Культурная разница между Россией и Кореей проявляется не сразу. Сначала кажется, что все почти знакомо: люди ходят на работу, встречаются с друзьями, едят, смеются. Но чем дольше живешь здесь, тем больше начинаешь замечать детали. Какие-то различия несущественные, какие-то — намного глубже.
Одним из таких глубинных слоев для меня стал буддизм. Исторически он сильно повлиял на корейское искусство, мировоззрение и отношение к жизни. И хотя повседневные социальные правила сейчас больше связаны с конфуцианством, буддийская философия в Корее все еще сильна.
Так как в России буддизм почти не присутствует, то все, что с ним связано, было для меня в Корее новым. А новое почти всегда означает одно — ошибки. Сегодня я расскажу о случае, который произошел со мной во время церемонии в буддийском храме. Прошло уже несколько лет, но каждый раз, когда я вспоминаю этот момент, мне от стыда хочется закрыть лицо руками.
Первый храм
Несколько лет назад одна моя знакомая кореянка помогла мне обменять бумажные полотенца на туалетную бумагу. Спустя некоторое время выяснилось, что она была одним из активных участников буддийской общины в Сеуле. Позже я узнал, что таких общин в Корее очень много. У каждой свои привычки, свои наставники, свои храмы — иногда в городе, иногда в горах. Снаружи они могут выглядеть одинаково, но у каждого внутри своя атмосфера.
Многие корейцы постарше, особенно те, кто ходит в горы, верят, что у каждой горы есть свой дух-хранитель. Ему молятся, чтобы на горе сохранялись мир и спокойствие. И однажды моя знакомая сказала, что в их горном храме будет церемония в честь такого духа, и предложила поехать вместе. Для меня это была возможность увидеть все вживую, и я, конечно же, согласился.
Храм находился в горах Пхёнчана. Если не знать, как до него добраться, то найти его будет почти невозможно: узкая дорога, сосны, крутые склоны и тишина, в которой даже разговоры звучат мягче. Несмотря на удаленность от города, людей собралось много — около ста человек, не считая самих монахов.
Церемония проходила на открытом воздухе. Монахи заранее разложили перед полотном подношения: финики, груши, рисовые пирожки. Участники церемонии должны были просто сидеть на пластиковых стульях и наблюдать. Все происходило спокойно и неспешно: монахи прочитали обращение к духу — хранителю горы, а затем несколько раз бросили зерна в сторону полотна.
После церемонии подношения со стола просто убрали и разделили между всеми. А еще можно было пойти на обед — в небольшое здание рядом с храмом. Там подавали тушеную картошку, овощи, рис, кимчи. Все было очень простым и почти без специй. В буддийских храмах еду обычно не приправляют, чтобы вкус оставался «чистым». Тогда я этого не знал, поэтому ел медленно и с трудом — уж слишком большой была разница с обычной едой.
В целом у меня тогда возникла только одна серьезная проблема — солнце. Так как я тогда только приехал в Корею и не знал о жесткости корейского солнца, то всю церемонию просидел без шляпы и солнцезащитного крема. В результате мое лицо стало красным, как помидор, и болело несколько дней.
Второй храм
Во второй раз мы поехали уже в сеульский храм. На этот раз церемония проходила внутри и проводилась в честь для рождения Будды. Вместо стульев — мягкие подушки. Сидеть нужно было, скрестив ноги. Я собирался тихо устроиться где-то сзади и просто наблюдать, но знакомая позвала меня сесть рядом с ней. Так как она была активным участником общины, ее подушка была спереди в самом центре храма — там, где сидят те, кто участвует в обряде, а не просто смотрит. Я подумал, что это будет интересный опыт, и согласился.
Поначалу все шло хорошо. Монахи читали молитвы, и я просто повторял жесты за другими участниками, стараясь не выделяться из толпы. Так как у меня уже был опыт буддийской церемонии в горах, то на этот раз я чувствовал себя куда спокойнее. Но через какое-то время у меня начали затекать ноги. Сначала слегка, затем сильнее, пока я почти перестал их чувствовать. Я пытался незаметно сменить положение — но так как я сидел спереди в самом центре, делать это незаметно от остальных у меня не получалось.
Потом участники церемонии взяли розданные им листы с текстом и начали хором читать вслух. В то время я совершенно не понимал корейского, поэтому тоже взял лист в руки, но даже не пытался ничего произносить. В тот момент мне хотелось только одного — встать и размять ноги. Но разум и совесть твердили мне: «Терпи до конца! Не позорься перед Буддой!»
И ровно в этот момент я почувствовал легкое прикосновение к плечу. Рядом стоял монах. Он спокойно смотрел на меня и мягко указывал в сторону выхода. Этого было достаточно, чтобы все стало понятно — меня просят выйти.
Я попытался встать, но ноги почти не слушались. Я не шел — я буквально плыл к двери, стараясь не упасть. На улице я, раскрасневшись от стыда, отошел от храма подальше — но так, чтобы продолжать наблюдать за церемонией.
Церемония продолжалась еще минут двадцать. Когда все закончилось и люди начали расходиться, знакомая принесла мне бумажный стакан горячего растворимого кофе и торжественный белый рисовый пирог. После этого она куда-то отошла, а я начал готовиться на лавке к экзамену по корейскому.
Когда знакомая вернулась где-то через час, мы начали снимать бумажные фонари, растянутые между деревьями. Она разговаривала со мной так, словно ничего не произошло — спокойно, привычно. И, наверное, именно это удивило меня больше всего. Этот эпизод никто не обсуждал. Меня не спрашивали, не объясняли, не упрекали и не жалели. Но после этой ситуации знакомая больше не разговаривала со мной про храм и больше туда не приглашала.
С тех пор я вижу храмы только со стороны. И каждый раз у меня возникает легкое чувство неловкости. Я до сих пор не знаю, нарушил ли тогда какое-то правило. Но некоторое время назад я начал замечать, как поезда корейского метро с заметной регулярностью уходят у меня прямо из-под носа. Интересно: это просто случайность… или жизнь пытается преподать мне какой-то урок.
Статьи выходят по мере готовности. Подписка — лучший способ не пропускать новые материалы, а лайк — лучший способ поддержать канал.
Автор: Уткин Олег