Найти в Дзене
Парадная гостья

Одно здание на двух островах: дом Михаила Корнилова на Малом проспекте и его сюрпризы

У статского советника, подрядчика строительных работ Михаила Корнилова в Петербурге есть два очень похожих дома. Один находится на Васильевском острове, а второй – на Петроградской стороне. Секрет их родства прост – оба здания спроектировал архитектор Александр Барановский. Участвовал в реализации и сам хозяин. Оба дома – с цилиндрическим эркером на углу, который заканчивается башенкой. У каждого – последний этаж украшают шестиугольные окна. Однако «начинки» у зданий разные. Сегодня познакомимся со «старшим братом». Этот дом появился в 1910 году. Прошло целых 10 лет с момента, когда дочь бывшего владельца – булочного мастера Фридриха Мора – продала этот участок земли Корнилову. При Эмилии Фольгман здесь уже были лишь обветшавшие со временем постройки. Новый владелец пусть и не сразу, но решил снести их и возвести доходный дом. В 1909 году работа закипела. Барановский – мастер строительства угловых домов. За свою карьеру он возвел семь таких. Первый этаж этого дома он облицевал гранитн
Оглавление

У статского советника, подрядчика строительных работ Михаила Корнилова в Петербурге есть два очень похожих дома. Один находится на Васильевском острове, а второй – на Петроградской стороне. Секрет их родства прост – оба здания спроектировал архитектор Александр Барановский. Участвовал в реализации и сам хозяин.

Оба дома – с цилиндрическим эркером на углу, который заканчивается башенкой. У каждого – последний этаж украшают шестиугольные окна. Однако «начинки» у зданий разные.

Сегодня познакомимся со «старшим братом». Этот дом появился в 1910 году.

Из руин в прекрасное

Дом Корнилова на Петроградской стороне. Фото: Парадная гостья
Дом Корнилова на Петроградской стороне. Фото: Парадная гостья

Прошло целых 10 лет с момента, когда дочь бывшего владельца – булочного мастера Фридриха Мора – продала этот участок земли Корнилову. При Эмилии Фольгман здесь уже были лишь обветшавшие со временем постройки.

Новый владелец пусть и не сразу, но решил снести их и возвести доходный дом. В 1909 году работа закипела.

Барановский – мастер строительства угловых домов. За свою карьеру он возвел семь таких.

Первый этаж этого дома он облицевал гранитной щепой. Следующие четыре этажа – отделал белой и голубоватой плиткой со вставками из зеленого глазурованного кирпича. Треугольный фронтон украсил скульптурным изображением совы, а между окнами второго и третьего этажей разместил путти.

Граница между мирами

Интересное решение было применено и внутри. Это витражи между парадной и черными лестницами. Их можно найти в левой парадной.

Они выполнены на толстом «кафедральном» стекле в технике гризайль и изображают цветы в духе модерна. Похожие встречала в доме Борхова на 19-й линии Васильевского острова.

К сожалению, их можно увидеть только на двух этажах. Фото: Парадная гостья
К сожалению, их можно увидеть только на двух этажах. Фото: Парадная гостья
«В каждом окне изначально находилось по четыре секции, заполненных толстым непрозрачным стеклом с рисунком цветочного характера, нанесенным коричневой, серой и черной краской», – отметили авторы проекта «Витражи Петербурга».

К сожалению, состояние витражей крайне печальное. Они сохранились лишь на двух этажах. В остальных случаях окна закрашены краской или заделаны фанерой.

При этом дом в 2001 году был включен в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Жильцы – в каком-то смысле тоже украшение дома

В начале 1910-х годов в этом доме жил генерал-майор, преподаватель Политехнического института и член комитета по усилению Военного флота Михаил Беклемишев. Он был основоположником торпедного дела в России, был одним из первых российских подводников и подводных кораблестроителей.

Михаил Беклемишев. Фото: Википедия
Михаил Беклемишев. Фото: Википедия

С осени 1913-го по 1915 год здесь жил поэт и переводчик Михаил Лозинский, который, кстати, родился в моей родной Гатчине.

Михаил Леонидович известен как один из создателей советской школы поэтического перевода. Он был близок к поэтам «Серебряного века», в частности к акмеистам. Дружил с Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой и был ближайшим другом Николая Гумилева.

Лестничный проем. Фото: Парадная гостья
Лестничный проем. Фото: Парадная гостья

В 1912 году Лозинский организовал издательство «Гиперборей», где печатались акмеисты. Редакционные собрания этого журнала проходили в его квартире в доме Корнилова.

Если верить «Википедии», строчки Василия Гиппиуса хорошо отражали атмосферу, царившую в «Гиперборее»:

«По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз.
И всех садов земных пестрее
По пятницам в «Гиперборее»
Как под жезлом волшебной феи,
Цветник прельстительный возрос.
По пятницам в «Гиперборее»
Расцвет литературных роз».
Журнал «Гиперборей». Фото: Википедия
Журнал «Гиперборей». Фото: Википедия

Журнал выходил два года. Всего было выпущено 10 номеров.

Сдвоенные двери. Фото: Парадная гостья
Сдвоенные двери. Фото: Парадная гостья

Примерно один год соседом редакции акмеистов был тайный советник, государственный и общественный деятель, публицист Афанасий Васильев. В 1905 году он основал общество «Соборная Россия». Через три года издал книгу «Миру-Народу. Мой отчет за прожитое время», в которую вошла большая часть его статей, речей, стихов, докладов и заметок по вопросам христианской нравственности, права, государственного управления и хозяйства.

Найти Афанасия Васильевича по этому адресу можно было в 1915 году.

Вид на черную лестницу из парадной. Фото: Парадная гостья
Вид на черную лестницу из парадной. Фото: Парадная гостья

Сегодня мы посетили дом Корнилова на Петроградском острове. В будущем заглянем в дом статского советника на Васильевском. И сравним – действительно ли это один дом на двух островах?

📍Адрес: Малый проспект П.С., 26-28

Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал «Парадная гостья», чтобы увидеть больше интересных и необычных лестниц Петербурга!

Поддержать мой проект можно здесь. Буду вам очень благодарна!

Александр Барановский был женат на старшей дочери архитектора Николая Никонова. И даже жил некоторое время в прекрасном тереме тестя на нынешней улице Достоевского.