Почему священнослужители постоянно говорят, что скорби надо терпеть, что только через скорби мы сможем войти в Царствие Небесное? Разве мы не можем обойтись без скорбей и жить в радости? На эти вопросы ответили священнослужители.
Пётр Устинов, иерей:
Нам необходимо терпеть скорби, потому что, только преодолевая искушения, человек может вырваться из оков рабства и проявить свою личность. Добавьте сюда верность Богу в трудной ситуации — не отречься от Него даже при самом тяжёлом испытании. Именно поэтому испытания и нужны. Следовательно, и страдания.
Если человек является настоящим христианином, то он всего себя отдаёт ближнему. От отдаёт себя, растрачивает и, следовательно, страдает. Для христианина страдание — это естественное состояние.
И потом, христианин всегда борется со злыми силами, которые стремятся ему отомстить. Поэтому опять же страданий ему не избежать. Мы знаем, что очень многие святые пострадали от людей, наделённых властью. И Христос — в их числе.
Андрей Гупало, протоиерей:
Жизнь человеческая так устроена, что нам не избежать скорбей ни в личной жизни, ни в общественной. В личной — нас могут преследовать болезни, потеря денег или работы, болезнь и смерть близких. Что касается общественной жизни, то может случиться стихийное бедствие, война, пандемия, реформы...
Думаю, что смысл фразы о спасении с помощью скорбей заключается не в том, чтобы их желать или искать. Смысл в том, чтобы не позволить бедам разрушить твою веру в победу добра над злом, в победу жизни над смертью.
Потому что с такой верой человек сможет выдержать любые жизненные испытания и спастись. И потом, это вовсе не означает, что мы не должны просить Бога о помощи:
«О избавитися нам от всякие скорби, гнева и нужды».
Анатолий Носок, иерей:
К скорбям можно отнести все наши неурядицы, неприятности, болезни, потери, утраты, нестроения, то есть то, что противоречит нашей воле, нашим желаниям. То есть скорби связаны с тем, что мы по своей гордыне не принимаем Божьего Промысла.
Если мы увидим это, то поймём, о чём говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, когда называл скорби великими учителями, которые показывают нам наши слабости, страсти, нужду покаяться, очищают душу, смягчают сердце.
Можно сказать, что скорбь для нашей души, как иммуномодулятор для нашего иммунитета. Скорбь позволяет изменить текущее состояние души, если мы искренно обратимся за помощью к Богу. Преподобный Амвросий Оптинский сказал об этом так:
«Когда посылается нам серьёзная болезнь, то мы посерьёзнее и рассуждаем о себе и о наших обстоятельствах, и искренно прибегаем в молении наших ко Врачу душ и телес, всеведущему и всемогущему, всеблагому и всепремудрому».
Константин Комлев, иерей:
Апостол Павел говорит:
«Всегда радуйтесь!»
Так что можно выдохнуть: радость христианам не только дозволена, но обещана и предписана. О Царствии Небесном апостол говорит, что оно есть «праведность, радость и мир в Духе Святом». Господь не хочет, чтобы мы страдали. Он заповедует нам радость.
Можно ли обойтись без скорбей? Никуда не денешься, и болезни бывают, и безответная любовь, и профессиональные неудачи, и несправедливость, и смерть близких. То есть скорби будут. Надо быть к ним готовыми.
Другое дело, что не надо предаваться скорбям по малейшему поводу: если дождь вдруг пошёл или денег на что-то не хватило.
Итак, что же делать христианину?
1. Не искать и не желать несчастья самому себе.
2. Стараться уменьшить страдания ближнего, насколько это возможно.
3. Ни при каких обстоятельствах не быть источником страданий для другого человека.
4. Если страдания неизбежны, принимать их подобно капитану корабля при надвигающемся шторме — собрать волю в кулак и с надеждой на Господа делать то, что должно.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.