Найти в Дзене
Хитрый койот

Детальный обзор книжной саги о Ведьмаке. "Владычица озера"

Вот че скажу: "вот и va’esse deireadh aep eigean, ребята!". "Владычица озера" (1998) - последняя по хронологии, самая неровная и слабая часть ведьмачьей серии. Многие заявленные в книге сюжетные линии не получили продолжения, а конец истории Геральта, Йеннифэр и Цири… обескураживает. Но все-таки во "Владычице озера" есть моменты, интересные не только для мира "Ведьмака", но и еще для кое-чего большего. Так что не стоит огорчаться, не стоит робеть, и посмотрим, что получилось удачно, в каких местах произошло упущение, а что вызвало у меня неожиданные и любопытные наблюдения. Предыдущая часть - здесь. Начало "Владычицы" сперва вызывает некое недоумение. Конечно, за четвертую, пятую и шестую книгу читатель привык к тому, что повествование может идти издалека, начинаясь от лиц совершенно посторонних на первый взгляд персонажей, потому что уже знает, что скоро они будут иметь отношение к нашим главным героям или к происходящим в мире событиям. Но увидеть сэра Галахада из "Артурианы", из не

Вот че скажу: "вот и va’esse deireadh aep eigean, ребята!".

"Владычица озера" (1998) - последняя по хронологии, самая неровная и слабая часть ведьмачьей серии. Многие заявленные в книге сюжетные линии не получили продолжения, а конец истории Геральта, Йеннифэр и Цири… обескураживает. Но все-таки во "Владычице озера" есть моменты, интересные не только для мира "Ведьмака", но и еще для кое-чего большего. Так что не стоит огорчаться, не стоит робеть, и посмотрим, что получилось удачно, в каких местах произошло упущение, а что вызвало у меня неожиданные и любопытные наблюдения.

Предыдущая часть - здесь.

Начало "Владычицы" сперва вызывает некое недоумение. Конечно, за четвертую, пятую и шестую книгу читатель привык к тому, что повествование может идти издалека, начинаясь от лиц совершенно посторонних на первый взгляд персонажей, потому что уже знает, что скоро они будут иметь отношение к нашим главным героям или к происходящим в мире событиям. Но увидеть сэра Галахада из "Артурианы", из не имеющего к Геральту и ко отношения совершенно иного мира? И я даже начал волноваться: "А я точно "Ведьмака" читаю, случайно книгу не попутал?". Но моей тревоге пришел конец, когда появилась знакомая Циря. Оказалось, что ее особенность и "тайное кунг-фу", за которым охотятся все кому не лень - умение перемещаться во времени и между мирами, которое, усилившись, должно передаться ее потенциальному ребенку. Скажу сразу - способность очень мощная, как говорят в народе - "имбовая". Можно сказать, что из-за этой способности Цири превратилась в Мэри Сью, но можно взглянуть на это с другой стороны. Расценить ее силы как бремя, из-за которых девушке не дают спокойно жить разного рода мутные и преступные личности, ну, например,

Ауберон, Аваллак'х и прочие жЫвотные.

"В лесу повсюду пни, гнилой покрытые корой,
Там эльфов рой, и с ними их король.
Когда ты встретишь маленький народ,
Они тебя затащат в хоровод,
И если танцы для тебя тяжелый скучный труд,
Тебя в холме на двести лет запрут,
А если ты предпочитаешь блуд,
Тебя до смерти феи закружат"

(GREEN CROW, "Король фей")

Представительница Aen Elle и ее рабы-D'hoine. "Гвинт"
Представительница Aen Elle и ее рабы-D'hoine. "Гвинт"

И мы понимаем, что это - не те, привычные нам по остальной книжной серии эльфы. Aen Seidhe ("Народ холмов"), с которыми мы встречались ранее - это эльфы типичного DnD'шного извода. Люди, только "другие" - остроухие, грациозные, живущие долго, но не бессмертные. А вот Aen Elle ("Народ Ольх"), к которым угодила Цири, больше похожи на... нет, не на толкиновских, а скорее на фольклорных английских эльфов. На своенравных и могучих духов природы, отличающихся непредсказуемым и странным для человека поведением. А это, как вы понимаете, смесь гремучая. Мир, в котором обитают Aen Elle, тоже имеет фольклорные мотивы потустороннего мира - время здесь течет иначе, чем в привычном мире, ихняя конница, регулярно навещающая иные вселенные с целью похищения людей - и есть та самая Дикая Охота, а способом преодолеть тамошний магический барьер оказывается текущая вода, традиционно защищающая человека от злобных духов.

В то же время автор деконструирует эти образы и делает их более реалистичными, очеловечивает фольклорных эльфов. Интриги, заговоры и подковерные игры общество Aen Elle любит, умеет и практикует, а еще оказывается, что этот мир вообще-то, не их родной. Там тоже жили люди, которых Aen Elle загеноцидили, а кто живой остался - того бетризировали и поработили. Короче, все, как я и ожидал.

Туссент.

Панорама Туссента. Скриншот из "Ведьмака 3"
Панорама Туссента. Скриншот из "Ведьмака 3"

Ну, а Геральт и его команда преодолевают испытание покоем в княжестве Туссент, вассальном Нильфгаарду. И если Эббинг - "помойка" империи, то Туссент - ее "витрина" и живое доказательство того, что Нильфгаард может быть не таким уж злым и страшным. В Туссенте для каждого найдется и любимое дело, и новые знакомые. Да и работы для ведьмака хватает: местные пещеры полны монстров, которые то и дело докучают жителям. Короче, Туссент оказался живым воплощением рая для любого из наших героев, однако волею Автора, великого и ужасного, никому в этом раю остаться не получилось. Весь отряд Геральта погибнет в финальном замесе со зловредом Вилли, ну а самому Геральту и спасенным Йеннифэр и Цири придется оттуда уйти из-за легкомысленности Лютика. И ладно, когда Геральт и ко искали Цири, смысл этого райского края был в том, чтобы они выдержали соблазн покоем и не забыли о своей цели. Но когда Цири уже спасена и больше ничто не мешает ведьмаку и его семье спокойно осесть в Туссенте, изгнание их из этого рая смотрится несколько надуманно.

Портрет Эмгыра вар Эмрейса.

"Нет, я - твой отец" (С)
Эмгыр вар Эмрейс. Скриншот из "Ведьмака 3"
Эмгыр вар Эмрейс. Скриншот из "Ведьмака 3"

Кстати, сразу после финального замеса с Вилли у Геральта состоялась беседа с самим императором Нильфгаардской империи - Эмгыром вар Эмрейсом, "Белым Пламенем, пляшущим на курганах врагов". Эпизодически он встречался в предыдущих книгах, и был показан хоть как и несколько одержимый поисками Цири, но в целом внушающий почтение и уважение правитель: грозный, острый на язык, и сдержанный, не теряющий лицо на людях в случае неудачи. Но во "Владычице озера" его образ был показан подробнее. За маской владыки Нильфгаарда мы видим заботливого и мягкосердечного человека, который искренне хочет процветания своего государства. И благодарного: тот чокнутый дед-астролог, которого Эмгыр держал при дворе, в свое время помог ему расколдоваться из обличья человекоподобного ежа. Да, это был Дани, отец Цири, тот самый Йож из Эрленвальда. Желая спасти империю, да и человечество заодно, он, подзуживаемый Вилли, совершил подлую по отношению к своей жене и теще многоходовочку, целью которой был инцест со своей дочерью. Но Геральт его переубедил, сказав, что "Если миру предстоит уцелеть таким образом, то пусть лучше этот мир сгинет". И все-таки, вполне вероятно, что, рассказывая Эмгыру про "готовьтесь к ледниковому периоду", Вилли врал о том, что брак с Цири - единственный выход спасения мира. И в таком случае, я, пожалуй, не был бы так категоричен и сказал: "А может быть, поищем другой выход? Например, я от Цири слышал, что некто Фабио Сакс в будущем откроет по ту сторону океана какой-то большой континент, нельзя ли на нем пережить час Белого Хлада и Волчьей пурги, а?". А вообще, довольно странно, что, помимо нечаянного пророчества Цири в "Часе презрения", в книгах и играх больше нигде нет ни слова про эти самые Новые Земли (в том числе и в зарисовках про будущее этого мира), а такой большой континент наверняка должен привлечь внимание всех держав.

Батальная сцена при Бренне.

Битва при Бренне. "Гвинт"
Битва при Бренне. "Гвинт"

И кстати, насчет финальных замесов, ярких и эпичных концовок. Во "Владычице Озера" Анджей Сапковский сделал то, чего еще раньше не делал - впервые описал полноценную битву. Нет, за время серии в этом мире произошло немало боев, однако ранее автор в основном ограничивался коротеньким упоминанием, как в случае с битвой на Содденском холме. Но в битве под Бренной (также называемой битвой под Старыми Ж***ами) автор расписывает ход сражения детально и от лица различных участников - как со стороны северян, так и со стороны "черных". Причем показанные персонажи, за которыми наблюдает читатель, разнообразны: командующий нильфгаардской армией маршал Мэнно Коегоорн, паренек Ярре, который сбежал из храма Мелитэле и отправился воевать ради Цири, бывалый врач-низушек Русти... И все это делает описание интересным, ярким (хотя и анахроничным: здесь средневековье уже в который раз занимается непотребством с веком девятнадцатым), и во многом напоминает "Отблески Этерны", в котором битвы также были показаны подробно и с разных углов (порой даже очень подробно).

И кроме того, на битве под Бренной и произошедшем после нее Цинтрийском мире, в котором Нильфгаардская империя согласилась на ничью, стала кульминацией и развязкой почти для всех сюжетных линий второстепенных и даже эпизодических персонажей: Золтана, Ярпена, Шани, Койона и многих, многих других. Ну а главные герои остались при этом несколько в стороне.

Многоточие вместо точки.

Но, несмотря на такой торжественный и яркий финал, автор дает понять, что история этого мира еще не окончена. Неприязнь людей к прочим человекоподобным в Северных королевствах никуда не делась, и если в случае с эльфами (которые Aen Seidhe) она еще вполне объяснима - много остроухих воевало за Нильфгаардскую империю, то в случае с краснолюдами, поддержавшими северян, это смотрится как подлость по отношению к ним. Сами Северные королевства, несмотря на общую одержанную победу, продолжают друг на друга смотреть косо, а в Нильфгаардской империи все большую силу набирают купцы и мануфактурщики, влияя на императорский двор. И кроме того, тут еще сыграла роль трагическая случайность - в мире вот-вот начнется занесенная из иного мира чума Катрионы, в которой обвинят чародеек и начнут на них гонения. И это, конечно, вызовет кое-какие сложности в работе международной тайной ложи чародеек, задумавших выдать Цири замуж за наследного принца Ковира в качестве любимой наложницы. И если бы история главных героев не прервалась, то на этом вполне мог быть замешан сюжет последующих книг. Но пан Анджей к тому моменту уже устал от "Ведьмака", в чем он сам признался, и решил поставить точку. Обрушившимся на главных героев ривским погромом, после которого они покидают этот мир. Причем подразумевается, что Йеннифэр и Геральт умерли, а Цири уходит в Камелот вместе с сэром Галахадом.

Ну а Трисс получила свою минуту славы и героизма, сотворив ставшее именным "Градобитие". Иллюстрация Дениса Гордеева.
Ну а Трисс получила свою минуту славы и героизма, сотворив ставшее именным "Градобитие". Иллюстрация Дениса Гордеева.

И такая концовка, по мне, выглядит несколько внезапной и обрубленной. Куда естественнее для книжной серии было бы поставить многоточие и завершить историю на том, как Цири находится при ковирском дворе наложницей у Танкреда Тиссена и ее жизнь кажется в безопасности, но ясно, что скоро это будет не так. Ну а Геральт, ушедший в отставку, стал по совету Лютика священником и мирно живет в Ривии вместе с Йеннифэр. Но в то же время читателю дают знать, что если Цири или его друзьям будет угрожать опасность, он снова будет готов взяться за свой меч, показывая, что во все времена миру будут нужны ведьмаки.

Как эльфийская фраза исполнилась дважды, или Послесловие.

-7

Однако с завершением книжной серии история Геральта из Ривии, как мы знаем, не кончилась. Незавершенную историю этого мира подхватили создатели игр, и волею Автора, Великого и Ужасного, они воскресили Белого Волка и его любимую чародейку (а уж насколько любимую, зависит от игрока), чтобы радовать фанатов, да и просто любителей приключенческих игр. В конце-концов, несмотря на все неровности, мир-то интересным получился!

Однако конец книжной серии о Геральте стал началом еще для кое-чего.

-8

Если окинуть всю сагу с "той стороны" книги, то легко понять, что рассказывая нам историю про Геральта, Анджей Сапковский оттачивал свое писательское мастерство - переходил от рассказов к полноценным романам, учился прописывать отношения между персонажами, описывать миры (неважно, реальные или вымышленные). И потому "Ведьмак" со своим живым литературным языком, наработками и прочими привлекательными особенностями стал фундаментом для другой, более интересной саги - о Рейнмаре "Рейневане" фон Беляу. Так фраза "что-то кончается, что-то начинается" воплотилась дважды - как в рамках мира "Ведьмака", так и между мирами.

А на сегодня все!