
Шейхи выделили ему $50 млн, на которые он сформировал элитный отряд наёмников: 1 тыс. человек личного состава с командирами из ЮАР, специализировавшимися на борьбе с партизанами. В их распоряжении были катера, вертолёты и лёгкие самолёты. Наёмники провели несколько довольно жёстких рейдов: официальных данных по количеству убитых нет, но они очевидно нанесли пиратам сильнейший урон. Получив щедрое финансирование, он приступил к формированию так называемых Морских полицейских сил Пунтленда (автономный район в составе федеративного Сомали). Фактически эти подразделения состояли из местных новобранцев, которых тренировали и обучали инструкторы из США, Японии, ЮАР.

В достаточно короткие сроки созданная морская полиция продемонстрировала свою эффективность, осуществив несколько успешных операций против пиратов на территории Пунтленда, который считался основным оплотом разбойничьего промысла на сомалийском побережье.

Но нельзя сказать, что хребет пиратству сломали только бойцы Принса. В Сомали также действовали и продолжают действовать несколько других ЧВК, а также вооружённые силы нескольких стран. Благодаря их совместным усилиям в 2012 году сомалийское пиратство практически умерло. Сейчас район Аденского залива максимально милитаризован – в Сомали и соседней Джибути расположены военные базы нескольких стран. В целом усилия, приложенные участниками борьбы с пиратством в районе Африканского рога, не прошли даром. Сегодня трудно представить, что несколько лет назад численность морских разбойников на сомалийском побережье, по некоторым оценкам, доходила до 5 тыс. человек.

Следующим утром поднимаюсь на мост, опять заступаю на вахту. Смотрю – скорость более пятнадцати узлов.  Высказываю возмущение чифу:

– Вы очумели? Куда так спешим как в жо@пу ужаленные?

– Домой! Домой бежим, к родным берегам, – напевает старпом, заполняя вахтенный журнал. – А в чем проблема?

– У вас оклад, а у меня срок в сутках! Чем медленнее, тем больше шмуток. Убавь скорость, будь человеком!

Чиф в ответ заливисто смеётся, мотает отрицательно головой

– Не могу.

– Чего рж@ёшь? Все ты можешь! Не будь негодяем, вы же топлива жрёте много – обычно ругают за перерасход?

– Не могу – приказ капитана, приказ пароходства.

Старпом дописывает, берет сигареты:

– Пойдём – покурим у трубы.

Палубная площадка за надстройкой возле трубы, единственное не продуваемое место, где пепел не летит в лицо – любимое место Антона для курения и смакования на воздухе очередной порции кофе.

Чиф ставит кружку на внешний выступ иллюминатора, блаженствуя затягивается дымом:

– Велели прибыть в Сингапур через десять дней. Получим бункер, скинем пустые контейнеры в Китае и сразу в Индонезию – груз получать. Похоже встаём на линию из Азии на Австралию. А это совсем другая зарплата – не каботаж! Вот и спешим.

– Так мы за неделю домчим, – разочарованно вздыхаю я. – Ни фига с вами не заработаешь – одни убытки…

– Ничего, на Шри-Ланке пересядешь на другой, медленный…

– Увы, сразу домой – нет встречного контракта… Ну да и ладно. Месяц отработал. Домой, так домой.

Но как это обычно бывает в океане: человек предполагает, а судьба располагает. Океан не предсказуемый, морские перевозки – это не курьерский поезд!

На подходе к Сокотре мастер стал заглядывать в рубку через каждые полчаса и отправлять мэйлы в компанию. Хмурился, да тихо поругивал кого-то.

– Роман, в чем проблема?

Штурман усмехнулся:

– Вашими молитвами испортилась погода – впереди ураган и шторм. Попали в тропический циклон…

Мастер в раздумьях вновь склоняется над картой.

– Проблемы?

– Не то слово, Константин! Идём почти в балласте – везём лишь пустые контейнеры! У судна парусность большая – наша колокольня скоро начнёт раскачиваться как маятник – не перевернуло бы…

– Какие есть варианты?

– Будем обходить фронт… От Сокотры пойдём резко на юг. Как тебе такой маршрут? Опасно? Сомали рядом...

– Не традиционно! Неожиданно! Хотя… В последние пять лет в этих водах ни одного захвата. Думаю, не страшно. Тем более у вас такая огромная скорость до семнадцати узлов… Да и в ветер и волнение лодки в море не выйдут. Погода нынче не пиратская.

Сбылось! Поход продлился на двое суток! Извиняйте, господа судовладельцы и фрахтователи! У вас убытки в десятки тысяч долларов, а у меня прибыль в сотню баксов!.. Каждому своё…

Небо внезапно почернело, поднялся сильный ветер, с поворотом мы немного запоздали. Хлынул дождь, быстро перешедший в сильнейший ливень – контейнеровоз заливало снизу до верху. По палубам перетекали буквально реки воды. Судно раскачивалось на длинных волнах и под воздействием мощных порывов ветра. Довернули, пошли на встречу волнам. Тяжёлые волны то били в скулы на баке, то догоняли и пинали в корму. Контейнеровоз сотрясался всем корпусом от ударов.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

В ужин поели с трудом: кастрюли и тарелки прыгали по столам, стаканы подскакивали, пища выливалась…

Кое-как удерживая в руках тарелку съел гороховый суп и макароны по флотски.

Ланкиец вообще перестал есть – мутило. Как же так? А говорил, что военный моряк...

Лицо серое, руки и ноги дрожат. На вахте стоит на левом подкрылке, у самого края и крепко держась за леер беспрестанно блюёт.

Штурмана посмеиваются.

Говорю им строгим голосом героя кинокомедии:

– Грешно смеяться над больными людьми!

– А мы не смеёмся, мы подсмеиваемся, – ухмыляется бородач. –Слабенького напарника взяли вы в рейс. А вдруг пираты?

Отвечаю с улыбкой:

– Эх, ты бы знал, как в своих утлых лодках сейчас блюют пираты!

Штурман удивляется:

– А вы же сухопутный! Вам нормально?

– Нормально. Меня не мутит в шторм, когда я трезвый или не пил накануне...

– Везёт. У нас половина роты в море не пошло работать из-за морской болезни – остались на берегу…

Беру бинокль, смотрю в даль: обозреваемая часть океана и окружающая обстановка радует – шторм усиливается.

– Вижу радость на вашем лице, – усмехается штурман Рома. – Погоду заказывали? Наколдовали?

– Двое суток беспрестанно стоя на вахте и в каюте камлал!

– Мастер сказал, что можем спуститься до Мальдивов и уже оттуда пойдём на Цейлон.

– Ого! Неожиданно…

Увы, все хорошее когда-нибудь да кончается, закончился ураган и шторм, радостный капитан с просиявшим от счастья лицом велел вернуться на прежний курс, и мы рванули туда, где обычно ходят все – вторым проходом через Лакодивы. Но пару суток я себе продлил…

На этом, собственно весь поход и завершился. Далее продолжались спокойные и унылые вахты, которые я проводил стоя на небольшой площадке, на углу мостика, которую «крылом» было трудно назвать: попивал чай, смотрел на звёздное небо и искал падающие метеориты – загадывал желания.

При подходе к Цейлону дружно сфотографировались на память с экипажем, особенно расшалился чиф, который наделал фотографий в разной одежде, в масках-намордниках. Радовался как большой ребёнок.

Мастер отблагодарил за успешный поход тремя блоками сигарет мне, плюс блок ланкийцу.

– Зачем? – недоумевал я. – Я ведь не курю…

– Сдашь в ларёк – купишь себе сувениров, – ответил Владимир Иванович. –  Или поменяешь на пиво и джин. Я работал в этой стране и знаю, курево там очень дорогое.

…После полуночи подошёл катер и подобрал нас на полном ходу. При прохождении таможни два блока хитрый чиновник отнял – не положено. И положил к себе в сейф без всякого учёта и выдачи бумаги о конфискации – украл. Конечно украл, ведь как я узнал позднее, одна пачка на острове стоила пять долларов!

Тепло простился с напарником, который провёл свой последний морской поход – надоело! Дома ждала семья: жена и три дочери, а также две лавки: овощная и галантерейная. Лавки свои Кунар заработал именно морскими походами, а теперь пора вести это большое хозяйство.

– Жена устала управлять торговой лавкой!  Ругается! – пояснил напарник. – А ты если сможешь, заезжай ко мне в гости в Коломбо. У меня хороший дом, познакомлю с супругой, отметим наш поход…

Конечно, никуда я не поехал, ни в какую столицу – агент доставил в знакомый отель Унаватуна и рано утром я уже плескался в океане и затем принимал солнечные ванны.

Пляж был пуст – сказывались последствия массовых террористических акций, в ходе которых в католических храмах погибло почти тысяча европейцев. Лишь несколько случайных англичан, россиян и украинцев нежились на солнышке на шезлонгах на всем многокилометровом пространстве зоны отдыха.

Ближе к вечеру прошёлся по лавочкам, выполнил заказы на чай, камни и сувенирные майки. Местные пляжные майки забавные: спереди морда слона с хоботом и ушами, сзади огромный зад с хвостом.

Ну, вот и все пора домой – все деньги потрачены и местные и валюта. Отъезд омрачил служащий отеля. Все номера были пусты и лишь я занимал одну комнату. Он несколько раз намекнул на своё хорошее обслуживание, выпрашивая чаевые. Я даже карманы вывернул, показывая отсутствие монет.

Разозлился – ругаясь ушёл. Я лёг спать до четырёх утра, а этот пройдоха вырубил электричество. Спать пришлось без кондиционера, атакуемым дюжиной комаров.

По возвращению в Питер отчитался перед Полковником Алексом о результатах похода, посетовал, что стоял вахты вдвоём за троих, а оплата та же…

– Экономия! Денег мало – кризис.

– У всех кризис. Как говорят мудрецы: у кого-то бриллианты мелкие, а у кого миски пустые.

Яркин шутки понимать не пожелал:

– Я никого не держу – сами соглашаетесь.

– Великий адвокат Филонов, мне то же самое говорит. Если позволяешь себя иметь – тебя и имеют. Понятно, сам соглашаюсь на твои условия.

Алекс после короткой паузы возобновил диалог:

– Читал твой очередной опус – настоящий пасквиль на нашу антипиратскую работу, на нашу замечательную фирму.

Я даже рассмеялся:

– Какой пасквиль? Это ода хвалебная! Ты мне всяких Джексонов подсовывал, Ушаковых, спившихся ментов… Я лишь мягко и нежно описал реальные события.

– Ладно, не будем спорить. Сайт нашей компании несколько суховат – мало информативен. Хотим отрывок твоей книги повесить для привлечения клиентов: на русском и английском. Сделаем перевод, но только скинь очень динамичный отрывок.

– Легко! Я даже знаю уже какой. Завтра пришлю.

Алекс обрадовался:

– Молодец! Можешь быть исполнительным. Жду сегодня же хороший текст. Я в анонсе напишу следующее: русский Редьярд Киплинг наших дней! Военный офицер, прошедший Афганистан и другие горячие точки, сражавшийся с морскими пиратами в Аденском заливе и описавший все эти события…

Я даже потерял дар речи:

– Красиво. В любом случае, даже отрицательные публикации – это реклама. И всегда имеет положительный результат. Пиар лишним не бывает! Не помешает…

Жена услышала диалог и улыбнулась:

– А ты говорил Алекс тебя только ругает…

– У нас довольно своеобразные отношения и с адвокатом, и с боссом…

Хроника пиратства

По официальным данным командования операции ATALANTA, в первом квартале 2021 г. пиратских атак в Аденском заливе не было. Однако в независимых источниках сообщается, что неназванный балкер передал информацию о приближении к нему лодки c вооружёнными людьми, оборудованной выдвижной лестницей. После предупредительных выстрелов, произведённых охраной балкера, пираты ретировались. Таким образом, несмотря на длительное присутствие (почти 13 лет) в регионе боевых кораблей европейских стран, полностью блокировать пиратские нападения не удалось.

Развёртывание военно-морского контингента ЕС в составе подразделений Великобритании, Франции, Германии и Испании в районе побережья Сомали началось в ноябре 2008 г. С 8 декабря этого же года официально запущена и в настоящее время продолжается операция «Аталанта» (operation ATALANTA), проводимая Европейским союзом. Декларируемая цель миссии — защита гражданского судоходства от нападений морских пиратов у побережья Сомали, Кении и в районе Сейшельских островов. Позже задачи операции были расширены. Среди прочего на подразделения ЕС были возложены функции по обеспечению контроля за ситуацией в морских портах Сомали, перехвату плавучих баз пиратов, уничтожению их наземной инфраструктуры (расположенной до 2 км вглубь береговой полосы).

Первоначальный состав европейских сил в лице Великобритании, Германии, Греции, Испании, Нидерландов, Франции и Швеции насчитывал шесть боевых кораблей (эсминец и пять фрегатов), а также три самолета базовой патрульной авиации. В 2009 г. этот контингент был усилен еще двумя кораблями от ВМС Бельгии и Португалии, а численность личного состава достигла 1 700 человек.

Поддержку силам ЕС также оказывали корабли 1-й постоянной группы ОВМС НАТО, действующие в рамках операции Ocean Shield. В отдельные периоды пиратам противостояли до 12 надводных боевых кораблей, подводная лодка, вспомогательное судно, а также три-пять самолётов базовой патрульной авиации.

Столь внушительные силы, привлечённые к борьбе с пиратами, способствовали стабилизации ситуации в регионе. После пика нападений в 2010–2011 гг., когда в общей сложности было зарегистрировано 350 атак, активность пиратов пошла на убыль и в последние годы, как уже отмечалось выше, фиксировалось лишь по одному-двум инцидентам.

Контейнеровоз «Аскольдова песня»

Конец жаркого и знойного лета – период безделья для детского писателя. Звонок от Полковника Алекса застал несколько врасплох. Босс слегка хрипловатым голосом спросил:

– Чем занят?

– Да, собственно, ничем. Отдыхаю – жду новых предложений о морских походах. А их все нет и нет…

Яркин возмутился:

– Ты ведь только вернулся из океана! Какие походы? Не наглей…

– Шутю я, шутю… Ты спросил – я ответил. А в чем дело? Что за внезапно пробудившийся интерес ко мне...

– Лося будешь есть?

– Живого? – хохотнул я в трубку.

– Нет, мёртвого! – слегка выругался Алекс. – Ты лосятину ел, когда-нибудь, городской житель?

– Было дело – ел! Мне однажды десять килограммов мяса подогнал товарищ, так мы с женой, когда его на котлеты перекручивали, даже мясорубку сломали – жёсткий…

– Понятно, значит не удивить? Так хочешь или нет?

– Конечно, хочу! – Кто ж откажется от такого заманчивого предложения, подумал я и принялся уточнить: – Где? Когда?  Какой формат мероприятия?

Яркин вновь ругнулся:

– Почемучка – тысяча вопросов! Бери художника Зверлинга и скорее мчите ко мне на дачу! Покажу, где, и как висят его картины…

– А какая вообще программа?

Алекс чуть помедлил и уточнил:

– Зверлинг в карты играет?

– Нет. А ты хотел его обыграть или чужой выигрыш в камине спалить?

Яркин вновь вспылил – не понравилась моя реплика с напоминанием о былой истории:

– Слышишь, литератор-бумагомарака! Твои пошлые старые шутки неуместны! Сауна, бассейн, барбекю, разговоры – вот и вся развлекательная программа. Ну и байки под мясо… Жалко вечер без преферанса, но прочие игроки заняты делами – работают. Остались только вы – творческие бездельники. Богема!..

Я самодовольно хохотнул:

– Мы такие! Отлично, меня все устраивает! Во сколько сбор?

– Завтра к восемнадцати. Доедете на электричке, а там пешочком – рядом. Вина возьмите…

– Хорошо, осталось только с женой посоветоваться – отпроситься…

Яркин ехидно подытожил разговор:

– У-у… подкаблучник!..

Сомали – ликвидированная пиратская вольница

Сомали трудно назвать государством – это территория, разодранная на части многолетней войной. Возможно, единственное место в мире, где анархия существует в реальности. В Сомали практически в каждом доме есть огнестрельное оружие, федеральное правительство не контролирует значительную часть страны, а гуманитарные катастрофы – привычная часть жизни. С1991 года ВМС и пограничная служба в Сомали существовали лишь номинально.
У Сомали самая большая протяжённость побережья среди стран Африки – более 3 тыс. км. При этом вдоль него проходит один из самых оживлённых морских путей. И если до 2004-2005 годов бандиты атаковали разве что местных рыбаков и мелкие суда, то затем нападения становились все более дерзкими, пока не превратились в глобальную угрозу. Риски быть убитым или утонуть мало кого останавливали – слишком большой выкуп можно было получить за захваченных моряков, корабли и грузы.
Бандиты задумали расширить «дело». И открыли настоящую пиратскую биржу. Одной из главных баз сомалийского пиратства стал Харадхире – некогда маленький рыбацкий посёлок, разросшийся до города и превратившийся в пиратскую цитадель с пробками из роскошных пиратских внедорожников.
Именно в Харадхире в 2009 году наиболее продвинутые в финансовом плане пираты нашли оригинальный способ привлечь финансирование: открыли пиратскую биржу. На ней размещались ценные бумаги судоходных компаний, занимавшихся морским разбоем. Схема была проста: инвесторы приобретали паи на участие в той или иной атаке, расплачиваясь деньгами, оружием, оборудованием, катом или ещё чем–либо полезным. Стоимость паёв учитывала возможные риски и вероятный доход от операции. А пираты использовали полученные средства для грабежа, взамен отдавая долю от добычи «инвесторам». Преступники также отчисляли процент от каждого успешного рейда городу – полученные деньги шли на развитие инфраструктуры, в том числе школ и больниц.
Площадка работала круглосуточно. Приобрести «пиратские акции» мог любой, причём «инвесторов» было непросто отличить от пиратов: каждый участник биржи мог как помогать деньгами или оружием, так и сам выходить в море на промысел. По сути, биржа также выполняла функции координирующего центра, что повышало эффективность работы пиратов и увеличивало их доход. Кроме того, биржа была местом сбора и источником новостей: например, туда приходили женщины в надежде узнать хоть что–то о судьбе пропавших мужей, отцов и сыновей, занимавшихся рискованным делом.
Инвестиции были сверхприбыльными. Доходность исчислялась тысячами процентов годовых.
Например, в конце ноября преступники захватили греческий нефтяной танкер Maran Centaurus – он перевозил нефть на $150 млн и сам по себе стоил $50 млн. В январе 2010 года его владельцы сбросили захватчикам груз с $7 млн выкупа, после чего судно освободили. На тот момент это стало рекордным выкупом в истории сомалийского пиратства.

Супруга нехотя отпустила – опять переругаетесь.

А Зверлинг с радостью согласился: творческой и не творческой работы особо срочной у художника летом нет – можно отдохнуть. Купили у станции метро в универсаме вина и Юлий бутылку водки – на всякий случай. Вина взяли две – чтобы потом ближе к полуночи не метаться, не искать дежурный магазин.

Со станцией мы промахнулись – проехали одну лишнюю платформу по Приозерскому направлению. Вышли на шоссе – голосовать бесполезно, никто не берет «на борт» да ещё в глуши, двоих очень сомнительного вида типов.

– Зверлинг! Ты бы хоть шорты приличные надел что ли – как оборванец ходишь, – в сердцах ругнулся я на товарища. – И рубаху новее…

– Шорты как шорты – старые джинсы сам стильно обрезал, – оправдывался Юлий. – Испачканы в краске? Я же художник… А рубаха? Рукавов нет – чтоб хорошо продувало.

Делать нечего – пошли пешком, благо ходу всего четыре километра. Яркин неистовствовал и каждые пять минут названивал по мобильному телефону. Хорошо в наше время есть мобильная связь! Сколько в былые времена не состоялось романов и сорвалось свиданий! А сколько в прошлом сорвалось деловых встреч?! То ли дело сейчас: звяк и ты на контроле, звяк и тебе подсказали куда идти.

Несколько звонков и Полковник Алекс вывел нас на верную дорогу, а то мы едва не промахнулись поворотом – забрели на кладбище.

– Я же говорил, не может Алекс жить возле могил! – усмехнулся Юлий. – А ты мне: я помню, я знаю, я был…

– Позапрошлой зимой было дело! И меня привозили на машине. Ну, проскочил чуток. А теперь я точно вспомнил! Веселее шагай, толстяк! Еле ползёшь…

– Сам ты толстяк! Ты легче меня всего на пять килограммов! Доживёшь до моих лет, там посмотрим, кто из нас толстяк и кто еле ходит…

Полковник Алекс, нетерпеливо вышагивая и покуривая ждал нас у ворот:

– С вами каши не сваришь! А если вы так в бой опоздаете?

– Не опоздаем, мы же третий эшелон – тыловые и политические структуры! – усмехнулся Зверлинг. – Итак, радушный хозяин, показывай свои владения!

Алекс слегка прыгающей походкой пошёл вперёд, провёл по дорожке через мостик над ручьём, указал широкими театральными жестами: домик, садик, особняк, теплицы, грядки. В завершении короткой экскурсии угостил ягодами:

– Ешьте все что найдёте в саду. Сейчас сорву овощи, а вы как налопаетесь, раздевайтесь и в сауну, да в бассейн. Костя знает где и что…

Зверлинг не смог удержаться, чтобы не подшутить:

– Костя знает – лишних два часа пешком шли с всё знающим…

«Поклевали», прошли по двум этажам дома, рассматривая картинную галерею, нашли, в том числе и четыре холста Зверлинга, затем покупались в стоялой и чуть пахнущей болотом воде бассейна, погрелись в тёплой сауне.

– Жара маловато! – посетовал Юлий.

Полковник Алекс, рявкнул, подливая на камни воду:

– Нормально! Тебе обязательно, чтобы дизайнерская художественно-литературная шкура слезла? А ну как облезет вместе с талантом…

– И вода в бассейне не свежая… – поддержал я приятеля.

– Э-эх, критиканы! В последний раз пригласил в гости! Заведёте своё имение с сауной и бассейном – не забудьте похвастать и пригласить! Ладно, вы тут отдыхайте, а я побегу жарить мясо.  Минут через тридцать вылезайте под душ и сразу к столу…

Ужин начали в беседке. На огромном столе в углу теснились блюдо с салатом, тарелка с лавашем, три бутылки и кусочки мяса на блюде.

Петрович выделил каждому по стограммовому кусочку жареной отбивной.

– Довольно крошечные лоси… Карликовые? – усмехнулся я, подшучивая над Яркиным по обыкновению, заменяя в этот вечер адвоката Филонова – большого любителя подначивать друзей.

– Ты оцени мясо, критикан!

– Вкусно! – согласился Юлий, быстро прожевав кусок после первого стакана водки.

– А я что говорю! – обрадовался Яркин. – Это тебе не свинина и не говядина. И вообще, есть харчевни и столовые, где брюхо набивают, а есть рестораны «высокой кухни».

– Предупреждать надо было заранее, в какое заведение мы попадём, – усмехнулся я. – Мы бы по пути харчевню посетили – Юлий большой спец по хычину и шаверме.

– Я такой! Мастер по восточной кухне! – гордо согласился Зверлинг. – Примерно добрая половина вывесок в узбекских и таджикских забегаловках Северной столицы мною оформлены –практически все торговые азербайджанцы, курды и сирийцы меня знают…

– Хвастун! – ухмыльнулся Петрович.

– Чистая правда! Ты Анвара знаешь? Садыка? Азиза? Это основные держатели всего пищеблока Питера! Теневые короли города. Мне Назим однажды так и сказал: сейчас вы, русские, Беглова назначили и избрали, а следующего губернатора поставим мы…

– Демагогия! – обрубил Полковник Алекс. – Это их несбыточные мечты и планы! Не будет этого никогда…

Съели салат, лаваш, сыр. Я демонстративно принялся озираться по сторонам и, не выдержав затянувшегося молчания хозяина:

– Алекс, а где лось?

– А это что было, по-твоему? – рявкнул Полковник Алекс. –  Корова?

– Какой-то очень маленький зверь! Лосёнка прикончил в зародыше?

– Костя, да ты яма желудка! – нервно швырнул салфетку на стол хозяин. – Тебя легче убить, чем прокормить!

– А что мы сожр@али такого? Лёгкая закуска. Верно, Юлий, – обратился я за поддержкой приятеля.

Зверлинг активно закивал головой, доедая салат.

– Обж@оры! Дармоеды! – вспылил хозяин, довольно отощавший на диетах и йоге.

Алекс зачем-то похудел за последние пару лет килограммов, примерно, на десять, и мы с друзьями даже начали переживать – не болен ли? Принялись справляться о здоровье…

Яркин вновь метнулся к затухающему мангалу, добавил углей, и вскоре принёс ещё по тонкому прожаренному кусочку. Предложил переместиться в дом. Верное решение – надоедливые и голодные самки-комарихи, после захода солнца, довольно активно принялись нас покусывать

Разместились на кухне, куда перенесли остатки еды и напитки.

– За море! – коротко произнёс художник и запил тост водкой.

– За бескрайний океан! – поддержал я товарища.

Петрович лишь усмехнулся, молча, пригубил вина, вновь закурил сигариллу, а я хитро скосил на него глаза, не удержался и протяжно произнёс:

– Эх! Сейчас бы колбасы, на худой конец, к напиткам… Хоть какой, даже ливерной… Вино и водка есть, а закусь кончилась...

Яркин вновь обругал нас за ненасытность, схватил фонарик и помчался на огород. Вскоре ругая нас вернулся с огурцами и помидорами, и извлёк половину палки копчёной колбасы из холодильника.

– Тёщу мою объедаете, проглоты! Для неё купил…

– Да ладно, завтра нас будешь на машине провожать, заедешь в магазин, докупишь, – успокоил я приятеля.

Допили, доели под разговоры и многочисленные байки Зверлинга.

Полковник Алекс вновь закурил, выпуская изо рта аккуратненькие кольца ароматного дыма, а мы хитро переглянулись с Юлием.

– Ну, если еда закончилась, то по домам? – уточнил художник. –  Или все же спать в имении оставишь?

Театрально ругая ненасытных гостей, Алекс предложил кофе и чай с тортом.

– Другое дело! – обрадовался Юрок. – Не то так бы голодным лёг спать…

– Зверлинг! В море тебя больше не пущу – обож@рёшь экипаж!

– А меня? – мгновенно отреагировал я на угрозу. – Ведь я остался у тебя одним из последних бойцов. Я, да ещё двое…

– И тебя Костя, наверное, тоже на берег! Ненасытные…

***

Миновала хмурая, затяжная дождливая осень, надвигалась ещё более затяжная зима. Выпал первый снег, но ни одного предложения о морских походах в фирму не поступило. Я вновь активно занялся работой с малышами: школы и библиотеки – по три, а то и четыре выступления в день. В двух издательствах вышли и переиздали книги, публикации в журналах – шло все как обычно в нашей сухопутной литературной деятельности.

Конец ноября и вдруг предложение слетать в Египет: перегнать со Старшиновым контейнеровоз до Цейлона, самолётом перелететь в Египет обратно и затем сопроводить второй «контейнер».

Вот здорово! То ни одного заказа, а то сразу два – как в сказке!

Однако сказка быстро сменилась суровой былью. Контейнеровозы шли в нужном временном интервале двадцать дней, а затем один из них вначале застрял в Бискайском заливе, чуть постояв вновь завис возле Испании, зашёл в порт взял какие-то грузы и они уже шли к Суэцу почти одновременно с разницей в неделю.

Запланированный дубль отменялся и Яркин раскидал нас на две команды: Старшинов шёл с ланкийцами, а мне надо было срочно подыскать себе напарника.

Денис Суворов с большим сожалением отказался: полчаса разговора мялся, вздыхал, уточнял – но никак не получалось уйти в отпуск с работы.

– Суетись! Ищи среди наших кого-нибудь! – велел Полковник Алекс и отключился.

Знакомый капитан порекомендовал штурмана Олега Беднова – мы с ним однажды шли на краболове: бывший военный моряк, огромный почти двухметровый детина. И хотя опыта в боевых действиях не имеет, но с оружием знаком, владеет, да и в рукопашном бою любого пирата явно завалит!

Олег обрадовался предложению: как раз вернулся с контракта, деньги нужны тёще на лечение, жене на шубу.

– Конечно, пойду! Когда?

– Тебе скажут – босс отзвонится и вышлет билеты! Я лечу первым, ты следом за мной. Встретимся в Суэце…

Увы, и вновь планы Алекса несколько скомкались, он поспешил купить мне билеты на Каир, и я прилетел слишком рано. Агент поселил меня в «Грип пэлас» в Суэце, велел ждать сигнала и исчез.

Накануне в море ушёл Дмитрий, и в отеле я его уже не застал.

Набрал на сайте «Марин траффик» IMO судна и название, посмотрел место нахождения, и понял, что куковать мне тут придётся долго. Ну, да не беда – в тепле: Петербургского снега нет, мороз за окном не трещит, а совсем наоборот – птички весело поют. А ещё громко каркают вороны, чайки кричат, и с раннего утра ярко светит египетское солнце. За окном +20, в комнате плюс двадцать пять, по желанию – насколько поставлю кондиционер.

Сходил, поменял в банке доллары на египетские фунты и отправился в поход на рынок, точнее по овощным лавкам, которые как раз ближе к полудню начали открываться.

Ко мне подскочил торговец клубникой и принялся уговаривать купить. Клубника? Зимой? Явно дорогая.

– Почём?

– Четыре фунта!

– Сколько?

– Два килограмма за шесть…

Не может быть! По календарю декабрь, почти Новый год, а клубника в переводе на наши деньги по тридцать рублей – пол доллара! Купил сразу три килограмма спелой крупной клубники – из долины Нила, пару килограммов мандарин, два килограмма гуавы, сок и плод авокадо. Еле-еле дотащил пакеты до отеля.

В обслуживании у меня полный пансион, за исключением спиртного, но его в Египте и так нет – исламские порядки возобладали. А фрукты – дополнительный круглосуточный десерт!

Поспешил в номер: помыл ягоду, почистил от листвы – попробовал. Изумительный вкус: сочная, сладкая! И прочие фрукты замечательные – спелые. Праздник желудка!..

Заставил себя спуститься на обед. После полудня прогулялся по дневному Суэцу в одну из сторон – километров пять туда и пять обратно. Вечером после ужина, под американский кинофильм на арабском, доел фрукты. Едва не лопнул…

Утром повторил поход за клубникой. В этот раз купил два килограмма и килограмм мандаринов. Уменьшил дозу витамином, неровен час, сорвётся какая железа или желудок взбунтуется.

В следующий день соблазнился лаймом – их привозили на арбе, запряжённой осликом, в огромных мешках и даже просто россыпью. Взял впрок, в рейс на пароход большой пакет, под джин и под чай.

Полковник Алекс поинтересовался как мои дела, порадовался и одновременно позавидовал насыщенному фруктовому меню.

– Не лопни! Ты ещё нам нужен для дела!

Посетовал, что рано меня десантировал в Суэц – неделю ждать контейнеровоз, который застрял в Средиземноморье. Пожелал здоровья и хорошего отдыха…

Конечно, буду скрашивать ожидание как смогу. В принципе, в сумке лежала бутылка джина «Bombay Sapphire», но я проявил чудеса мужества и не откупоривал – запивал фрукты минеральной водой, соком, чаем…

За неделю так и не вскрыл!

На ужин наслаждался блюдом из краба – разрезанный пополам, сваренный с прочими морепродуктами и овощами, либо заказывал тунца, либо половину цыплёнка. А на десерт – очень сладкий фруктовый коктейль – арабы зачем-то в него добавляют мёд. Официанты активно предлагали восточные сладости и пирожные – мужественно отказывался, не хочется набирать несколько лишних килограммов, которые затем долго не согнать.

Девять дней наслаждения в декабре, в Египте, в тепле, под солнцем, и постоянно с фруктами – словно фильм «Девять дней одного года»! Правда одноимённый фильм гораздо грустнее и трагичнее…

Поразил своим изобилием рынок морепродуктов: огромные тазы с креветками, крабами, разнообразие рыб: камбала, окуни, макрель, тунец и ещё множество каких-то незнакомых мне сортов рыб.

Арабы дружно и громко предлагали мне что-нибудь приобрести. Долго отнекивался, я бы с удовольствием купил все, что у них есть, но где и как приготовить эти деликатесы? Вероятно, можно принести в отель и заказать на кухне, но кто знает, сколько с меня захотят получить за работу повара? Давясь слюной, отказался и быстро ретировался.

Прибыл Олег в указанный срок. Встретились, обнялись, коротко перекинулись радостными междометиями и поспешили в город. Как оказалось, Беднов нуждался в туалетных принадлежностях – все отняли перед посадкой в самолёт бдительные сотрудники на досмотре.

– В аэропорту отняли все-все из ручной клади. Мерзавцы! Мне ваш Алекс почему-то купил билет без багажа.

– Экономит! Контракт дешёвый…

– А как мне жить на судне без всех этих мелочей две недели? – возмущался Олег. – Одичаю! Завоняю!..

Вновь наменяли деньги в банке и поспешили за покупками, благо аптека рядом – эти товары продаются в аптеке. Набрали пасты, гели, шампуни, лезвия для бритья. С трудом объяснились: я тыкал пальцем, девушка складывала на прилавок заказы, а Олег оплачивал. Заглянули на обратном пути в овощную лавку – на остаток денег приобрели фрукты на пароход: мандарины, несколько лаймов, ананас. А теперь за работу!..

Высадились на контейнеровоз, как обычно, в сумерках. Угрюмый боцман разместил по каютам, затем поспешил доложиться и представиться мастеру.

Капитан Колесниченко невысокий, плотный, с заметным брюшком, улыбчивый, говорливый, и по его словам, убеждённый трезвенник.

И замечательно – предстоит «сухой» рейс!

Через четыре дня получили с «Аладдина» оружие, без довеска в виде азиата: индуса или ланкийца. Почему-то Яркин решил, что справимся на переходе вдвоём.

Мастеру я пояснил, что ланкийцы не пожелали идти на «Аскольдовой песне».

– Я так и думал! Вероятно все из-за нашего полувоенного груза! – воскликнул Колесниченко. – Я так и знал!

– А что за груз?

– Везём подсанкционную турбину в Бирму. Наши каким-то полузаконным и не совсем легальным путём приобрели огромную газотурбину, которая запрещена для продажи в не демократические и террористические страны – ввиду возможного их двойного использования. Явно они для своих военных купили. Нас на Мальте и в Гибралтаре бункером снабжать отказались. И даже продукты не дали. Пришлось ползти до Греции – греки проигнорировали запрет на бункеровку, а провизию взяли в Порт-Саиде.

Меня этот вариант объяснения капитана вполне устраивал – здорово, что он не возмущался отсутствию третьего охранника, ведь по контракту нас должно быть трое!

Мастер познакомил со свежими сводками пиратства. Довольно тревожно. Хорошо, что не в нашем регионе…

Хроника пиратства в 2020 году:

3 января, 22:00 UTC, устье реки Рамос (Нигерия)

Земснаряд AMBIKA под нигерийским флагом атакован пиратами при выполнении работ в трёх милях от устья реки Рамос (побережье Нигерии). Во время нападения произошёл огневой контакт между охраной судна и нападавшими. После ожесточённой перестрелки пираты смогли подняться на борт и взять в заложники трёх членов экипажа — двух граждан России и одного гражданина Индии. В ходе нападения были убиты четверо охранников судна, ещё двое получили ранения. 6 января заложники освобождены силами нигерийских силовиков, которые сообщили, что несколько преступников были уничтожены в ходе операции.

1 февраля, 01:30 UTC, близ г. Лагос (Нигерия)

Два пирата поднялись на борт танкера PALAWAN STAR, находящегося на якорной стоянке порта Лагос в Нигерии. Они попытались захватить вахтенного матроса, но ему удалось убежать и поднять тревогу. Услышав сигнал тревоги, грабители покинули судно и скрылись на своей лодке. Об инциденте было сообщено ВМС Нигерии, которые направили патрульное судно на место происшествия.

14 февраля, 08:12 UTC, в районе острова Сан-Томе (Сан–Томе и Принсипи)

Контейнеровоз MAERSK TEMA, идущий из Пуэнт-Нуар в Лагос, был атакован в 90 милях северо-западнее острова Сан-Томе (в 200 милях к юго-западу от Бонни (Нигерия). На борт судна поднялись два бандита, а в непосредственной близости от места нападения были замечены две скоростные лодки пиратов. Члены экипажа MAERSK TEMA укрылись в цитадели судна. После передачи сигнала бедствия к судну подошли корабль португальских ВМС и нигерийское охранное судно. Нигерийцы обыскали контейнеровоз. Пиратам удалось скрыться.

21 февраля, 03:30 UTC, в 160 милях к юго-западу от г. Брасс (Нигерия)

Контейнеровоз IRENES RESOLVE подвергся пиратской атаке, когда шёл на скорости 17,1 узлов из Криби (Камерун) в Альхесирас (Испания). Сблизившись с судном, пираты открыли огонь и приказали остановиться по УКВ–радио. Капитан отказался выполнить приказ и заявил, что на борту присутствует команда охраны. Маневрируя и уклоняясь пиратской лодки, контейнеровозу удалось избежать проникновения пиратов на борт. На всякий случай экипаж был собран в цитадели. Примерно через час пираты оставили попытки преследования.

Поделил с напарником вахты пополам: шесть через шесть. Бодунов переработке не возражал, радовался новому походу через Индийский океан и нечаянному заработку. Тем более, что в таком графике работать всего трое суток и лишь с рассвета и до полуночи. Не успели получить оружие, как уже пиратская зона. Отстояли неделю без происшествий и приключений, вышли из Аравийского моря в открытый океан – и Новый год.

Снялся с вахты – зашёл в кают-компанию, а там «дым коромыслом»: стол уставлен всевозможными вкусностями и закусками, по стаканам разлито шампанское, вино, виски, громкая музыка звучит. Праздновали за столом две пенсионного возраста дамы повариха да буфетчица, плюс старенький третий штурман, пожилой третий механик, боцман и древний матрос – почти половина экипажа.

Невольно подумалось:

«Однако весёлая компания собрана: «дом престарелых» …»

– О, Константин, молодец, что зашёл! – воскликнула буфетчица Татьяна. –  Живее присоединяйся – не стесняйся!

– Накладывай закуски, наливай шампанское! – в унисон ей затараторила подвыпившая повариха Клава. – Оливье побольше, шубу бери сколько хочешь, давай без церемоний!

– И тут мне попёрло! – рассмеялся я. – Вы просто не знаете, сколько я могу сож@рать, закусывая!

– Хватит на всех, ещё добавку из холодильника вынем, – успокоила меня Клава. –  Но чуть позже – холодец и заливное…

Все пили, говорили, смеялись, шумели – веселились. Женщины визжали:

– Да здравствует праздник!

– Как-никак, сегодня Новый год! А этот праздник отметить в тропиках редко случается…

Две бутылки шампанского и бутылка вина дополнились моим припасённым для этого случая джином.

– А мастер? Может позвать?

– Он бука – нас боится! – хохотнула буфетчица колоритной внешностью под настоящую цыганку – «Табор уходит в небо».  – А ты нас не боишься?

– Я? Нет! Но позову напарника, для душевного равновесия и спокойствия…

Позвал по телефону внутренней связи Олега – товарищ быстро явился и скромно заулыбался, и извинился, что с пустыми руками.

Народ на разные голоса дружно зашумел:

– Не переживай! Все у нас есть! Потеснитесь! Живее садись…

В ход пошли тосты, морские разговоры – весело провели время…

А мы с напарником уже было подумали, что Новый год будет скучным, тихим, скромным. Но в этот раз мы обошлись без праздничного автоматного салюта – мастер не разрешил. Да и ладно, патроны целее.

«Аскольд» домчал нас до Цейлона за одиннадцать суток. Увы, контейнеровозы довольно быстроходные, а каждые лишние сутки в пути – зарплата. На наше счастье и удачу за время прохода Красным морем, Баб-эль-Мандебским проливом, Аденским заливом, Аравийским морем – обстановка в океане была спокойной – ни одного захвата, ни одного пиратского нападения.

За время несения службы в ходе долгих вахт, наблюдал падения примерно двух десятков метеоров. Один метеор летел особенно долго и горел очень ярко – успел загадать желание…

А вот и Шри–Ланка. Сошли на катер, потом на берег, сдали на склад оружие, боеприпасы, амуницию. Едва забрезжил рассвет приехали в знакомый отель «Полная луна». Разместились, искупались и на завтрак. Все та же девушка на ресепшне, все тот же бармен, все тот же повар. И неизменный элегантный хозяин Рапусена.

Олег был на Цейлоне впервые. Наделали массу фотографий: пальмы, бананы, папайя, храмы, цветочки, джунгли, горы.

Накупили подарков – убедил напарника приобрести супруге в подарок драгоценные камешки. Олег переживал, что он не подумал о сертификате, а вдруг по прилёту, в Украине начнутся проблемы?

Успокоил приятеля, не беда – отдал свой. Олег уехал вечером, а я остался продолжать наслаждаться океаном и воздухом – вылет рано утром.

В аэропорту как всегда прошло слаженно и организованно, и лишь с таможней у меня вышла заминка: закон подлости, при проверке ручной клади спросили сертификат на камни.

Вот черт! Приготовился расстаться с подарками, а то ещё глядишь, и штраф придётся оплатить. Прибежал старший смены, посмотрел, приценился, повертел камни в руках, махнул рукой – езжай. Оценил, что не контрабанда! Спасибо тебе, добрый человек…

И наконец, дом, милый дом!..

Хроника пиратства в Гвинейском заливе в 2020 году:

5 марта, 13:00 UTC, в 45 милях к югу от г. Котону (Бенин)

Танкер-продуктовоз MINERVA VIRGO, шедший из Нидерландов в Лагос (Нигерия), был атакован в Гвинейском заливе в 43 милях к югу от Котону (Бенин). Члены экипажа укрылись в цитадели, но один из них пропал без вести. Когда патрульный катер ВМС Бенина подошёл к танкеру, пираты скрылись. О судьбе пропавшего без вести моряка ничего не известно.

20 марта, 05:00 UTC, в 22 милях от г. Порт-Жантиль (Габон)

Пираты проникли на борт пассажирского судна ELOBEY VI (под флагом Экваториальной Гвинеи), когда оно находилось на маршруте из Бата на остров Аннобон в Экваториальной Гвинее. Судно было захвачено и направлено в сторону Нигерии, где 23 марта в 34 милях к юго-западу от Бонни было оставлено. Троих из шести членов экипажа взяли в заложники, из них два гражданина Марокко, и один гражданин Экваториальной Гвинеи.

20 марта, 23:45 UTC, якорная стоянка близ г. Дуала (Камерун)

Танкер-продуктовоз STENA IMPORTANT был атакован группой пиратов из восьми человек. Пираты предприняли две попытки взойти на борт, но после огневого контакта с охраной судна оставили попытки проникновения и скрылись.

25 марта, 10:45 UTC, в 75 милях к юго-западу от г. Брасс (Нигерия)

Судно SCARABE, которое направлялось из Калабара (Нигерия) в Порт-Овендо (Габон), было атаковано пиратами в Гвинейском Заливе 25 марта. Быстроходный катер с семью нападавшими на борту подошёл к судну, пираты попытались проникнуть на борт, используя абордажную лестницу. Команда SCARABE, увеличивая скорость и меняя курс, не позволила пиратам осуществить проникновение и избежало преследования.

27 марта, 02:30 UTC, якорная стоянка близ г. Конакри (Гвинея)

Около 10 пиратов, вооружённых огнестрельным оружием, проникли на борт балкера ANASA. Угрожая физической расправой, пираты забрали ценные вещи экипажа и судовое имущество. Один из моряков получил ранения.

18 апреля, 23:30 UTC, якорная стоянка близ г. Котону (Бенин)

Контейнеровоз TOMMI RITSCHER, стоящее на якоре, было атаковано группой вооружённых пиратов. Проникновение было замечено экипажем судна, была объявлена тревога. Члены команды успели укрыться в цитадели. Власти Бенина были немедленно оповещены о происшествии. Патрульный корабль ВМС Нигерии NNS OSE был направлен на помощь пострадавшему судну. Восемь членов экипажа пропали без вести, включая капитана, гражданина Болгарии. Экипаж состоит из граждан России, Украины, Болгарии, Филиппин. Атаковавшим, скорее всего, было известно, что компания–оператор отказалась разместить на борту судна вооружённую охрану, сославшись на ограничения в связи с пандемией коронавируса.

30 апреля, 19:30 UTC, в 175 милях к югу от Лагоса (Нигерия)

Танкер-продуктовоз VEMAHOPE атакован пиратами в Гвинейском заливе по пути из Ломе (Того) в Камерун. Пираты проникли на судно и взяли в заложники десять человек (о гражданстве членов экипажа не сообщается).

9 мая, 02:00 UTC, близ г. Малабо (Экваториальная Гвинея)

В ночь на 9 мая пиратами было два нападения на судна с россиянами на борту. На рейде порта города Малабо грузовое судно «RIO MITONG» атаковано быстроходным катером в районе города Малабo. Преступники использовали абордажные лестницы, чтобы подняться на борт. В результате похищены два члена экипажа, предположительно граждане России и Украины, двое других граждан РФ были ранены и госпитализированы

9 мая, 02:00 UTC, близ г. Луба (Экваториальная Гвинея)

Научно-исследовательское судно DJIBLOHO (бывшее советское судно «Дальморгеология» 1989 года постройки) было атаковано на якорной стоянке в районе города Луба (Экваториальная Гвинея). Похищены два моряка, оба граждане России.

14 мая, 03:00 UTC, близ г. Котону (Бенин)

Итальянский грузовой ролкер GRANDE NIGERIA сообщил о подозрительном сближении в 106 милях к югу от Котону (Бенин). В районе присутствовало небольшое грузовое судно с двумя «скифами» (моторными лодками) на буксире. Судно взяло курс на сближение с GRANDE NIGERIA, и обладало характерными признаками пиратской плавбазы (на таких могут находиться несколько боевых групп пиратов и абордажное оборудование). Вероятно, пираты, увидев высокие борта и конструкционные особенности ролкера, отказались от попытки абордажа. Судно GRANDE NIGERIA набрало скорость и продолжило движение без дальнейших инцидентов.

17 июля в нейтральных водах Гвинейского залива, в 210 морских милях от побережья Бенина восемь вооруженных пиратов совершено нападение на танкер Curacao Trader. Бандиты взяли в заложники 13 человек из 19 членов экипажа, в их числе – семь россиян. 19 июля танкер прибыл на якорную стоянку недалеко от порта Котону (Бенин). Оператором танкера является греческая компания Alison Management Corp, порт приписки – город Монровия (Либерия). Российский МИД сообщил об освобождении захваченных 8 сентября в Нигерии в 30 километрах от города Лагоса пираты напали на судно Water Phoenix и похитили двух граждан России. По сообщению СМИ, были захвачены капитан и один член экипажа, 16 членам команды удалось укрыться в специально оборудованном помещении. Всего на борту было 18 человек – семь россиян и 11 филиппинцев. Судно принадлежит нидерландской транспортной компании Seatrade Groningen, оно шло под флагом Либерии. 31 октября россияне, захваченные пиратами, были освобождены.

30 ноября стало известно, что в Гвинейском заливе пираты напали и похитили 4 человек с судна для транспортировки нефтепродуктов и химикатов MV AGISILAOS. Среди похищенных — граждане России, Румынии и Филиппин. Танкер с нефтепродуктами AGISILAOS был атакован и взят на абордаж пиратами вечером 29 ноября в Гвинейском заливе к югу от столицы Того Ломе, на пути из Пуэнт-Нуар, (Республика Конго) в Ломе. Сообщается, что танкер в итоге достиг Ломе, остальные члены экипажа находятся в безопасности.

9 декабря в Гвинейском заливе охране судна с русскоговорящим экипажем удалось отбить атаку злостных пиратов. Владелец корабля нанял вооруженных охранников, предположительно, нигерийцев. В момент атаки капитан корабля через систему оповещения предупредил экипаж и велел отойти от боковых окон правого борта. Охрана корабля обстреливала пиратов с мостика, а один из охранников вёл огонь из пулемёта прямо на палубе. Хотя пираты отвечали, вскоре прервали атаку, развернулись и поспешно скрылись. Спустя некоторое время в надстройке были найдены отметины от пуль пиратов.

Николай Прокудин. Редактировал BV.

Продолжение следует.

Весь роман читайте здесь.

Морская стража | Литературная кают-компания Bond Voyage | Дзен

======================================================
Желающие приобрести роман
"Морская стража" обращаться n-s.prokudin@yandex.ru =====================================================

Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================