Найти в Дзене
NewMan

АСЫ БАСА — Бутси Коллинз (Джеймс Браун, Parliament-Funkadelic, Rubber Band и не только)

Всем привет! Вот решил я на время отвлечься от темы рок-басистов, ибо поднадоело, да и жанры нужно чередовать. Ну а что лучше скрасит холодный непогожий серый ноябрьский денёк, чем жизнерадостный, горячий и яркий фанк? И кто может быть ярче Бутси нашего Коллинза? Понимаю, что этот жанр и этот персонаж не слишком популярны в холодной и шибко серьезной России, но лично мне - так очень даже нравится. Понимаю, что такие попугаи в наших городах не встречаются, у нас все больше в серых тонах - воробьи, голуби да вороны. Но если такие яркие цветы в нашем суровом климате не произрастают и если такие цветастые птицы у нас не водятся, так почему бы не попытаться хоть на часок, хоть на моём канальце этот климат изменить? Поэтому сегодня мой выбор - Бутси Коллинз и поэтому сегодня постараюсь сделать статью как можно более яркой. И если говорить об асах баса, то как я могу обойти вниманием такую яркую во всех смыслах (как музыкальном, так и внешнем) персону, как Бутси? Никак не могу! Мимо т
Оглавление

Всем привет!

Вот решил я на время отвлечься от темы рок-басистов, ибо поднадоело, да и жанры нужно чередовать. Ну а что лучше скрасит холодный непогожий серый ноябрьский денёк, чем жизнерадостный, горячий и яркий фанк? И кто может быть ярче Бутси нашего Коллинза? Понимаю, что этот жанр и этот персонаж не слишком популярны в холодной и шибко серьезной России, но лично мне - так очень даже нравится. Понимаю, что такие попугаи в наших городах не встречаются, у нас все больше в серых тонах - воробьи, голуби да вороны. Но если такие яркие цветы в нашем суровом климате не произрастают и если такие цветастые птицы у нас не водятся, так почему бы не попытаться хоть на часок, хоть на моём канальце этот климат изменить?

Поэтому сегодня мой выбор - Бутси Коллинз и поэтому сегодня постараюсь сделать статью как можно более яркой.

-2

И если говорить об асах баса, то как я могу обойти вниманием такую яркую во всех смыслах (как музыкальном, так и внешнем) персону, как Бутси? Никак не могу! Мимо такого и захочешь - не проскочишь.

-3

-4

-5

-6

Есть бас-гитаристы, а есть странный, выходящий за рамки привычного и не поддающийся определениям талант Бутси Коллинза. Невозможно переоценить вклад этого музыканта в развитие современной игры на бас-гитаре. Многие из наиболее важных техник, которые сегодня повсеместно используются при игре на этом инструменте, восходят к его уникальному стилю.

Он новатор в области четырёхструнных инструментов, музыканты из самых разных сфер, от танцевальной до рок-музыки, прекрасно осведомлены о его талантах. Такие мастера игры на этом инструменте, как Фли и Лес Клейпул, да и десятки других, находились под сильным влиянием его яркого творчества.

Так как я знаю, что многие читатели очень любят Фли (да и как можно не любить этого гениального распи... раздолбая), а басист Red Hot Chili Peppers неоднократно называл Коллинза одним из своих главных источников вдохновения, то в подтверждении своих слов хочу всем показать, как Фли появился в образе — несомненно, в стиле Коллинза — в клипе RHCP на песню «Dani California».

-7

Фли любит Бутси преданной сыновней любовью и Блоху считают продолжателем бутсиных отвязных фанковских слэповых традиций. Ну и Бутси, разумеется, тоже любит Блоху.

-8

-9

Всем известен и этот знаменитейший видеоклип - Fatboy Slim ft. Bootsy Collins - Weapon Of Choice (2000), в котором снялся Кристофер Уокен. Композитором и продюсером песни выступил сам Fatboy Slim, а вокалистом — Бутси Коллинз.

Так что сам Бог велел этот расчудесный клип прямо сейчас для затравочки и посмотреть.

Бутси Коллинз является членом Зала славы рок-н-ролла, включённым туда в 1997 году вместе с 15 другими членами группы Parliament-Funkadelic. Кроме того он является участником Национального зала славы ритм-энд-блюза и получил премию за достижения всей жизни от журнала Bass Player (а это очень авторитетная премия для любого басиста).

В 2020 году журнал Rolling Stone поставил Коллинза на четвёртое место в своём списке 50 величайших басистов всех времён. 

-10

Коллинза называют одним из величайших первопроходцев жанра фанк.

«Фанк просто объединяет людей, от мала до велика,

— сказал он

— Он не имеет ничего общего с цветом кожи. Он не имеет ничего общего со статусом. Он просто приводит вас к «тому самому», и единственное, что нас всех объединяет, — это то, что мы все просто хотим жить. Вот в чём суть Он создаёт что-то из ничего, как и я»

Бутси живет под прекрасным лозунгом "funk not fight" (что, как известно, означает "фанк - не борьба" (ну или "не война")

-11

Влияние Бутси на рок-поп-рэп-культуру можно услышать у таких исполнителей, как Snoop Dogg, Outkast, Dr. Dre, Flea из RHCP, Rick James, Prince, Daft Punk, Леса Крейпула из Primus, Thundercat и недавно, в удостоенном Грэмми и платиновом хите Childish Gambino «Redbone», который отдает дань уважения «I'd Rather Be With You».

Бутси также является изобретателем названия Silk Sonic — совместной работы Бруно Марса и Anderson.Paak

-12

____________

Бутси Коллинз. О Господи... Каких у него только не было кличек — «Bootzilla», «Каспер: Дружелюбное привидение» или «Единственная в мире кукла-рок-звезда со стразами» — в зависимости от песни и настроения.

Бутси дал новое назначение и определение соул - и фанк-бас-гитаре семидесятых, а потом и в рэпе и поп-музыке в восьмидесятые и девяностые годы.

Коллинз присоединился к аккомпанирующей группе Джеймса Брауна, JB's, в 1970 году и сразу же ухватился за концепцию «The One», ударяя как можно сильнее первую долю музыкального такта и наполняя остальную часть фанковым звучанием. Позже он превратил эту концепцию в причудливую страну чудес, когда присоединился к клике Джорджа Клинтона, играя мягкий "Вау Вау" бас в Parliament / Funkadelic, прежде чем стать сольной звездой, фронтменом своей собственной группы Rubber Band, носить сумасшедшие солнцезащитные очки в форме звезды и играть звезду бас-гитары под пение мультяшных песен о любви с нарочито - примитивным картонным энтузиазмом героя комиксов.

«Пришел Бутси, и все, что он добавил… это АКЦЕНТ»

- сказал однажды Джордж Клинтон .

«Вы могли бы добавить этот акцент к букварю, и через две секунды букварь стал бы фанком.
И с тех пор все, что мы делали, было по-настоящему фанковым, независимо от того, какую бы музыку мы ни играли».

Творческий путь

Уильям Эрл Коллинз родился в городе Цинциннати 26 октября 1951 года.

Он расказывал, что мать дала ему прозвище «Бутси».

«Я спросил её, почему», — объяснил он журналисту, — «и она просто ответила: „Потому что ты был похож на Бутси“. На этом я и остановился и больше таких вопросов не задавал».

Вот я специально поинтересовался, что же означает это слово? И вот, что мне заботливо сообщил тырнет:

Слово «bootsy» — это сленговое выражение, которое может иметь различные значения в зависимости от контекста. 

Некоторые значения слова «bootsy»:

  • Стильное, модное и уверенное в себе. Часто ассоциируется с миром моды и музыки.
  • Впечатляющее или вызывающее трепет. Часто связано со спортом.
  • Поддельное или фальшивое. Часто связано с культурой хип-хопа, где высоко ценится «реальность» и подлинность.
  • Странное или необычное. Часто связано с миром психоделии и контркультуры, где приветствуются нетрадиционные идеи и эстетика.

И вообще-то, если хорошенько подумать, то к герою сегодняшней статьи все эти определения вполне подходят. Так что Бутсина мамашка как в воду глядела!

Вместе со своим старшим братом Фелпсом «Кэтфишем» Коллинзом, Фрэнки «Кэшем» Уодди и Филиппом Уинном, Коллинз сформировал фанк-группу The Pacemakers в 1968 году. В марте 1970 года, после того как большинство участников группы Джеймса Брауна ушли из-за конфликта по поводу заработной платы, The Pacemakers были наняты в качестве группы поддержки Брауна, и они стали известны как The JB's.

-13

-14

И хотя они работали на Брауна всего 11 месяцев, оригинальные JB сыграли на некоторых из самых мощных фанковых записей Брауна, включая «Get Up (I Feel Like Being a) Sex Machine», «Bewildered (1970)», «Super Bad», «Soul Power», «Talkin' Loud and Sayin' Nothing» и два инструментальных сингла, очень часто потом сэмплированные «The Grunt» и «These Are the JB's». Относительно своего пребывания у Джеймса Брауна Коллинз заявил:

Он относился ко мне как к сыну. А поскольку я вырос в семье без отца, мне нужна была отцовская фигура, и он действительно её поддерживал.
Боже мой! Каждый вечер после концерта он вызывал нас обратно и читал нам лекцию о том, как ужасно мы звучим. [Изображает голос Джеймса Брауна]: «Нет, не в теме, сынок. Я не расслышал. Ты не дал мне ту самую.»
Он говорил мне это на каждом концерте. Однажды вечером мы поняли, что звучим не очень хорошо – мы были не в теме – и он позвал нас обратно и сказал: «Ага, вот об этом я и говорю. Вы все сегодня были в теме. Вы все попали в точку». Мы с братом переглянулись и подумали: «Эта заботливая мамаша, должно быть, с ума сошла». Но в глубине души мы знали, что на этом концерте мы были не такие уж и крутые. И тогда я начал понимать, как он играет. Сказав мне, что я не в теме, он заставил меня усерднее тренироваться. Поэтому я просто впитал то, что он говорил, и использовал это в позитивном ключе
-15

Расставшись с Джеймсом Брауном , Коллинз вернулся в родной город и вместе со своим братом Фелпсом основал группу House Guests. House Guests выпустили «What So Never the Dance» и ещё один сингл на лейбле House Guests, а также третий сингл под названием The Sound of Vision.

Затем Коллинз переехал в Детройт, и в 1972 году он вместе с братом присоединился к группе Funkadelic . Коллинз играл на бас-гитаре на большинстве альбомов Funkadelic и Parliament в начале 1980-х, а также получил несколько наград за авторство песен.

В 1976 году Коллинз, Кэтфиш, и другие сформировали Bootsy’s Rubber Band — отдельное гастрольное подразделение пи-фанк-коллектива Клинтона. Группа записала пять альбомов, первые три из которых часто считаются одними из самых ярких образцов пи-фанка.

«Пи-фанк» или «Pure Funk» («чистый фанк») — это сокращение от Parliament/Funkadelic, а также особый музыкальный стиль фанка, созданный группой Джорджа Клинтона. Он характеризуется мифологической вселенной, включающей повторяющихся персонажей и идеи, что нашло отражение в текстах песен, оформлении альбомов, костюмах и сценических представлениях. 
-16

Альбом группы 1978 года Bootsy? Player of the Year возглавил R&B-чарт и породил R&B-сингл «Bootzilla», занявший первое место в чартах.

Как и Клинтон, Коллинз взял себе несколько альтер-эго, от Каспера, Веселого Призрака, до Бутзиллы, «единственной в мире куклы-монстра из стразов-рок-звезды», — все они были частью развивающегося образа инопланетной рок-звезды, которая со временем становилась всё более странной. Примерно в то же время он также придумал свой фирменный инструмент - «космический бас».

В 1980 году Коллинз выпустил два альбома: свой первый сольный альбом Ultra Wave и Sweat Band на лейбле Джорджа Клинтона Uncle Jam с группой Bootsy’s Sweat Band.

В 1984 году он совместно с Джерри Харрисоном из Talking Heads выпустил танцевальную пластинку «Five Minutes», в которую вошли сэмплы и смонтированные фрагменты печально известной речи Рональда Рейгана «Мы начнём бомбёжку через пять минут». Композиция была записана под названием «Bonzo goes to Washington».

После почти пятилетнего перерыва он вернулся в 1988 году. Альбом What's Bootsy Doin'? (Что делает Бутси?) продемонстрировал новое звучание, предвещавшее 1990-е, например, танцевальный хит "Party on Plastic". Вместе с Херби Хэнкоком был записан Perfect Machine (1988) в стиле техно-фанк.

В 1988 году Коллинз сыграл на бас-гитаре на альбоме Кита Ричардса и The X-Pensive Winos «Talk is Cheap» .

В 1989 году Коллинз играл на бас-гитаре и спродюсировал несколько треков альбома Малкольма Макларена Waltz Darling , записанного совместно с оркестром Bootzilla.

В 1990 году Коллинз сотрудничал с группой Deee-Lite над их самым популярным хитом «Groove Is in the Heart», а также участвовал в записи вокала. Хотя он также появился в музыкальном клипе, играя на бас-гитаре, басовая партия в песне на самом деле представляет собой сэмпл из песни Херби Хэнкока «Bring Down the Birds».

В 1992 году он объединился с гитаристом Стиви Саласом и барабанщиком Бадди Майлзом, чтобы сформировать фанк-метал-фьюжн группу Hardware. Трио выпустило один альбом Third Eye Open, прежде чем распалось. В том же году Коллинз сыграл на бас-гитаре на первом альбоме Praxis - Transmutation , вместе с другими участниками Parliament-Funkadelic.

Группа Bootsy's New Rubber Band образовалась в 1994 году и выпустила альбом Blasters of the Universe.

В 1995 году Коллинз играл в ремейке песни Джими Хендрикса «If 6 Was 9» в составе Axiom Funk — супергруппы, играющей в стиле Funkadelic. В состав группы входили Джордж Клинтон, Коллинз и другие. Группа выпустила всего один альбом (Funkcronomicon), а песня вошла в саундтрек к прекрасному фильму «Ускользающая красота» режиссёра Бернардо Бертолуччи.

Яндекс — поиск по видео

Также Коллинз сотрудничал с Делом Маккори, Доком Уотсоном и Маком Уайзменом, создав группу GrooveGrass Boyz. Их музыка представляла собой сплав блюграсса и фанка.

В 2000 Коллинз исполнил ведущий вокал в песне Fatboy Slim «Weapon of Choice». Песня получила несколько наград MTV Video Music Awards и премию «Грэмми» за лучшее музыкальное видео. Этот клип я уже представил выше.

В нулевых годах с Бутси было много чего, он принял участие в записи альбома Welcome to Diverse City рэпера TobyMac и альбом получил премию Dove Award в номинации «Рэп/хип-хоп альбом года» в 2005 году, потом Коллинз вместе с братцем Кэтфишем участвовал в записи саундтрека к фильму «SuperПерцы» . Они провели трибьют-концерт, посвящённый Джеймсу Брауну, Коллинз также работал над проектом Science Faxtion и альбомом Living on Another Frequency, в котором он выступал в качестве басиста и сопродюсера вместе со своим ведущим вокалистом Грегом Хэмптоном . Альбом был выпущен в ноябре 2008 года.

Коллинз также часто сотрудничал с коллегой-басистом Виктором Вутеном и до сих пор ведет вместе с ним образовательные программы по искусству игры на бас-гитаре .

Количество разных коллабораций Бутси с самыми разными артистами в две тысячи десятых годах весьма впечатляет

Bootsy создал проекты Bootzilla Productions и Funk University, чтобы помочь молодым творческим людям раскрыть свой потенциал или стать звездой. Bootzilla Productions — это творческий центр легендарного Бутси, который служит платформой для поддержания жанра фанк-музыки, местом, где фанаты могут общаться с Коллинзом, и центром его музыкального и коммерческого продюсирования. Помимо продюсирования, организация реализует инициативы, направленные на наставничество молодых артистов и решение общественных проблем.  Bootsy в рамках этой организации объявил о своей инициативе Funk Not Fight в конце 2022 года, чтобы говорить правду и остановить волну насилия и беспорядков в американских городах и нац-сообществах. . Параллельно с этим движением Bootsy выпустил совместный альбом под тем же названием Funk Not Fight. 

-17

В январе 2019 года Коллинз объявил в Facebook, что прекращает давать концерты по состоянию здоровья:

Пришло время сообщить всем фанкерам, что я больше не буду играть на басу на концертах. Я решил стать тренером для начинающих музыкантов.
Знаю, вы разочарованы, но подумайте на мгновение о том, что чувствую я. Док сказал, что у меня большие проблемы с внутренним ухом и правой рукой. Да, мне нужно было принять решение, и я принял его.
Может я и буду танцевать фанк в студии, но не играть на басу вживую на сцене. Знаю, у вас есть вопросы, а у меня нет ответов, может быть, однажды вы поймёте.

Он написал, что он еще выпустит новые альбомы и продолжит работать в студии и наставлять молодых музыкантов.

Так что хочется надеяться, что старина Бутси нас еще удивит и порадует! Ну а я желаю ему здоровья.

-18

___________

А до того как стать Бутси Коллинзом, Уильям Коллинз был молодым гитаристом, который отчаянно хотел присоединиться к группе своего брата.

Хоть сейчас имя Бутси вызывает в воображении образы его единственного в своём роде стиля в одежде и в поведении, который распространяется и на его космический инструмент Space Bass, а также фанк-ориентированные басовые партии, которыми он украсил творчество самых разных исполнителей, однако, возможно, вас удивит тот факт, что Коллинз начинал как гитарист и обманом стал бас-гитаристом.

«Можно сказать, что бас выбрал меня, потому что я на самом деле играл на гитаре»,

— признаётся он в интервью.

«Я хотел быть похожим на своего брата Кэтфиша Коллинза, который был на восемь лет старше меня, а мне было всего девять.

«Когда мне представилась возможность попасть в его группу, ему нужен был басист, а не гитарист. Я сказал ему, что могу это сделать, хотя никогда даже не пытался играть на бас-гитаре.
«Я попросил его достать мне четыре басовые струны, потому что у меня была только гитара за 29 долларов, и так я начал играть на бас-гитаре. Однажды вечером я играл в клубе со своим братом, и моё желание сбылось. Мы так весело проводили время, чувак».

Коллинз говорил, что для него игра на бас-гитаре стала его второй натурой, потому что он уже «что-то слышал в своей голове».

«Я не проходил никакого обучения, меня некому было учить,
— Сегодня есть всё, чему можно научить: просто зайди в интернет, и там будет всё. Но я просто играл и постоянно практиковался, и всё получалось само собой».

Поговорим о стиле

-19

В период, когда Бутси играл в Parliament-Funkadelic, он открыл для себя что-то новое и стал одним из самых влиятельных басистов.

Его формула заключается в том, чтобы играть ноту первого такта, а затем добавлять фанковые рифы в пространство вокруг неё. Эта идея стала основой для всех его лучших работ и вдохновила бесчисленное множество других музыкантов, включая Flea и Thundercat, взять в руки бас-гитару.

К моему счастью в этот раз мне ничего долго объяснять и рассусоливать не придется, так как Бутси все уже о своем стиле рассказал и показал без меня. Он однажды продемонстрировал свою технику в студии. Показав, что она относительно проста, и используя незамысловатый аккомпанемент в размере 4/4, он доказал нам, что мы тоже можем стать мастерами фанка; нам просто нужно освоить эту технику. По его мнению, главное — это пространство, и эта идея навсегда изменила игру на бас-гитаре.

(Бутси описывает и демонстрирует свою базовую формулу фанка. Как только вы её получите, вы сможете делать все, что захотите!).

Вот это и сообщается в описании данного ролика.

Обзор снаряжения Бутси

 

-20

Fender Jazz Bass

До того, как «крёстный отец соула» Джеймс Браун пригласил его в свою новую группу The JBs, Бутси играл на самодельной бас гитаре, сделанной из гитары Silvertone за 29 долларов, натянув на дешёвый инструмент четыре струны, чтобы он мог создавать грувы под гитарные партии своего старшего брата. Когда Брауну было 18 лет и он присоединился к JBs, брат решил, что Бутси нужен «по-настоящему большой бас». Он купил ему Fender Jazz Bass конца 60-х годов с эффектом «солнечные лучи». Бутси использовал этот инструмент для создания таких культовых композиций, как Get Up (I Feel Like Being A) Sex Machine, Soul Power и The Grunt.

-21

Fender Precision Bass

После того, как его пребывание в James Brown и JBS подошло к концу в 1972 году, Бутси присоединились к конгломерату космического фанка Джорджа Клинтона Parliament-Funkadelic. На протяжении 1970-х годов Бутси попеременно играл на Fender Jazz Bass и Fender Precision 1975 года выпуска, который был украшен в психоделическом стиле и оснащён звукоснимателем Jazz Bass в бриджевом положении для получения мощного звучания.

-22

The Star Bass

-23

Бутси и его Star Bass - басовое соло

В 1970-х годах, когда он начал по настоящему покорять мир фанк-музыки, Бутси решил, что ему нужен инструмент, который соответствовал бы его харизме, характеру и визуальной афрофутуристической эстетике Parliament-Funkadelic. Хотя долгое время ходили слухи, что Бутси получил свой Star Bass из глубин космоса, на самом деле он был изготовлен для Бутси по заказу Ларри Плессом.

«Он (Бутси) сказал мне, что у него есть идея, как должна выглядеть бас-гитара, которую он хочет заказать,

— сказал Ларри.

— Он показал мне небольшой набросок, который сделал на салфетке. Это была бас-гитара с корпусом и грифом в форме звёзд. Затем мы обсудили другие детали гитары, такие как фурнитура, звукосниматели, проводка, отделка и, конечно же, большая зеркальная накладка. Я сказал Бутси, что мне нужно время, чтобы продумать дизайн и цену». Для меня это был увлекательный проект. Я нарисовал несколько разных вариантов Star Bass, пока не остался доволен результатом. Проблема была в том, что он не был похож на эскиз, который мне дал Бутси. Бутси хотел, чтобы бас был в форме звезды, а я хотел совместить идею звезды с более традиционным дизайном гитары. Я также изменил головку грифа, чтобы сделать её более функциональной. Этот дизайн известен как Star Burst. Цена этого инструмента на то время составляла около 900 долларов.

-24

Бутси сразу же влюбился в звучание и дизайн этой бас-гитары и использовал её в большинстве своих сольных работ с группой Bootsy’s Rubber Band, а также в более поздних записях с группой P-Funk. На протяжении многих лет Бутси играл на бесчисленных модификациях своей культовой бас-гитары Star Bass, в том числе на версиях с четырьмя звукоснимателями и активными MIDI-выходами. В настоящее время компания Warwick выпускает фирменную модификацию этой бас-гитары.

Бас-гитара "Warwick Bootsy Collins Signature Infinity"

В дополнение к своей фирменной бас-гитаре Star Bass Бутси и Уорвик в 2009 году также объединились для создания бас-гитары Bootsy Collins Signature Infinity Bass. Она имела хрупкую конструкцию, а её дизайн был в значительной степени перегружен: она была покрыта аэрографией с блёстками, украшена наклейками в виде звёзд и языков пламени и оснащена хамбакерным звукоснимателем в бриджевом положении для большей мощности.

-25

Эффекты

Бутси Коллинз не только самый эксцентричный бас-гитарист в истории, но и один из первых басистов, использовавших педали эффектов. Он может похвастаться обширной коллекцией винтажных и авторских модулей эффектов как для живых выступлений, так и для студийной работы.

С 1970-х годов Бутси активно использовал фильтр огибающей Mu-Tron III от Musictronics, с помощью которого он создавал хлюпающий синтезаторный звук при игре соло или слэп-басе.

Использование Бутси фильтра Mu-Tron уже давно считается священным Граалем фанк-баса, и его современники, такие как Ларри Грэм и Фли, также используют этот эффект подобным образом.

Фильтр огибающей — это аудиоэффект, который управляет параметрами фильтра (например, частотой среза) в зависимости от динамики входящего звука. Он позволяет менять звучание так, как если бы огибающая (изменение громкости во времени) входного сигнала автоматически управляла частотой среза фильтра, создавая такие эффекты, как "вау" или "кваканье". 

Вот тут можете послушать, как эта приблуда звучит

Яндекс — поиск по видео

Бутси также большой поклонник педалей эффектов бренда Electro-Harmonix (EHX) и часто использует различные такие эффекты, создаваемые с их помощью. Он использовал и совсем необычные педали эффектов огромного количества фирм, перечислением которых я не буду вас утомлять.

Кажется, у Бутси есть всё необходимое — и да благословит его Господь!

Ну а теперь давайте послушаем Бутси

-26

Начну я с альбомов, которые обязательны к прослушиванию всеми, кто хочет узнать о творчестве Бутси Коллинза

Parliament - "Mothership Connection" (1975)

-27
Яндекс — поиск по видео

Вообще шедевр фанка!

Группа на пике творческой формы, песни отличные, а бас Bootsy проявляет себя в полную силу, напористые басовые синкопы и мягкие глиссандо в припевах

Эта пластинка породила бесчисленные семплы в хип-хопе и сыграла важнейшую роль в рождении жанра.

Give Up The Funk (Tear The Roof Off The Sucker) - архетипичный фанк в шестиминутном треке.

Bootsy’s Rubber Band - "Ahh... The Name Is Bootsy, Baby!" (1977)

-28

Наиболее полное выражение творческого видения Бутси.

Топчик здесь - «What’s A Telephone Bill».

Brides Of Funkenstein - "Funk Or Walk" (1978)

-29

После Донны Саммер и I Feel Love Джорджио Мородера вызов был принят, и Brides of Funkenstein выпустили диско-фанк альбом с вокалистами Lynn Mabry и Dawn Silva, покинувшими Sly & The Family Stone.

«Funk Or Walk», спродюсированный Джорджем Клинтоном, иногда звучит как сценическое шоу. Например «Nappy» легко может стать бродвейским хитом. В «Just Like You» замедляется ход, бас чередуется с аккордами. Это звучит драматично, почти перегруженно и полностью определяет звучание пластинки, появившейся на перекрестке между соул-фанком 70-х и новым повальным увлечением диско.

 

Science Faxtion - "Living On Another Frequency" (2008)

-30

Крайне необычный альбом! Блестящий постапокалиптический кошмар, представляющий собой сплав фанка, рока, металла и электро - это звук технологий, которые убивают людей. В заглавном треке - мясистый рифф знаменитого кастрюлеголовово человека, воспитанного курицами - Бакетхэда,

-31

многослойный вокал, громкие басовые реплики и мягкая гитара.

Сплав фанка, металла, нарочито грязного звука и глэма.

Нигде не мог найти этот альбом. Youtube сделал родной РФ ручкой, на Яндекс-музыке его нет, те аудио-платформы, где он есть - недоступны.

Нашел только здесь👇

Living On Another Frequency (2008) - Science Faxtion скачать в mp3 бесплатно | слушать альбом целиком онлайн на портале Musify

_______

Ну а теперь давайте послушаем и посмотрим

Сначала я поподробней разберу тройку его вещей в различных группах с точки зрения басовой науки.
Те, кому такие разборы не интересны - могут их смело пропускать. Колхоз - дело добровольное. Мое дело предложить - ваше дело отказаться. 😉

Его сотрудничество с Джеймсом Брауном было недолгим, оно стало основополагающим и привило ему дисциплину и умение держаться на сцене, которые повлияли на всю его карьеру. Этот период ознаменовался такими новаторскими треками, как «Sex Machine» и «Soul Power».

Оригинал 1971 года

Вот давайте Soul Power для начала и разберем.

1971 - Джеймс Браун — "Soul Power"

Бутси Коллинз играет на бас-гитаре с Джеймсом Брауном в Лондоне, Англия, 1 марта 1970 года.
Бутси Коллинз играет на бас-гитаре с Джеймсом Брауном в Лондоне, Англия, 1 марта 1970 года.

ВКонтакте | VK Видео
В 1971 году Джеймс Браун записал песню «Soul Power» с группой «The Original J.B.s», в состав которой входил Бутси Коллинз, игравший на бас-гитаре. Сингл, состоящий из трёх частей, занял третье место в чарте Billboard R&B.

Этот трек демонстрирует мастерское владение басовой партией, которая начинается с гипнотического синкопированного грува на одной ноте, подготавливающего почву для дальнейшей ритмической одиссеи.

Путешествие начинается с простого, но убедительного однонотного ритма, который доминирует в первых четырёх тактах и идеально подходит для вступления к теме песни. После первых тактов басовая партия переходит в более насыщенную фигуру, эта основная фигура дополнена изысканными вариациями и тонкими украшениями.

Суть этой басовой партии в её ритмической целостности. Она постоянно акцентирует сильную долю, задавая ритм на каждом такте, а акценты на слабых долях придают ей энергии.

Повторение и вариативность: хотя повторение и составляет основу этого грува, гениальность Бутси заключается в том, как он вносит небольшие вариации, которых достаточно, чтобы поддерживать интерес слушателя и сохранять свежесть грува на протяжении всего трека.

Украшения: в соответствии со стилем Бутси, в партии присутствуют ритмические заполнения, но также встречаются эпизодические мелодические украшения и синкопированные паттерны, которые не просто дополняют грув, а определяют его.

1974 год

Трибьют Бутси Джеймсу Брауну - 2008 года

1975 - Parliament - "Give Up The Funk (Tear The Roof Off The Sucker)"

George Clinton & Bootsy Collins.
George Clinton & Bootsy Collins.

Под руководством Клинтона творческий потенциал Бутси раскрылся в полной мере, что способствовало созданию бессмертных фанк-хитов. Его роль не ограничивалась игрой на бас-гитаре, он влиял на звуковое и лирическое направление коллектива.
Сингл "Tear The Roof Off The Sucker (Give Up The Funk)" с альбома Mothership Connection 1975 года стал первым синглом Parliament, проданным за миллион долларов. Он достиг пятой строчки в R&B чарте Billboard и 15-й в Hot 100.

Погрузитесь в квинтэссенцию фанк-гимна, который определил наследие Parliament. Этот трек, известный своим неотразимым грувом и фирменным басовым звучанием Precision от Бутси, тёплым и глубоким, является свидетельством гениального сочетания Джорджем Клинтоном джазовой сложности и фанк-ритма.

Структура: в композиции есть три отдельные музыкальные темы, каждая из которых повторяется дважды в течение восьми тактов, после чего следует четырёхтактовая интерлюдия, в которой звучит тональность ре мажор. Такое структурирование позволяет каждому мотиву перекликаться с предыдущим и опираться на него.

После основных тем трек переходит к развитию: первая тема звучит в течение 16 тактов, а затем следует обширная вторая тема. В этих частях появляются две новые подтемы, которые привносят сложность и свежие ритмические идеи в существующую структуру.

Барабанная партия сохраняет устойчивый ритм на протяжении всей первой части, что является отличительной чертой стиля Parliament и обеспечивает прочную основу для яркого взаимодействия баса, духовых и клавишных инструментов.

Вступительные проигрыши: тема начинается с басовой партии, состоящей из двух тактов и несмотря на то, что это может показаться сложным, именно повторяющаяся точность одних и тех же нот создаёт основу грува.

Ну и знаковый припев возвращает всех к основной идее: «Мы хотим фанка!» Здесь басовая партия основана на доминантной гамме и повторяющемся мотиве, который не просто слышен, но и ощущается, пульсируя на протяжении большей части трека.

Этот трек — мастер-класс по созданию основы для грува, в котором остаётся место для взаимодействия других инструментов. Басовая партия не просто поддерживает ансамбль, она взаимодействует с ним, усиливая коллективное звучание, но не затмевая его.

1976 - Bootsy Collins - "Stretchin' Out (In A Rubber Band)"

-34

Его проект Bootsy’s Rubber Band позволил Бутси экспериментировать со смесью фанка, соула и психоделии, что привело к ещё одному плодотворному этапу в его карьере, отмеченному как успехом у критиков, так и коммерческим успехом у слушателей.

Композиция построена вокруг выразительной четырёхтактовой фразы, которая задаёт тон во вступлении и продолжается в куплете, создавая сочную ритмическую основу.

Грув: основополагающим аспектом этой басовой партии является её глубокий и мощный грув, построенный на основе синкопирования, которое подчёркивает слабые доли, создавая заразительное движение, присущее фанку.

Ритм: суть ритма передаётся в первых трёх долях каждого такта, формируя основу ритма. Примечательно, что каждый четырёхтактовый сегмент завершается заполнением, что придаёт повторяющейся структуре динамичность и предвкушение развития. Припев повторяет структуру куплета, но упрощает ритм. В этом разделе есть хроматическая проходящая нота, которая добавляет гармонический интерес. В бридже интенсивность нарастает за счёт более драйвового ритма. Акцентированные ноты в конце каждого такта особенно выделяются, подчёркивая энергичный пик песни

Октавные скачки: использование Бутси октавных скачков — это его фирменный приём, который придаёт треку уникальное мелодическое звучание. Эти скачки — не просто техническое достижение, они выразительны с музыкальной точки зрения и усиливают общую фанковую атмосферу песни.

Мелодические хуки: басовая партия перемежается запоминающимися мелодическими хуками, которые звучат на протяжении всей композиции. Эти хуки искусно созданы для того, чтобы цеплять и служить движущей силой трека, делая его интересным и запоминающимся

_________

Ну и еще несколько выдающихся вещей Бутси Коллинза

1970 - "Super Bad" -Джеймс Браун

-35

Бутси Коллинз играл на бас-гитаре в хите Джеймса Брауна 1970 года «Super Bad». Первоначально выпущенный как сингл из трёх частей, он занял 13-е место в Billboard Hot 100. Браун перезаписал «Super Bad» для одноимённого альбома 1971 года

1970 - "Get Up (I Feel Like Being A) Sex Machine" - Джеймс Браун

Бутси Коллинз играет на бас-гитаре с Джеймсом Брауном в Лондоне, Англия, 1 марта 1970 года
Бутси Коллинз играет на бас-гитаре с Джеймсом Брауном в Лондоне, Англия, 1 марта 1970 года

«Get Up (I Feel Like Being A) Sex Machine» в 1970 году стала одной из первых песен, записанных Джеймсом Брауном с его новой группой The J.B.s, в которой играли братья Бутси Коллинз на бас-гитаре и Кэтфиш Коллинз на гитаре. С бэк-вокалом Бобби Бёрда песня заняла второе место в чарте R&B.

По сравнению с сольными фанк-хитами Брауна 1960-х, такими как «Papa's Got a Brand New Bag», духовая секция группы играет относительно небольшую роль. Вместо этого песня сосредоточена на настойчивом риффе, который играют братья Бутси и Кэтфиш Коллинз на бас - гитаре и гитаре, Джабо Старкс на барабанах, а также на диалоговом взаимодействии вокала Брауна и Бёрда, которое в основном состоит из призывов «вставай / оставайся на сцене / как секс-машина». В заключительных вокальных пассажах песни Браун и Бёрд начали петь главный припев блюзовой классики Элмора Джеймса «Shake Your Moneymaker».

Оригинальная версия сингла «Sex Machine», записанная, как и многие хиты Брауна, всего за два дубля, начинается с устного диалога между Брауном и его группой, который был воссоздан с небольшими изменениями в живом исполнении:

Парни, я готов встать и сделать своё дело! (Да! Всё верно! Делай это!) Я хочу погрузиться в это, чувак, понимаешь? (Давай! Да!) Как секс-машина, чувак, (Да!) двигаюсь, кайфую, делаю это, понимаешь? (Да!) Можно я сосчитаю? (Ладно! Отлично!) Раз, два, три, четыре!

«Sex Machine» оставалась неотъемлемой частью концертного репертуара Брауна до самого конца его карьеры.

1978 - "One Nation Under a Groove" — Funkadelic

Джордж Клинтон и Бутси Коллинз
Джордж Клинтон и Бутси Коллинз

 

Заглавная песня альбома Funkadelic 1978 года One Nation Under A Groove стала первым хитом группы, занявшим первое место в чарте Billboard R&B. Это был первый сингл группы, разошедшийся миллионным тиражом.

1978 - "Flash Light" — Parliament

Джордж Клинтон и Бутси Коллинз
Джордж Клинтон и Бутси Коллинз

С альбома Parliament 1977 года Funkentelechy Vs. the Placebo Syndrome, "Flashlight" занял первое место в R&B чарте Billboard. Это был их второй сингл с миллионным тиражом.

1979 - "(Not Just) Knee Deep" — Funkadelic

-39

В 1979 году песня «(Not Just) Knee Deep» стала вторым хитом Funkadelic, занявшим первое место в чарте Billboard R&B. Она была выпущена на альбоме Uncle Jam Wants You .

1976 - "P. Funk (Wants to Get Funked Up)" — Parliament

-40

Из альбома Parliament "Mothership Connection " 1975 года "P. Funk (Wants to Get Funked Up)" достигла 33-й строчки в R& B чарте Billboard .

1972 - "Talking Loud and Saying Nothing" — Джеймс Браун

-41

«Talkin' Loud and Saying Nothing», песня, написанная Джеймсом Брауном и Бобби Бёрдом, в 1972 году, может быть лучший трек в альбоме There It Is.

1978 - "Bootzilla" — Bootsy's Rubber Band

-42

 В 1978 году песня «Bootzilla» из альбома R&B «Bootsy? Player of the Year» возглавила чарт Billboard R&B. Бутси Коллинз написал и спродюсировал эту песню вместе с Джорджем Клинтоном.

_______

Ну и в завершении - четыре больших концера Бутси Коллинза.

Понимаю, что материала много, но вдруг кому будет интересно посмотреть и послушать.
Ну а если нет, так нет. Ибо, как я, уже говорил - "моё дело предложить - ваше дело отказаться".

Bootsy's Rubber Band - 1976

ВКонтакте | VK Видео

Бутси & Parliament Funkadelic - Live in Houston — 1976

ВКонтакте | VK Видео

Бутси - 2011

ВКонтакте | VK Видео

Bootsy Collins & Bootsy's Rubber Band - концерт в Howard Theatre - 2014

ВКонтакте | VK Видео

-43

-44

До встречи!

Удачи!

Пока!

______

(* - все фото из открытых источников)

______

А еще больше про басистов - тут 👇

(И — если обратите внимание — даже фотка Бутси в коллаже подборки имеется, значит я знал, что рано или поздно о нём напишу) 👇

АСЫ БАСА | NewMan | Дзен