Найти в Дзене
Мамкины игры

Какие профессии заменяет ИИ уже сегодня (2025)?

Как мама школьника, я, конечно, задумываюсь о будущем. И о том, как помочь ребёнку с выбором профессии. До ОГЭ и ЕГЭ нам ещё далеко, но перемены на рынке труда в связи с появлением нейросетей заставляют следить за ситуацией особенно чутко. Ведь много профессий, актуальных ещё вчера, канут в лета, как какие–нибудь извозчики или телефонистки. А если вашему ребёнку скоро предстоит выбор направления, то обязательно прочитайте статью прямо сейчас, чтобы не попасть в отмирающую профессию. Начну со сфер, где на данный момент идёт рост внедрения ИИ. А значит, и активная замена линейного персонала автоматизацией. Маркетинг (15,28%) и технологии (13,29%) лидируют по очевидным причинам: маркетинговые компании создают много контента, а у технологических компаний есть и инфраструктура, и культура «пробовать новое». В этом нет ничего удивительного. Настоящая история кроется в деталях. Почему сфера финансовых услуг (6,73%) развивается в 2–3 раза быстрее, чем здравоохранение (3,35%), несмотря на схоже
Оглавление

Как мама школьника, я, конечно, задумываюсь о будущем. И о том, как помочь ребёнку с выбором профессии. До ОГЭ и ЕГЭ нам ещё далеко, но перемены на рынке труда в связи с появлением нейросетей заставляют следить за ситуацией особенно чутко. Ведь много профессий, актуальных ещё вчера, канут в лета, как какие–нибудь извозчики или телефонистки.

А если вашему ребёнку скоро предстоит выбор направления, то обязательно прочитайте статью прямо сейчас, чтобы не попасть в отмирающую профессию.

Сферы

Начну со сфер, где на данный момент идёт рост внедрения ИИ. А значит, и активная замена линейного персонала автоматизацией.

Маркетинг (15,28%) и технологии (13,29%) лидируют по очевидным причинам: маркетинговые компании создают много контента, а у технологических компаний есть и инфраструктура, и культура «пробовать новое». В этом нет ничего удивительного.

Настоящая история кроется в деталях.

Почему сфера финансовых услуг (6,73%) развивается в 2–3 раза быстрее, чем здравоохранение (3,35%), несмотря на схожее регулирование?

Начнём с того, что у банков есть чёткие, измеримые сценарии использования: чат-боты для обслуживания клиентов, проверка документов и мониторинг соответствия требованиям. Банк может провести A/B-тестирование ИИ на 10 000 обращениях в службу поддержки и точно определить, сколько это сэкономит. В сфере здравоохранения так сделать нельзя — медицинские решения слишком важны. Провести эксперимент без нарушения этических норм невозможно.

Показатель в 4,69% для строительной отрасли на удивление высок — выше, чем в розничной торговле (4,19%) и сфере образования (4,36%). Вероятно, ИИ атакует огромный пласт бумажной работы: разрешения, контракты, распоряжения об изменениях, документация по технике безопасности.

Доля телекоммуникационных компаний на рынке составила 3,42 %, что кажется удивительно низким показателем, поскольку все они предоставляют обширные услуги по обслуживанию клиентов, которые могут выиграть от внедрения ИИ.

Отставание правительства (1,32%) вполне объяснимо: 18-месячный цикл закупок, культура избегания рисков, отсутствие конкурентного давления. Было бы странно, если бы правительство не оказалось на последнем месте.

Профессии с падением спроса

Проанализировав 180 миллионов вакансий, Хенли Винг Чиу разместил результаты исследований в статье.

Профессии, спрос на которые будет снижаться (на графике снижение в % от года к году – 2024 и 2025)

-2

Среди 10 самых популярных должностей, количество которых сокращается, 3 являются творческими: художники компьютерной графики (-33 %), фотографы (-28%) и писатели (-28%). К художникам компьютерной графики относятся такие специалисты, как технические художники, 3D-художники и художники по визуальным эффектам. К писателям относятся копирайтеры, редакторы и технические писатели.

Сразу за пределами топ-10 находится категория «журналисты/репортёры» (-22%), которая также переживает спад. Количество вакансий для специалистов по связям с общественностью также сократилось на 21 %.

К сожалению, это не временное явление. Количество специалистов по компьютерной графике сокращается уже два года подряд (на 12% в 2024 году, а затем ещё на 33% в 2025 году). То же самое происходит с фотографами и писателями.

Однако, если не ограничиваться этими сокращающимися должностями, можно заметить, что не все творческие профессии сильно пострадали:

-3

Роли, предполагающие творческое руководство/разработку стратегии, гораздо более устойчивы к влиянию ИИ. Поэтому такие профессии, как креативный директор, креативный менеджер и креативный продюсер, более востребованы, чем исполнительские роли.

Аналогичным образом обстоят дела с должностями, предполагающими более сложное принятие решений и взаимодействие с клиентами. Графический дизайнер тратит много времени на анализ отзывов клиентов и внесение изменений. То же самое касается дизайнеров продуктов. Их работа включает в себя изучение потребностей пользователей и принятие стратегических решений о том, что и зачем создавать.

Таким образом, проблема заключается не в том, что «творческие профессии» исчезают, а в том, что сокращаются рабочие места, связанные с творческой реализацией, в то время как рабочие места, связанные со стратегическим творческим руководством, чувствуют себя хорошо.

По крайней мере, 3 из 10 наиболее сокращаемых должностей не имеют ничего общего с ИИ. Все они связаны с регулированием и охраной окружающей среды: специалисты по корпоративному комплаенсу (-29%), специалисты по устойчивому развитию (-28%) и технические специалисты по охране окружающей среды (-26%).

Эти показатели снижаются ещё сильнее, чем в творческих профессиях, и эта тенденция ускоряется. В 2024 году количество специалистов по корпоративному комплаенсу сократилось на 6 %, а в 2025 году — на 29%.

И это касается не только отдельных участников. Кризис затрагивает всю иерархию.

-4

В 2025 году количество рабочих мест для медицинских секретарей сократится на 20%.

Если мы сравним секретарей с аналогичными административными должностями в сфере здравоохранения, то не увидим такого же падения. Медицинские кодировщики? Практически без изменений — -0,02%. Медицинские ассистенты? Падение всего на 6%, что немного лучше, чем в целом по рынку. Но количество секретарей сокращается на 20%.

Очевидным виновником могут быть инструменты для документирования на основе ИИ, которые теперь могут прослушивать разговоры пациентов и автоматически генерировать клинические заметки. Медицинские регистраторы выполняют важную работу, но именно в структурированном документировании ИИ преуспел больше всего.

Тем не менее картина не совсем ясна. Это связано с тем, что количество вакансий медицинских секретарей сократилось на 2% с 2023 по 2024 год, а в этом году падение продолжилось. Поэтому автор склоняется к тому, что нам нужны данные за один или два года, прежде чем мы сможем сказать, является ли это долгосрочным снижением. Пока что мы добавим медицинских секретарей в список наблюдения.

Профессии с увеличивающимся спросом

Спрос на руководителей высшего звена намного выше, чем на менеджеров среднего звена и рядовых сотрудников

  • Высшее руководство: -1,7% (превосходит рынок на 6,3 процентных пункта)
  • Менеджерские позиции (Middle Management): -5,7% (лучше рынка на 2,3 процентных пункта, но всё же хуже, чем у руководителей)
  • Сотрудники без менеджерских обязанностей — 9%
-5

Возможно, компании добавляют стратегического лидерства, одновременно проявляя большую избирательность в отношении оперативного управления. Они хотят, чтобы больше людей решали, что делать, меньше людей управляли тем, как это делается, и еще меньше людей выполняли это. Ярким примером этого является Google, которая за последний год избавилась от большинства своих менеджеров среднего звена.

Отчасти это стало возможным благодаря искусственному интеллекту. Например, директор или вице-президент теперь могут использовать инструменты для написания кода на основе ИИ, чтобы быстро создавать прототипы идей, не прибегая к помощи команды инженеров. Те же инструменты на основе ИИ, которые представляют угрозу для отдельных сотрудников, на самом деле расширяют возможности высшего руководства, позволяя ему действовать более независимо. Вице-президенту по продукту, который может создать рабочий прототип в Cursor или проверить технический подход с помощью Claude, не нужно столько инженеров в подчинении.

IT

1 вакансия пользуется бешеным спросом: количество объявлений о найме инженеров по машинному обучению выросло на 40% с 2024 по 2025 год — это самый большой рост среди всех профессий. И это в дополнение к росту на 78% в 2024 году.

И дело не только в инженерах по машинному обучению. Весь стек инфраструктуры ИИ переживает бум:

Тут не стала переводить, т.к. IT профессии обычно почти не переводятся
Тут не стала переводить, т.к. IT профессии обычно почти не переводятся
  • Инженеры-робототехники: +11% (ИИ перемещается со экранов в физический мир)
  • Исследователи/прикладные специалисты в сфере технологий: +11% (компании создают собственные модели, а не просто используют API OpenAI)
  • Инженеры центров обработки данных: +9% (для всех этих выводов ИИ требуется мощная вычислительная инфраструктура)

Компаниям нужны исследователи для разработки моделей, инженеры по машинному обучению для их внедрения, инженеры по робототехнике для установки роботов на складах и фабриках, а также инженеры по центрам обработки данных для обеспечения работы всей системы.

Несмотря на многочисленные разговоры о том, что искусственный интеллект заменит специалистов по программному обеспечению, данные свидетельствуют об обратном: количество вакансий в сфере разработки программного обеспечения практически не изменилось с прошлого года.

-7

Большинство инженерных должностей либо растут в цене, либо остаются на прежнем уровне. Это происходит в год, когда GitHub Copilot, OpenAI Codex, Claude Code и дюжина других ИИ-помощников по написанию кода якобы делают программистов ненужными.

Очевидное объяснение состоит в том, что инструменты на основе ИИ делают инженеров более продуктивными, а не лишними. Когда вы предоставляете разработчику Copilot, он не становится ненужным — он быстрее выпускает функции, решает более сложные задачи и тратит меньше времени на шаблонный код.

Один интересный факт: количество вакансий в сфере фронтенд-разработки сократилось больше, чем в любой другой сфере разработки программного обеспечения. Я не могу не задаться вопросом, не связано ли это с появлением таких инструментов для создания фронтенда, как Replit, Lovable и Bolt.new, которые значительно упростили создание фронтенда для веб-сайта или приложения. Я сомневаюсь, что искусственный интеллект избавит нас от сложной работы по созданию фронтенда (например, от разработки такого приложения, как Figma), но, возможно, он повлияет на менее сложную работу.

Тем не менее, несмотря на всю шумиху вокруг того, что инструменты для написания кода на основе ИИ заменят инженеров-программистов, разработка программного обеспечения по-прежнему остаётся одной из самых надёжных профессий по сравнению с большинством других «белых воротничков».

Маркетинг

Маркетинговые профессии в целом были довольно стабильными. Большинство из них оставались на прежнем уровне. Но одна маркетинговая должность выделялась на фоне остальных: количество вакансий специалистов по инфлюенс-маркетингу выросло на 18,3% по сравнению с прошлым годом. И это не разовое явление. В прошлом году количество вакансий специалистов по инфлюенс-маркетингу увеличилось на 10%, так что это тенденция, наблюдаемая в течение двух лет.

-8

Маркетинг влияния доказал свою эффективность благодаря тщательному отслеживанию, моделированию атрибуции и фактическому измерению рентабельности инвестиций. Бренды могут точно определить, какие партнеры-авторы способствуют росту продаж.

Но, на взгляд автора, происходит нечто более масштабное, и связано это с ИИ. По мере того как люди наводняют интернет контентом, созданным ИИ, традиционные каналы теряют то немногое доверие, которое у них ещё оставалось. Результаты поиска? Всё больше мусора, созданного ИИ. Медийная реклама? Всегда раздражала, а теперь ещё и потенциально создана ИИ. Холодные рассылки? Очевидно, написаны ИИ и разосланы куче случайных незнакомцев. У людей вырабатывается иммунитет ко всему, что есть в интернете. Но видео об уходе за кожей от автора TikTok их возраста? Это всё ещё кажется реальным и искренним.

«Доверие к бизнесу и рекламе продолжает снижаться, но мы доверяем друг другу — нашим друзьям и членам семьи. Инфлюенсеры — это не просто молодые люди, рекламирующие товары. Они воспринимаются как надёжные онлайн-друзья, и это мощный инструмент для брендов, который можно использовать» — говорит Марк Шефер, исполнительный директор Schaefer Marketing Solutions.

На графике чётко видно сильное снижение спроса на SEO специалистов (-15%), спецов по цифровому (интернет) маркетингу (12%), контент маркетингу (11%). Меньше страдают SMM, специалисты по партнёрскому маркетингу и по полевому маркетингу (взаимодействие брендов с потенциальными клиентами на местах: в местах розничной торговли, на мероприятиях, в кампусах колледжей или в общественных местах)

Руководитель отдела формирования спроса, специалист по клиентскому маркетингу и специалист по работе с инфлюенсерами (блогерами) — самые перспективные на данный момент направления.

«В сфере цифрового маркетинга уже пару лет наблюдается сложная ситуация. Особенно сильно пострадали SEO, контент и социальные сети из-за появления концепции Zero Click Everything (т. е. поисковые системы и социальные сети существенно сокращают объём отправляемого ими трафика). Одним из немногих положительных моментов во всём этом стало появление маркетинга Zero Click (т. е. влияния на людей там, где они обращают внимание, без необходимости привлекать прямой трафик). Неудивительно, что специалисты по маркетингу авторов/инфлюенсеров — одна из немногих категорий, которая использует этот подход и продолжает развиваться». — Рэнд Фишкин, основатель Sparktoro.

Обслуживание клиентов

На данный момент ИИ не вытесняет массово профессии, связанные с обслуживанием клиентов.

Если и есть профессия, которую, по мнению всех, должен заменить ИИ, то это профессия специалиста по работе с клиентами. Тем не менее количество таких специалистов сокращается всего на 4,0%, что превышает контрольный показатель в -8 %, несмотря на попытки компаний автоматизировать обслуживание клиентов с помощью ИИ.

Я уверен, что все мы слышали истории о компаниях, которые активно внедряют чат-ботов с искусственным интеллектом и увольняют сотрудников, отвечающих за работу с клиентами. Компания Klarna попала в заголовки СМИ, заменив сотрудников, отвечающих за работу с клиентами, искусственным интеллектом, но затем снова наняла их.

Многие компании обнаруживают, что чат-боты отлично справляются с простыми запросами, но совершенно не подходят для решения задач, требующих рассудительности или эмпатии. Когда клиенты злятся или не понимают, что происходит, они хотят общаться с человеком, который разделяет их недовольство, а не с ботом, который действует по сценарию. Хорошее обслуживание клиентов предполагает эмпатию и принятие решений, требующих рассудительности, например, отказ от комиссии или возврат средств.

Кроме того, автор уверен, что многие компании не хотят негативной огласки, связанной с тем, что чат-бот с искусственным интеллектом обещает клиенту что-то, чего на самом деле нет.

Продажи

У сейлзов тоже неперводимая игра слов в профессиях
У сейлзов тоже неперводимая игра слов в профессиях

Количество вакансий в сфере продаж остаётся стабильным, но чёткой закономерности нет. Показатели продаж в целом лучше, чем средний показатель по рынку, который составляет -8%. Большинство показателей продаж снизились незначительно или даже выросли:

Но в отличие от других категорий, где мы наблюдали чёткие закономерности — например, снижение роли креативного исполнения при сохранении креативного лидерства, — в сфере продаж нет очевидной иерархии. На каждом уровне ситуация неоднозначная.

Количество руководителей по работе с клиентами сократилось на 5,9%, но количество менеджеров по работе с клиентами выросло на 1,6%.

Количество менеджеров по продажам сократилось на 2,6%, но количество директоров по продажам выросло на 2,5%.

Рост на 10,2% числа директоров по доходам выделяется на фоне других должностей в сфере продаж, где наблюдается значительный рост. Эта должность появилась относительно недавно — десять лет назад её ещё не существовало — и отражает изменение подхода компаний к росту.

Почему именно сейчас? Несколько теорий:

Во-первых, компании всё более тщательно подходят к операциям, связанным с получением прибыли. В условиях экономического спада недостаточно просто нанять больше продавцов — нужен кто-то, кто оптимизирует всю систему. Директора по доходам часто отвечают за инфраструктуру данных, модели вознаграждения, планирование территорий и набор технологий, которые повышают эффективность работы всех остальных.

Во-вторых, рост за счёт продукта означает, что доход не ограничивается первоначальной продажей. Вам нужен человек, который будет думать о расширении, дополнительных продажах, удержании клиентов и оттоке клиентов, а не только о новых логотипах. Директор по доходам — это человек, который обладает целостным видением.

Специалисты по продажам — -8,0%, что в целом соответствует ситуации на рынке. Эти специалисты занимаются управлением CRM, аналитикой и оптимизацией процессов. Возможно, инструменты на основе ИИ берут на себя больше структурированной работы, связанной с обработкой данных, но учитывая, что значительный спад наблюдается всего год, пока рано говорить о тенденции.

Безусловно, российский рынок может меняться несколько иначе в связи с известными событиями и ограничениями, но тенденции на данный момент понятны.

Если желаете почитать в оригинале — ссылка.

-10