Найти в Дзене

Мой самый стыдный момент в корейском храме

Культурная разница между Россией и Кореей проявляется не сразу. Сначала кажется, что все почти знакомо: люди ходят на работу, встречаются с друзьями, едят, смеются. Но чем дольше живешь здесь, тем больше начинаешь замечать детали. Какие-то различия несущественные, какие-то — намного глубже. Одним из таких глубинных слоев для меня стал буддизм. Исторически он сильно повлиял на корейское искусство, мировоззрение и отношение к жизни. И хотя повседневные социальные правила сейчас больше связаны с конфуцианством, буддийская философия в Корее все еще сильна. Так как в России буддизм почти не присутствует, то все, что с ним связано, было для меня в Корее новым. А новое почти всегда означает одно — ошибки. Сегодня я расскажу о случае, который произошел со мной во время церемонии в буддийском храме. Прошло уже несколько лет, но каждый раз, когда я вспоминаю этот момент, мне от стыда хочется закрыть лицо руками. Несколько лет назад одна моя знакомая кореянка помогла мне обменять бумажные полоте
Оглавление

Культурная разница между Россией и Кореей проявляется не сразу. Сначала кажется, что все почти знакомо: люди ходят на работу, встречаются с друзьями, едят, смеются. Но чем дольше живешь здесь, тем больше начинаешь замечать детали. Какие-то различия несущественные, какие-то — намного глубже.

Одним из таких глубинных слоев для меня стал буддизм. Исторически он сильно повлиял на корейское искусство, мировоззрение и отношение к жизни. И хотя повседневные социальные правила сейчас больше связаны с конфуцианством, буддийская философия в Корее все еще сильна.

Так как в России буддизм почти не присутствует, то все, что с ним связано, было для меня в Корее новым. А новое почти всегда означает одно — ошибки. Сегодня я расскажу о случае, который произошел со мной во время церемонии в буддийском храме. Прошло уже несколько лет, но каждый раз, когда я вспоминаю этот момент, мне от стыда хочется закрыть лицо руками.

Первый храм

-2

Несколько лет назад одна моя знакомая кореянка помогла мне обменять бумажные полотенца на туалетную бумагу. Спустя некоторое время выяснилось, что она была одним из активных участников буддийской общины в Сеуле. Позже я узнал, что таких общин в Корее очень много. У каждой свои привычки, свои наставники, свои храмы — иногда в городе, иногда в горах. Снаружи они могут выглядеть одинаково, но у каждого внутри своя атмосфера.

-3

Многие корейцы постарше, особенно те, кто ходит в горы, верят, что у каждой горы есть свой дух-хранитель. Ему молятся, чтобы на горе сохранялись мир и спокойствие. И однажды моя знакомая сказала, что в их горном храме будет церемония в честь такого духа, и предложила поехать вместе. Для меня это была возможность увидеть все вживую, и я, конечно же, согласился.

-4

Храм находился в горах Пхёнчана. Если не знать, как до него добраться, то найти его будет почти невозможно: узкая дорога, сосны, крутые склоны и тишина, в которой даже разговоры звучат мягче. Несмотря на удаленность от города, людей собралось много — около ста человек, не считая самих монахов.

-5

Церемония проходила на открытом воздухе. Монахи заранее разложили перед полотном подношения: финики, груши, рисовые пирожки. Участники церемонии должны были просто сидеть на пластиковых стульях и наблюдать. Все происходило спокойно и неспешно: монахи прочитали обращение к духу — хранителю горы, а затем несколько раз бросили зерна в сторону полотна.

-6

После церемонии подношения со стола просто убрали и разделили между всеми. А еще можно было пойти на обед — в небольшое здание рядом с храмом. Там подавали тушеную картошку, овощи, рис, кимчи. Все было очень простым и почти без специй. В буддийских храмах еду обычно не приправляют, чтобы вкус оставался «чистым». Тогда я этого не знал, поэтому ел медленно и с трудом — уж слишком большой была разница с обычной едой.

-7

В целом у меня тогда возникла только одна серьезная проблема — солнце. Так как я тогда только приехал в Корею и не знал о жесткости корейского солнца, то всю церемонию просидел без шляпы и солнцезащитного крема. В результате мое лицо стало красным, как помидор, и болело несколько дней.

Второй храм

-8

Во второй раз мы поехали уже в сеульский храм. На этот раз церемония проходила внутри и проводилась в честь для рождения Будды. Вместо стульев — мягкие подушки. Сидеть нужно было, скрестив ноги. Я собирался тихо устроиться где-то сзади и просто наблюдать, но знакомая позвала меня сесть рядом с ней. Так как она была активным участником общины, ее подушка была спереди в самом центре храма — там, где сидят те, кто участвует в обряде, а не просто смотрит. Я подумал, что это будет интересный опыт, и согласился.

Поначалу все шло хорошо. Монахи читали молитвы, и я просто повторял жесты за другими участниками, стараясь не выделяться из толпы. Так как у меня уже был опыт буддийской церемонии в горах, то на этот раз я чувствовал себя куда спокойнее. Но через какое-то время у меня начали затекать ноги. Сначала слегка, затем сильнее, пока я почти перестал их чувствовать. Я пытался незаметно сменить положение — но так как я сидел спереди в самом центре, делать это незаметно от остальных у меня не получалось.

Потом участники церемонии взяли розданные им листы с текстом и начали хором читать вслух. В то время я совершенно не понимал корейского, поэтому тоже взял лист в руки, но даже не пытался ничего произносить. В тот момент мне хотелось только одного — встать и размять ноги. Но разум и совесть твердили мне: «Терпи до конца! Не позорься перед Буддой!»

И ровно в этот момент я почувствовал легкое прикосновение к плечу. Рядом стоял монах. Он спокойно смотрел на меня и мягко указывал в сторону выхода. Этого было достаточно, чтобы все стало понятно — меня просят выйти.

Я попытался встать, но ноги почти не слушались. Я не шел — я буквально плыл к двери, стараясь не упасть. На улице я, раскрасневшись от стыда, отошел от храма подальше — но так, чтобы продолжать наблюдать за церемонией.

-9

Церемония продолжалась еще минут двадцать. Когда все закончилось и люди начали расходиться, знакомая принесла мне бумажный стакан горячего растворимого кофе и торжественный белый рисовый пирог. После этого она куда-то отошла, а я начал готовиться на лавке к экзамену по корейскому.

-10

Когда знакомая вернулась где-то через час, мы начали снимать бумажные фонари, растянутые между деревьями. Она разговаривала со мной так, словно ничего не произошло — спокойно, привычно. И, наверное, именно это удивило меня больше всего. Этот эпизод никто не обсуждал. Меня не спрашивали, не объясняли, не упрекали и не жалели. Но после этой ситуации знакомая больше не разговаривала со мной про храм и больше туда не приглашала.

-11

С тех пор я вижу храмы только со стороны. И каждый раз у меня возникает легкое чувство неловкости. Я до сих пор не знаю, нарушил ли тогда какое-то правило. Но некоторое время назад я начал замечать, как поезда корейского метро с заметной регулярностью уходят у меня прямо из-под носа. Интересно: это просто случайность… или жизнь пытается преподать мне какой-то урок.

Статьи выходят по мере готовности. Подписка — лучший способ не пропускать новые материалы, а лайк — лучший способ поддержать канал.

Автор: Уткин Олег