Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

От "тёмного царства" к "Снегурочке": часть вторая, Заволжье…

Статья написана в рамках марфона Заволжье и его "тёмное царство" Сюда, в эти края Заволжья он попал однажды в составе этнографической экспедиции… Но много раньше того, двадцатилетний Островский вместе с отцом, который хотел показать сыну купленное в костромских краях имение Щелыково, стоял на крутом берегу Волги… В дневниках Островского читаем : Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотвратимо. Вот подходит расшива, и издали чуть слышны очаровательные звуки; всё ближе и ближе, песнь растёт… и полилась, наконец, во весь голос, потом мало-помалу начала стихать, а между тем уж подходит другая расшива и разрастается та же песня. И нет конца этой песне... Мне почему-то кажется, что речь идёт о песне "Дубинушка". Это она обладает такой раздольной мощью, и глубиной, какая слышится в записках молодого Островского, это она является символом тяжёлой жизни простых людей. Очень зрительная кар
Оглавление
Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе

Статья написана в рамках марфона

Заволжье и его "тёмное царство"

Сюда, в эти края Заволжья он попал однажды в составе этнографической экспедиции… Но много раньше того, двадцатилетний Островский вместе с отцом, который хотел показать сыну купленное в костромских краях имение Щелыково, стоял на крутом берегу Волги… В дневниках Островского читаем :

Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотвратимо. Вот подходит расшива, и издали чуть слышны очаровательные звуки; всё ближе и ближе, песнь растёт… и полилась, наконец, во весь голос, потом мало-помалу начала стихать, а между тем уж подходит другая расшива и разрастается та же песня. И нет конца этой песне...

Мне почему-то кажется, что речь идёт о песне "Дубинушка". Это она обладает такой раздольной мощью, и глубиной, какая слышится в записках молодого Островского, это она является символом тяжёлой жизни простых людей.

Очень зрительная картинка, не правда ли? Двое мужчин на крутом волжском берегу. Островские были родом из костромской земли, и отец гордился, что возвращается к своим корням, да ещё владельцем усадьбы.

Делая восторженную запись о Волге в своём дневнике, молодой человек ещё не знал, как тесно привяжет его к себе костромская сторона.

Каждое лето, с ранней весны до поздней осени он будет проводить в Щелыково.

Дом построен ещё в XVIII веке масоном Фёдором Кутузовым, хорошо знакомым с Николаем Радищевым. Дом скромный и удобный, казалось, он сохранил дух века Просвещения.

Первые годы, приезжая в Щелыково, Островский разрешал себе не сразу садиться за письменный стол, он отдыхал от лихорадочной, суетливой московской жизни. Но с каждым годом перерыв в работе становился всё короче. Перед Островским вставал призрак безденежья, нужды, бедственного будущего своих детей (их было уже шестеро).

Однажды издатель Русской старины Михаил Семевский уговаривал драматурга написать мемуары. На что Островский ответил так :

Сам уже давно мечтаю, что вот я буду писать свои воспоминания, как это будет мне приятно, как это будет живо и правдиво сколько нового я скажу… Но я знаю в то же время, что мечты мои так мечтами и останутся… Чтобы привести в порядок свои воспоминания и хоть только начать их как следует, нужны покой и досуг, а ничего этого у меня нет, не будет и быть не может!.. Я только и делаю, что работаю для театра, или обдумываю и обделываю сюжеты вперёд, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без хлеба, с огромной семьёй, - так уж до воспоминаний тут!

Мысли его были заняты новыми сюжетами. Их было не меньше, чем в Замоскворечье.

Здесь Островский ввёл в обиход слово "самодур", подразумевающее тупое упоение своей властью, презрение ко всякому праву и законности, насмешку над мыслью, чувствами других людей.

Тупое, жёсткое давление "право имеющих" на тех, кто находился в полной власти самодуров – вот основные черты мира, в котором живут герои заволжских пьес Островского. Именно этот мир, воссозданный автором в своих пьесах, и назвал Н.А. Добролюбов "тёмным царством".

Границы этого мира выступали далеко за границы Замоскворечья и Заволжья. На карте "Тёмного царства" появились города, которых не было в реальности, –Калинов и Брахимов, носивших обобщённый характер небольших российских городов. В Калинове (согласно авторским ремаркам, разворачиваются действия "Грозы" и "Горячего сердца". В Брахимове происходят события, описанные в "Бесприданнице", "Талантах и поклонниках", "Красавце-мужчине". События в этих пьесах происходили на фоне мест, которые Островский называл "костромской Швейцарией". На фоне гармонии в природе разворачивается действие «заволжских» трагедий, в том числе и пьесы "Гроза"

Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе
Чудеса истинно надобно сказать чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день глжу за Волгу и всё наглядеться не могу…
Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! … Восторг! (Кулигин, персонаж пьесы "Гроза")

Я уверена, содержание "Грозы" хорошо знакомо каждому, кто учился в школе. Нет смысла пересказывать сюжет. Но есть смысл поговорить о трактовке пьесы известными критиками. Вернее, о трактовке образа Катерины.

Так кто же Катерина – "луч света" или раненая птица

Два самых главных антагониста в споре о Катерине – Д.И. Писарев и А.Н. Добролюбов. Первый считает её взбесившейся от безделья бабёнкой, второй видит в ней "луч света в тёмном царстве".

Писарев, видимо, не был знаком с XIV цитатой Далай-ламы :

Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слёзы, почувствуй его боль. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь, как правильно жить.

А Добролюбов — переборщил с метафорой.

Луч в темноте указывает верный путь. А куда? В светлое будущее или в могилу?

Перечисляя достоинства Катерины, Островский подчёркивает её стремление отстоять своё достоинство любым способом. Помню, ещё в школе, меня просто в шок ввела история, которую героиня вспоминает в разговоре с Варварой:

Такая уж я зародилась горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно — я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять…

Не могла этого понять, включалась рефлексия… Я смотрела на своих родителей, и у меня замирало сердце, когда я пыталась представить, что бы они чувствовали в эти ночные часы, пока искали бы меня. И мне ни за какие коврижки не хотелось следовать за таким "лучом".

Ещё один образ на котором заостряет наше внимание автор, а Добролюбов выводит свою трактовку образа молодой женщины, живущей в обстановке дома Кабановых, в обстановке лжи и подозрительности – образ птицы.

Отчего люди не летают! Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?
Изображение в свободном оступе
Изображение в свободном оступе

Учебники и Алиса трактуют этот образ однозначно:

Смысл монолога — тоска по свободе, желание быть свободной в своих предпочтениях, делать то, что хочется, не завися от того, что хотят другие. Для женщины того времени такая свобода была недопустима (bolshoyvopros.ru).

В этом монологе Катерина вспоминает свою жизнь до замужества, когда она жила "точно птичка на воле". Когда видела сны и могла мечтать, она хочет вернуться к тому состоянию, которое наблюдали в ней присутствующие в церкви на богослужении :

до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было.

Хочу отметить аллегорический характер образа. При том, многозначный аллегорический образ. С одной стороны – это символ воли, свободы… Но в Библии Птица ещё символизирует душу, стремящуюся к Богу, так как из всех творений только птица способна приблизиться к небу, к Господу Богу.

Катерина – раненая птица. До замужества она верила светло и чисто каждому слову Вечной Книги, в которой собраны правила общего житья людей, как созданных по образу Божию.

Имя Катерина в переводе с греческого значит "всегда чистая". Верующий человек, Катерина Петровна Кабанова хочет жить по заповедям Божиим и в семье Кабановых, но те, кто её окружают, давно об этих заповедях забыли.

Она тоже не Ангел. Свои испытания пройти с честью ей не удалось.

Но вспомним, что подтолкнуло её к измене. Отъезд мужа по торговым делам. Как ведёт себя Катерина с мужем? Она помнит библейский завет жене: прилепиться к мужу своему.

Что означает этот завет? "Прилепится" – это буквальный перевод еврейского слова "давак", что означает нежную привязанность к кому-либо и верность. А слова Евангелия: "жена да убоится мужа своего", не предполагают страха рабыни, но обязывают жену к почитанию и уважению мужа, почти благоговению пред ним.

Катерина в сцене прощания ведёт себя согласно этой заповеди. А взамен получает предательство и измену.

Тихон : Да не разлюбил; а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?

Измену не с другой женщиной , а в значении измена соратнику, другу, сопричастнику общей семейной жизни, супругу. Птица-Катерина ранена в самое сердце :

Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?

Преданная, униженная, жаждущая любви, защиты и понимания Катерина ищет выхода в близости с Борисом. Почему она выбрала именно его? Сердце женщины – тайна, покрытая тайной… Может ей казалось, что Борис также одинок, также беззащитен от самодурства, также испытывает ежедневное поругание?

Ошиблась птичка! Борис такой же, как и Тихон. Сцена прощания Катерины и Бориса – просто один в один с сценой прощания её с Тихоном : такое же предательство, такая же измена, такое же поругание чувств…

Раненая птица, истекающая кровью, решается на последний шаг… Если нет любви, верности, счастья на этом свете, где жить просто "больше нету мочи", то может, на том она найдёт всё это?

Изобраение в свобоном доступе
Изобраение в свобоном доступе

Ещё раз возникнет перед нами образ птицы в реплике Кулигина:

Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! (Кладет на землю и убегает.)

Птица-Катерина взлетела ввысь к небу, где обитает Сам Бог!

Субъективнее не бывает

Знаю, что слишком неправильно самоубийство считать дорогой в небо, к Богу. Самоубийство по всем канонам христианства – страшный непростительный грех, который человек уже не сможет исповедовать, а значит – никогда не может быть прощён, но сочувствие несчастной женщине мешает мне оценить её поступок как грех… Но и лучом света я её тоже назвать не могу. И гордыней назвать, тоже язык не поворачивается...

А как вы относитесь к этому персонажу Александра Николаевича Островского?

Чья трактовка вам ближе Д.И. Писарева или Н.А. Добролюбова?

А может вам, как и мне, ближе образ раненой птицы?