Найти в Дзене

Нестор Летописец: первый русский историк

Преподобный Нестор Летописец – святой, которого от нас отделяют более девяти столетий. Его имя, безусловно, известно, но поминается оно больше не молитвенниками, а историками, и немного реже – филологами. Поводом для этого послужила его знаменитая «Повесть временных лет» – неоценимый труд для понимания родной истории нами, его дальними духовными потомками. Жизненный путь преподобного Нестора пришелся на тот исторический период, когда молодая Русь только формировалась, как государство. Князья бились друг с другом за «распил» власти в городах, а в уединенных пещерах или в лесах спасали от всей этой мирской возни свои души христианские подвижники. Формально вся Русь была уже окрещена, в реальности – далеко не все сферы жизни подверглись христианизации сознания, или покаянию, если говорить проще. В те века это было объяснимо – слишком мало времени прошло с тех пор, как славяне вошли в воды Днепра, чтобы креститься во Христа Распятого. В это время в киевском пещерном монастыре, где подвиза

Преподобный Нестор Летописец – святой, которого от нас отделяют более девяти столетий. Его имя, безусловно, известно, но поминается оно больше не молитвенниками, а историками, и немного реже – филологами. Поводом для этого послужила его знаменитая «Повесть временных лет» – неоценимый труд для понимания родной истории нами, его дальними духовными потомками.

прп. Нестор летописец в росписи Свято-Ильинского храма, г.Краснодар.
прп. Нестор летописец в росписи Свято-Ильинского храма, г.Краснодар.

Жизненный путь преподобного Нестора пришелся на тот исторический период, когда молодая Русь только формировалась, как государство. Князья бились друг с другом за «распил» власти в городах, а в уединенных пещерах или в лесах спасали от всей этой мирской возни свои души христианские подвижники. Формально вся Русь была уже окрещена, в реальности – далеко не все сферы жизни подверглись христианизации сознания, или покаянию, если говорить проще. В те века это было объяснимо – слишком мало времени прошло с тех пор, как славяне вошли в воды Днепра, чтобы креститься во Христа Распятого.

В это время в киевском пещерном монастыре, где подвизались преподобные Антоний и Феодосий, появился новый насельник. В постриге он получил имя Нестор. Какие подвиги нес монах Нестор, нам неведомо. Известно только, что придя на послушание к таким уже почти духовным столпам, Нестор стал послушником преподобного Феодосия, и под его руководством постигал практику жизни во Христе.

Именно Нестору было дано послушание летописца. Сначала обители, а затем всей страны. Святого даже иногда зовут отцом русской истории и отцом русской филологии. И то, и другое справедливо. Назвать преподобного только историком не совсем верно. Любая история фиксирует только факты, цепочку происходивших в мире событий. У преподобного Нестора все гораздо глубже, осмысленнее. Как сказал о нем один священнослужитель, благодатная жизнь во Христе дала ему возможность понять, чем является история человечества по своей сути.

Апостол Аднрей на месте основания Киева
Апостол Аднрей на месте основания Киева

Нестор никогда не рассматривал историю как пустую совокупность фактов, случайную цепь причинно-следственных связей, причудливых и бессмысленных зигзагов короткого отрезка земного пути человечества. История для него это то, что творится совместно Богом и человеком, это сотворчество, общее дело Бога и человека, богочеловеческая книга судеб всех народов, и, в частности, русского народа. Это история Промысла Божьего – Его благой воли и строгого попущения. Потому и в «Повести временных лет» отражены не только сухие факты и скучные даты, в ней выражена сама суть происходивших событий, которым преподобный Нестор давал, прежде всего, глубокую нравственную оценку. Каждое событие, описываемое в «Повести временных лет», он рассматривал духовно, с христианских позиций. Четко и правдиво обозначал духовные причины тех или иных исторических явлений и бедствий, так часто обрушивавшихся на молодое русское государство. Делал выводы, в которых читалась водившая рукой летописца мощная длань Вседержителя. Постигла народ скорбь за грехи, но за этой скорбью и болью читается Божий Промысел, констатировал святой. И выражается этот Промысел в том, что наказывая, то есть, научая, Господь не отвергает народ, а дает ему возможность войти с Ним в новый опыт отношений.

Создание «Повести временных лет» именно в таком формате стало возможным благодаря особому внутреннему устроению Нестора, автора первой русской летописи. Преподобный Феодосий сумел вложить в своего послушника ту живительную благодатную христианскую закваску, которая, по Евангельскому слову, «заквашивает» все тесто, т.е. преображает обычного человека в нового, просвещенного Божьей благодатью.

Все это вместе делает «Повесть временных лет» уникальным произведением, а ее автора – отцом не только русской истории, но и в какой-то мере, отцом русской филологии и духовной аналитики.

автор текста Евгения Оганова