Найти в Дзене
Ментальное здоровье

РАС. Разделенное и совместное внимание. Наш опыт

Недавно у благотворительного фонда «Антон тут рядом» стартовал бесплатный обучающий курс для родителей по всем вопросам, касающимся аутизма. Узнав об этом, я зарегистрировалась для участия в курсе в первых рядах и посоветовала сделать это своим читателям.  Я Ксения. Сын Лёня, 9 лет. РАС. 6 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся». Прошла только малая часть курса, но меня он уже сильно всколыхнул по многим вопросам. По окончании курса я обязательно поделюсь своим общим мнением и личным обзором на данную инициативу от «Антон тут рядом». А пока хотела остановиться на одном моменте, который сильнее всего запал в душу.  Участники курса успели прослушать видео лекции и вебинар именитого детского психиатра Елисея Осина. Наверняка все нашли что-то полезное для себя, какие-то ответы на свои вопросы. Я поделюсь своими так называемыми инсайтами от услышанного и увиденного.  Итак, разделенное и совместное внимание. Доктор заострял на нем особое внимание. При расстройстве аутистическ

Недавно у благотворительного фонда «Антон тут рядом» стартовал бесплатный обучающий курс для родителей по всем вопросам, касающимся аутизма. Узнав об этом, я зарегистрировалась для участия в курсе в первых рядах и посоветовала сделать это своим читателям. 

Я Ксения. Сын Лёня, 9 лет. РАС. 6 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся».

Прошла только малая часть курса, но меня он уже сильно всколыхнул по многим вопросам. По окончании курса я обязательно поделюсь своим общим мнением и личным обзором на данную инициативу от «Антон тут рядом». А пока хотела остановиться на одном моменте, который сильнее всего запал в душу. 

Участники курса успели прослушать видео лекции и вебинар именитого детского психиатра Елисея Осина. Наверняка все нашли что-то полезное для себя, какие-то ответы на свои вопросы. Я поделюсь своими так называемыми инсайтами от услышанного и увиденного. 

Итак, разделенное и совместное внимание. Доктор заострял на нем особое внимание. При расстройстве аутистического спектра данное внимание у ребенка либо полностью отсутствует, либо сильно нарушено. 

Что такое разделенное внимание и почему оно важно для детей? Это способность фокусировать внимание на одном объекте совместно с другим человеком. Отсутствие этого навыка или его слабое развитие затрудняют социальное взаимодействие и коммуникацию, делают детей с РАС менее чувствительными к социальным сигналам и чинят препятствия к успешному освоению речи. 

Такого глубокого погружения в нюансы и аспекты РАС у меня никогда не было. Безусловно я много раз слышала про указательный жест. Знала, что у моего товарища он появился сильно позже положенного — только после начала лечения эпи и фундаментальной работы с дефектологом. 

Если условно, то получается, что указательный жест — это верхушка айсберга в вопросах разделенного и совместного внимания. 

Интуитивно я понимала, что у моего Леонида с этим что-то не так, но сформулировать что именно я не могла. Теперь, благодаря тому что доктор Осин назвал вещи своими именами, я могу попытаться разобраться в этих тонких нюансах. 

Начнем с самого простого. Когда я показывала Лёне на летящий самолёт на небе, он не смотрел туда. Либо смотрел, но не туда, либо смотрел туда, но словно сквозь, либо смотрел куда надо, но не проявлял к этому никакого интереса. И так было не только с самолётами — с любыми другими предметами, которые приковывали мое внимание и я хотела поделиться увиденным с сыном. 

Эти моменты с периодическим игнорированием того, что я хочу ему показать, меня не сильно пугали, потому что первые годы жизни Леонид умело маскировался: интересовался книгами, готов был часами слушать моё чтение, запоминал наизусть всё прочитанное, говорил пусть лишь отдельными словами, но говорил, понимал обращенную речь. Поэтому долгие годы на такой тревожный звоночек с отсутствием разделенного/совместного внимания я не делала акцента. Повторюсь, только сейчас, услышав о таком феномене от Елисея Осина, мой пазл сложился. 

Почему для детей так важно разделенное и совместное внимание? Явно же не для того, чтобы вместе смотреть на летящий в небе самолёт. Это важно для общения, понимания, сотрудничества и, что критично, для способности к обучению. Ибо как ребенок будет усваивать учебный материал, если он не способен следить за речью, мимикой, жестами педагога?

Забавно, что занимаясь с дефектологами и прочими коррекционными специалистами с 3,5 лет до нынешнего момента, мы маленькими шажочками по кирпичику с нуля закладывали у Леонида фундамент разделенного и совместного внимания. 

Сама того не осознавая, я ежегодно (а зачастую даже чаще, чем раз в год) проверяю уровень совместного внимания в рамках похода в зоопарк. Это идеальное место, чтобы показывать пальцем и видеть, следит ли ребенок за твоим жестом или нет, интересен ли ему демонстрируемый объект или нет. Год от года проверка зоопарком дает всё лучшие и лучшие результаты. 

А недавно произошло нечто забавное и трогательное. Мы стояли на остановке и ждали автобус. Ничего не предвещало исторического момента. И тут Леонид поднимает голову наверх, тычет пальцем в небо и говорит мне: «мама, смотри — там самолёт летит!». Впервые. Сам. Показал не четырку на дороге, не очередной домофон, а что-то выходящее за пределы его специнтересов, что-то очень обычное, но очень грандиозное для нас.

В случае с РАС не бывает чудес, бывает долгая последовательная и комплексная работа связки родителей, педагогов и коррекционных специалистов. И те навыки, которых не было совсем или они были только в зачатке, потихоньку появляются и позволяют ребенку эффективнее взаимодействовать с этим миром. 

Если вам есть чем поделиться на тему разделенного/совместного внимания у ваших детей, буду рада обсудить 😉🙌🏻