Найти в Дзене
Лариса Чебатуркина

От "тёмного царства" к "Снегурочке": часть первая, Замоскворечье

Статья написана в рамках марафона Дом, милый дом... Я знаю тебя Замоскворечье, я сам провёл несколько лет жизни в лоне твоём, имею за Москвой-рекой друзей и приятелей, и теперь ещё брожу иногда по твоим улицам. Знаю тебя и в праздник , и в будни, в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частным переулочкам. (А.Н. Островский) Из-за заборов свисают пыльные листья сирени и акации, окна на ночь закрываются глухими ставнями, заборы ставятся выше человеческого роста. В таком доме Островский прожил более 35 лет, с 1841 по 1877 год. Здесь написана большая часть пьес. Здесь его навещали Тургенев, Писемский, актёр и рассказчик Иван Горбунов, который тонко подметил : Если одна родина его творчества – Москва, Замоскворечье, то другая, уж наверное, Волга, Заволжье Но как разнятся изображения «тёмного царства» Замоскворечья и Заволжья в отдельных пьесах и отношение к нему автора. В трилогии о молодом чиновнике Бальзаминове, в которую, кроме пьесы : "Женитьба
Оглавление
Изображение в свободном доступе
Изображение в свободном доступе

Статья написана в рамках марафона

Дом, милый дом...

Я знаю тебя Замоскворечье, я сам провёл несколько лет жизни в лоне твоём, имею за Москвой-рекой друзей и приятелей, и теперь ещё брожу иногда по твоим улицам. Знаю тебя и в праздник , и в будни, в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частным переулочкам. (А.Н. Островский)

Из-за заборов свисают пыльные листья сирени и акации, окна на ночь закрываются глухими ставнями, заборы ставятся выше человеческого роста.

Родительский дом Островского. Изображение в свободном доступе
Родительский дом Островского. Изображение в свободном доступе

В таком доме Островский прожил более 35 лет, с 1841 по 1877 год.

Дом-музей А.Н. Островского в Москве. Фото в свободном доступе
Дом-музей А.Н. Островского в Москве. Фото в свободном доступе

Здесь написана большая часть пьес. Здесь его навещали Тургенев, Писемский, актёр и рассказчик Иван Горбунов, который тонко подметил :

Если одна родина его творчества – Москва, Замоскворечье, то другая, уж наверное, Волга, Заволжье

Но как разнятся изображения «тёмного царства» Замоскворечья и Заволжья в отдельных пьесах и отношение к нему автора.

В трилогии о молодом чиновнике Бальзаминове, в которую, кроме пьесы : "Женитьба Бальзаминова" входят ещё "Праздничный сон — до обеда" и "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" Островский откровенно смеётся над глупостью, недалёкостью своих героев, над ситуациями, в которые они попадают.

Давайте сравним две пьесы : "Женитьба Бальзаминова"(другое название — "За чем пойдёшь, то и найдёшь"), где место действия – Замоскворечье и "Грозу", где место действия – Заволжье…

Сегодня поговорим о "Женитьбе Бальзаминова", о пьесе, жанр которой можно определить и как комедию, и как водевиль.

Главное, на что обращаешь внимание, что смех Островского в ней не злой, а какой-то добродушный что ли. Автор будто говорит нам : "Ну вот такие они, мои соседи…" И непутёвый недотёпа Миша Бальзаминов, и дубиноголовая его матушка, и пронырливая сваха. За что вроде высмеивать людей – живут , как могут. Вернее выживают. Верят снам, сказкам, мечтают о несбыточном…

Пьеса вышла в свет в 1861 году, она была напечатана в журнале Фёдора Михайловича Достоевского. Отсылая пьесу, Александр Николаевич сопроводил её письмом, в котором просил дать пьесе оценку.

Достоевский ответил почти сразу:

Вашего несравненного "Бальзаминова" я имел удовольствие получить третьего дня… Что сказать Вам о Ваших "сценах"? Вы требуете моего мнения совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать : прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой, — это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме… А из всех Ваших свах Красавина должна занять первое место... (24 августа 1861 года)

Сюжет пьесы "Женитьба Бальзаминова"

Молодой чиновник, прожектёр и беспочвенный мечтатель (к тому же он глуп и ленив) мечтает жениться на богатой невесте. Вроде и присмотрел такую, Раису Пежёнову, слегка перезрелую, но, возможно, богатую. Её, со старшей сестрой Анфисой (обе они девицы лёгкого нрава) держат взаперти братья, не желающие делить наследство, оставленное им отцом.

В это время сваха Красавина старается оказать помощь незавидному жениху по просьбе его матушки. Находит богатую невесту с тремястами тысячами приданного. Но Миша Бальзаминов не проходит "собеседование" с дядюшкой невесты и с позором изгоняется из их дома.

Кадр из фильма 1964 г. в свободном доступе
Кадр из фильма 1964 г. в свободном доступе

Отставной оф ицер Чебаков, влюблённый в одну из сестёр, Анфису, собирается её выкрасть и предлагает Бальзаминову участие в этом опасном предприятии. Тот соглашается. Во время "разведки боем", Бальзаминов, спасаясь от собак Пежёновых, перелезает через забор и оказывается в саду очень богатой, бесконечно скучающей купчихи Домны Белотеловой. В гостях у купчихи в этот момент оказывается сваха Красавина . Под напором наставлений свахи Бальзаминов признаётся Домне в любви. Сваха довольна – дело слажено.

Вечером того же дня за Мишей заезжает в наёмном экипаже Чебаков. Он собирается выкрасть Анфису, а заодно и возлюбленную Бальзаминова — Раису. "Похищение невесты", однако, кончается неудачно: офицер увозит Анфису, а плачущая Раиса, поняв, что Бальзаминов ничего ей не сможет дать, прогоняет его.

Герой в расстроенном состоянии возвращается домой, но в этот момент приходит весёлая сваха с новостью : Белотелова согласна выйти за него замуж.

Пьеса заканчивается тем, что сваха, Бальзаминов и его маменька готовы сплясать в честь будущей свадьбы.

Интересно, как финал обыгрывается в фильме Константина Воинова 1964 года, снятом по пьесе Островского.

Бальзаминов (Георгий Вицин) прекрасно понимает, что быть ему теперь мальчиком на побегушках и даже биту быть, но это его ничуть не расстраивает и он, довольно откидываясь на подушки сиденья кареты, хитро улыбается в камеру.

Кадр из фильма1964 г. в свободном доступе
Кадр из фильма1964 г. в свободном доступе

Обличитель «тёмного царства»?

-6

"Женитьба Бальзаминова" – где же тут обличение? Просто история одной свадьбы.

Что обличает этой пьесой Александр Николаевич о своём таком милом его сердцу Замоскворечье?

Болотное существование!!!

Квинтэссенция обличения – в финале.

Золотые часы подаренные жениху невестой? Так мало ли что невесты могут дарить от всего своего большого сердца? Но есть в этом эпизоде какой-то неприятный душок : то, чего обычно люди стыдятся – приобретение не праведным трудом, а халявой – здесь рождает феерическую радость, от которой прыгают до потолка.

Или вот ещё : отсутствие ума, например, здесь стыда не вызывает. Потому что, как утверждает "маменька" : "дуракам счастье" :

Ну, вот нам счастье и вышло. За умом не гонись, лишь бы счастье было. С деньгами-то мы и без ума проживем.

Здесь, в Замоскворечье, не стыдятся ни весьма ограниченных интеллектуальных способностей, ни нищенских духовных потребностей и жизнь свою считают сложившейся, если приобретены хоть какие-то, пусть мизерные, материальные блага.

Красавина - Бальзаминову . А ты помнишь наш уговор? Ты на радостях-то не забудь!
Бальзаминов. Ты просила две?
Красавина. Две.
Бальзаминов. Ну, так вот ты знай же, какой я человек! Маменька, смотрите, какой я человек! Я тебе еще пятьдесят рублей прибавлю.
Красавина. Ишь, ты, расщедрился! Ну, да уж нечего с тобой делать, и то деньги.

Деньги, деньги, деньги… Они замена всему – уму, счастью, человеческому достоинству:

Бальзаминов. На что мне теперь ум?
A давеча, маменька, обидно было, как денег-то нет, да и ума-то нет, говорят...
А теперь пускай говорят, что дурак: мне все одно.

PS Как вы думаете, ЗЛОБОДНЕВНА ЛИ тема пьесы сегодня? Существуют ли и в нашем обществе XXI века мальчики - колокольчики, мечтающие о выигрыше лотерейного билета?